Программа музыкального воспитания "Хоровая студия"
Программа музыкального воспитания "Хоровая студия" (дополнительное образование в школе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа музыкального воспитания "Хоровая студия" 1-2 классы | 84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №108» ___________ В.Л. Сакерина «___» ____________ 2012г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОСНОВЫ ВОКАЛА»
МБОУ «СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №108»
НА 2012-2017 ГОДЫ.
Продолжительность освоения: от 1 года до 5 лет
Возраст: 7-8 лет
Разработала: Савченко Ю.Н., педагог дополнительного образования школы №108
ТРЕХГОРНЫЙ
2 0 12
Оглавление
Раздел I . Пояснительная записка
Раздел II . Учебный план
Раздел III . Тематический план
Раздел IV . Приложение к программе
4.1. Система оценки, контроля и учета знаний, умений и навыков обучающихся
4.2. Изучение эффективности учебно-воспитательного процесса
4.3. Кадровое обеспечение выполнения программы
4.4. Методическое обеспечение выполнения программы
4.5. Материально-техническое обеспечение программы
4.6. Глоссарий
4.7. Библиография
Раздел I. Пояснительная записка.
Музыка является тем видом искусства, с которым практически каждый человек связан на протяжении всей своей жизни. Кроме того, музыка - один из базовых элементов общечеловеческой культуры. Следовательно, музыка - то универсальное средство, без которого полноценный процесс формирования и воспитания личности невозможен, более того, личности творческой и социально значимой. Такого рода универсальность позволяет осуществлять по-настоящему дифференцированный подход к проблемам обучения и воспитания в сфере музыкального искусства. Таким образом, создание и функционирование музыкального коллектива в общеобразовательном учреждении, представляется необходимым и обязательным, и одним из наиболее приемлемых, в этом смысле, направлений деятельности являются занятия вокальным искусством.
Программа " Музыкальное воспитание и основы вокала " позволяет формировать и осуществлять процесс обучения и воспитания детей как их мотивированную деятельность, их активное участие в ней, приобретение ими устойчивых навыков и умений, достижение значимого результата деятельности.
Цель данной программы - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворение интересов, склонностей и дарований обучающихся, их самообразования и творческого досуга, профессионального самоопределения. Данная цель реализуется через следующие задачи.
Задачи обучения:
- формирование у детей знаний, умений и навыков по основам музыкальной грамоты и вокала;
- обучение навыкам мыследеятельности;
- обучение навыкам самообразования;
Задачи развития:
- развитие музыкально - певческих способностей: музыкального слуха, памяти, внимания, мышления;
- развитие творческих и коммуникативных способностей;
- развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;
Задачи воспитания:
- формирование нравственных основ личности;
- формирование потребности личности в непрерывном самосовершенствовании;
- воспитание художественного вкуса;
- Задачи оздоровления:
- сохранение физического и психологического здоровья детей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- обеспечение гигиены голоса.
Музыка искусство общедоступное. В особенности это касается вокального искусства. Однако специфика вокального искусства (всё слышат, но не все обладают музыкальным слухом, все обладают голосом, но не все им владеют) предусматривается набор участников в вокальный коллектив путём прослушивания для определения соответствующих качеств, либо конкурсного отбора. Далее, исходя из физиологических особенностей ребёнка, в программу включаются учебные разделы, позволяющие не прерывать процесс обучения и сохранять количественный состав.
Вокальный коллектив был создан в общеобразовательной средней школе в 2012 году из детей от 7 лет и старше.
В программе используется опыт работы учителя музыки и педагога дополнительного образования Савченко Ю.Н.
При организации занятий учитываются психолого-педагогические, возрастные особенности обучающихся.
1. Дети младшего школьного возраста.
Индивидуальность ребёнка к этому возрасту проявляется также в познавательных процессах. Происходи значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка. Обнаруживаются как общие так, так и специальные способности к различным видам деятельности. Практически восприятие, внимание, мышление, память и речь являются полностью сформированными. Проявляются такие качества как трудолюбие и самостоятельность.
2. Подростковый возраст.
Это более высокий уровень самосознания, с одной стороны. Инфантильность с другой. Становление подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства.
Место проведения занятий:
Занятия проводятся в приспособленном кабинете музыки, а так же в актовом зале, на сцене.
Содержание программы предполагает использование как традиционных форм организации учебного процесса, так и проведение творческих мероприятий: конкурсы, концертные программы, праздничные вечера.
Раздел II. Учебный план
Младший хор
№ пп | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | Формы занятий | |
Теоретические (час) | Практические (час) | ||||
1 | Ознакомление и выработка вокально-хоровых навыков | 7 | 2 | 5 | Занятие, репетиция, беседа |
2 | Разучивание репертуара: Современная песня | 22 | 2 | 20 | Занятие, самостоятельная работа, репетиция, концерт |
3 | Музыкальная грамота | 2 | 1 | 1 | Лекция, викторина, самостоятельная работа, контрольное занятие |
4 5 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера Резерв | 2 1 | - | 2 | Игры, викторины, концерты |
Итого: | 34 | 5 | 28 |
Раздел III. Тематический план.
Младший хор
Тема 1: Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых
навыков.
Теория
Певческая установка. Дыхание. Звукообразование, дикция,
фразировка. Качество звука. Дирижёрский жест.
Практика
- Обучение постоянному соблюдению певческой установки;
- Спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком;
- Правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных;
- Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми1-си1);
- Выравнивание звучания, выработка чистого унисона;
- Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умению слушать себя и весь ансамбль при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием;
- Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха;
- Воспитание умения следить за дирижерским жестом одновременного вступления и окончания пения;
Тема 2: Разучивание репертуара: Современная песня
Теория
Сообщение о композиторе - авторе песни ( краткая биография,
творческий портрет). Раскрытие содержания темы песни,
тематика и художественный образ.
Практика
Показ-исполнение песни. Разбор текста. Разучивание
музыкального материала с сопровождением. Художественная
отделка песни.
Тема 3: Музыкальная грамота
Теория
Регистры, названия звуков и октав. Нотный стан. Скрипичный ключ.
Клавиатура. Нотная запись в первой октаве. Длительности. Ударные и
неударные звуки в музыке. Такт. Тактовая черта. Доли такта. Размеры
2/4 и 3/4. Лад. Темп ( быстро, медленно, умеренно). Динамика,
членение музыки ( мелодия, аккомпанемент, фраза ).
Практика
- Развитие звуковысотного, ритмического, ладового, гармонического и
тембрового слуха как основы всех знаний о музыке и пения по нотам.
- Различие регистров, восходящих и нисходящих движений мелодии;
определение повторности звуков, их долготы, громкости.
- Пение звукоряда от "До" первой октавы до "До" второй октавы с
названиями звуков. Отличие мажорных песен, мелодий от минорных.
- Определение пульсации, метрической доли в песнях.
- Исполнение звуков различной длительности от половинной до восьмой,
а также целые. Различие ударных и безударных долей такта.
- Различие размеров 2/4 и 3/4.
Тема 4: Мероприятия воспитательно-познавательного характера
(посещение концертов, творческие встречи).
Раздел IV. Приложение к программе.
4.1. Система оценки, контроля и учёта знаний., умений и навыков обучающихся
Ансамблевые группы
Контроль обучения осуществляется через следующие формы:
- Индивидуальный опрос.
- Проверка степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий: Д/з, определение на слух.
- Проверка качества выполняемых заданий.
- Наличие творческого характера заданий.
- Проведение мини концертов, конкурсов, викторин.
К концу года учащиеся должны ЗНАТЬ:
( тема : Вокально-хоровые навыки )
- Певческую установку
- Дирижерский жест
- Певческий режим
- Музыкальные термины
( тема : Музыкальная грамота )
- Регистры Название звуков и октав
- Длительности
- Ударные и неударные звуки в музыке
- Такт. Тактовая черта.
- Лад. Темпы.
- Динамику. Тембр.
УМЕТЬ:
(тема: Вокально-хоровые навыки )
- Правильно сидеть и стоять при пении
- Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
- Петь только с мягкой атакой
- Петь легким звуком, стараться его "тянуть" без всякого напряжения, без "утечки" воздуха.
- Спеть выученную простую песню, соблюдая все правила.
- Правильно дышать
- Петь чисто и слаженно.
( тема : Музыкальная грамота )
- Различать регистры.
- Определять всходящие и нисходящие движения мелодии.
- Определять долготу, громкость звуков. Спеть звукоряд от "До" первой октавы до "До" второй октавы с названиями звуков.
- Отличать мажорные песни, мелодии от минорных.
- Определять пульсацию, метрическую долю в песнях.
- Исполнять звуки различной длительности от половинной до восьмой, а также целые.
- Различать ударные и безударные доли такта.
- Различать размеры 2/4, 3/4.
Солисты
Контроль обучения осуществляется через следующие формы:
1. Проверка степени самостоятельности учащихся при выполнении
заданий: Д/з.
2.Проверка качества выполняемых заданий.
3. Наличие творческого характера заданий
4. Проведение мини -концертов, конкурсов, викторин.
К концу года учащиеся должны ЗНАТЬ:
(тема: Вокальные навыки)
- Певческую установку
- Виды динамики
- Певческий режим
- Музыкальные термины
УМЕТЬ:
Соблюдать в процессе пения певческую установку;
- Петь с мягкой атакой
- Ясно выговаривать слова песни
- Экономно расходовать дыхание
- Следить за активным дыханием
- Петь легким, звонким, но ненапряженным звуком
- Выдерживать постоянный темп; правильно исполнять ритмический рисунок.
4.2 Изучение эффективности учебно-воспитательного процесса
Критерии | Методики |
1.Сформированность познавательного потенциала личности воспитанника 2.Сформированность эстетического потенциала личности воспитанника 3. Удовлетворенность воспитанников и их родителей жизнедеятельностью коллектива | - анализ ЗУН
|
Примечание: средства психолого-педагогической диагностики подобраны и адаптированы возрастным особенностям учащихся
4.3. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы «Музыкальное воспитание и основы вокала» включает в себя следующие материалы:
- Дополнительная образовательная программа «Музыкальное воспитание и основы вокала»;
- Методическое пособие по вокально-хоровому воспитанию;
- Методика и опыт работы вокально-хоровой школы «Мечта»;
- Методическое пособие по основам вокала;
- Методическое пособие по музыкальной грамоте;
- Дидактические материалы;
- Видеотека, создаваемая педагогами.
Организационно-методические особенности занятий
Формы обучения :
Занятия
Репетиции
Экскурсии
Концерты
Занятия являются основной формулой организации обучения. Дети на занятиях приобретают навыки учебной деятельности, становятся более собранными, организованными. У них развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям.
Обучение детей в коллективе имеет определенные преимущества: в совместной работе они активно влияют друг на друга, имеют возможность проявлять инициативу, смекалку. Когда перед детьми ставятся задачи, решение которых требует совместных усилий, возникает стремление помочь друг другу.
Репетиции - это тоже очень важная и кропотливая форма работы. Репетиции объединяют детей общими переживаниями, оказывают сильное взаимодействие на чувства детей.
Концерты - это итоговая форма работы. Дети преподносят все то, что было достигнуто на занятиях и репетициях.
Экскурсии являются воспитательно-познавательной формой работы.
Методы и приемы используемые в обучении детей:
1. Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Все эти и приемы используются на занятиях, репетициях, концертах, экскурсиях.
Наглядные методы занимают большое место в обучении детей. Их использование отвечает дидактическому приему наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей.
Наглядные методы можно разделить на:
- Естественная наглядность - демонстрация предметов объективной реальности. Показывается предмет ( музыкальные инструменты ) и дается четкий и краткий рассказ о нем. Внимание детей направляется на различные свойства и стороны предметов, Объединяя отдельные знания в целостное представление.
- Изобразительная наглядность - показ картин, фотографий, рисунков, журналов. Работа по картине, рисунку содержит большие возможности для сообщения детям новых знаний, знакомство с миром явлений, не встречавшимся им ранее, для воспроизведения и закрепления полученных знаний.
- Показ способов действия - движения под музыку, правильное пение и игра на музыкальных инструментах. Показ четкий и точный, разделенный на части, чтобы дети хорошо видели каждое действие.
- Внутренняя наглядность - работа над видениями, образами, создаваемые речью педагога у детей. Пояснения уточняют непосредственные восприятия детей. Постепенно слово начинает заменять показ: используются рассказ. Объяснение для знакомства с новой песней, более точное раскрытие содержания задания. В процессе обучения также используется беседа: выявляются имеющиеся знания у детей, даются новые сведения, происходит обмен мнениями.
Усвоение знаний происходит и в практической деятельности, поэтому в обучении детей особо важное значение имеют практические методы, предполагающие постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в её выполнении. Для развития мышления в процессе практической деятельности задача ставиться таким образом, чтобы она побуждала ребенка самостоятельно анализировать, намечать пути выполнения данной задачи. Например: " Послушайте и определите характер песни ".
В процессе выполнения задания дети учатся сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля - важного элемента учебной деятельности.
Игровые методы и приемы - повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой. Это дидактические, музыкально - дидактические, подвижные игры, игровые эпизодические приемы ( загадки, упражнения имитации ).
Игры проводятся для закрепления, проверки знаний и умений, и создания эмоционального настроения. Выбор методов и приёмов обучения зависит от возрастных данных детей, от степени их подготовленности. Как правило в процессе обучения сочетаются несколько приёмов и методов.
4.4. Материально - техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы коллективу необходимо иметь следующие оборудование и принадлежности:
- бубен 3 шт.
- маракасы 4 шт.
- металлофон 1 шт.
- ложки деревянные 4 шт.
- трещотки 1 шт.
- фортепьяно 1 шт.
- музыкальный центр 1 шт.
4.5. Глоссарий
Ансамбль -совместное пение;
Гамма - звукоряд, составленный из постепенно повышающихся или
понижающихся тонов различной высоты в пределах октавы;
Интервал - расстояние между двумя звуками;
Канон - то же мелодия поется голосах не одновременно, а с отставанием
одного голоса от другого.
Лад - звуки мелодии взаимосвязаны и образуют тот или иной лад;
Легато - плавно;
Метр - чередование сильных и слабых долей
Регистр - часть звукоряда, объединенная каким - либо признаком, прежде
всего тембром. Регистрами определяется звучание голоса или
инструмента по высоте;
Резонатор - усилитель звука;
Ритм - упорядоченное чередование звуков с различными ударениями и
протяженностью;
Стаккато - отрывисто;
Тембр - окраска звука;
Темп - скорость чередования долей;
Унисон - слияние многих звуков в один;
Цепное дыхание - вдох по очереди.
4.6. Библиография
Асафьев Б.В. " О хоровом искусстве ": Издательство " Музыка", 1980г -216с.
Программы для внешкольных учреждений : Москва, " Просвещение ", 1986г
Россихина В.П. " Беседы о классической музыке ": М., "Мир знаний" , 1980г -
Струве Г.А. " Школьный хор ":М., " Просвещение ", 1981г - 191с.
Твилина В.К. " Вокально-хоровые работы " - " Музыкальное воспитание в школе ". Вып. №19, 1982г - 157с.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., " Методика вокально-хорового воспитания ": М., " Музыка ", 990г - 173с.
Шереметьев В.А. " Пение и воспитание детей в хоре ": Челябинск, ТОО " Версия ", 1998г - 256с.