Методическая разработка мастер- класса: «Нам нужна одна Победа!»
Мастер-класс патриотической направленности для работы с песнями о ВОв на примере песни Б.Окуджавы "Нам нужна одна Победа!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nam_nuzhna_odna_pobeda-_novokshonovoy_i_shkurko.docx | 33.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет по народному образованию
Солнечногорского муниципального района Московской области.
Муниципальное автономное некоммерческое учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Юность».
Методическая разработка мастер- класса:
«Нам нужна одна Победа!»
.
.
Новокшонова К.В.,
Шкурко Т.В.,
педагоги дополнительного образования
МАНУ ДО ДДТ «Юность»,
руководители объединения
«Клуб авторской песни «Роза ветров».
г. Солнечногорск. 2014 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Основная часть. Мастер- класс: «Нам нужна одна Победа!»… ……………4
Заключение …………………………………………………………………. 7
Список использованных источников: …………………………………… …8
Введение
Идентичность понятие не стабильное и зависит от разнообразия процессов общественных взаимодействий и трансформаций. Российская идентичность ослабляется в период мира и благополучия в стране и наоборот укрепляется в период конфликтов и разногласий, человек определяет себя и свои ценности. Так в период Великой Отечественной войны советская идентичность была особо крепка не зависимо от нации и вероисповедания, как известно, наследником СССР является Российская федерация.
Целостная оценка самого себя происходит в процессе усвоения ребёнком социального опыта, в ходе которого приобретаются знания в круговороте природных и общественных событий. Ребёнок преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Самосознание личности происходит, когда человек познает себя и относится к себе самому, пользуясь целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит эмоциям, которые возникают и регулируются в зависимости от социальной ситуации. Исходя из этого, наш мастер-класс формирует Российскую идентификацию, основываясь на исторической памяти подвига народа в Великой Отечественной войне, затрагивая эмоциональную составляющую личности ребёнка, на примере работы над музыкально-поэтическим произведением Б.Окуджавы «Нам нужна одна Победа!».
Актуальность и целесообразность:
Из многолетнего опыта работы, к сожалению, наблюдаем у подростков и юношества формальность в рассуждениях, циничность отношения или полное непонимание понятий: гражданская позиция, патриотизм, национальная историческая память. При этом свободно и зачастую напоказ используют фашисткою символику. Чем заканчивается для народа такая моральная глухота и забывание уроков преподносимых историей, мы видим на горьких примерах настоящего. Конечно, начинать гражданско-патриотическое воспитание необходимо намного раньше, ещё с дошкольного периода. Но как действовать, если ребёнку уже более десяти лет и он становится мало восприимчив к словам взрослых?
Зачастую ребёнок не воспринимает информацию, которая ему не близка, то есть эмоционально не окрашена. Эмоциональной окраской слова является интонация, которая помогает нам понять смысл того о чем говорим. Если произносить одно и то же слово или фразу с разной интонацией, то и смысл меняется и наши эмоции, настроение тоже меняется, что в свою очередь приводит к определенной поведенческой реакции. Задача педагога в общении с детьми выводить их на эмоции, которые помогут эмпатическому, а значит и к более глубокому восприятию информации.
Надеемся что наш мастер-класс сподвигнет педагогов и родителей к ещё большему использованию методов и приёмов эмоциональной окраски информации, особенно музыкально-поэтических произведений связанных с историей нашей Родины для верного эмоционально-нравственного отношения ребят к конкретным событиям.
Цель:
Создать методический материал для работы с детьми по формированию гражданско-патриотической позиции на примере работы с музыкально-поэтическими произведениями, используя современные и актуальные методы и приёмы, способные влиять на эмоции и эмпатию у детей.
Условия применения:
Полную, частичную или вариативную модель мастер-класса, можно применять в педагогической работе с детьми от 11 до 17 лет, на уроках музыки, изобразительного искусства, МХК, литературы и истории, внеклассных мероприятиях, на занятиях в дополнительном образовании, методы и приёмы из мастер-класса могут применять родители.
Основная часть
Мастер- класс: «Нам нужна одна Победа!»
Цель мастер-класса:
Создание условий для понимания влияния эмоциональной составляющей на социальное поведение как фактора воздействия на самосознание личности и формирования гражданско-патриотической позиции.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность.
- Показать эффективные методы и приёмы работы с музыкально-поэтическим произведением в контексте эмоциональности для более глубокого понимания и осознания его информационно - смысловой составляющей.
- Показать взаимосвязь эмоционального настроя от положения тела иинформативности слова от использования эмоции при произношении.
- Применить на практике разбор информативной нагрузки в тексте и исполнить произведение Б.Окуджавы «Нам нужна одна Победа!».
Концептуальные подходы:
Творческие, воспитательные, репродуктивные, диалогические, эвристические, обьяснительно-иллюстративные, игровые, тренинговые, видеометод, демонстрационные, релаксационные (вокал).
Ресурсное обеспечение:
интерактивная доска или экран, проектор, проигрыватель или компьютер с колонками, подготовлены рабочие места для участников мастер-класса, фильм (хроники Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.), текст и аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы «Нам нужна одна Победа!» (печатный вариант, по количеству участников), ручки, доска и маркеры или мел.
Ход мастер-класса:
Сегодня актуален вопрос о сохранении национальной исторической памяти, наследии нравственных идеалов. От этого зависит не только уровень национального и исторического самосознания, но и политическая стабильность в современной России. Эффективность в решении данной задачи достигается преимущественно методами информационного, культурного и мировоззренческого воздействия.
В начале мероприятия - занятия с ребятами стоит провести небольшую эвристическую беседу о необходимости помнить и знать историю нашей Родины и подвиге нашего народа во вторую мировую войну.
Для молодых людей при знакомстве с творчеством прошлых лет возникают вопросы по смыслу и информативности событий или даже просто некоторых отдельных слов.
Для более глубокого понимания, желательно ознакомить учащихся с событиями, происходившими в данный период времени. Например, показать документальный фильм. Просмотр хроник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., отрывков из 17-ти серийного фильма, выбранных по принципу наибольшего эмоционального воздействия (подлость фашисткой Германии при нападении без объявления войны, героическая защита Москвы, мужество Ленинградцев и ужас блокады, подвиг нашего народа, освободившего не только свои земли).
После просмотра хроник поговорить с ребятами, что они прямые потомки народа Победителя. Самое главное качество культурной нации – память. И помнить свою историю, не забывать о ней помогают литературные произведения, фильмы, картины и песни.
Чрезвычайную важность сохранения национальной исторической памяти несет в себе авторская (бардовская) песня. Если говорить об освещении Великой Отечественной войны в авторской (бардовской) песне, то вспоминаем в первую очередь, песни Владимира Высоцкого, Виктора Берковского, Юрия Визбора, Олега Митяева и конечно же Булата Окуджавы.
Булат Окуджава – один из признанных основоположников бардовской песни. Его песни вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов, как оказалось, надолго. По сей день актуальна песня «Нам нужна одна Победа!». Поставить песню в аудио варианте или исполнить самим.
Раздать текст: «Нам нужна одна Победа!». Б.Окуджавы.
1 куплет
Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
ПРИПЕВ:
Hас ждет огонь смертельный, но все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш, десантный батальон.
Десятый наш, десантный батальон.
2 куплет
Едва огонь угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим,
Так значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
ПРИПЕВ.
3 куплет
От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
ПРИПЕВ.
Обязательно разобрать с ребятами непонятные по тексту песни фразы. Например: Здесь птицы не поют, деревья не растут.
Возникает Вопрос. Почему птицы не поют? Почему деревья не растут?
Или например:
Едва огонь угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Вопрос. Почему почтальон сойдет с ума?
Чтобы песня ожила важно соблюдать и предавать эмоции, а также чувства принадлежащие произведению. Это помогает более глубокому пониманию смысловой нагрузки текста. Влияние эмоций на человека трудно переоценить, ведь СЛОВО само по себе несет только информацию, а вот смысл ему придает уже та эмоция которую употребили при произношении.
ТРЕНИНГ. Приглашаем Вас попробовать использовать выражение какой либо эмоции при произношении слова ( например - ВЕСНА)
Ведущий (педагог): произносит слово без особой эмоциональности ВЕСНА.
Что Вы можете сказать об этом слове, как можете охарактеризовать?
Аудитория: отвечает, что это время года.
Ведущий (педагог): произносит слово ВЕСНА – радостно.
Аудитория: даёт положительную картинку ВЕСНЕ.
Ведущий (педагог): произносит слово ВЕСНА – брезгливо.
Аудитория: подмечает отрицательные стороны ВЕСНЫ.
Ведущий(педагог): Мы сразу СЛЫШИМ, как меняется смысл сказанного слова.
На наше эмоциональное настроение влияет не только сказанное нам извне, но и наша с вами жесты, мимика и даже поза.
ТРЕНИНГ. (Можно сидя, но лучше стоя) Мы с вами сейчас попробуем расслабленно опустить и чуть увести вперед плечи, чуть сгорбиться, далее опустить подбородок, уголки губ и перекрестить ноги. Давайте теперь попробуем сказать «Я горд собой».
Аудитория делает и произносит: «Я горд собой».
Ведущий(педагог): Кто поверил? - Аудитория отвечает: отрицательно.
Ведущий (педагог): А теперь сделаем все с точностью до наоборот: выпрямимся, расправим плечи, поднимем подбородок, приподнимем уголки губ и поставим ноги устойчиво. Произнесем те же слова: «Я горд собой». В каком случае вы почувствовали себя эмоционально комфортно? - Аудитория отвечает: Во втором варианте.
Далее предстоит разобрать текст на эмоции (аудитория ищет определения сама):
1.С каким чувством мы должны исполнять всё произведение?
2. Какие эмоции возникают в каждом отдельном куплете или припеве?
Эмоции и чувства фиксируем в тексте и на доске маркером или мелом.
В заключении предлагается коллективное исполнение песни, желательно стоя и выпрямившись, стараясь соблюдать выбранные аудиторией эмоции и чувства.
Заключение
Выходя на любую аудиторию, мы обязательно привлекаем учащихся своего объединения («Клуб авторской песни «Роза ветров», ДДТ «Юность»). Это помогает нам решать поставленные задачи с большей эффективностью, особенно если мастер-класс проходит при участии детей из других организаций, школ. Зная особенности подросткового и юношеского возраста (большее доверие к сверстникам, сильное взаимовлияние), мы с учётом социализации и наших учащихся, таким методом решаем с большей эффективностью поставленные образовательные и воспитательные задачи.
Первый мастер-класс был проведён в ДДТ «Юность» в рамках районного семинара «Патриотическое воспитание в рамках концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2020 г. включительно» для заместителей директоров по воспитательной работе школ и домов творчества, педагогов-организаторов 12 декабря 2014 г. В дальнейшем нас периодически приглашали провести мастер-классы в школах. Проведено 12 мастер-классов. По отзывам администраций школ, педагогов и ребят наша работа не проходит впустую, а значит, мы добиваемся поставленной цели.
Список использованных источников:
- Быков А.К., МельниченкоИ.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. – 208 с.
- Голос надежды. Новое о Булате. Вып.5/ Сост. А.Е.Крылов. – М.: БУЛАТ, 2008. – 624 с.
- Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 120 с.
- Интернет ресурс: Youtube.com./ Документальный фильм «Великая отечественная война 1941-1945» - 17 серий.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005.- 940с.
- Курсы профессиональной переподготовки «Конфликтология» - АСОУ бывшее ПАПО)15.09.2009 г.-18.05.2011 г.
- Наполним музыкой сердца: песенник. / Сост. Р. А. Шилов – М.: Советский композитор, 1989. – 252 с.: ил., ноты.
- Ничипоров И. Б. Авторская песня в русской поэзии 1950-70-х гг. М.: Макс Пресс,2006.- 436с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2008. - 816 с.