Программа по музыке основного общего образования 5-8 классы.

Савченко Юлия Николаевна

Авторская программа  «Музыка» 5-7 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка».

Предметные  результаты освоения учебного предмета.

5 класс «Музыка как вид искусства»
Обучающиеся
научатся:
 наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в
единстве с его формой;
 понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний,
линий, красок), различать особенности видов искусства;
 выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в
художественно-творческой деятельности.


Обучающиеся
получат возможность научиться:
 принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-
эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные
гостиные, концерты для младших школьников и др.);
 самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с
художественно-эстетической точки зрения.


6 класс «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
Обучающиеся
научатся:
 раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров
и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия
и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии,
высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
 понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности
музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом
интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
 осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной
драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической
направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе
связанных с практическим музицированием.


Обучающиеся
получат возможность научиться:
 заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации
культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
 воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной
деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.


7 класс «Музыка в современном мире: традиции и инновации»

Обучающиеся научатся:
 ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и
поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих
событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть
специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
 определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных
эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.,
отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
 применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта
творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы
музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве
Интернета.


Обучающиеся
получат возможность научиться:
 высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах
музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения
в ситуации выбора;
 структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и
окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

8 класс «Современная музыкальная жизнь»

Обучающиеся научатся:

 определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных
эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.,
отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
 применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта
творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы
музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве
Интернета.

Обучающиеся получат возможность научиться:
 высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах
музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения
в ситуации выбора;
 структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и
окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

 Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

 

         - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

         - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

         - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

         - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

         - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

         - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

         - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

         - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.)


2. Содержание учебного предмета «Музыка».

5 класс .
1раздел. Музыка и литература .
Что  роднит музыку с литературой?

 Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… 

День рождения города Челябинска. «Озёра Южного Урала в творчестве челябинских авторов».
Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
Фольклор в музыке русских композиторов.

Стучит, гремит Кикимора… Что за прелесть эти сказки…
Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Мелодией одной звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою…
Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.
Раскрываются следующие содержательные линии:
 Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Всю жизнь мою несу родину в душе…

«Перезвоны». Звучащие картины. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?».
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной — черный гость…
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Оперная мозаика. Опера-былина «Садко».
Звучащие
 картины. «Поклон вам, гости именитые, гости заморские!».
Второе  путешествие в музыкальный театр. Балет. 

Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».
Музыка в театре, кино, на телевидении. 

Творчество челябинской поэтессы Аси Горской и челябинского композитора Валерия Ярушина.
Третье путешествие в музыкальный театр.

 Мюзикл.
Мир композитора.
Раскрываются следующие содержательные линии:

Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы.
Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.
Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

1 полугодие. Музыкальный материал.
Родина.
 Н. Хрисаниди, слова В. Катанова. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова
И. Шаферана. Родная земля.
 Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М.
Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия.
 Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле
мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька
 и др., русские народные
песни.
Симфония № 4
 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г.
Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень.
 П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней
песенки
слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка а словах.
 С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины.
 А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А.
Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Вокализ.
 С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к
повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Кикимора.
 Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада.
 Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Баркарола (Июнь).
 Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6).
 Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф.
Мендельсон. Венецианская ночь.
 М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф.
Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала
). П. Чайковский. Веснянка,
украинская народная
 песня. «Проводы Масленицы. Сцена из оперы «Снегурочка».
Н. Римский-Корсаков.
Перезвоны.
 По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого
хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.
Снег идет.
 Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г.
Свиридов, слова И. Северянина.
Снег.
 Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М.
Бородицкой и Г. Кружкова. Зима.
 Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон
. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А.
Моцарт. Маленькая ночная серенада
 (рондо). В.-А. Моцарт. Donanobisрасет. Канон.
В.-А. Моцарт. Реквием
 (фрагменты). В.-А. Моцарт.Dignare. Г. Гендель.
Руслан и Людмила.
 Опера (фрагменты). М. Глинка. «Сказка о царе Салтане…»
Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Садко.
 Опера-былина (фрагменты). Н.
Римский-Корсаков. Орфей и Эвридика.
 Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик.
 Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет
(фрагменты). П. Чайковский. Кошки.
 Мюзикл (фрагменты). Э.-JI. Уэббер. Песенка о
прекрасных вещах.
 Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна,
русский текст М. Подберезского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио
. Из музыки к
сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой.
 Из
музыки к сказке «Алиса в Стране Чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.
Хлопай в такт!
 Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Песенка о песенке.
 Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка. В. Синенко, слова
М. Пляцковского.


2 раздел. Музыка и изобразительное искусство .
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Небесное и земное в звуках и красках.

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь… Любить.
Молиться. Петь. Святое назначенье… В минуты музыки печальной… Есть сила благодатная в созвучье слов живых…
Звать через прошлое к настоящему.

Александр Невский. За отчий дом, за русский край… Образ «Орлёнка» в искусстве и в жизни. Ледовое побоище. После побоища.
Музыкальная живопись и живописная музыка.

«Голубые зеркала Южного Урала».

Ты раскрой мне, природа, объятья… Мои помыслы — краски, мои краски — напевы… И это все — весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко…
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Звуки скрипки так дивно звучали…
Неукротимым духом своим он побеждал зло.
Волшебная палочка дирижера.

Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в искусстве.
 О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…


Раскрываются следующие содержательные линии:

 Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность.
Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.
Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах
искусства.
Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.
Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.
Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Застывшая музыка.

Содружество муз в храме.
Полифония в музыке и живописи.

В музыке Баха слышатся мелодии космоса…
Музыка на мольберте.

Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный
красоты… Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией…
Импрессионизм в музыке и живописи.

Музыка ближе всего к природе… Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
О подвигах, о доблести, о славе.

О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины.
В каждой мимолетности вижу я миры…

 Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…
Музыкальная живопись Мусоргского.
Мир композитора. С веком наравне.
Раскрываются следующие содержательные линии:

Органная музыка. Хор acapella.
Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. «Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

2 полугодие. Музыкальный материал.
Знаменный распев. Концерт № 3
 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С.
Рахманинов. Богородице Дева, радуйся. Из «Всенощного бдения» П.Чайковского.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всеношного бдения»
 С. Рахманинов. Любовь святая.
Из музыки к драме А.Н. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве, Мария.
 Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А.
Плещеева. Аве, Мария.
 И.-С. Бах – Ш.Гуно.
Ледовое побоище (№ 5).
 Из кантаты «Александр Невский». С.Прокофьев.
Островок.
 С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С.
Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор
 для фортепиано.
С.Рахманинов
Прелюдия соль-диез минор
 для фортепиано. С. Рахманинов.
Форель.
 Ф. Шуберт, слова JI. Шуберта, русский текст В.Костомарова. Фореллен-
квинтет. Ф. Шуберт.
Рисунок.
 А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей.
В. Серебренников, слова В. Степанова.
Сюита-фантазия
 для двух фортепиано (фрагменты).С.Рахманинов.
Фрески Софии Киевской.
 Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).
В. Кикта.
Чакона.
 Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н.
Паганини (классические и современные интерпретации).Concertogrosso.Для двух
скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему
Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5
 (фрагменты). JI. Бетховен.
Ария.
 Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и
фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии
 для фортепиано; Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Наши дети.
 Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Лунный свет.
 Из «Бергамасской сюиты»; Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
Девушка с волосами цвета льна.
 Прелюдии; Кукольный кэк-уок. Из фортепианной
сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10
 для фортепиано. С. Прокофьев.
Маленький кузнечик.
 В. Щукин, слова С. Козлова. Парус алый. А. Пахмутова, слова
Н. Добронравова. Тишина.
 Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И.
Исаковой.
Рассвет на Москве-реке.
 Вступление к опере «Хованщина»; Картинки с
выставки
. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).


6 класс
1 раздел. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

День рождения города Челябинска. Песня В. Веккера  «Челябинск – ты моя любовь».
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов.

Старинный русский романс. Песня-романс.
Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь…». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.


Образы песен зарубежных композиторов.

Творчество  солиста Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки Артёма Крутько.

Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.
Раскрываются следующие содержательные линии:

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность.
Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто.
Развитие образа.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.

Образы духовной музыки Западной Европы.

«Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabatmater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Авторская песня: прошлое и настоящее.

Творчество Олега Митяева: песни  «Таганай», «С добрым утром, любимая», «Самая любимая песня», «В осеннем парке».  Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится… ». Песни Булата Окуджавы.
Джаз — искусство XX в.

Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка легкая или серьезная?
Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, acapella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст образов.
Варьирование. Живописность музыки. Контраст — сопоставление. Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки.
Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата,
реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор.
Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.

Музыкальный материал.
Красный сарафан.
 А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П.
Булахов, слова В. Чуевского. Калитка.
 А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик.
А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье.
 М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для
симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень.
 С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г.
Галиной.
Матушка, что во поле пыльно,
 русская народная песня. Матушка, что во поле
пыльно.
М. Матвеев, слова народные.
На море утушка купалася,
 русская народная свадебная песня. Плывет лебедушка.
Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин.
 Опера (фрагменты). М.
Глинка. Руслан и Людмила.
 Опера (фрагменты). М. Глинка. Песни гостей. Из оперы
«Садко». Н. Римский-Корсаков.
Песня венецианского гондольера (№6)
 для фортепиано. Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь.
 М. Глинка, слова И. Козлова. Жаворонок. М. Глинка — М.
Балакирев. Серенада.
 Ф. Шуберт, слова JI. Рельштаба, перевод Н. Огарева. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Фореллен-квинтет (4-я
часть). Ф. Шуберт. Лесной царь.
 Ф. Шуберт, слова И.-В. Гёте, русский текст В.
Жуковского.
Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы
будем,
 русские народные песни. Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т.
Хренников. Пляска скоморохов.
 Из оперы «Снегурочка». Н. Римский- Корсаков.
Шестопсаямие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да
исправится молитва моя.
 П. Чесноков. Не отвержи мене во время старости.
Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский. Концерт № 3
 для фортепиано с
оркестром (1 -я часть). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской.
 Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).
В. Кикта. Перезвоны.
 По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В.
Гаврилин.
Мама.
 Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В.
Шульгиной. Весна.
 Слова народные; Осень. Слова С. Есенина. Из вокального цикла
«Времена года». В. Гаврилин. В горнице.
 И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона.
 Слова и музыка Б. Окуджавы.
Будь со мною (Молитва).
 Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
В минуту скорбную сию.
 Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор
 (классические и современные интерпретации).
И.-С. Бах. Хоралы № 2, 4.
 Из «Рождественской оратории». И.-С.
Бах.Stabatmater(фрагменты № 1 и 13).
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора,
 оркестра и для
представления на сцене
(фрагменты). К. Орф.
Гаудеамус.
 Международный студенческий гимн. Из вагантов. Из вокального цикла
«По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст JI. Гинзбурга.
Россия. Д.
Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус.
 М. Светлов, слова М. Львовского. Песенка об открытой двери. Слова и
музыка Б. Окуджавы. Нам нужна одна победа.
 Из кинофильма «Белорусский вокзал».
Слова и музыка Б. Окуджавы. Я не люблю.
 Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя
(Солнышко лесное).
 Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней елки. С.
Никитин, слова Ю. Левитанского. Атланты; Снег.
 Слова и музыка А. Городницкого.
Пока горит свеча.
 Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка
А…Якушевой. Мы свечи зажжем.
 С. Ведерников, слова И. Денисовой. Сережка
ольховая.
 Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Моро-
зова.
Бог осушит слезы.
 Спиричуэл и др. Город Нью-Йорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж.
Гершвин, слова А. Гершвина, перевод Т. Сикорской. Любовь вошла.
 Дж. Гершвин,
слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Караван.
 Д. Эллингтон
(сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары.
 Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм;
Хлопай в такт.
 Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод В. Струкова.
Старый рояль.
 Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как
прекрасен этот мир.
 Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Огромное небо. О.
Фельцман, стихи Р. Рождественского.


2 раздел. Мир образов камерной и симфонической музыки

Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.

Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.
Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может,- вся природа — мозаика цветов?» Картинная галерея.
Образы симфонической музыки.

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С.
Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
Симфоническое развитие музыкальных образов.

 «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Раскрываются следующие содержательные линии:
 Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.
Форма. Сходство и различия как основной принцип  и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра- фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.
Обработка. Интерпретация. Трактовка.
Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра.

Творчество  Н.Г. Глазкова.

Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история».
Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
Образы киномузыки.

«Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.

2 полугодие. Музыкальный материал.

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрны для
фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн
 (3-я
часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Баллада о гитаре и трубе. Я.
 Френкель, слова Ю. Левитанского.
Времена года.
 Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А.
Вивальди. Итальянский концерт
 (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»).
 Пьеса для камерного
оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдия
 для фортепиано. М. Чюрлёнис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель
» (фрагменты). Г.
Свиридов. Побудь со мной.
 Н. Зубов, слова NN. Вот мчится тройка удалая. Русская
народная песня, слова Ф. Глинки.
Симфония № 4
 (2-я часть). П. Чайковский. Симфония № 2 («Богатырская») (1 -я
часть). А. Бородин. Симфония № 3
 («Героическая») (4-я часть). Л.Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
 М. Глинка.
Ave, verum.В.-А. Моцарт. Моцартиана
. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П.
Чайковский.
Эгмонт.
 Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта.
 Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта.
 Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта.
Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
Д. Кабалевский.
Вестсайдская история.
 Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
Орфей и Эвридика.
 Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А.
Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви.
 Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л.
Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре.
 Из кинофильма «Дети капитана
Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения.
 Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М.
Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс.
 Из кинофильма-
мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М.
Подберезского.
Родного неба милый свет.
 Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А.
Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху.
 Слова и музыка А. Дольского. Осенний
бал.
 Слова и музыка JI. Марченко. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.


7 класс
1 раздел. Особенности драматургии сценической музыки
Классика и современность.

 Историей создания гимна Челябинской области ( муз. М. Смирнова, сл. В. Алюшкина)
В музыкальном театре.

Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля».
В музыкальном театре.

Балет. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора.
Героическая тема в русской музыке.

Галерея героических образов. Образ  Танкограда в поэзии и музыке.
В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Раскрываются следующие содержательные линии
: стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па- де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

Сюжеты и образы духовной музыки.

«Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
«Музыканты — извечные маги».
Раскрываются следующие содержательные линии:
 Сравнительные интерпретации
музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

1 полугодие. Музыкальный материал.
Кармен.
 Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита.
 Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Высокая месса си минор
 (фрагменты). И.С. Бах.
Всенощное бдение
 (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда.
 Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Гоголь-сюита.
 Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н.
Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя.
 Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство
остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра.
 Из телевизионного
фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах.
 С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М.
Пляцковского. Только так.
 Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие
сугробы
. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю.
Визбора. Исполнение желаний.
 Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка
Ю. Визбора. Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д.
Иванова. Песенка на память. М.Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри).


2 раздел. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Музыкальная драматургия — развитие музыки.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка.

Этюд. Транскрипция.
Циклические формы инструментальной музыки.

«Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Симфоническая музыка.

Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.- А Моцарта. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Жизнь и творчестве Николая Глазкова.

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

Музыка народов мира. Творчество ВИА «Ариэль».


Пусть музыка звучит!

Раскрываются следующие содержательные линии:
 Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные        

интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

2 полугодие. Музыкальный материал.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона
. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах – Ф. Бузони.
Лесной царь.
 Ф. Шуберт. – Ф. Лист. «Кончерто гроссо». Сюита в старинном
стиле
 для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.
Соната № 8 («Патетическая»).
 Л. Бетховен. Соната № 2 С. Прокофьев. Соната №
11. В.-А. Моцарт.
Симфония № 103.
 Й. Гайдн. Симфония № 40. В.-А. Моцарт.
Симфония № 1 {«Классическая»).
 С. Прокофьев. Симфония № 5. Л. Бетховен.
Симфония № 8 {«Неоконченная»).
 Ф. Шуберт. Симфония № 5. П. Чайковский.
Симфония № 1.
 В. Калинников. Симфония № 7. Д. Шостакович.
Празднества.
 Из симфонического цикла «Ноктюрны» К. Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром.
 А. Хачатурян.
«Рапсодия в стиле блюз».
 Дж. Гершвин.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри,
фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия.
 Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журавли. Я. Френкель, слова Р.
Гамзатова. Сыновья уходят в бой
. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д.
Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М.
Львовского. До свидания, мальчики
. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о
солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского. Фантастика-романтика.
Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном
. Слова и музыка А. Кукина.
Следы.
 Слова и музыка В. Егорова. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Я бы
сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.

8 класс.

Современная музыкальная жизнь
1 раздел. Классика и современность.

Классика в нашей жизни.

Историей создания гимна Челябинской области( муз. М. Смирнова, сл. В. Алюшкина)
В музыкальном театре.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре.

Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Образ  Танкограда в поэзии и музыке.
В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера.
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». Пресгуренка.
 

Рок-опера  «Преступление и наказание» Э. Артемьева.

Музыка к драматическому спектаклю. 

«Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

«Пер-Гюнт» Музыка Э.Грига к драме Г. Ибсена.

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты».

1 полугодие. Музыкальный материал.

Опера «Князь Игорь». А Бородин.

Балет «Ярославна». Тищенко

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». Пресгуренка. 

Рок-опера  «Преступление и наказание» Э. Артемьева.

«Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

«Пер-Гюнт» Музыка Э.Грига к драме Г. Ибсена.

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

2 раздел. Традиции и новаторство в музыке.

Музыка в кино 

«Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…» Музыка к фильму «Властелин колец» Г. Шора.
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П. Чайковского. 

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Жизнь и творчестве Николая Глазкова.

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

Музыка народов мира. Творчество ВИА «Ариэль».

2 полугодие. Музыкальный материал.

Музыка к фильму «Властелин колец» Г. Шора.

Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П. Чайковского. 

3. Тематическое планирование с определением видов учебной  деятельности.

№ п/п

Раздел

программы

Общее

количество часов

Количество часов по классам

Основные виды деятельности учащихся

5

6

7

8

«Музыка как вид искусства» (35)

Музыка и литература

16

16

-

-

-

Выявлять общность жизненных  истоков

и взаимосвязь музыки и литературы.

Исполнять народные песни, песни о родном крае.

Осознавать интонационно-образные, жанровые

и стилевые основы музыки как вида искусства.

Воспринимать и сравнивать разнообразные

по смыслу музыкальные интонации

(в импровизации, исполнении музыки и др.).

Понимать интонационную выразительность

музыкальных произведений различных жанров.

«Музыка и изобразительное искусство»

19

18

-

-

-

Сравнивать музыкальные произведения разных

жанров и стилей.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах темы.

Знать выдающихся представителей и крупнейшие

центры мировой музыкальной культуры

(театры оперы и балета, концертные залы, музеи)

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты

исполняемой музыки.

«Музыкальный образ и музыкальная драматургия»(35)

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16

-

16

-

-

Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической).

Оценивать и соотносить характерные черты

творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов.

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Узнавать по характерным признакам

(интонации, мелодии, ритму и др.) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и

современности (чувство стиля).

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

19

-

18

-

-

Воплощать различные по смыслу интонации

в различных видах учебной деятельности.

Исполнять музыкальные произведения различных

жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием. Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений.

Интерпретировать вокальную и инструментальную

музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Импровизировать, передавая в общих чертах

характерные интонации заданного или

самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации).

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством

Исследовать значение литературы и

изобразительного искусства Анализировать и

обобщать многообразие связей музыки, литературы

 и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между

художественными образами музыки и другими

видами искусства.

«Музыка в современном мире: традиции и инновации»(35)

Особенности  драматургии сценической музыки.

16

-

-

16

-

Понимать специфику и особенности музыкального

языка, закономерности музыкального искусства.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Оценивать музыкальные произведения с позиции .

красоты и правды.

Приводить примеры преобразующего влияния

музыки.

Воспринимать и сопоставлять художественно-

образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое).

Самостоятельно выбирать вид учебной

деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов.

Сотрудничать со сверстниками в процессе

исполнения высокохудожественных произведений

или их фрагментов (инструментальных, вокальных).

Исполнять музыку, передавая ее общий

художественный смысл.

Музицировать на электронных и различных

элементарных детских музыкальных инструментах. Оценивать и корректировать собственную

музыкально-творческую деятельность с позиций

красоты и правды.

Участвовать в сочинении фрагментов элементарных инструментальных музыкальных композиций,

вкладывая в них определенный смысл (радость,

веселье, грусть, утешение, спокойствие, поддержку )

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

19

-

-

18

-

Определять стилевое своеобразие классической,

народной, религиозной музыки.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного

искусства.

Понимать специфику деятельности композитора,

поэта и художника на основе взаимодополнения

средств выразительности.

Различать характерные признаки видов искусства.

«Современная музыкальная жизнь»(35)

Классика и современность. 

16

-

-

-

16

Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Использовать образовательные ресурсы сети

Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или

контрастные литературные произведения к

изучаемой музыке.

Самостоятельно подбирать сходные и/или

контрастные произведения изобразительного

искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой

музыке.

Принимать участие в коллективной деятельности

при подготовке и проведении литературно-

музыкальных композиций.

Традиции и новаторство в музыке.

19

-

-

-

18

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов).

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным

зрительным образом (произведением

изобразительного искусства).

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным

литературным образом (произведением литературы).

Творчески интерпретировать содержание

 музыкальных произведений в пении, музыкально- ритмическом движении, пластическом

интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Воплощать в различных видах музыкально-

творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Собирать музыкальную коллекцию с включением

других видов искусства (записи музыки,

произведения литературы и изобразительного

 искусства о музыке).

Резервное время

1

1

1

1

ВСЕГО

140

35

35

35

35

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной  деятельности

Смотреть приложение

Приложение.

УМК

 Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru

Авторская программа «Музыка» 5-7 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2013г.

Методические рекомендации по учету НРЭО  при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др.; МОиН Челяб. обл.. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс. Учебник для   общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская М.,«Просвещение»2015г.  

Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс. Учебник для   общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 7  -е издание.

М.: Просвещение, 2016.

Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 6  -е издание.

М.: Просвещение, 2016.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5-7 класс. (СD)

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

Контрольно- измерительные материалы.  

1.Жигайлова С.А. Тестирование на уроках музыки в 6-7 классах (по программе «Музыка. 6-7 классы», авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П. ). Искусство. Все для учителя!-2012.

№ 4.- С.14-19. WWW.DISS.SELUK.RU

2. Контрольно- измерительные материалы «Музыка»: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля. 1-8 классы. Сост. Н.Ю. Ельченко: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.-Курган,2009.-38с.         http://irostizdat-45.nnovo.ru/

Библиотечный фонд (книгопечатная продукции

  • Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
  • Примерная программа основного общего образования по музыке.
  • Авторская программа по музыке.
  • Хрестоматии с нотным материалом.
  • Сборники песен и хоров.
  • Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
  • Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
  • Учебники по музыке.
  • Книги о музыке и музыкантах.
  • Научно-популярная литература по искусству

Печатные пособия

  1. Атласы музыкальных инструментов.
  2. Портреты композиторов.
  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания.

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Используемая  литература

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Ред. И вступ. ст. Е.М. Орловой. – 2-е изд. – Л., 1973.

Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя/ Сост. И.В. Пигарева. Отв. ред. Г.П. Сергеева. – М., 2004.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 4-е изд. – М., 2004.

Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про много другое. Книжка о музык. – 3-е изд. – М., 1976.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1–4 классы. Методическое пособие. – 2-е ид. – М.,2004.

Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов /Сост. Г.П. Сергеева. – М., 2000.

Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001.

Оссенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. – М.,1999.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. Пособие для учителя. – М., 2003.

Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М., 2000.

Теория и методика музыкального образования детей. Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М., 1999.

Технические средства обучения

Музыкальный центр.

Видеомагнитофон.

Фортепиано.

Компьютер.

Экран.

Проектор.

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  • Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  • Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  • Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
  •  Нотный и поэтический текст песен.
  • Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
  • Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

                                             

Оборудование кабинета

  • Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  • Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
  • Стол учительский с тумбой