Программа музыкального воспитания "Хоровая студия"

Савченко Юлия Николаевна

Программа музыкального воспитания "Хоровая студия" (дополнительное образование в школе)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №108»

___________ В.Л. Сакерина

«___» ____________ 2012г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОСНОВЫ ВОКАЛА»

МБОУ «СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №108»

НА 2012-2017 ГОДЫ.

Продолжительность освоения:           от 1 года до 5 лет

Возраст:                                           7-8 лет

Разработала:        Савченко          Ю.Н., педагог дополнительного образования школы №108

ТРЕХГОРНЫЙ

2 0 12

 

Оглавление

 Раздел I . Пояснительная записка

Раздел II . Учебный план

 

Раздел III . Тематический план

Раздел IV . Приложение к программе

4.1. Система оценки, контроля и учета знаний, умений и навыков обучающихся

        4.2. Изучение эффективности учебно-воспитательного процесса

4.3. Кадровое обеспечение выполнения программы

4.4. Методическое обеспечение выполнения программы

4.5. Материально-техническое обеспечение программы

4.6. Глоссарий

4.7. Библиография

Раздел I. Пояснительная записка.

Музыка является тем видом искусства, с которым практически каждый человек связан на протяжении всей своей жизни. Кроме того, музыка - один из базовых элементов общечеловеческой культуры. Следовательно, музыка  - то универсальное средство, без которого полноценный процесс формирования и воспитания личности невозможен, более того, личности творческой и социально значимой. Такого рода универсальность позволяет осуществлять по-настоящему дифференцированный подход к проблемам обучения и воспитания в сфере музыкального искусства. Таким образом, создание и функционирование музыкального коллектива в общеобразовательном учреждении, представляется необходимым и обязательным, и одним из наиболее приемлемых, в этом смысле, направлений деятельности являются занятия вокальным искусством.

Программа " Музыкальное воспитание и основы вокала " позволяет формировать и осуществлять процесс обучения и  воспитания детей как их мотивированную деятельность, их активное участие в ней, приобретение ими устойчивых навыков и умений, достижение значимого результата деятельности.

Цель данной программы - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворение интересов, склонностей и дарований обучающихся, их самообразования  и творческого досуга, профессионального самоопределения. Данная цель реализуется  через следующие задачи.

Задачи обучения:  

 

  • формирование у детей знаний, умений и навыков по основам музыкальной грамоты и вокала;
  • обучение навыкам мыследеятельности;
  • обучение навыкам самообразования;

Задачи развития:    

  • развитие музыкально - певческих способностей: музыкального слуха, памяти, внимания, мышления;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей;
  • развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;

Задачи воспитания:

  • формирование нравственных основ личности;
  • формирование потребности личности в непрерывном самосовершенствовании;
  • воспитание художественного вкуса;
  • Задачи оздоровления:
  • сохранение физического и психологического здоровья детей;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • обеспечение гигиены голоса.

Музыка искусство общедоступное. В особенности это касается вокального искусства. Однако специфика вокального искусства (всё слышат, но не все обладают музыкальным слухом, все обладают голосом, но не все им владеют) предусматривается набор участников в вокальный коллектив путём прослушивания для определения соответствующих качеств, либо конкурсного отбора. Далее, исходя из физиологических особенностей ребёнка, в программу включаются  учебные разделы, позволяющие не прерывать процесс обучения и сохранять количественный состав.

Вокальный коллектив был создан в общеобразовательной средней школе в 2012 году из детей от  7 лет и старше.

В программе используется опыт работы учителя музыки и педагога дополнительного образования Савченко Ю.Н.

При организации занятий учитываются  психолого-педагогические, возрастные особенности обучающихся.

1. Дети младшего школьного возраста.

Индивидуальность ребёнка к этому возрасту проявляется также в познавательных процессах. Происходи значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка. Обнаруживаются как общие так, так и специальные способности к различным видам деятельности. Практически восприятие, внимание, мышление, память и речь являются полностью сформированными. Проявляются такие качества как трудолюбие и самостоятельность.

2. Подростковый возраст.

Это более высокий уровень самосознания, с одной стороны. Инфантильность с другой. Становление подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства.  

Место проведения занятий:

Занятия проводятся в приспособленном кабинете музыки, а так же в актовом зале, на сцене.                                

 Содержание программы предполагает использование как традиционных форм организации учебного процесса, так и проведение творческих мероприятий: конкурсы, концертные программы, праздничные вечера.

          

Раздел II. Учебный план

Младший хор

№ пп

Тема

Общее

кол-во часов

В том числе

Формы занятий

Теоретические

(час)

Практические

(час)

1

 Ознакомление и выработка вокально-хоровых навыков

    7

2

5

Занятие, репетиция, беседа

2

Разучивание репертуара: Современная песня

22

2

20

Занятие, самостоятельная работа, репетиция, концерт

3

Музыкальная грамота

    2

1

1

Лекция, викторина, самостоятельная работа, контрольное занятие  

4

5

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Резерв

    2

    1

        -

      2

Игры, викторины, концерты

Итого:

34

5

28

Раздел III. Тематический план.

Младший хор

Тема 1: Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых        

              навыков.

Теория

 Певческая установка. Дыхание. Звукообразование, дикция,

   фразировка. Качество звука. Дирижёрский жест.

Практика

  • Обучение постоянному соблюдению певческой установки;
  • Спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком;
  • Правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных;
  • Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми1-си1);
  • Выравнивание звучания, выработка чистого унисона;
  • Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умению слушать себя и весь ансамбль при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием;
  • Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха;
  • Воспитание умения следить за дирижерским жестом одновременного вступления и окончания пения;  

Тема 2: Разучивание репертуара: Современная песня

Теория

Сообщение о композиторе - авторе песни ( краткая биография,

 творческий портрет). Раскрытие содержания темы песни,

 тематика и художественный образ.

Практика

Показ-исполнение песни. Разбор текста. Разучивание

 музыкального материала с сопровождением. Художественная

 отделка песни.

Тема 3: Музыкальная грамота

Теория 

 Регистры, названия звуков и октав. Нотный стан. Скрипичный ключ.

 Клавиатура. Нотная запись в первой октаве. Длительности. Ударные и  

 неударные звуки в музыке. Такт. Тактовая черта. Доли такта. Размеры

 2/4 и 3/4. Лад. Темп ( быстро, медленно, умеренно). Динамика,

 членение музыки  ( мелодия, аккомпанемент, фраза ).

Практика

-  Развитие звуковысотного, ритмического, ладового, гармонического и          

   тембрового слуха как основы всех знаний о музыке и пения по нотам.

-  Различие регистров, восходящих и нисходящих движений мелодии;          

   определение повторности звуков, их долготы, громкости.

-  Пение звукоряда от "До" первой октавы до "До" второй октавы с  

    названиями звуков. Отличие мажорных песен, мелодий от минорных.

-  Определение пульсации, метрической доли в песнях.

-  Исполнение звуков различной длительности от половинной до восьмой,            

   а также целые. Различие ударных и безударных долей такта.

-  Различие размеров 2/4 и 3/4.

Тема 4: Мероприятия воспитательно-познавательного характера                  

             (посещение концертов, творческие встречи).

       

Раздел IV. Приложение к программе.

4.1. Система оценки, контроля и учёта знаний., умений и навыков обучающихся

Ансамблевые группы

Контроль обучения осуществляется через следующие формы:

  1. Индивидуальный опрос.
  2. Проверка степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий: Д/з, определение на слух.
  3. Проверка качества выполняемых заданий.
  4. Наличие творческого характера заданий.
  5. Проведение мини концертов, конкурсов, викторин.

К концу  года учащиеся должны ЗНАТЬ:

( тема : Вокально-хоровые навыки )

  • Певческую установку
  • Дирижерский жест
  • Певческий режим
  • Музыкальные термины

( тема : Музыкальная грамота )

-    Регистры Название звуков и октав

  • Длительности
  • Ударные и неударные звуки в музыке
  • Такт. Тактовая черта.
  • Лад. Темпы.
  • Динамику. Тембр.    

   УМЕТЬ:

 (тема: Вокально-хоровые навыки )

  • Правильно сидеть и стоять при пении
  • Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
  • Петь только с мягкой атакой
  • Петь легким звуком, стараться его "тянуть" без всякого напряжения, без "утечки" воздуха.
  • Спеть выученную простую песню, соблюдая все правила.
  • Правильно дышать
  • Петь чисто и слаженно.

( тема : Музыкальная грамота )

  • Различать регистры.
  • Определять всходящие и нисходящие движения мелодии.
  • Определять долготу, громкость звуков. Спеть звукоряд от "До" первой октавы  до "До" второй октавы с названиями звуков.
  • Отличать мажорные песни, мелодии от минорных.
  • Определять пульсацию, метрическую долю в песнях.
  • Исполнять звуки различной длительности от половинной до восьмой, а также целые.
  • Различать ударные и безударные доли такта.
  • Различать размеры 2/4, 3/4.

Солисты

 Контроль обучения осуществляется через следующие формы:

1. Проверка степени самостоятельности учащихся при выполнении    

    заданий: Д/з.

2.Проверка качества выполняемых заданий.

3. Наличие творческого характера заданий

4. Проведение мини -концертов, конкурсов, викторин.

 К концу года учащиеся должны ЗНАТЬ:

(тема: Вокальные навыки)

  • Певческую установку
  • Виды динамики
  • Певческий режим
  • Музыкальные термины

УМЕТЬ:

Соблюдать в процессе пения певческую установку;

  • Петь с мягкой атакой
  • Ясно выговаривать слова песни
  • Экономно расходовать дыхание
  •  Следить за активным дыханием
  • Петь легким, звонким, но ненапряженным звуком
  • Выдерживать постоянный темп; правильно исполнять ритмический рисунок.    

 4.2 Изучение эффективности учебно-воспитательного процесса

Критерии

Методики

1.Сформированность познавательного потенциала личности воспитанника

2.Сформированность эстетического потенциала личности воспитанника

3. Удовлетворенность воспитанников и их родителей жизнедеятельностью коллектива

    - анализ ЗУН

  • методика изучения развития познавательных процессов личности ребенка (внимание, память)
  • педагогическое наблюдение

  • методы экспертной оценки педагога и самооценки воспитанников
  • анкетирование
  • изучение мотивации воспитанников и их родителей

Примечание: средства психолого-педагогической диагностики подобраны и адаптированы возрастным особенностям учащихся

4.3. Методическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы «Музыкальное воспитание и основы вокала» включает в себя следующие материалы:

  • Дополнительная образовательная программа «Музыкальное воспитание и основы вокала»;
  • Методическое пособие по вокально-хоровому воспитанию;
  • Методика и опыт работы вокально-хоровой школы «Мечта»;
  • Методическое пособие по основам вокала;
  • Методическое пособие по музыкальной грамоте;
  • Дидактические материалы;
  • Видеотека, создаваемая  педагогами.

Организационно-методические особенности занятий

Формы обучения :

Занятия

Репетиции

Экскурсии

Концерты

Занятия являются основной формулой организации обучения. Дети на занятиях приобретают навыки учебной деятельности, становятся более собранными, организованными. У них развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям.

Обучение детей в коллективе имеет определенные преимущества: в совместной работе они активно влияют друг на друга, имеют возможность проявлять инициативу, смекалку. Когда перед детьми ставятся задачи, решение которых требует совместных усилий, возникает стремление помочь друг другу.

Репетиции - это тоже очень важная и кропотливая форма работы. Репетиции объединяют детей общими переживаниями, оказывают сильное  взаимодействие на чувства детей.

Концерты - это итоговая форма работы. Дети преподносят все то, что было достигнуто на занятиях  и репетициях.

Экскурсии являются воспитательно-познавательной формой работы.

Методы и приемы используемые в обучении детей:

1. Словесные

  1. Наглядные
  2. Практические
  3. Игровые

Все эти и приемы используются на занятиях, репетициях, концертах, экскурсиях.

Наглядные методы занимают большое место в обучении детей. Их использование отвечает дидактическому приему наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей.

Наглядные методы можно разделить на:

  • Естественная наглядность - демонстрация предметов объективной реальности. Показывается предмет ( музыкальные инструменты ) и дается четкий и краткий рассказ о нем. Внимание детей направляется на различные свойства и стороны предметов, Объединяя отдельные знания в целостное представление.
  • Изобразительная наглядность - показ картин, фотографий, рисунков, журналов. Работа по картине, рисунку содержит большие возможности для сообщения детям новых знаний, знакомство с миром явлений, не встречавшимся им ранее, для воспроизведения и закрепления полученных знаний.
  • Показ способов действия - движения под музыку, правильное пение и игра на музыкальных инструментах. Показ четкий и точный, разделенный на части, чтобы дети хорошо видели каждое действие.
  • Внутренняя наглядность - работа над видениями, образами, создаваемые речью педагога у детей. Пояснения уточняют непосредственные восприятия детей. Постепенно слово начинает заменять показ: используются рассказ. Объяснение для знакомства с новой песней, более точное раскрытие содержания задания. В процессе обучения также используется беседа: выявляются имеющиеся знания у детей, даются новые сведения, происходит обмен мнениями.

Усвоение знаний происходит и в практической деятельности, поэтому в обучении детей особо важное значение имеют практические методы, предполагающие постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в её выполнении. Для развития мышления в процессе  практической деятельности задача ставиться таким образом, чтобы она побуждала ребенка самостоятельно анализировать, намечать пути выполнения данной задачи. Например: " Послушайте и определите характер песни ".

В процессе выполнения задания дети учатся сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля - важного элемента учебной деятельности.

Игровые методы и приемы - повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой. Это дидактические, музыкально - дидактические, подвижные игры, игровые эпизодические приемы ( загадки, упражнения имитации ).

Игры проводятся для закрепления, проверки знаний и умений, и создания эмоционального настроения. Выбор методов и приёмов обучения зависит от возрастных данных детей, от степени их подготовленности. Как правило в процессе обучения сочетаются несколько приёмов и методов.

4.4. Материально - техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы коллективу необходимо иметь следующие оборудование и принадлежности:

- бубен                                                                         3 шт.

- маракасы                                                                   4 шт.

- металлофон                                                               1 шт.

- ложки деревянные                                                   4 шт.

- трещотки                                                                   1 шт.

- фортепьяно                                                    1 шт.

- музыкальный центр                                                   1 шт.

     

4.5. Глоссарий

Ансамбль -совместное пение;

Гамма - звукоряд, составленный из постепенно повышающихся или  

              понижающихся тонов различной высоты в пределах октавы;

Интервал - расстояние между двумя звуками;

Канон - то же мелодия поется голосах не одновременно, а с отставанием

              одного голоса от другого.

Лад - звуки мелодии взаимосвязаны и образуют тот или иной лад;

Легато - плавно;

Метр - чередование сильных и слабых долей

Регистр - часть звукоряда, объединенная каким - либо признаком, прежде

                всего тембром. Регистрами определяется звучание голоса или

                инструмента по высоте;

Резонатор - усилитель звука;

Ритм - упорядоченное чередование звуков с различными ударениями и

            протяженностью;

Стаккато - отрывисто;

Тембр - окраска звука;

Темп - скорость чередования долей;

Унисон - слияние многих звуков в один;

Цепное дыхание - вдох по очереди.

4.6. Библиография

Асафьев Б.В. " О хоровом искусстве ": Издательство " Музыка", 1980г -216с.

Программы для внешкольных учреждений : Москва, " Просвещение ", 1986г

Россихина В.П. " Беседы о классической музыке ": М., "Мир знаний" , 1980г -

Струве Г.А. " Школьный хор ":М., " Просвещение ", 1981г - 191с.

Твилина В.К. " Вокально-хоровые работы " - " Музыкальное воспитание в школе ". Вып. №19, 1982г - 157с.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., " Методика вокально-хорового воспитания ": М., " Музыка ", 990г - 173с.

Шереметьев В.А. " Пение и воспитание детей в хоре ": Челябинск, ТОО " Версия ", 1998г - 256с.