Дополнительная ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА “ФОРТЕПИАНО”
Дополнительная ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА “ФОРТЕПИАНО”
Предметная область
По.01.УП.03 КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.03 “Концертмейстерский класс”
Смоленская область, г.Вязьма
2013г
ОДОБРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На заседании на заседании Директор МБОУДОД
Методического совета Педагогического Вяземской совета совета ДШИим.А.С.
Даргомыжского
Протокол № 1 Протокол № 1 Новичкова Е.А.
От “26 ”августа 2015г. От Приказ №69
От “ “
Программа учебного предмета “Концертмейстерский класс”, срок обучения 8(9) лет, разработана на основе примерной программы по учебному предмету “Концертмейстерский класс” Министерства Культуры РФ.
Составитель: Зыкова Любовь Викторовна – преподаватель фортепиано.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация : цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
ПОЯСНИТЬЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета “ Концертмейстерский класс” разработана на основе и с учетом федеральный государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства “Фортепиано”
Учебный предмет “концертмейстерский класс” направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки. А так же на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуру программы “Фортепиано” федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: “Специальность и чтение с листа”, “Ансамбль” и “Концертмейстерский класс”, которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительского знания. Умения и навыки, а так же подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
2. Срок реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс”
Срок реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс” по 8- летнему учебному плану может составлять 4 года. По 9- летнему - 4 года. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета “Концертмейстерский класс”
Таблица 1
Виды учебной нагрузки | Количество часов (4 года) |
Максимальная нагрузка | 572,5 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 262 часа (из расчета 1 час в неделю) |
Количество часов га внеаудиторную (самостоятельную) работу | 311 часов (из расчета 1 час в неделю) |
Промежуточная аттестация по (полугодиям) | 28,30 |
24,32 |
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность 40 минут.
Реализация учебного предмета “Концертмейстерский класс” предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов) . В качестве иллюстраторов учреждения или, в случае их недостаточности. Работники образовательного учреждения. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируют концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
4. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
- формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
- развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
- умения слышать все произведения в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
- умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
- приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;
- навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
- приобретение навыков самостоятельной работы и чтение с листа нетрудного текста с солистом;
- приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства;
5. Обоснование структуры учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ , отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени. предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядные (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс”
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятия по учебному предмету “Концертмейстерский класс” должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонты музыкальных инструментов.
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета “Концертмейстерский класс” , на максимальную. Самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучение 8-9 лет
Таблица 2
Классы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Продолжительность учебных занятий | 1 год | 1 год | 1 год | 1 год |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аудиторные занятия | 132 | |||
Количество чесов на внеаудирорную работу (в неделю) | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Количество часов на внеаудиторную работу | 198 | |||
Общее максимальное количество часов | 330
|
Таблица 3.
Классы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Продолжительность учебных занятий | 33 недели | 33 недели | 33 недели | 33 недели |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аудиторный занятия | 132 часа | |||
Количество часов на внеаудиторную работу | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Общее максимально количество | 330 часов |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материла распределяется по годом обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Годовые требования по классам.
“Концертмейстерский класс” начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара (эта работа планируется в 5-6 классах).
Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (7 класс) , когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера 7-8 класс (1 час в неделю).
Знакомство с новым предметом – вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве , о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.
Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыграть на другом инструменте.
Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.
За время обучения 5-6 классах, следует подробно пройти легкие романсы на различные виды аккомпанемента, размеры и наименьшую сложность музыкальной фактуры, регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце каждого полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете, классном вечере или концерте.
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Включающих различные комбинации типов фактуры.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования (5-8 классы):сначала на интервал увеличенной примы ( прибавление диеза или бемоля) , а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды.
Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация ( зачет), которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 2 произведения.
Продолжением предмета “Концертмейстерский класс” может быть аккомпанемент в классе скрипки. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов или преподаватели музыкальной школы.
Вместо скрипки может быть взят любой другой инструмент в качестве сольного (флейта, аккордеон, баян, и синтезатор). В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, логикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
2 ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Результатом освоения учебного предмета “Концертмейстерский класс” является приобретения обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- Знания основного концертмейстерского репертуара ( вокального и инструментального);
- Знания основных принципов аккомпанирования солисту;
- Навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
- умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
-наличие первичного практического опыта репетиционн о - концертной деятельности в качестве концертмейстера.
3.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
1. АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ.
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающегося проводится в счет аудиторного времени , предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету “Концертмейстерский класс” предполагает проведения зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По завершении изучения учебного предмета “Концертмейстерский класс” проводится промежуточная аттестация с оценкой. Которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создают фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления
|
5 (“отлично”) | Технически качественное художественно осмысленное исполнений, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 (“хорошо”) | Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и художественном)
|
3 (“удовлетворительно”) | Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неудобный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и тд. |
2 (“неудовлетворительно”) | комплекс недостатков являющимися следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
“зачет” (без оценки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Условием успешной реализации программы по учебному предмету “Концертмейстерский класс” является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а так же наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в усвоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу –от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные способности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Важная задача предмета является развития навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; Определить характер произведения и наметить те приемы и выразительность средства, которые требуются для создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
Репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные, содержанию по разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
1.1 Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента. Ученику –концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения(колыбельная ,баркарола, полька, мазурка, вальс. марш и т.д.)Необходимо научить петь ученика вокальную партию под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голса и от правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тессетуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя- научит будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать: как вокалист берет и как держит дыхание;
Что такое пение «на опоре» и «бездыханное» пение; различие между чистой и фальшивой интонацией, а также иметь представление о филировке звука, пении портаменто и т.д.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как выступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общи й эмоциональный настрой, не теряя фор произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замысла.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а так же обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпритации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережение его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятие 3-строчной или многострочной фактуры.
1.2. методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе скрипичного аккомпанемента.
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотиие, спиккато, рикошет, пиццикато.
Скрипка – это инструмент, звучащий , в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучанием рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятия скрипичной партии.
Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.
Природа струнных инструментов – певуча, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усилить или убрать, а особый прием – вибрация – придает звуку особую выразительность.
Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры. Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf,p.pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков , а так же очень важному умению совпадать в началах и окончаниях.
Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке – не дробить сильными долями фортепиано партии длинные фразы солиста, а так же владеть приемом особого “бережного” звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.
Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.
На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося.
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблядая все авторские ремарки в нотах – темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА “ФОРТЕПИАНО”
Предметная область
По.01.УП.03 КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.03 “Концертмейстерский класс”
Смоленская область, г.Вязьма
2013г
ОДОБРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На заседании на заседании Директор МБОУДОД
Методического Педагогического Вяземской совета совета ДШИим.А.С.
Даргомыжского
Протокол № 5 Протокол № 1 Новичкова Е.А.
От “ ” _ От “ “ Приказ №69
От “ “
Программа учебного предмета “Концертмейстерский класс”, срок обучения 8(9) лет, разработана на основе примерной программы по учебному предмету “Концертмейстерский класс” Министерства Культуры РФ.
Составитель: Зыкова Любовь Викторовна – преподаватель фортепиано.
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация : цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
ПОЯСНИТЬЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета “ Концертмейстерский класс” разработана на основе и с учетом федеральный государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства “Фортепиано”
Учебный предмет “концертмейстерский класс” направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки. А так же на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуру программы “Фортепиано” федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: “Специальность и чтение с листа”, “Ансамбль” и “Концертмейстерский класс”, которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительского знания. Умения и навыки, а так же подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
- Срок реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс”
Срок реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс” по 8- летнему учебному плану может составлять 4 года. По 9- летнему - 4 года. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета “Концертмейстерский класс”
Таблица 1
Виды учебной нагрузки | Количество часов (4 года) |
Максимальная нагрузка | 572,5 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 262 часа (из расчета 1 час в неделю) |
Количество часов га внеаудиторную (самостоятельную) работу | 311 часов (из расчета 1 час в неделю) |
Промежуточная аттестация по (полугодиям) | 28,30 |
24,32 |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность 40 минут.
Реализация учебного предмета “Концертмейстерский класс” предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов) . В качестве иллюстраторов учреждения или, в случае их недостаточности. Работники образовательного учреждения. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируют концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
- Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
- формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
- развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
- умения слышать все произведения в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
- умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;
- приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;
- навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
- приобретение навыков самостоятельной работы и чтение с листа нетрудного текста с солистом;
- приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства;
5. Обоснование структуры учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ , отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени. предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебного предмета”.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядные (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета “Концертмейстерский класс”
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятия по учебному предмету “Концертмейстерский класс” должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонты музыкальных инструментов.
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета “Концертмейстерский класс” , на максимальную. Самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучение 8-9 лет
Таблица 2
Классы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Продолжительность учебных занятий | 1 год | 1 год | 1 год | 1 год |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аудиторные занятия | 132 | |||
Количество чесов на внеаудирорную работу (в неделю) | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Количество часов на внеаудиторную работу | 198 | |||
Общее максимальное количество часов | 330 |
Таблица 3.
Классы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Продолжительность учебных занятий | 33 недели | 33 недели | 33 недели | 33 недели |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Аудиторный занятия | 132 часа | |||
Количество часов на внеаудиторную работу | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Общее максимально количество | 330 часов |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материла распределяется по годом обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Годовые требования по классам.
“Концертмейстерский класс” начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара (эта работа планируется в 5-6 классах).
Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (7 класс) , когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера 7-8 класс (1 час в неделю).
Знакомство с новым предметом – вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве , о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.
Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыграть на другом инструменте.
Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.
За время обучения 5-6 классах, следует подробно пройти легкие романсы на различные виды аккомпанемента, размеры и наименьшую сложность музыкальной фактуры, регулярно читать с листа в классе и дома.
В конце каждого полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете, классном вечере или концерте.
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Включающих различные комбинации типов фактуры.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования (5-8 классы):сначала на интервал увеличенной примы ( прибавление диеза или бемоля) , а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды.
Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация ( зачет), которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 2 произведения.
Продолжением предмета “Концертмейстерский класс” может быть аккомпанемент в классе скрипки. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов или преподаватели музыкальной школы.
Вместо скрипки может быть взят любой другой инструмент в качестве сольного (флейта, аккордеон, баян, и синтезатор). В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, логикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
2 ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Результатом освоения учебного предмета “Концертмейстерский класс” является приобретения обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- Знания основного концертмейстерского репертуара ( вокального и инструментального);
- Знания основных принципов аккомпанирования солисту;
- Навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;
- умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
-наличие первичного практического опыта репетиционн о - концертной деятельности в качестве концертмейстера.
3.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
1. АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ.
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающегося проводится в счет аудиторного времени , предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету “Концертмейстерский класс” предполагает проведения зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По завершении изучения учебного предмета “Концертмейстерский класс” проводится промежуточная аттестация с оценкой. Которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создают фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 (“отлично”) | Технически качественное художественно осмысленное исполнений, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 (“хорошо”) | Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и художественном)
|
3 (“удовлетворительно”) | Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неудобный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и тд. |
2 (“неудовлетворительно”) | комплекс недостатков являющимися следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
“зачет” (без оценки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Условием успешной реализации программы по учебному предмету “Концертмейстерский класс” является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а так же наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в усвоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу –от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные способности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Важная задача предмета является развития навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; Определить характер произведения и наметить те приемы и выразительность средства, которые требуются для создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
Репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные, содержанию по разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
1.1 Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента. Ученику –концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения(колыбельная ,баркарола, полька, мазурка, вальс. марш и т.д.)Необходимо научить петь ученика вокальную партию под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голса и от правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тессетуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя- научит будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать: как вокалист берет и как держит дыхание;
Что такое пение «на опоре» и «бездыханное» пение; различие между чистой и фальшивой интонацией, а также иметь представление о филировке звука, пении портаменто и т.д.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как выступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общи й эмоциональный настрой, не теряя фор произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замысла.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а так же обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпритации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережение его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятие 3-строчной или многострочной фактуры.
1.2. методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе скрипичного аккомпанемента.
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотиие, спиккато, рикошет, пиццикато.
Скрипка – это инструмент, звучащий , в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучанием рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятия скрипичной партии.
Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.
Природа струнных инструментов – певуча, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усилить или убрать, а особый прием – вибрация – придает звуку особую выразительность.
Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры. Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf,p.pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков , а так же очень важному умению совпадать в началах и окончаниях.
Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке – не дробить сильными долями фортепиано партии длинные фразы солиста, а так же владеть приемом особого “бережного” звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.
Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.
На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося.
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблядая все авторские ремарки в нотах – темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.