Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС
Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС:урок и внеурочная деятельность в системе работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_shkole.docx | 21.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шпаковский Ю.О.,преподаватель класса кларнета
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 «Музыка»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС: урок и внеурочная деятельность в системе работы»
Автор:
Шпаковский Юрий Олегович
преподаватель по классу кларнета
2017 г.
Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение Федеральных государственных образовательных стандартов.
Определяется современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, пробуждение интереса к музыке, музыкальным занятиям;
- прививать нормы поведения на сцене, развивать творческий потенциал ребенка, его эмоциональность
- развитие чувства ритма,
- добиваться чистоты интонирования, строя, правильной артикуляции, верного дыхания в фразировках при вокальном и хоровом исполнении
- овладеть простейшими навыками игры на детских, музыкальных инструментах
Учащиеся школы учатся воспринимать музыку и размышлять о ней, воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении хоровых и вокальных произведений, исполнении на музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники учатся открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Вышеперечисленные задачи интегрированы в содержание внеурочной деятельности. Базовые ценности отражены в содержании внутришкольных воспитательных мероприятий: праздников, концертов, театрализованных представлений, игр и т.д.
Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным, более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но и расширяются.
Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ; игровые технологии; развивающие интегрированные технологии с привлечением элементов хореографии, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах; проектная деятельность; занятия-путешествия; театральные технологии и т.д.) помогают успешно осуществлять педагогическую деятельность.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности, с точки зрения новой Концепции воспитания российских школьников, является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Массовые формы внеурочной музыкальной деятельности говорят о том, что основной задачей этой работы является охват наибольшего количества детей, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом музыкальном мероприятии вообще не требует от детей никакой подготовки. Определенная подготовка нужна для участия в любом деле, только суть ее может быть весьма различной. Под массовыми формами музыкального воспитания детей понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки музыкальных данных учащихся, уровня их музыкальной подготовки. Они эпизодичны, не предусматривают постоянных музыкальных занятий. Достаточно простого желания и интереса – и обучающийся становится действующим лицом конкретного мероприятия. Создание заинтересованности, желания быть участником этого действия – главная движущая сила его подготовки. Основными мероприятиями массовых форм внеурочной деятельности являются: лекции, концерты для школьников разных возрастных групп, коллективные посещения театров, кинотеатров, спектаклей, организация и проведение массовых музыкальных праздников, конкурсов, смотров. Выполняя музыкально-просветительские задачи, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей, имеющих незаурядные музыкальные данные, пробуждают или углубляют их музыкально-эстетические чувства и желания.
Особое место занимает детская массовая художественная самодеятельность: проводятся многочисленные смотры, конкурсы, праздники. Это праздники музыки и танца. Эти мероприятия проводятся в несколько этапов. Проводятся творческие отборы на местах. В финалы конкурсов отбираются лучшие из лучших.
Очень важным элементом массовой формы музыкального воспитания являются лекции-концерты. Циклы бесед на различные связанные с музыкой темы проводят в школах, концертных залах. Конечно, степень активности слушателей лекций и участников музыкальных смотров, конкурсов – различна, хотя их и объясняет массовость, возможность приобщения к музыке практически каждого желающего. В связи с этим организация и проведение каждого такого мероприятия имеют свои отличия. Подготовка, например, к районному празднику военной песни, требует тщательного продумывания участниками всех деталей: исходя из поставленной цели, содержания репертуара.
Лекция-концерт требует меньших усилий со стороны коллектива преподавателей школы, хотя учащиеся должны быть элементарно подготовлены: знать биографию композитора, историческую эпоху, культурную жизнь общества той эпохи. Это необходимо для полноценного восприятия программы лекции, концерта. Перед посещением оперного спектакля или коллективным просмотром фильма-оперы полезно познакомить школьников с музыкальными характерами основных героев. При определении темы лекции-концерта учитывается возраст учащихся, их общее музыкальное развитие, т.к. свое воспитательное воздействие музыка может осуществить лишь тогда, когда вызывает эмоциональный отклик, интерес слушателей.
Помимо массовых форм существуют и кружковые формы музыкальной работы. Внеурочная музыкальная работа в школе существует путем организации кружков – хоровых, фольклорных, сольного пения, инструментальных. Вступление в тот или иной кружок происходит в основном при наличии желания со стороны учащихся. Практика доказала, что у каждого нормального здорового ребенка, при его интересе к занятиям, можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос. Однако это не означает полного игнорирования руководителями кружков тех природных данных, какими обладают дети. При умении руководителя увлечь и заинтересовать детей заниматься музыкой даже при наличии посредственных данных можно достичь неплохих результатов. Для занятий желательно иметь дома свой инструмент, а также для того чтобы добиться какого-либо результата необходимо много заниматься. Только при наличии страстного желания научиться играть на инструменте к учащемуся придет успех.
Хоровые кружки прежде всего определяются разновозрастным составом детей. Будучи неоднородными по возрасту участников, эти коллективы могут оказаться более однородными по уровню музыкального развития, чем участники классного хора. Если на уроке пение – это один из видов деятельности и на него приходится не так уж много времени, то в хоровом кружке – это основная цель, то ради чего все собрались. Конечно, и здесь приходится тратить время на развитие навыков восприятия музыки, обучение музыкальной грамоте, но вокально-хоровая работа требует не только специального внимания, но и систематического обучения. Интерес детей именно к пению позволяет руководителю хора выдвигать более высокие требования при формировании таких хоровых навыков как чувство ансамбля, строя, добиваться большей слаженности, гибкости, управляемости – всего того, что характеризует коллектив с наилучшей стороны.
Большое значение для музыкантов имеет концертная деятельность. Удачное выступление перед аудиторией является большим эмоциональным событием. Оно повышает самооценку участников, добавляет им уверенности и является мощным стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Концертные выступления не должны быть слишком частыми. Концертную программу не следует делать очень обширной. Все должно быть сбалансировано и разумно.
Существуют огромные соблазны и развлечения, которые позволяют тратить время легко, не затрачивая никаких усилий. Раньше таких факторов не существовало, и дети были более настойчивы и прилежны. В творческих коллективах занималось больше детей и политика государства в области народной культуры была более патриотичной. Хотелось бы, чтобы культурная жизнь нашей страны стала более яркой и насыщенной, чтобы это отразилось и на образовательном процессе в школе.
Заключение. Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ внеурочной деятельности, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня полностью реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность». Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности ориентирована на построение открытого образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению школьника как успешной социально-активной, физически здоровой и конкурентно способной личности.