Учебная программа
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«_________________________________________»
Учебная программа
«Фортепиано»
(для учащихся 1 – 5 (6) классов музыкально - эстетических отделений
Детских школ искусств)
подготовили:
2013
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» для учащихся 1 - 5 классов музыкально – обще - эстетических отделений ДШИ ориентирована на общее музыкальное и творческое развитие детей. Эстетическое воспитание подрастающего поколения занимает важное место в процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей человека.
Основные направления музыкально - эстетического отделения ДШИ – приобщение детей к музыкальному искусству, формирование их эстетических вкусов, воспитание активных участников художественной самодеятельности.
- проводить воспитательную и творческую работу с учащимися.
Обучение учеников по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные учреждения музыкального искусства.
Программа рассчитана для работы с детьми с 6-7 лет по12-14 лет.
Срок реализации программы 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgt.docx | 26.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«_________________________________________»
Учебная программа
«Фортепиано»
(для учащихся 1 – 5 (6) классов музыкально - эстетических отделений
Детских школ искусств)
подготовили:
2013
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» для учащихся 1 - 5 классов музыкально – обще - эстетических отделений ДШИ ориентирована на общее музыкальное и творческое развитие детей. Эстетическое воспитание подрастающего поколения занимает важное место в процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей человека.
Основные направления музыкально - эстетического отделения ДШИ – приобщение детей к музыкальному искусству, формирование их эстетических вкусов, воспитание активных участников художественной самодеятельности.
- проводить воспитательную и творческую работу с учащимися.
Обучение учеников по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные учреждения музыкального искусства.
Программа рассчитана для работы с детьми с 6-7 лет по12-14 лет.
Срок реализации программы 5 лет.
2. Цели и задачи учебного предмета
Цели учебного предмета:
- комплексное развитие личности ребенка;
- воспитание духовной и музыкальной культуры;
- повышение общей культуры учащихся;
- удовлетворение познавательных потребностей ребят;
- предоставление начального музыкального образования;
- широкий охват детей, желающих обучаться музыке;
- сделать доступным образование в области искусства для всех желающих.
Задачи учебного предмета
привить ученику музыкально – эстетического отделения следующие знания и навыки:
- владение инструментом фортепиано;
- свободно читать с листа музыкальные произведения;
- подбирать по слуху с аккомпанементом;
- аккомпанировать солисту и петь под собственный аккомпанемент;
- музицировать в различных жанрах;
- любить и понимать музыку, увлечь ею, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказать о музыке и композиторах;
- расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление.
3. Ожидаемые результаты обучения
Юный пианист, с помощью педагога, должен:
- реализовать свои музыкальные и творческие способности;
- научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- расширить свой музыкальный кругозор;
- научиться исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных особенностей.
4. Годовые требования по классам
1 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 5-6 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, произведения с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а так же (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации. К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:
- подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;
- приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;
- освоение нотной грамоты;
Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть упражнения в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.
Для технического развития (во втором полугодии) - пройти 1 мажорную гамму на 2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь (на зачёт)
2 разнохарактерных произведения
Апрель – май (на оценку)
3 произведения: этюд и 2 пьесы (одна – с элементами полифонии). Одну пьесу можно заменить произведением крупной формы.
2 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 5-6 различных музыкальных произведений:
1 -полифоническое произведение (или пьесы с элементами полифонии);
1 - произведение крупной формы;
3-4 разнохарактерных пьес;
2-3 этюда;
Рекомендуется систематически уделять внимание развитию навыков чтения с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, игре ансамблевых пьес разных жанров, подбору по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением,( по способностям) транспонированию.
Педагог может давать ученику различные творческие задания: сочинение музыки (возможно, на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте различных образов (сказочных, звуков природы и др.), досочинение мелодий (например, ответных предложений).
Продолжается работа над развитием игрового аппарата.
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении двумя руками на 2 октавы; параллельные минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками на 2 октавы; тонические трезвучия с обращениями - аккордами по 3 звука отдельными руками; арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь (на зачёт) | Апрель (на оценку) |
пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма) | пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение). |
Технические и творческие зачёты | |
Ноябрь | Март |
Этюд и чтение с листа (на зачёт) Знание терминологии (на оценку) | Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет) |
3 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
1 - полифонических произведения;
1 - произведения крупной формы;
2-3 разнохарактерных пьесы;
3 - этюда:
2 ансамбля.
Продолжать работу по чтению с листа (уровень трудности 1 2 класс). Подбирать по слуху мелодии, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Учитывая индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение легких пьес различных жанров в форме периода.
Работать над развитием технических навыков (упражнения в виде позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций и др.)
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 2-3 знаков в прямом и противоположном движением двумя руками. Минорные параллельные гаммы (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в прямом движении на 2 октавы двумя руками. Хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками на 2 октавы; арпеджио короткие по 4 звука с обращениями на 2 октавы.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь (на зачёт) | Апрель (на оценку) |
пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма) | пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение). |
Технические и творческие зачёты | |
Ноябрь | Март |
Этюд и чтение с листа (на зачёт) Знание терминологии (на оценку) | Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет) |
4 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16 -18 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2 - полифонических произведения;
2 - произведения крупной формы;
5 - 6 разнохарактерных пьес;
3 - 4 этюда:
4 ансамбля.
Продолжение работы по чтению с листа постепенно; дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле легких переложений отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки; подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением; возможны сочинения на заданный текст, подбор сопровождения к различного типа к мелодиям.
Необходимо проводить работу над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.
Проводить работу над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных возможностей ученика; постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники (упражнения секстами).
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до
4-х знаков в прямом движении (в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой) в 4 октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) двумя руками в прямом движении на 4 октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении. Тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 или 4 звука; арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные каждой рукой отдельно на 2 октавы; арпеджио длинные каждой рукой отдельно в 3-4-х гаммах от белых клавиш.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия
Декабрь (на зачёт) | Апрель (на оценку) |
пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма) | пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение). |
Технические и творческие зачёты | |
Ноябрь | Март |
Этюд и чтение с листа (на зачёт) Знание терминологии (на оценку) | Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет) |
- Учёт успеваемости и оценка результатов освоения
учебного предмета
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, зачетах, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д.
Экзамен проводится только в выпускном классе (итоговая аттестация).
Участие в концертах, конкурсах и фестивалях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать ноты с листа, знание музыкальных терминов, выполнение заданий по подбору по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на зачете в присутствии педагогов отделения.
Зачеты по проверке технической подготовке учащихся проводятся со 2 класса.
Оценка за выступление академических концертах, учащимся 1 – 4(5) классов, выставляется только во II полугодии.
При выведении итоговой оценки в конце каждого класса учитывается:
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе четвертных оценок;
- оценка ученика за выступления на академическом концерте или экзамене, и на зачетах;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: – проверка домашней (самостоятельной) работы, выступления на академических концертах, прослушиваниях, зачетах. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, зачетов и академических концертов и исполнения сольных программ. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить как технические зачеты, академические концерты, исполнение концертных программ.
Требования к содержанию итоговой аттестации
(для учащихся 5 (6) классов)
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По завершении итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании музыкально – эстетического отделения ДШИ.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
- овладеть навыками игры на фортепиано;
- приобрести знания, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобрести знания основного фортепианного репертуара;
- приобрести знания по различным исполнительским интерпретациям музыкальных произведений;
- научиться исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- знание профессиональной терминологии;
- достаточный технический уровень владения инструментом фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Критерии выставления оценок на выпускном экзамене
«Отлично»:
-на выступлении ученик чувствует себя свободно;
- исполнение программы выразительно и разнообразно;
- ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры;
- решение тембровых и регистровых задач;
- выступление яркое и осознанное.
«Хорошо»:
-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;
-недостаточно яркая трактовка исполнения музыкальных произведений.
«Удовлетворительно»:
-однообразное исполнение, недостаточные навыки пианизма;
- плохая техника исполнения, вялая динамика.
«Неудовлетворительно»:
-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.