Образовательная программа
Образовательная программа
Предмет – общее фортепиано.
Семилетнее обучение для учащихся, поступающих на отделение ДШИ в возрасте 6 лет и старше.
Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте 7-9 лет.
Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте после 9 лет.
Ранняя профессиональная ориентация для учащихся 6 и 8 классов.
Пояснительная записка
В процессе занятий по общему фортепиано учащейся должен овладеть техническими приемами игры на фортепиано (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также научиться правильно, понимать характер исполняемых произведений.
Обучение по плану начинается со 2 класса, когда учащейся уже знаком с нотной грамотой и своим основным муз. инструментом. Аудиторная нагрузка составляет 1 академический час в неделю.
На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальные планы с учетом их возможностей. В индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, с также произведения советских и современных композиторов.
Большое внимание на уроках уделяется чтению с листа простых этюдов и пьес. При выборе пьес необходимо следить, чтобы они были выразительны, близки ученику по интонациям, легко запоминались. Для общего музыкального развития ученика, для воспитания его полифонического развития и мышления, а также гармонического чувства, полезна игра в ансамбле с педагогом. Музыкальное и техническое развитие ученика будет обеспечено количеством и разнообразием изучаемых произведений, правильно выбираемых педагогом.
Годовые требования
В течение года уч-ся должен изучить 8-12 разнохарактерных произведения.
1 год обучения: чтение нот с листа легких одноголосных произведений отдельно каждой рукой (8-12 разнохарактерных произведений)
2 год обучения: чтение с листа двумя руками небольших и несложных фортепианных пьес и этюдов (3-5 легких этюдов, 4-6 разнохарактерных пьес).
3 год обучения: чтение нот с листа двумя руками: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 2-3 пьесы, 1 ансамбль.
4 год обучения: 2-3 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля,2-3 пьесы.
5 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.
6 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.
Технические требования
2 год обучения: ознакомление с гаммами, аккордами и арпеджио, до-соль –ре-ля-ми мажор исполнение в одну октаву каждой рукой отдельно.
3 год обучения: те же гаммы в одну (две) октавы двумя руками вместе (либо отдельно каждой рукой) + фа мажор и ля минор + аккорды и арпеджио отдельно каждой рукой.
4 год обучения: те же гаммы + си мажор, ля, ре, ми минор в 2 октавы двумя руками вместе, арпеджио и аккорды с обращениями.
5- 6 год обучения: гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные), до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.
Контроль
1.Контроль осуществляется педагогом, а также комиссией педагогов под председательствованием зав. отделом, завуча или директора.
2.Оценка по общему фортепиано выставляется не реже 1 раза в 2 урока, в течение четверти ученик должен иметь не менее 3 оценок.
3. Выставление оценок по общему фортепиано за каждую четверть + итоговую.
Формы контроля:
В конце 1 полугодия проводится контрольный урок педагогом в классном порядке (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).
В конце 2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть) для учащихся 2,3-его года прохождения общего фортепиано (с 5-летним сроком обучения) и 2,3,4,5–ого года (с 7-летним сроком обучения),
Зачет: (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения – наизусть) для учащихся 4 года обучения (5-летний срок обучения) и для 6 –ого года обучения (7-летний срок обучения).
На выпускных экзаменах в конце года исполняется два разнохарактерных произведения наизусть.
5 год обучения (5-летний срок обучения) и 7 год обучения (7-летний срок обучения) (для учащихся с профессиональной ориентацией
Годовые требования: 8-12 различных произведений, этюды на различные виды техники, разнохарактерные пьесы, произведения крупной формы, полифония, ансамбли.
Годовые технические требования: гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные), до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.
В конце 1 и 2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).
Методическое обеспечение:
Учебно-воспитательная работа по общему фортепиано включает в себя:
1. воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки
2. ознакомление под руководством педагога с разнообразными музыкальными произведениями
3. развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов
4. повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний
5. помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в общественной жизни школы
6. дифференцированный подход к обучению учащихся. Составление на ученика индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные способности, уровень музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи
7. тесная связь с родителями учащихся
Техническое оснащение занятий
На основе, которой осуществляется выполнение программы.
1. 5 классов для проведений занятий
2. фортепиано в каждом классе
3. школьная мебель (столы, стулья, шкафы для нот)
4. школьная нотная библиотека
5. личная нотная библиотека
6. концертный зал, рояль
7. магнитофон, проигрыватель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.docx | 15.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Предмет – общее фортепиано.
Семилетнее обучение для учащихся, поступающих на отделение ДШИ в возрасте 6 лет и старше.
Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте 7-9 лет.
Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте после 9 лет.
Ранняя профессиональная ориентация для учащихся 6 и 8 классов.
Пояснительная записка
В процессе занятий по общему фортепиано учащейся должен овладеть техническими приемами игры на фортепиано (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также научиться правильно, понимать характер исполняемых произведений.
Обучение по плану начинается со 2 класса, когда учащейся уже знаком с нотной грамотой и своим основным муз. инструментом. Аудиторная нагрузка составляет 1 академический час в неделю.
На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальные планы с учетом их возможностей. В индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, с также произведения советских и современных композиторов.
Большое внимание на уроках уделяется чтению с листа простых этюдов и пьес. При выборе пьес необходимо следить, чтобы они были выразительны, близки ученику по интонациям, легко запоминались. Для общего музыкального развития ученика, для воспитания его полифонического развития и мышления, а также гармонического чувства, полезна игра в ансамбле с педагогом. Музыкальное и техническое развитие ученика будет обеспечено количеством и разнообразием изучаемых произведений, правильно выбираемых педагогом.
Годовые требования
В течение года уч-ся должен изучить 8-12 разнохарактерных произведения.
1 год обучения: чтение нот с листа легких одноголосных произведений отдельно каждой рукой (8-12 разнохарактерных произведений)
2 год обучения: чтение с листа двумя руками небольших и несложных фортепианных пьес и этюдов (3-5 легких этюдов, 4-6 разнохарактерных пьес).
3 год обучения: чтение нот с листа двумя руками: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 2-3 пьесы, 1 ансамбль.
4 год обучения: 2-3 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля,2-3 пьесы.
5 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.
6 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.
Технические требования
2 год обучения: ознакомление с гаммами, аккордами и арпеджио, до-соль –ре-ля-ми мажор исполнение в одну октаву каждой рукой отдельно.
3 год обучения: те же гаммы в одну (две) октавы двумя руками вместе (либо отдельно каждой рукой) + фа мажор и ля минор + аккорды и арпеджио отдельно каждой рукой.
4 год обучения: те же гаммы + си мажор, ля, ре, ми минор в 2 октавы двумя руками вместе, арпеджио и аккорды с обращениями.
5- 6 год обучения: гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные), до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.
Контроль
1.Контроль осуществляется педагогом, а также комиссией педагогов под председательствованием зав. отделом, завуча или директора.
2.Оценка по общему фортепиано выставляется не реже 1 раза в 2 урока, в течение четверти ученик должен иметь не менее 3 оценок.
3. Выставление оценок по общему фортепиано за каждую четверть + итоговую.
Формы контроля:
В конце 1 полугодия проводится контрольный урок педагогом в классном порядке (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).
В конце 2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть) для учащихся 2,3-его года прохождения общего фортепиано (с 5-летним сроком обучения) и 2,3,4,5–ого года (с 7-летним сроком обучения),
Зачет: (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения – наизусть) для учащихся 4 года обучения (5-летний срок обучения) и для 6 –ого года обучения (7-летний срок обучения).
На выпускных экзаменах в конце года исполняется два разнохарактерных произведения наизусть.
5 год обучения (5-летний срок обучения) и 7 год обучения (7-летний срок обучения) (для учащихся с профессиональной ориентацией
Годовые требования: 8-12 различных произведений, этюды на различные виды техники, разнохарактерные пьесы, произведения крупной формы, полифония, ансамбли.
Годовые технические требования: гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные), до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.
В конце 1 и 2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).
Методическое обеспечение:
Учебно-воспитательная работа по общему фортепиано включает в себя:
1. воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки
2. ознакомление под руководством педагога с разнообразными музыкальными произведениями
3. развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов
4. повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний
5. помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в общественной жизни школы
6. дифференцированный подход к обучению учащихся. Составление на ученика индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные способности, уровень музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи
7. тесная связь с родителями учащихся
Техническое оснащение занятий
На основе, которой осуществляется выполнение программы.
1. 5 классов для проведений занятий
2. фортепиано в каждом классе
3. школьная мебель (столы, стулья, шкафы для нот)
4. школьная нотная библиотека
5. личная нотная библиотека
6. концертный зал, рояль
7. магнитофон, проигрыватель
Список литературы
1. Б.Милич «Фортепиано» 1 класс ДМШ
2. Б.Милич «Фортепиано» 2 класс ДМШ
3. Ляховицкая и Баренбойм «Сборник фо-ных пьес, этюдов и ансамблей для 1, 2 класса ДМШ
4. Т.Смирнова «Интенсивный курс» тет. 1.2.3.
5. Милич «Фортепиано» 3 класс ДМШ
6. Николаев «Школа игры на фо-но»
7. П.И. Чайковский «Детский альбом»
8. Л.Ройзман, В.Натансон «Юный пианист» вып. 1.
9. К.Сорокин «Музыка для детей»
10. А.Артобалевская «Первая встреча с музыкой»
11. М.Соколов «Маленький пианист»
12. Л.Баренбойм «Путь к музыке»
13. Н.Кончевский «Музыкальные картинки»
14. А.Бакулов, К.Сорокин «Калинка»
15. Б.Милич « Фортепиано» 1кл.2кл.
16. Б.Милич «Фортепиано» 1кл.2кл.
17. В.Шульгина «Юным пианистам»
18. И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
19. И.С.Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»
20. И.С.Бах «Инвенции» ред.Бузони
21. И.С.Бах Альбом пьес для фо-но» ред.Л.Ройдмана
22. Г.Гендель «Пьесы» вып. 1 сост. Тетерин
23. «Избранные классические сонатины» вып.1, 2, 3 ред. Сариев
24. Клементи Сонатина» ред.С.Диденко
25. «Сонатины, рондо, вариации» ред. А.Радвилович
26. «Фортепиано 3-7 кл.» сост. Б.Милич
27. «Хрестоматия для фортепиано 2-7 кл.» ред.Копчевского
28. «Пьесы»
29. Полифонические пьесы»
30. Кпупная форма»
31. Артобалевская «Хрестоматия маленького пианиста»
32. «Золотая лира» 1 и 2 в. Сост.К.Сорокин
33. «Музыка для детей» вып. 2, 3 сост.К.Сорокин
34. «Юный пианист» вып.2.3 ред. Л.Ройзмана, В.Натансона
35. «Юным пианистам» 4 кл. ред. В.Шульгина
36. «Этюды для фо-но» 1-2 кл. вып.1 сост.А.Гудько.
37. «Этюды» 2 кл. сост. Р.Гиндин
38. Шитте «50 этюдов для фо-но»
39. Черни-Гермер «Этюды» 1-2 тетр.
40. «Этюды для фо-но» 4 кл. вып 1 ред. А.Ваулин
41. «Этюды для фо-но» 4 кл. вып.2 ред.И.Захаров
42. «Этюды» 4 кл. ред.Гиндина
43. «Этюды» 6 кл. ред.Гиндина
44. К.Черни «Школа беглости» соч.299
45. Гемлер «Избранные этюды» ор.45,46,47.