План открытого урока Работа над ритмом на уроке специальности

Андреенкова Елена Владимировна

Урок проводился с учащимся первого класса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА   27. 03 2017 года

Преподавателя  

Андреенковой Елены  Владимировны

по дисциплине «Специальный инструмент »

с учеником  1 класса  ДМШ  Германом Клочковым

Тема урока: «Работа над ритмом на уроке специальности»

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе;

Цель урока: добиваться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях..

 

      Обоснование цели: Всегда и в настоящее время педагоги и исполнители  работают над усовершенствованием исполнительского мастерства. А так, как ритм является одной из главных нитей «музыкальной ткани», то работа преподавателей по формированию и развитию ритмической организации у учащихся необходима и целесообразна.

         Задачи:
Обучающие:
-  знакомства с музыкальными терминами – метр, ритм, темп;
- применение теоретических знаний о ритме, темпе, группировке на уроке;
- обучение правильному распределению ударов при исполнении различных метроритмических сочетаний.

Развивающие:
- развитие слухового восприятия музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений;
- развитие ощущения чередования длинных и коротких длительностей через ритмическое прохлопывание.

Воспитательные:
- воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитание внимания, умения слушать и слышать музыку;
- воспитание навыков художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

  Используемые педагогические технологии:

- здоровьесберегающие;

- проблемного обучения;

- игровые;

- обучение с помощью ТСО;

- коллективные;

- профессиональные;

- развивающие.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Рояль, домра, подставка по ногу, ноты, нотный пульт, мобильный телефон ученика.

Содержание:

1.Повторение пройденного материала.

2. Упражнения на развитие чувства ритма.

4.Работа над пьесами.

5. Итоговое исполнение пьес..

Ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач:;

  1. Настройка домры под рояль  -  2 мин.
  2.  Повторение длительностей нот ;

Игра «Ритмическое эхо» (педагог хлопает, ученик – повторяет); Прохлопывание ритмических рисунков по «Музыкальному букварю» Н.Ветлугиной                      -   10 минут

  1. Исполнение упражнений «Метель» и «Барабанщик». При исполнении  упражнений необходимо выдерживать метрическую точность т.к. говоря словами Г. П. Прокофьева, чувство мерности пульсации является «доминантным» в работе. «...Играть в ритмическом отношении точно», не допуская в этой области «никаких послаблений», поскольку любые «упражнения вне ритма следует признать нецелесообразными», писала Н. А. Любомудрова.     - 5 мин
  2. Исполнение Р.Н.П. «Вдоль да по речке» в обработке Ю.Давидовича. Пьеса написана в размере 2/4, содержит ритмический материал, сложный для исполнения учеником 1 класса, поэтому необходимо проработать его с помощью различных упражнений:

- учитель прохлопывает ритм сложного ритмического эпизода, а ученик 1 и 2 доли ;                    

-учитель прохлопывает 1 и 2 доли, ученик прохлопывает ритм сложного ритмического эпизода, далее ритм  играется на инструменте на одном звуке,и наконец- исполняется всё как написано автором.    – 10 мин.

5. Разминка. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательным реакциями (проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, типа подсознательного, как говорят, «машинального» отбивания ритма ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений пальцев, гортани, корпуса и т.д.). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Эта позиция полностью разделялась и таким авторитетным теоретиком и практиком в вопросах ритма, как Жак. Далькроз: «Без телесных ощущений ритма... не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». Ученик ногами топает четвертными длительностями, хлопает восьмыми, если упражнение получается, прохлопываемые ритмы можно усложнять, а ноги  все-равно топают четвертями.  – 5 мин.

6. Исполнение Р.Н.П. « Жил был у быбушки серенький козлик». Размер ¾ не всегда легко воспринимается юными музыкантами, поэтому выполняем ряд упражнений, помогающих ученику почувствовать трехдольность. Концертмейстер играет пьесу, а ученик хлопает четвертями. Концертмейстер продолжает играть, ученик хлопает только первые доли, дальше задача усложняется - ученик хлопает первую долю громко, а вторую и третью тихо. Таким образом мы добиваемся понимания размера ¾.        -  5 мин.

7. Исполнение двух пьес учеником записывается на мобильное устройство, подарок для родителей. Домашнее задание.    -  8 мин.

                                                                                                       45 минут.

Результат: Поставленные цели и задачи урока были полностью достигнуты. Этому способствовали плодотворная работа и творческая атмосфера на уроке, а также хорошая восприимчивость ученика, его умение слушать и думать.