Особенности общения педагога и ученика на уроках индивидуального инструмента
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Особенности общения педагога и ученика на уроках индивидуального инструмента
Автор: Крехно С.О.
Преподаватель по классу фортепиано
г. Сургут
2017
В условиях ДШИ, где основная форма работы – индивидуальные уроки, ответственным за воспитание учеников является педагог по специальности. В связи с этим на первый план выходит проблема общения учителя и ученика на уроках в классе индивидуального инструмента. Проблемы отношений учителя и ученика описаны в трудах многих педагогогов , таких как А.Б. Гольденвейзер, Л. А. Боренбойм, Г. Г. Нейгауз, А. Д. Артоболевская, психологов А. Л. Готсдинер, Б. М. Теплова, А. А. Люблинской и многих других.
Личности педагога и ученика представляют собой динамически развивающиеся индивидуальности. Поэтому на первый план выступают совокупность личностных качеств, свойственных каждому из них, и вопросы, связанные с их взаимодействием.
Центр образовательного процесса – ребенок и независимо от того как он попал в школу, сам ли он этого захотел или его привели заниматься родители, педагог сразу акцентирует его внимание на таких вопросах, как и ради чего он хочет заниматься музыкой, чем музыка интересна сама по себе, что она может дать ребенку и почему ей нужно уделять много времени. Принципиальное значение имеет «личностное» общение преподавателя и ученика. Важно, чтобы между педагогом и учеником возникли теплые, доверительные отношения, не было дистанции, так как настоящая продуктивная работа возможна только тогда, когда существует взаимная симпатия и уважение друг к другу. При этом участливое отношение к ученику не должно ограничиваться только занятиями музыкой. Учитель должен быть внимательным ко всем сторонам жизни ученика, уметь помочь своему воспитаннику.
В педагогическом процессе преподаватель выступает посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Его задача - так организовать обучение, чтобы учащиеся, усваивая содержание, успешно и гармонично развивались.
Методы и средства музыкального обучения можно разделить на вербальные и невербальные:
-вербальные методы - использующие речь, слово;
-невербальные(неречевые) методы –в первую очередь музыкальное исполнение, показ, прослушивание.
К общим методам относятся – воздействие взглядом, мимикой, позой , жестом, прикосновением, выразительной интонацией речи, обращением. Сюда входят и способы « подкрепления» - похвала, порицание или нарочитая сдержанность, которые могут быть выражены как вербальными, так и невербальными средствами.
Широко известно, что коэффициент полезного действия в оптимальных условиях педагогического т общения никогда не равен ста процентов. Он всегда меньше. Объясняется это различием психических свойств ученика и учителя, различием их жизненного опыта, темперамента, возраста и многих других факторов. Ученик как объект обучения и общения вызывает у педагога определенное отношение. Важно, чтобы это отношение сопровождалось объективной оценкой, и было достаточно гибким. Психика ученика постоянно изменяется и обогащается, поэтому необходимо, чтобы педагог обладал достаточной чуткостью и умел видеть и правильно оценивать изменения в личности учащегося.
В отношении обмена информацией музыкально-педагогический процесс представляет собой постоянную исполнительскую и эстетическую коррекцию и воздействие на музыкальное и исполнительское развитие ученика. Важным является своеобразное эмоциональное заражение ученика музыкой, развитие творческих и музыкальных способностей посредством исполнения все нового музыкального материала, повышая степень усвоения знаний и умений учеником. Главным средством коммуникации здесь выступает сама музыка. Она представляет собой мощный поток эмоционального воздействия, направляющего мысли и чувства общающихся и сплачивает их действия воедино. Лучшие педагоги прошлого и настоящего – А. Рубинштейн, В. Сафонов, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах и др. – умели создавать в своих классах атмосферу необыкновенной увлеченности музыкой.
Музыкальное обучение и воспитание происходит в форме творческого общения. Продуктивные формы общения и обращения с учеником по словам известного музыкального психолога А. Л. Готсдинера, должны соответствовать следующим требованиям. Педагог должен уметь:
-владеть естественной простотой общения без фамильярности;
-искренностью тона без фальши;
-выражать доверие без попустительства;
-уметь выражать свою просьбу без упрашивания;
-делать замечания, давать советы и рекомендации без навязчивости;
-добиваться выполнения своих требований без подавления самостоятельности;
- применять иронию и юмор без насмешливости;
-быть требовательным без лишней придирчивости;
-проявлять настойчивость в действиях без упрямства;
-использовать деловой тон без раздражительности, сухости и холодности;
-быть доброжелательным без заласкивания;
- уметь выразить свое неодобрение и порицание без унижения достоинства ученика.
Мне кажется, эти качества своеобразная программа саморазвития и самовоспитания педагога.
Задача педагогов - музыкантов – облегчить детям сложный путь в мир познания музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия. Музыкальный язык, вся музыкальная атмосфера в которой растут современный дети. Все сложнее объяснить им взаимосвязи между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, содействовать способности понимать разницу между серьезной и легкой музыкой. Роль педагога во всем этом является ключевой. Согласно концепции современного образования педагог работает над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений и находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.
Список литературы:
- Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
- Белошапка Г. И. Музыкальная психология. Учебное пособие. –Сургут: РИО Сур ГПИ, 2003. – 165с.
- Готсдинер А. Л. Роль психологических знаний в деятельности педагога. // Тез. докл. конф. – Тбилиси, 1980.
- Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов на Дону: «Феникс», 2002.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1967.
- Теплов Б. М. Психология музыкальный способностей// АПН РСФСР. – М.; Л., 1974.