Программа по учебному предмету РИТМИКА «Ритмика для детей дошкольного возраста» (дополнительные платные образовательные услуги)

Данная  программа  разработана для детской музыкально-хоровой школы с целью подготовки детей к поступлению в первый класс.

Програма содержит сведения о затратах учебного времени, распределение учебного материала по этапам обучения, а также формы работы на занятиях ритмики.

Целью программы является формирование навыков и умений путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.

В работе также представлены методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы на занятиях  ритмики.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА «АПРЕЛЬ»

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИОНОВИЧА МИХАЙЛУСОВА

города Димитровграда Ульяновской области

 

Программа по учебному предмету

РИТМИКА

«Ритмика для детей дошкольного возраста»

(дополнительные платные образовательные услуги)

 

Рассмотрена и одобрена на                                                Разработана    Керн                         заседании педсовета                                                                Ириной Александровной,

ДМХШ «Апрель»                                                                преподавателем

им. В.И. Михайлусова                                                дополнительного образования

Протокол №                                                                          первой  квалификационной              

от  г.                                                                                            категории                              

Секретарь __________                                                         год разработки – 2016г.

                                                                                                Стаж работы – 3,5 года.

г. Димитровград


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации программы;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию программы;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Обоснование структуры программы;

- Цели и задачи программы;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации программы.

II.        Содержание учебного предмета

-  Сведения о затратах учебного времени;

-  Распределение учебного материала по этапам  обучения;

- Формы работы на занятиях ритмики.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Диагностика достижений.

IV. Формы и методы контроля, система оценивания

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы на занятиях  ритмики.

VI.     Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебно-методическая литература.


I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета.

Программа «Ритмика для детей дошкольного возраста» разработана с целью подготовки детей к поступлению в музыкально-хоровую школу, а также, чтобы облегчить дальнейшее обучение, освоение предмета сольфеджио, успешно совмещать  учебу в музыкальной школе  с учебой в общеобразовательной. Программа  разработана для  Детской музыкально-хоровой школы «Апрель» им. В.И.Михайлусова г. Димитровграда с учетом специфики этого учебного заведения.

Ритмика в подготовительных классах  способствует развитию  метроритма, являющегося составной частью сольфеджио. Ритм – это одно из важных выразительных средств музыки и неотъемлемый элемент всех предметов образовательного процесса. Она помогает  в овладении инструментом, в усвоении музыкально-теоретических знаний формирует их эстетический вкус, расширяет кругозор.  Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию, используя способность детей

На занятиях  ритмикой происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении. Задачи педагога научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.

Вместе с тем, ритмические  упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

         Не менее важным является тот фактор, что  в связи с желанием родителей с раннего возраста приобщать детей к различным видам творчества, посещая  развивающие кружки, возникает дефицит движения и предмет выполняет здоровье сберегающую функцию.

Актуальность программы –  данная программа позволяет более качественно освоить предмет «Сольфеджио».

Назначение программы – обучение детей младшего дошкольного возраста с целью подготовить детей к поступлению и дальнейшему обучению в музыкальной школе и пополнения   состава хоровых коллективов школы грамотными музыкантами. Программа адаптирована к условиям обучения в хоровой школе.          

Новизна программы  состоит в том, что изучение метроритма начинается в более ранний срок.  Годовой курс программы позволяет подготовить базу первоначальных знаний и навыков, а двухгодичный - более углубленно и основательно изучать музыкальный материал.

         Направленность программы художественно-эстетическая.

Организация образовательного процесса. Программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Групповая  работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение занятий. Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует разумного планирования учебного процесса в целом и детальной подготовки к каждому последующему занятию. В процессе обучения используется тематическая форма учебных занятий. Используется принцип чередования разных видов работы на занятии.

 2. Срок реализации программы  «Ритмика для детей дошкольного возраста»

         Срок реализации программы для детей подготовительных групп в возрасте с пяти до семи лет составляет один год. По желанию возможно более углубленное изучение данного предмета с продолжением обучения еще один год.

3. Объем учебного времени

Объём программы –42(84) (84(168)) часов, которые распределяются следующим образом:

1 год  – 42(84) часа  (30 минут 1-2 раза в неделю)

          2 год  – 42 (84) часа (30 минут 1-2 раза в неделю)

        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию программы «Ритмика для детей дошкольного возраста»:

Срок обучения/класс

1 полугодие

2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

35(70)

35(70)

Количество часов на аудиторные занятия:

21(42)

21(42)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

14(28)

14(28)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

        Форма проведения учебных аудиторных занятий  мелкогрупповая (от 6 до 12 человек), из опыта работы эффективность и результативность достигается при условии проведения занятий продолжительностью в 30 минут, что является 1,5 ч занятием для детей данного возраста (рекомендуемая продолжительность занятий для дошкольников - 20 минут).

5. Обоснование структуры программы учебного предмета 

Обоснованием структуры программы для дошкольников являются необходимость в подготовке детей к  поступлению  в музыкальную школу, а  полученные знания облегчат дальнейшее обучение.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;
  • распределение  материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

6. Цели и задачи программы  «Ритмика для детей дошкольного возраста»

Цели: создание условий  для выявления, формирования навыков и умений путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.

Формирование музыкально-слуховых представлений, что способствует упрощению решения задач по воспитанию восприятия характера музыки, развитию музыкально-выразительных представлений и творческой активности: темп, динамика, восприятию чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательному освоению детьми метроритмической структуры музыки.

          Работа над совершенствованием движений, их свободы,   способствующая  сценической осанке, свободному поведению на занятиях по приобретению навыков сольфеджирования и занятиях хоровым пением. А в учебном процессе сыграет роль здоровье сберегающего фактора:  на занятиях используются упражнения с музыкально-ритмическими двигательными задачами, музыкально-ритмические  игры, танцевальные элементы, танцы и этюды.

Перед курсом ритмики в  подготовительных группах музыкальных школ ставятся следующие задачи:

Образовательные:

-  выявлять  и всесторонне развивать  музыкальные способности детей,

формировать  первоначальные  музыкальные представления и навыки;

Pазвивающие:

- активизировать музыкальное мышление детей через движение;

Воспитательные:

   - воспитывать у детей двигательные навыки, развивать координацию движений, умение согласовывать  движение и музыку;

   - учитывать  на занятиях конкретную, исполнительскую  специфику.

7. Методы обучения

Материал по данной дисциплине изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, занятия строятся комплексно. Разные темы могут прорабатываться на одном и том же музыкальном примере. Все занятия по ритмике проводятся под музыку и преподаватель должен с особой ответственностью подойти к отбору музыкальных произведений. Не всякая пьеса может быть использована в работе по движению, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, имеет ясную форму, выразительна и доступна  для детского восприятия. В музыкальной пьесе или отрывке должно быть ярко представлено то средство музыкальной выразительности, к которому педагог хочет привлечь внимание детей. Использование на занятиях ритмики высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • проблемный (педагог ставит задачу и вместе с детьми решает ее).

8. Описание материально-технических условий реализации программы «Ритмика для детей дошкольного возраста»

Материально-техническая база школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации программы оснащаются (по необходимости) пианино, звукотехническим оборудованием, учебными пособиями (мячами, флажками, шумовыми инструментами).

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени.

         Учебное время, предусмотренное на освоение программы  «Ритмика для подготовительных групп»  разделяется на  аудиторные занятия и самостоятельные занятия  обучающихся.  

        Аудиторная нагрузка   распределяется по этапам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного программой. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся  определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания.

  2.   Распределение учебного материала по этапам  обучения.

                    Тематическое планирование 1 года обучения

Название   темы

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1 час

2.

Марш, маршевый шаг.

2(4) часа

3.

Виды маршевого шага. Ритмический рисунок в 2/4, тактирование, пульсация.

2(4) часа

4.

Марши.  Изучение точек зала,  одновременное движение рук и ног в поворотах по точкам в ритме марша.

1,5(3) часа

5.

Пружинящий шаг. «Пружинки». Ритмические игры.

2(4) часа

6.

Музыкально-ритмические игры «Солдаты», «Прогулка», «Пружинки», «Лягушки»

1,5(3) часа

7.

Контрольный урок.

1 час

8.

Маршевые шаги. Построение. Размер 4/4

2(4) часа

9.

Размер 4/4. Тактирование, пульсация, ритмические рисунки, комплекс упражнений в размере.

2(4) часа

10.

Комплекс на музыку Гречанинова «В садике», «В разлуке», «Скучный рассказ». Упражнения с наклонами корпуса в размере 4/4.

2(4) часа

11.

Подскоки легкие и активные, бег, шаги. Работа с мячом.

2(4) часа

12.

Контрольный урок.

1 час

13.

Полька. Шаг польки, подскоки, легкий бег.

2(4) часа

14.

Комплекс «Прыжки», размер 4/4, работа с мячом .

2(4) часа

15.

Высокий шаг, прямой галоп, «Лошадка»

2(4) часа

16.

Размер ¾ . Вальс.

2(4) часа

17.

Полька, галоп. Канон. Танец с мячами.

2(4) часа

18.

Игра и танец с мячами.

2(4) часа

19.

Закрепление всех видов шагов, движений, изученных в четверти.

2(4) часа

20.

Контрольный урок

1 час

21.

Комплекс упражнений на музыку Глинки. «Вальс», размер ¾

2(4) часа

22.

Канон «Казачок», виды галопа.

2(4) часа

23.

Ритмические танцы, закрепление видов шагов.

1(2) часа

24.

Размеры 2/4,3/4,4/4, работа с мячом.

1,5(3) часа

25.

 Полька, музыкально-ритмические игры

1,5(3) часа

26.

Обобщающий урок

1 час

27.

Контрольный урок

1 час

Всего

42(84) часа

 

Тематическое планирование 2 года обучения

Название   темы

Количество часов

1.

Вводное занятие. Повторение изученного. Музыкально-ритмическая игра.

 2 (4) часа

2.

Основные движения под музыку: шаги, бег, подскоки, пружинки.

2 (4) часа

3.

Музыкальная форма. Элементы формы. Музыкально-ритмические комплексы.

2 (4) часа

4.

Пространственно-временное освоение музыки. Построения. Размер 2/4, 3/4.

2 (4) часа

5.

Комплекс «Мелодия»,  передача паузы в движении под музыку, зарисовка ритма

2 (4) часа

6.

Размер 3/4, комплекс «Вальс» на музыку Чайковского. Ритмические группы в 3/4

2 (4) часа

7.

Контрольный урок

1 час

8.

Музыкально-ритмические игры в размере 3/4

2\(4) часа

9.

Размер 3/4. Тактирование. Медленный вальс, немецкий танец.

2(4) часа

10.

Музыкально-ритмические комплексы «Сладкая греза», «Адажио»

2(4) часа

11.

Размер 4/4, тактирование. Чайковский «Грустная песенка». Зарисовка ритма

2(4) часа

12.

Контрольный урок

1 час

13.

Музыкально-ритмические игры с мячом. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Экосез.

2(4)часа

14.

Комплекс музыкально-ритмических упражнений «Цветы». Зарисовка ритма.

2(4) часа

15.

Комплекс музыкально-ритмических упражнений «Бабочки». Музыкально-ритмическая игра

2(4) часа

16.

Музыкально-дидактические игры. Построения. Освоение музыкальной формы

2(4) часа

17.

Обобщающий урок

2(4 )часа

18.

Контрольный урок

1 час

19.

Танец-игра «Канон». Размер 2/4. Зарисовка ритма.

2(4) часа

20.

Комплексы «Цветы и бабочки». Освоение музыкальной формы.

2(4) часа

21.

Танец с мячами. Музыкально-ритмические игры. Зарисовка ритма.

2(4) часа

22.

Закрепление изученного материала, музыкально-ритмических  комплексов, танцевальных миниатюр. Импровизация.

2(4) часа

23.

Обобщающий урок

2(4) часа

24.

Контрольный урок

1 час

Всего

42(84) часа

Данный учебно-тематический план является примерным, так как учебный материал изучается концентрическим образом.

3. Формы работы на занятиях

1. Общеразвивающие  упражнения;

2.Упражнения с музыкально-теоретическими заданиями, согласующимися с теоретическими знаниями, полученными на занятиях по сольфеджио (одно или несколько, в зависимости от степени трудности и стадии разучивания);

3. Игра или танцевальные элементы, построение с предметами.

III.     Требования к уровню подготовки обучающихся

Диагностика достижений

В результате освоения данной программы учащиеся должны:

- уметь воспринимать и передавать в движении характер, темп и динамические оттенки исполняемого произведения;

- уметь начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой;

- уметь тактировать, координировать движения в изученных размерах. На первоначальном этапе – стоя на месте, затем с продвижением вперед – шагами, ровными четвертными длительностям или целыми тактами. Позже – с одновременным исполнением несложных ритмических рисунков мелодий;

- уметь передавать в движении ритмические рисунки, представляющие собой несложные соотношения указанных длительностей, как с тактированием, так и без него;

 - уметь исполнить простые ритмические рисунки, передавая характерные особенности заданной мелодии;

- уметь двигаться легато, стаккато, нон легато;  

- уметь свободно и выразительно исполнять основные движения: ходьбу, бег (восьмыми), прыжки, подскоки;

- уметь сохранять правильную осанку;

- уметь сочетать свои действия с музыкой, отражая в движении ее характерные особенности;

- уметь сочетать свои действия с действиями товарищей (воспитание чувства ансамбля);

- уметь сохранять заданные построения (ряды, колонны);

- передавать в движении содержание танца или игры;

- выразительно и ритмически точное исполнять все движения;

- общаться с товарищами посредством  движения;

- уметь ориентироваться в пространстве;

- исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг с носка, мелкий бег на полупальцах, подскоки, боковой галоп, русский переменный шаг, припадание, ковырялочка;

- уметь совершать относительно несложные действия с различными предметами (флажками, большими мячами, игрушками и т.п.);

- использовать простые ударные инструменты (бубны, палочки).

IV. Формы и методы контроля, система оценивания

          Знания и умения, приобретаемые учащимися в течение учебного года оцениваются преподавателем данной дисциплины по окончании каждого занятия. Вместо оценок используются разноцветные поощрительные картинки (звездочки, ромбики, листики и т.д). В конце каждого месяца проводится контрольное занятие, где происходит проверка усвоения всего  материала. В конце года  ребята, набравшие наибольшее количество поощрительных картинок, награждаются сладкими призами и наиболее отличившихся детей отмечают званиями: «Мистер Ритм» и «Мисс Ритм» и др.  

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы на занятиях  ритмики.

С первых занятий начинается очень серьёзная работа над развитием чувства ритма у учащихся, являющееся неотъемлемой частью сольфеджио.  На уроках вводятся различные ритмические упражнения, которые включают в себя движение под музыку, игры на шумовых инструментах (ложки, барабан). Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы связанные с каждой ритмической группой:

-  та – шаг цапли

-  ти - ти – шаг ежа

-  ти - ри - ти - ри – маленькие ёжики – в первый год обучения

-  таай-ти – хромой дедушка

-  таай-ти-ри – хромая бабушка

-  ти-тири – дедушка - ворчун

-  тири-ти – девочки – воображалочки -  во второй год обучения

- тим-ри – хромой пунктир

- ти-та-ти – синкопа

- нэ-нэ-нэ – триоли

        Отрабатывая ритмические группы и их сочетания, за основу берётся метрическая пульсация равная четверти, т.е. шагу цапли и при помощи равномерного отстукивания рукой, одновременно проговариваются слоги различных ритмических групп.

Занятия по ритмике осуществляются в соответствии с действующим учебным планом в объеме 1,5ч  групповых занятий  в неделю.

В процессе занятий двигательные навыки постепенно совершенствуются, улучшается их качество, движения становятся более свободными, ритмичными, скоординированными, пластичными, выразительными,  у детей вырабатывается активное торможение в связи с остановкой в музыке или при переходе с одного движения на другое.

Очень важна связь «Ритмики» со смежными музыкальными дисциплинами.

Большое место в работе по ритмике занимает развитие детского творчества. Дети в движении должны уметь передать свое отношение к прослушанному произведению. Использование разнообразных движений, умение согласовать их с характером музыки развивает инициативу и фантазию детей. В то же время вырабатывает правильную осанку, правильную координацию рук и ног, равномерное дыхание.

       Главное отличие от традиционных методов обучения  -  игровые ситуации на занятиях, как естественная форма  существования ребенка.

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Е. В. Копорова «Методическое пособие по ритмике» вып. 2. Изд-во: «Музыка» 1973 г.;
  2. Т.Т. Ротерс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика». Изд-во «Просвещение»;
  3. Т.Ф. Корнева «Музыкально-ритмические движения» часть 1. Изд-во «ВЛАДОС» 2001 г.;
  4. Т.Ф. Корнева «Музыкально-ритмические движения» часть 2. Изд-во «ВЛАДОС» 2001 г.;
  5. «Музыка для ритмики». Составитель: Л.И. Минеева. Изд-во «Советский композитор» 2004 г.;
  6. Г. Франко «Методическое пособие по ритмике» 1 класс. Изд-во: «Музыка» 1995 г.;
  7. Г. Франко «Методическое пособие по ритмике» 2 класс. Изд-во: «Музыка» 1995 г.;
  8. Г. Франко «Роль ритмике в  эстетическом воспитании детей». Изд-во «Советский композитор» 1981 г.;
  9. «Сто пьес и отрывков для занятий по ритмике»  Сост. Н.Г. Александрова  Москва 1948г.;
  10.  Гринер В.А. «Ритм в искусстве актера» Методическое пособие для театра Москва «Просвещение» 1966г.;
  11. Э. Жак-Далькроз «Ритм» «Классика XXI века» Москва 2002г.;
  12. И.В. Заводина Методическое пособие по ритмике для 3 класса Москва «Музыка» 1999г.;
  13. И.В. Заводина Методическое пособие по ритмике 4 класса Москва «Музыка» 2001г.;
  14. Е.В. Конорова Методическое пособие по ритмике Выпуск 1 Москва  1972г.;
  15. Е.В. Конорова Методическое пособие по ритмике Выпуск 2 Москва  1973г.;
  16. З. Шушкина Ритмика Москва 1967г.;
  17. В.Е. Яновская Ритмика Москва 1979г.;
  18. Т.Т. Ротерс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика». Изд-во «Просвещение»;
  19. Т.Ф. Корнева «Музыкально-ритмические  движения» часть 1. Изд-во «ВЛАДОС» 2001 г.;
  20. Т.Ф. Корнева «Музыкально-ритмические движения» часть 2. Изд-во «ВЛАДОС» 2001 г.;
  21. «Музыка для ритмики». Составитель: Л.И. Минеева. Изд-во «Советский композитор» 2004 г.;
  22.  Г. Франио «Методическое пособие по ритмике» 1 класс. Изд-во: «Музыка» 1995 г.;
  23.  Г. Франио «Методическое пособие по ритмике» 2 класс. Изд-во: «Музыка» 1995 г.;
  24.  Г. Франио «Роль ритмике в  эстетическом воспитании детей». Изд-во «Советский композитор» 1981 г.;
  25. Музыкальные отрывки в виде фонограмм.