Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rabota_muzykalnyy_instrument_5_let.doc | 165 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Вяземская детская школа искусств
им.А.С. Даргомыжского
Дополнительная образовательная программа
«Общее эстетическое развитие »
Программа по учебному предмету
«Музыкальный инструмент»
(Фортепиано)
(срок обучения 5 лет)
Смоленская область, г.Вязьма
2013 г.
ОДОБРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании на заседании Директор МБОУДОД
Методического Педагогического Вяземской ДШИ им. А.С.
совета совета Даргомыжского
Протокол №5 Протокол №4 Новичкова Е.А.
от г. о Приказ№
от г.
Составители: Нарышева Татьяна Георгиевна – преподаватель первой квалификационной категории; Зыкова Любовь Викторовна – преподаватель первой квалификационной категории.
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
- Списки учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от учащегося значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы 7 - 12 лет включительно.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 35 недель в год.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание у детей культуры сольного музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент» обеспечивается:
- доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент» рассчитана на 5 лет. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для первого года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Промежуточная аттестация проводится в виде академического концерта.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по триместрам (четвертям).
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Антюфеев Б Русский напев
Айзикович М. Песня идёт с востока
Беркович И. Канон
Барток Б. Диалог, Разговор
Гедике А. Ригодон
Крутицкий М. Зима
Моцарт Л. Менуэт, Бурре
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды
Гедике А. Соч. 32. 40 мелодических этюдов, тетр.1 (по выбору)
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Маленькие этюды для начинающих (по выбору)
Подготовительные упражнения по различным
видам фортепианной техники (по выбору)
Шитте Л. Соч. 108. 25 маленьких этюдов (по выбору)
Пьесы
Александров А. Дождик накрапывает, Когда я был маленьким,
По долинам и по взгорьям, Просьба, Вальс
Беркович И. Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка,
Румынская песня
Блок В. Колыбельная, Волынка играет, Медведь в лесу
Благой Д. Прогулка, Шутка
Брумберг В. Кукла сломалась
Виноградов Ю. Рассказ бабушки
Гедике А. Соч. 6 20 маленьких пьес для начинающих (по выбору)
Косенко В. Вальс, Полька, Скерцино, Петрушка, Мелодия, Дождик,
Мазурка, Сказка, Балетная сцена
Руббах А. Воробей, Вальс
Слонов Ю. Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой,
Сказочка, Кукушка, Колыбельная, Скерцино,
Светланина полька, Утренняя прогулка
Фрид Г. Ночью в лесу, Мишка, Веселый скрипач
Филипп И. Колыбельная
Штейбельт Д. Адажио
Примеры переводных программ
Вариант 1
Слонов Ю. Полька
Польская народная Висла
песня
Вариант 2
Руббах А. Воробей
Гнесина Е. Этюд До мажор
Вариант 3
Гедике А. Заинька
Гнесина Е. Сказочка
Примеры переводных программ высокого уровня сложности
Вариант 1
Штейбельт Д. Адажио
Беркович И. Канон
Вариант 2
Майкапар С. В садике
Моцарт В. Менуэт.
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Знакомство с гаммами. Чтение с листа.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по триместрам (четвертям).
За год учащийся изучает:
3 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2-3 произведения полифонического склада,
гаммы (по выбору) – каждой рукой отдельно в 2 октавы, аккорды каждой рукой отдельно в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Бах И. С. 12 пьес из нотной тетради А. М. Бах (по выбору)
Гендель Г. Менуэт ре минор
Гедике А. Ригодон
Кригер И. Менуэт
Курочкин Д. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт
Телеман Г.Ф. Гавот
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды (по выбору)
Гедике А. 40 мелодических этюдов соч. 32 (по выбору)
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Гурлит М. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Соч. 17 25 легких этюдов (по выбору)
Майкапар А. Этюд ля минор
Черни К. – Гермер Г. Избранные этюды ч.1 (по выбору)
Шитте Л. Этюды соч. 108 (по выбору)
Пьесы
Беркович И. Сказка, Осенью в лесу
Гайдн Й. Анданте
Гедике А. Русская песня
Гречанинов А. Соч. 98 Детский альбом (по выбору)
Григ Э. Вальс
Курочкин В. Вальс
Любарский Н. Курочка
Майкапар А. Пастушок, В садике
Фрид Г. Грустно
Чайковский П. Мой Лизочек, В церкви, Старинная французская
песня
Шостакович Д. Марш
Примеры переводных программ
Вариант 1
Любарский Н. Курочка
Гайдн Й. Анданте
Вариант 2
Моцарт Л. Менуэт
Украинская народная песня Обр. Н. Бачинской
Вариант 3
Гречанинов А. В разлуке
Тюрк Д. Песенка
Примеры переводных программ высокого уровня сложности
Вариант 1
Чешская народная песня «Аннушка» Обр. В. Ребикова
Чайковский П. Старинная французская песенка
Вариант 2
Гречанинов А. Моя лошадка
Дварионас Б. Прелюдия
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по триместрам (четвертям).
За год учащийся должен освоить:
3 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
1 полифоническое произведение,
1 несложное произведение крупной формы.
Гаммы (по выбору) - двумя руками в 2 октавы, аккорды двумя руками, арпеджио каждой рукой отдельно.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги (по выбору)
Бах И. С. 12 пьес из нотной тетради А. М. Бах (по выбору)
Бём Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты (по выбору)
Гендель Г.Ф Ария
Моцарт Л. Сарабанда Ре мажор, Менуэты Ре мажор, ре минор
Пёрселл Г. Сарабанда, Ария
Сен-Люк Ж. Бурре
Щуровский Ю. Степная песня
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов соч. 32 (по выбору)
Соч. 58 Этюды (по выбору)
Лешгорн А. Соч. 65 Этюды (по выбору)
Лемуан А. Этюды соч.37 (по выбору)
Черни К.-Гермер Г. Избранные этюды 1ч. (по выбору)
Шитте Л. Соч. 108 Этюды (по выбору)
Соч. 160 Этюды (по выбору)
Крупная форма
Беркович И. Вариации на русскую народную песню
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Беркович И. Сонатина До мажор
Диабелли А. Сонатина Соль мажор
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Клементи Л. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор
Пьесы
Александров Ан. Когда я был маленьким
Александров А. Новогодняя полька
Волков В. По волнам, Вечер
Гедике А. Русская песня
Соч. 36 Пьесы (по выбору)
Гречанинов А. На лужайке, Вальс
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Моцарт В.А. 14 пьес (по выбору)
Майкапар С. Утром, Гавот, Песенка
Свиридов Г. Ласковая просьба
Сигмейстер Э. Блюз
Тюрк Д. Песенка
Чайковский П. Детский альбом (по выбору)
Шуман Р. Альбом для юношества (по выбору)
Шостакович Д. Танцы кукол, Шарманка, Танец
Примеры переводных программ
Вариант 1
Дварионас Б. Прелюдия
Гречанинов А. На лужайке
Вариант 2
Пёрселл Г. Ария
Моцарт В. Аллегро
Вариант 3
Моцарт В. Менуэт
Старинный танец «Контрданс»
Примеры переводных программ высокого уровня сложности
Вариант 1
Кабалевский Д. Вроде вальса
Беркович И. Мазурка
Вариант 2
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Клементи М. Сонатина До мажор 1 ч.
Четвёртый год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры, чтение с листа, сочинение мелодий. Работа над произведениями разных жанров. Освоение навыков аккомпанемента.
Итоговая аттестация проводится в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по триместрам (четвертям).
За год учащийся должен освоить:
3 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
1 полифоническое произведение,
1 произведение крупной формы.
гаммы (по выбору) - двумя руками в 2 октавы, аккорды и арпеджио 2 руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж. Фугетта
Бах Ф. Э Анданте
Бём Г. Менуэт
Гендель Г. Менуэты (по выбору) Две сарабанды
Корелли А. Сарабанда
Кирнбергер И. Сарабанда
Караев К. Грустный рассказ
Ляпунов С. Пьеса
Муффат Г. Сицилиана
Нееф К. Менуэт
Рамо Ф. Менуэт в форме рондо
Щуровский Ю. Канон
Юцевич Е. Каноническая имитация
Этюды
Гедике А Соч. 47. Этюды (по выбору)
Соч. 58. Этюды (по выбору)
Зиринг В. Соч. 36. Этюды (по выбору)
Лемуан А. Соч. 37. Этюды (по выбору)
Черни К.-Гермер Г. Избранные этюды ч.1,2 (по выбору)
Крупная форма
Беркович И. Сонатина До мажор
Гедике А. Соч. 46. Тема с вариациями
Глиэр Р. Соч. 43. Рондо
Диабелли А. Соч. 151. Сонатина № 1: Рондо
Клементи М. Соч. 36. Сонатина № 1 До мажор (чч.2,3)
Моцарт В. Сонатина № 4 Си-бемоль мажор (ч.1)
Сонатина № 5 Фа мажор: Полонез
Сорокин К. Детская сонатина № 1 Ре мажор, Тема с вариациями ля минор
Чимароза Д. Сонатина ре минор, Сонатина ля минор
Пьесы
Барток Б. Избранные детские пьесы (по выбору)
Беркович И. 12 пьес для фортепиано (по выбору)
Гедике А. Соч. 6 20 маленьких пьес для начинающих (по выбору)
Гладковский В. А. Маленькая танцовщица
Гнесина Е. С прыгалкой, Проглянуло солнышко, Верхом на
палочке, Марш
Гречанинов А. Сломанная игрушка, Восточный напев, Грустная
песенка, Папа и мама, Нянюшкина сказка, Облака
плывут, За работой, Русская пляска
Гуммель И. Соч. 42 6 легких пьес (по выбору)
Дварионас Б. Вальс, Мельница
Косенко В. Вальс, Полька, Скерцино, Петрушка, Мелодия,
Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная сцена
Майкапар С. Бирюльки (по выбору)
Прокофьев С. Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков
Ребиков В. Восточный танец, Музыкальная табакерка,
Грустная песенка
Селиванов В. Шуточка
Сигмейстер Э. Уличные игры, Солнечный день, Мелодии
на банджо, Американская народная песня, Еж,
Веселый клоун, Новый Лондон, Шотландский
народный танец
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Детский альбом (по выбору)
Шостакович Д. Шарманка, Гавот, Танец, Лирический вальс,
Заводная кукла
Эйгес К. Сумерки, Маленький романс, Русская песня, В лесу
Примеры итоговых программ
Вариант 1
Гречанинов А. Колыбельная
Гаврилин В. Каприччио
Вариант 2
Великодворская Т. Колыбельная
Гайдн Й. Менуэт
Вариант 3
Косенко В. Полька
Шостакович Д. Шарманка
Примеры итоговых программ высокого уровня сложности
Вариант 1
Симонова Т. Петушки
Дварионас Б. Вальс
Вариант 2
Шуман Р. Охотничья песенка
Григ Э. Вальс
Пятый год обучения
Годовые требования:
- 1-2 полифонических произведений,
- 1-2 крупной формы,
- 1 этюд,
- 1 пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И.С. «Двухголосные инвенции»: До мажор, Си-бемоль мажор, ми
минор, ля минор; «Французские сюиты»: №2 до минор-
Сарабанда, Ария, Менуэт; «Маленькие прелюдии и фуги»
Тетр. I: До мажор, Фа мажор; Тетр 2: Ре мажор
Гендель Г. «12 легких пьес»: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
«Шесть маленьких фуг»: №1 До мажор, №2 До мажор, №3
Ре мажор; «Каприччио» Соль мажор; «Сюиты»: ре минор,
соль минор
Кабалевский Д. «Прелюдии и фуги» (по выбору)
Майкапар С. Соч. 8 Фугетта соль-диез минор; Соч.37 Прелюдия и
фугетта ля минор
Мясковский Н. Соч. 43 В старинном стиле (фуга)
Осокин М. Соч. 23 Фуга
Павлюченко С. Фугетта Ми-бемоль мажор
Пахельбель И. Чакона
2. Этюды
Александров А. «Шесть пьес средней трудности»: Этюд Фа мажор
Беренс Г. «32 избранных этюда из соч. 61 и соч. 88»: №№4-9,12,16,18-
20,23,25,30
Бертини А. «28 избранных этюдов из соч. 29 и соч. 42»: №№1,6,7,
10, 13,14,17
Гедике А. «Двенадцать мелодических этюдов»: №№4,14; «Альбом
фортепианных пьес» (по выбору); Соч. 59 Этюды: №№12,17
Геллер С. «25 мелодических этюдов»: №№6,7,8,11,14-16,18
Зиринг В. Соч. 30 Этюды: №№1,2
Кабалевский Д. Соч. 27 «Избранные пьесы»: Этюды: Ля мажор, Фа
мажор, Ля минор
Киркор Г. Соч. 15 «Двенадцать пьес-этюдов»: Этюд №5 Соль мажор
Этюд №7 фа минор
Косенко В. Соч. 15 «24 детские пьесы»: Этюд №16
Лак Т. «20 избранных этюдов из соч.75 и соч. 95»: №№1,3,5,11- 19,20
Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды»: №№6,7,12,18,19,20
Соч. 136 «Школа беглости» Тетр. 1, 2 (по выбору)
Лукомский Л. 3 этюда для левой руки
Майкапар С. Соч. 30 Вроде жиги; Соч. 33 Бурный поток (этюд)
Николаева Т. «Детский альбом»: Этюд №4
Парцхаладзе М. Этюд соль минор
Пахульский Г. Соч. 23 Маленький этюд
Раухверчер М. «25 этюдов для фортепиано»: №№1,8
Фрид Г. Соч. 41 Галоп
Черин К. «Избранные фортепианные этюды» Ч. 2. ред. Г. Гермера:
№№9-12,15-21,24-32; Соч.299 «Школа беглости»: №№1-4,6,
7-11; Соч.337 «40 ежедневных упражнений» (по выбору);
Соч.718 «24 этюда для левой руки»: №№1,2,4,6
Соч.821 «Этюды»: №25,26,28,33,43,45,53
Шитте Л. Соч.68 25 этюдов: №№18,19
3. Произведения крупной формы
Бортянский Д. Соната До мажор, Рондо
Вагнер Г. Сонатина ля минор
Вебер К. Соч. 3 Анданте с вариациями
Гайдн И. Каприччио
Гендель Г. Соната До мажор (Фантазия), Концерт Фа мажор, ч. 1
Грациоли Г. Соната Соль мажор
Дварионас Б. Вариации Фа мажор
Дюссек И. Соч. 20 Сонатина Ми-бемоль мажор
Кабалевский Д. Соч. 40 №1 Вариации ре мажор; Соч. 51 Легкие вариации
на тему словацкой народной песни №3
Клементи М. Соч. 36 Сонатина Ре мажор ч. 1; Соч. 37 «Сонатины»: Ми-
бемоль мажор, Ре мажор; Соч. 38 «Сонатины»: Соль мажор
ч. 1, Си-бемоль мажор
Кулау Ф. Соч. 59 Сонатина Ля мажор
Куртиди В. Сонатина Фа мажор
Лукомский Л. Концерт Ля мажор ч. 1, Вариации фа минор
Моцарт В. Концерт Ре мажор ч. 2, Сонатины: Ля мажор, До мажор
Рожавская Ю. Рондо
Сейсс И. Соч. 8 Сонатина ре мажор
Скултэ А. Сонатина До мажор
Шуман Р. Соч. 118 Сонатина Соль мажор для юношества чч. 3, 4
4. Пьесы
Александров Ю. «Три нетрудные пьесы»:
Амиров Ф. «12 миниатюр для фортепиано»: На охоте, Марш
Барток Б. Песенка, Эскиз
Бетховен Л. Семь народных танцев (по выбору)
Бизе Ж. Колыбельная
Гедике А. Соч. 8 «Десять миниатюр»: №6 ми минор, №7 Соль мажор
Глинка М. Прощальный вальс Соль мажор, Мазурка до минор
Глиэр Р. Соч. 26 «Шесть пьес» (по выбору);
Гречанинов А. Осенняя песенка; Соч. 173 №2 Признание
Грибоедов А. «Вальсы»: Ми мажор, Ля-бемоль мажор
Гурилев А. Прелюдии: фа-диез минор, до-диез минор
Дебюсси К. Маленький негритенок
Зиринг В. Соч. 19 Полька; Соч. 21 Сказание, Плясовая
Калинников В. Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо
Ладухин А. Интермеццо ре минор, Маленькая пьеса Соль мажор Лукомский Л.Хоровод
Майкапар С. Соч. 8 «Маленькие новеллетты»: Романс, Итальянская серенада, Токкатина
Мендельсон Ф. Соч. 72 «Шесть детских пьес»: Ми- бемоль мажор.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений ;
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент» являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточная аттестация,
- итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
- качество выполнения домашних заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся оценки по триместрам (четвертям).
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Методические рекомендации преподавателям
Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
- разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
- вариативность темпа освоения учебного материала;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.
VI. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой учебной литературы
- Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. – М., Композитор, 2003
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. – М.: Музыка, 2006
- Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: Музыка, 2012
- Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И. А. Браудо. – СПб.: Композитор, 2000
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 2007
- Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но. 1кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. ДМШ. Учебно-метод. пособия / сост. С. А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
- Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – СПб.: Композитор, 2005
- Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32. – М.: Музыка, 2000
- Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С. А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
- За роялем всей семьёй. Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки / сост. Андреева Н., Индейцева Л. – Спб.: Композитор, 2006
- Иду, гляжу по сторонам ансамбли в 4 руки. – Спб.: Композитор, 2005
- Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие. – СПб.: Союз художников, 2008
- Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. – М.: Музыка, 2010
- Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17. – М.: Кифара, 2000
- Лещинская И. Малыш за роялем. – М.: Кифара, 2000
- Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, 66. – М.: Кифара 2001
- Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. – СПб.: Композитор, 2004
- Милич Б. Фортепиано 1 кл., 2 кл., 3кл., 4 кл. – М.: Кифара, 2006
- Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие / сост. Барахтин Ю. В. – Новосибирск: Окарина, 2008
- Музыкальная коллекция 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. Учебно-метод. пособие / сост. Гавриш О. Ю., Барсукова С. А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
- Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие / сост. Н. Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
- Музыкальная копилка. Пособие для развития навыков игры по слуху и транспонирования а также детский песенник / сост. Беленькая М., Ильинская С. – Спб.: Союз художников, 2005
- Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. /Первые шаги. /Этюды. /Полифонические произведения. /Сонатины, рондо и вариации. – Спб.: Композитор, 2008
- Симонова Т. Звери и птички с нотной странички. Пособие для начинающих пианистов. – Смоленск, 2005
- Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающих пианистов. – Спб.: Композитор, 2002
- Фортепианные циклы для ДМШ. – Спб.: Композитор, 2001
- Фортепианные дуэты / сост. Ж. Антонян. – М., 2005
- Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. – Спб., 2004
- Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка, 2006
- Чайковский П. Лёгкие переложения в 4 руки. – М., 2002
- Черни К. – Гермер Г. Этюды. 1,2 тетр. – М., 2004
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160. – М., 2000
- Шуман Р. Детские сцены в 4 руки ор.15. – М., 2002
- Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 2011
- Юному музыканту-пианисту, 1, 2, 3, 4 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост.Г. Цыганова, И. Королькова. Ростов- н/Д: Феникс, 2008.
Список рекомендуемой методической литературы
- Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М., Классика-XXI, 2004
- Григорьев В. Исполнитель и эстрада. – М., Классика-XXI, 2006
- Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 2007
- Корто А. О фортепианном искусстве. – М., 2000
- Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004
- Коган Г. У врат мастерства. – М.: Классика-XXI, 2004
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2003
- Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Классика-XXI, 2006
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002
- Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. – М.: Музыка, 2011
- Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: Эльга, 2008
- Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., 2004