подготовка обучающихся к публичному выступлению
пособие по подготовке учащихся к выступлению на конкурсах, концертах и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_2.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерский район Ленинградской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К
ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»
Казанцева Наталья Семёновна
преподаватель по классу фортепиано
п.Саперное
2017г
Публичное выступление – это решающий момент в жизни любого исполнителя, это итог длительной и тщательной работы музыканта различного уровня мастерства и педагога над музыкальным произведением.
Уже в период обучения начинающего музыканта – исполнителя должны понять важность публичных выступлений. С одной стороны концертное выступление является ответственным мероприятием, где выявляется уровень освоения образовательного и воспитательного процесса, включающий в себя следующие результаты:
-уровень развития технических навыков игры на музыкальном инструменте;
-степень подготовки музыкального произведения;
-умение передавать характер и стиль музыкального произведения;
-уровень развития памяти;
-уровень развития творческого мышления и воображения;
-культура поведения на сцене;
-уровень чувства ответственности исполнителя;
-степень психологической готовности к публичному выступлению.
С другой стороны концертное выступление является праздником, на котором
артисты погружают зрителей в мир творчества и искусства.
Публичное выступление является не только результатом продолжительного и напряженного труда обучающегося, но и ответственным действием , которое стимулирует дальнейший рост начинающего музыканта.
Умению выступать на сцене необходимо обучаться как и другим наукам.
Этот путь долог и труден.
Как и при индивидуальной форме обучения игре на музыкальном инструменте. Так и при обучении в ансамбле, главной целью всех участников является достойное выступление на концертном мероприятии с выполнением всех технических и художественных задач.
По качеству выступления солиста коллектива, в котором он обучается, будет складываться мнение публики не только о самом солисте, но и о коллективе в котором он обучается и о преподавателе его подготовившем. Зритель воспринимает выступление коллектива как единого организма, а не отдельных исполнителей .
Методы и формы подготовки учащихся к концертному
выступлению
« В спокойствии сила…» Харуки Мураками
Результат концертного выступления зависит не только от индивидуальных способностей, но и от психологических особенностей ребёнка, от его нервной системы. Не редко случаются такие ситуации, когда педагог испытывает досадное разочарование, когда ученик, забыв о музыкальном образе, пытается побороть чувство страха, нервозность на сцене, которое ведёт к потере всего наработанного за долгое время. Такие срывы, даже у одаренных и способных детей, могут привести к серьёзным психологическим проблемам. Некоторые дети просто отказываются от выступлений на сцене.
Профессор, известный педагог Лев Аронович Баренбойм в своей книге «Музыкальная педагогика и исполнительство» написал: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену – он не артист и на сцене ему делать нечего. Ему всё равно как и что он будет играть, Только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве…Волнение - это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психические, что человек на эстраде равнодушный, не волнующийся ничего значительного не сотворит». Действительно, без волнения не обходится ни одно концертное выступление. Волнение должно восприниматься не как страх, а как ответственность.
Но волнение рождает такие чувства как застенчивость, испуг, боязнь провала, от которых ученик может потерять самообладание. Поэтому необходимо тщательно готовиться к каждому публичному выступлению.
Подготовительный этап продолжается на протяжении всей творческой жизни исполнителя
Сила нервной системы – это её устойчивость. Слабая нервная система – это нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается её отличие
От сильной нервной системы.
Уравновешенность – это возможность перехода от одних реакций к другим.
Подвижность – это скорость образования новых условных связей.
Волнение перед выступлением на сцене выявляется у каждого по- разному
Валентин Иванович Петрушин ( музыкант, педагог, психолог ) в своей книге «Музыкальная педагогика» высказался так: «Нервная система, пребывая в возбужденном состоянии, начинает быстро истощаться, и организм входит в состояние полного безразличия и равнодушия…Подобное случается на конкурсах, концертах при длительном ожидании своего выступления. О таких учениках говорят «перегорел»
Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту их безразличное отношение к деятельности ребёнка также способствуют личной тревожности.
Рассмотрим основные причины тревоги на выступлении:
-неправильно подобранный материал;
-боязнь забыть нотный текст;
-нет психологической подготовки (запись на медиа-устройство, видео и т.д.)
-исполнение в классе перед другими учениками.
Основные правила поведения на сцене необходимо осваивать в классе, во время репетиции концертного выступления:
- это поклоны перед выступлением и после него;
- исполнитель должен убедиться удобно ли его рабочее место, чтобы во время исполнения его ничего не отвлекало;
- перед тем как начать выступление нужно «проиграть» начало произведения, просчитать ритм;
- если во время выступления допускается ошибка. Исполнителю нужно сделать все возможное для продолжения выступления.
Особую роль при подготовке к выступлению нужно уделять концертному костюму. Костюм должен быть не только нарядным, но и удобным для выступления.
Одним из лучших способов победить страх перед выступлением является уверенность ученика в том что он знает. Если нотный текст выучен «назубок»
Очень важно перед выступлением настроиться позитивно., немаловажным фактором является улыбка.
Кроме того хорошим методом побороть страх сцены является расходование лишней энергии , которая появляется в результате распада адреналина. Это лёгкие упражнения на разминку рук, упражнения на дыхание и т.д.
Также действенным являются положительные утверждения педагога перед
выступлением : «ты хорошо подготовлен». , «ты сможешь» и т.д.
Очень важным является желание ученика достичь вершины. Поэтому желание – есть основное условие успеха в работе.
«Если Вы перед встающим препятствием жизни останавливаетесь в страхе и сомнениях , вы почти всегда побеждены» - говорил К.Станиславский – «Желание – есть приказ сознания мобилизующий, бросающий в бой все силы организма»
Литература:
1.Л.А.Баренбойм «Музыкальная подготовка и исполнительство» Москва,
Музыка 1997г.
2.В.И.Петрушин «Музыкальная педагогика» Москва. Владос.2007г.
3.К.С.Станиславский «Работа актера над собой» Москва.,Художественная литература 1938 г.
Оформление: зал украшен разноцветными шарами, столы накрыты для чаепития, поставлены стульчики вокруг столов . На стене висит плакат «С днем рождения!». Под плакатом расположены рисунки учащихся с пожеланиями для именинников.
Под звуки музыки дети входят в зал и садятся на свои места за столами.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас здесь, в детской школе искусств. За время пребывания в школе вы многому научились: можете правильно петь, знаете названия нот, и где они пишутся, а некоторые из вас могут уже играть на фортепиано. И, вообще, ваша жизнь стала меняться. Вы по-другому слышите завывание ветра, стук капель дождя о подоконник, пение птиц. Музыка постепенно входит в вас, делая добрее, Вы с каждым днем видите больше красоты вокруг вас. И отношение к поэзии у вас становиться совершенно другим. Вы чувствуете музыку стиха. Но сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения наших девочек. А ВЫ знаете у кого сегодня день рождения?
Дети: У Наташи Шишовой и Таси Микляевой.
Ведущий: Как интересно у нас получается. Сегодня мы отмечаем день рождения Наташи и Таси, в январе день рождения у Полины Ефимовой, а
В феврале – у Ангелины Кузнецовой. Получается, что все зимние месяцы мы отмечаем дни рождения. А летом у нас целых четыре именинника: это в июне
у Леры Кулешовой, в инле у Таси Максимовой и Олеси Прокофьевой, а в августе у Насти Калининой. И только одно день рождение в апреле , весной, у Даши Косолаповой. Правда интересно получается? Ничего в этом мире не бывает просто так.
А теперь давайте все вместе споем песню о день рождении. ( дети поют песню из мультфильма «Крокодил Гена)
Давайте, послушаем музыкальный подарок от Таси Максимовой.( звучит
английская песня « Радости и счастья в день рождения!»
Настал момент преподнесения подарков ( дети дарят подарки собственного
приготовления)
Именинницы благодарят за подарки и приглашают к столу. Начинается чаепитие.
После чаепития ведущий приглашает учащихся поиграть.
Проводятся игры:
- чей шарик ближе? ( на стуле лежит приз. Детям раздаются шарики которые они надувают и отпускают. Чей шарик ближе опуститься к призу – того и
приз) ;
- « волейбол с шарами» ( дети делятся на две команды и играют в волейбол.
У кого шар упадет на пол в зоне команды – тому очко. Играем до трех забитых
шаров) ;
- что это? ( учащийся показывает животное, а остальные дети должны его угадать) .
После каждой игры вручаются призы.
Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Давайте приведем в порядок наш класс . Дети убирают чашки, расставляют стулья и столы.
;
Использованные интернет-ресурсы
1. http://direct.well-games.ru/
2. http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/
3. http://web.muz-vorobjev.ru/