Групповая работа на уроке музыки
Групповая работа на уроке музыки
Из собственного опыта работы в духовом оркестре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota.docx | 22.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шпаковский Ю.О.,преподаватель по классу кларнета
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 «Музыка»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Групповая работа на уроке музыки
(из собственного опыта работы в духовом оркестре)»
Автор:
Шпаковский Юрий Олегович
преподаватель по классу кларнета
2017 г.
Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде. Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми. Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
Я часто задаю себе вопросы: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?»
Всем известно, в каждом классе есть дети с разными способностями. Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Учителям нужно учитывать способности.
Меня, как учителя также волнуют вопросы, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом. Я думаю, для этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, которые будут способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы в школьном оркестре духовых инструментов.
Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом. Групповая работа учит:
- сотрудничать,
- ставить вопросы,
- решать проблемы,
- договариваться,
- слушать других,
- убеждать других,
- отвечать за себя.
Далеко не каждый может стать солистом. Оркестровое исполнительство во многом отличается от сольного. Духовикам, как, впрочем, и всем оркестровым исполнителям, обязательно постоянно играть в оркестрах и ансамблях. Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения игре на духовых инструментах, в сопровождении фортепиано. Уже в этот период требуется интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов. Преподавателю следует обращать внимание ученика на ритмический рисунок, точность держания своей партии, верное распределение дыхания, игру качественным и красивым звуком. Это развивает не только ритм, слух, интонацию, но и, самое главное, чувство ансамбля, чувство ответственности за совместное дело. Впоследствии усложняются пьесы и усложняются партии. Так постепенно ребенок привыкает к совместному, ответственному коллективному труду. Теперь его можно и нужно вводить в коллектив оркестра. Но, как и каждый школьный коллектив, мы сталкиваемся с проблемой смены состава коллектива, т.к. дети вырастают и покидают школу, переезжают на новое место жительства.
Основной смысл репетиции - работа над музыкальным произведением. На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной. Здесь важно все: доброжелательное отношение к музыкантам, что является основой взаимоотношений с дирижером, его образный, ассоциативный, лаконичный язык, темперамент. Внешний облик руководителя, его манера общения должны дисциплинировать коллектив, вызывать в нем творческое отношение к исполнению, а волевое воздействие дирижера - сочетаться с тактом, корректностью, терпимостью и чуткостью к оркестрантам. Репетиция - акт напряженный, поэтому посмеяться, пошутить - значит, на какое-то время выключиться, отдохнуть, чтобы потом опять собраться и продолжить работу.
От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заинтересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, т.к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность.
Оркестр - это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского замысла. Не легко ощущать себя частью целого. Оркестр не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, при известных обстоятельствах каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования. Чем богаче и ярче творческие индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Задача состоит в том, чтобы на базе индивидуальных возможностей каждого укрепилось единство всего коллектива; нужно стремиться суммировать эти личностные проявления, образовав на их основе нечто общее - творческую индивидуальность оркестра, коллективную индивидуальность с единым творческим почерком, с единым видением и восприятием музыки. Именно поэтому в работе с детским оркестром нужны и индивидуальные, и групповые занятия. Оркестровые занятия обязывают учеников согласовывать свои действия с действиями других оркестрантов, и не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам, как подчинение законам коллектива, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения игра в оркестре несёт в себе не малый воспитательный заряд.
В оркестре нашей школы поощряется инициатива, самокритика и справедливая критика своих товарищей в их присутствии и тактичной форме. Всем предоставляется возможность проявить свои организаторские способности на благо общего дела.
Ученикам нужно создать безопасную комфортную обстановку, творческую атмосферу. Только в этом случае можно говорить о желании развиваться, о желании творить. Для того, чтобы приобщить учащихся к творческому процессу, по ходу репетиции целесообразно обращаться к ним с предложением дать оценку звучания какого-либо эпизода, определить насколько убедительно сыграна та или иная партия, не нарушен ли динамический баланс голосов. Следует поощрять предложения новой трактовки произведения или его части.
Творчество проявляется в оформлении рабочих оркестровых папок, в подготовке внеклассных мероприятий, оформлении костюмов. После успешной репетиции или выступления мы предлагаем ребятам выразить свои чувства, эмоциональные переживания от услышанного посредством образов (в рисовании) или в стихотворной форме.
Логическим завершением работы над произведением дирижера и оркестра является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив. Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению. Концерт - это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.
Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка.
Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями в групповой форме обучения.
Литература:
1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8.
2. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 - 178.
5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М., 1977.