А.Т.Гречанинов. Музыка для детей. Лекция-концерт.
Традиционное мероприятие в форме лекции-концерта по творчеству А.Т.Гречанинова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.t.grechaninov._muzyka_dlya_detey._lektsiya_-_kontsert.docx | 19.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
А.Т.Гречанинов. Музыка для детей.
Автор сценария и ведущая концерта-лекции преподаватель ДШИ Юсупова И.И.
Исполнители - учащиеся фортепианного и хорового отделений ДШИ.
№ 1 р.н.п. «Вставала ранёшенько» прозвучит в исполнении учащихся 1 класса.
Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года. По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет.
"Родители мои были музыкальны от природы, - писал Гречанинов в автобиографии, в книге "Моя жизнь". - Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, "дьячил", как выражалась мать. Я же пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом стал петь в церкви, в любительском хоре. Тогда дома, мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса".
Несмотря на скептическое отношение к репертуару матери и отца, именно романсы и церковные песнопения стали первыми жанрами, в которых композитор испробовал свои силы, а впоследствии самыми популярными жанрами его творчества.
Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться и в Москве, и в Петербурге у Римского-Корсакова, с ним у Гречанинова сложились хорошие, дружеские отношения.
Вернувшись в Москву, Гречанинов начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в школе Т.Д. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил массу высококачественной фортепианной музыки.
2. «Маленькая сказка» исп. Конишеско Олеся 2 кл.
3.«Маленький попрошайка» ДмоховскаяЕвангелина 2 кл.
4. «Верхом на лошадке» исп. Сухорукова Екатерина 2 кл.
5. «Танец» исп. Тункив Анастасия 2 кл.
6. «Весельчак» исп. Барышникова Кристина 2 кл.
7. «На велосипеде» исп. Вырлан Марина 4 кл.
8. «Мой первый бал» исп. Аверина Полина 4 кл.
9. «Вальс» 4 кл. исп. Боброва Кристина 4 кл.
Гречанинов никогда не хотел открывать новые горизонты в музыке, он имел твёрдое желание и намерение — писать музыку доступную и понятную для широких масс публики. При этом не тривиальную музыку для «черни», а музыку художественную.
10. «Марш» исп. Нигматуллин Ильдар Салаватович аккомпанирует Абукова Милана 7 кл.
И достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля.
11. «Подснежник» исп. Горбунова Инна 4.кл; аккомп. Варина Гузель Тимербаевна;
В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич», либретто самого композитора. Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова после его знакомства с клавиром: "В общем, радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку".
12. «Песенка Забавы» исп. Самгина Анастасия 6 кл.
Музыка Гречанинова постоянно звучала на концертах, нередко в исполнении автора. Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом дирижёром хора и оркестра, аккомпанировал и выступал в ансамблях.
13. « Вальс» исп. Зайцева Александра 4 кл.
14.«Странствующие облака» исп. Хыркияло Алина 6 кл.
15. «Прелюдия» исп. Кравец Екатерина 5 кл.
Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и полагалось русскому интеллигенту, с восторгом. Он даже написал в ее честь гимн - "Гимн Свободной России", текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом.
Много сочинял и хоровой музыки, вплоть до опер; большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты 1 к3<л (сборники "Аи, дуду!", "Петушок", "Пчелка", "Жаворонок", "Курочка рябка", "Ладушки" и т. д.). Исследователи справедливо указывают, что в этой области он успешно продолжил начинания Лядова.
16. «В сыром бору тропина» исп. Хор рук. Смолина Г. А.
Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано.
В итоге его популярность стала очень велика, и именно не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и «удобнее Чайковского», в чём была безусловно доля истины.
Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих.
Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».
«Женитьба»-последняя опера, которую композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.
Гречанинов написал также несколько детских опер: «Елочкин сон», «Теремок», музыку к драматическим спектаклям А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного», а также — к «Снегурочке» А. Н. Островского. За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний, «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной, несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни — также и протестантские хоры с текстами на английском языке.
Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно выступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без особых исканий — он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный. Обычно за Россией Достоевского забывают о том, что и другая Россия тоже была и возможно, что и до сих пор есть, и что неизвестно, какая из них более подлинная.
г
17.В заключении концерта прозвучит духовная музыка из Литургии «БогородицеДево, радуйся» в исполнении вокального ансамбля «Настроение». Руководитель Смолина Г. А.
г. Покачи
04.12.2015г.