Технологическая карта "Мир полифонии"

Полифония в творчестве И,С.Баха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_polifoniya.odt18.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                        Технологическая карта урока

музыки в 6 классе

Тема:   Эмоциональный мир полифонии.

                                                                                                                                          

«Бессмертный  Бог  гармонии»  Эмоциональный мир полифонии.

Цель деятельности учителя

Знакомство обучающихся с миром полифонии.Развитие интереса  обучающихся к творчеству И. С. Баха; подвести к выводу, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе её преобразующую роль

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные  ресурсы

Предметные: Стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с новым музыкальным произведением: фуга Соль минор

Метапредметные: способность  извлекать материал из различных источников, включая литературу, электронные  носители

Личностные:

Вхождение обучающихся в мир духовной ценности произведений Баха, присвоение  духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов

Методы и формы обучения

Слушание, наблюдение, анализ

Образовательные ресурсы

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно- демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, , Фуга «Соль минор»

Основные понятия

Полифония, фуга,.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

обучающихся

Формы

организации

взаимо-

действия

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль

Мотивация

(самоопределение

к учебной

деятельности)

Чтение высказываний .

Сегодня мы

окунемся в мир музыки, которая была написана двести лет тому назад и является одной из ранних форм музыки.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания

Познаватель-

ные: осознают недостаточность знаний

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Воспроизведение новых знаний

и применение их в новой ситуации

 Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учеником.

Беседа по презентации .

Извлекают необходимую информацию

из сообщения

обучающегося,

смотрят презентацию, задают вопросы

Индивидуальная и групповая

Личностные:

вхождение обучающихся в мир духовных

ценностей;

понимание представителей другой культуры;

присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного

содержания

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Регулятивные: участие в индивидуальном проекте,приобретение навыков работы с  Интернетом.

Коммуникативные: решение учебных задач в процессе исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов

ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Отвечают на вопросы

Выявление места

и причины затруднения

Беседа по вопросу

Почему люди сегодня обращаются к музыке Баха, хотя она была написана 200 лет тому назад?

Вступают в диалог с учителем

фронтальная

Личностные:

стремление войти в мир духовных ценностей

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Регулятивные:

самостоятельный выбор целей и способов решения учебной задачи;

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-

ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Отвечают на вопросы, размышляют

Целеполагание

 построение проекта выхода из затруднения

Осмысление новых сведений

 Раскрытие сущности новых понятий,

усвоение нового материала

Беседа по вопросам

Слушание произведения

Обсуждение результатов

по заданиям

Слышали вы когда-нибудь термин полифония?

Полифония  с греческого.означа-

ет

 как «многоголосие». В полифонии одновременно звучат несколько мелодий, и все они равномерны, нет главных и аккомпанирующих. Величайшим полифонистом был И. С. Бах Движения мелодий-голосов в его сочинениях – это движение человеческой мысли, напряженное движение жизни. Рассказ

учителя.

1.Полифония-поистине высокая область баховского творчества.

2. Творческий путь Баха.

3.Образы и идеи

Кто из вас видел орган?

Как вы думаете,

это инструмент клавишный или духовой?

Сегодня на уроке прозвучит одно из прекраснейших произведений Баха для органа - «Фуга соль минор». Определить тему фуги?

Какие чувства

испытывает человек, слушая эту музыку?

Почему церковные власти боялись , что музыка Баха уведет горожан от их власти?

Слово « фуга»  по латыни значит «бег». Фугой называют произведение, построенное на непрерывном развертывании одной музыкальной мысл , которая со строгой последовательно-стью в установленном порядке проводится всеми участвующими голосами. «Искусство фуги» он закончил  в 1750 году. В баховском сборнике 14 фуг и 4 канона. Все они написаны на одну тему.

Слушают сообщение, извлекают информацию

Записывают

термин в тетрадь

Участвуют в диалоге

Слушают.

Обдумывают и

обсуждают тему, готовят ответ на поставленный вопрос

обсуждают, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

записывают в

тетради

Фронтальная

индивидуальная

индивидуальная

Групповая

Индивидуальная и групповая

Индивидуальная и групповая

Фронтальная

Личностные:

Понимание представителей

другой, культуры

присвоение  духовно- нравственных ценностей музыки

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Отвечают на

Вопросы

Творческая

практическая деятельность

по реализации

построенного

проекта

Различные полифонические формы

Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию. Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха – Хорошо темперированный клавир (Das Wohltemperierte Clavier), цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей – полутонов. Успех первого тома этого собрания (24 прелюдии и фуги во всех тональностях) побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи – 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения (Clavierbung). Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации – Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.Г.Гольдберга. Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха – графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы.

Слушают, извлекают информацию

Индивидуальная, групповая

Личностные:

осознание особенностей музыки Баха

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Регулятивные: контролируют свое поведение

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов

ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Первичное закрепление с

Комментированием

Беседа по вопросам

Как воспринималась вами музыка фуги?

За счет чего происходит раздвижение пространства фуги?

Отвечают на вопросы

индивидуальная

Личностные:

присвоение

духовно- нравственных ценностей музыки

Познавательные:

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвов

ание навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Ответы на вопросы

Закрепление новых знаний

Фуга

В характере темы есть скерцозность, отражение танцевальных образов — черты чисто светской бытовой музыки, обычно завуалированные в монументальных органных полотнах Баха. После грандиозного звучания заключительных аккордов фантазии одноголосное проведение темы, ее ритмическая подвижность и заостренный рисунок мелодии в силу контрастности производят несколько неожиданное впечатление. Но с каждым новым появлением темы и наслоением голосов раздвигается и ширится звуковое пространство, неудержимей становится устремленность движения. В форме соль-минорной фуги можно усмотреть часто встречающуюся в фугах Баха репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза Однако ладотональный план фуги вносит «поправки» в ее общую конструкцию. В экспозиции фуги, в ее кульминационных областях — центральной и завершающей — господствует главная тональность. От экспозиции движение направляется в сторону доминанты, от первой кульминации — в сторону субдоминанты. Общие контуры тонального плана можно обозначить как Т — D — Т — S — Т. Периодическое появление основной тональности как бы выполняет функции рефрена, материал же, расположенный в других ладотональных пластах, становится подобным эпизодам в рондо. В полифоническом жанре фуги такие тональные соотношения и являются признаком рондообразных форм.

Слушают и извлекают информацию

Групповая

индивидуальная

Записывают в тетради

Включение в систему знаний

и повторение

Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах – самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. У него самое большое количество биографов. Его знают все - и не знает никто. «Иоганн Себастьян Бах - великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств».

Фамилия Bach - это музыкальная монограмма композитора: си-бемоль – ля – до – си-бекар.

Познают

тайну музыки Баха

и его монограммы

Индивидуальные и фронтальные

Личностные

понимание представителя другой культуры

Познавательные: стремление к приобретению музыкально- слухового опыта с новым музыкальным произведением нового жанра;

формирование интереса к специфике деятельности Баха

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по уроку

Что нового узнали на уроке?

Почему сегодня люди слушают Баха?

В чем новизна для вас произведений Баха?

Нужен ли нам Бах?

Вступают в диалог, размышля-ют, подводят

итог по  уроку

Групповая, индивидуальная

Личностные:

присвоение духовно- нравственной ценности музыки

Познавательные:  

применение полученных знаний в жизни

Регулятивные:

уметь оценивать

современные интерпретации Баха

Коммуникативные: формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, совершенсвова-ние навыков развернутого речевого высказывания в процессе ответов на вопросы

Отвечают на вопросы