Психологические особенности общения между учителем и учеником
Порой во взаимопонимании учителя и ученика возникают проблемы, и это тяжело как для одной, так и для другой стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11psihologicheskie_osobennosti.docx | 28.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Психологические особенности общения между
учителем и учеником
Введение
Данная тема всегда представляла для меня интерес. Это связано со следующими причинами – желанием разобраться в своих взаимоотношениях с бывшими преподавателями, с желанием повысить свой профессиональный уровень преподавания в детской музыкальной школе.
В моём понимании учитель и ученик – это прежде всего люди. В большинстве случаев это представители разных поколений. Соответственно, порой во взаимопонимании учителя и ученика возникает проблема «отцов и детей», и это тяжело как для одной, так и для другой стороны.
Преподавателю может казаться, что ученика интересует только «сегодняшний день», что он не желает и неспособен познать истинные ценности. Ученику же зачастую педагог представляется человеком «из прошлого», человеком, который живёт» во вчерашнем дне». Не исключено, что такое существует на самом деле, но в большинстве случаев это лишь видимость, поверхностные впечатления и нежелание, а может быть неумение, сделать первый шаг к сближению. А это очень важно. Если между учителем и учеником возникает атмосфера непонимания, это может стать катастрофой для обоих. В этом случае между ними возникает «пропасть». Чтобы перейти через пропасть, нужен мост. Чтобы преодолеть пропасть непонимания, тоже нужен «мост», который называется уважение. Уважение играет огромную роль во взаимоотношениях людей, в особенности в общении людей разного возраста. Уважать человека – значит пытаться понять его взгляды, уметь поставить себя на его место, стараться всегда находить в человеке положительные качество. Если отношения учителя и ученика построены на уважении и желании понять друг друга, вероятность успешной деятельности очевидна. Это касается преподавания в любой области. Но данную работу я, как преподаватель музыкальной школы, посвящаю проблемам и особенностям общения между учителем и учеником именно этого учебного заведения. Хотелось бы сказать также о том, что на начальном этапе обучения, ученик фактически не умеет ничего в данной области, а учитель умеет всё. Ребёнок, пришедший на первое занятие в музыкальную школу, не умеет играть на инструменте, его музыкальные данные, в большинстве случаев, находятся в зачаточном состоянии. Задача учителя состоит в том, чтобы не возникло позиции: учитель – всё, ученик – пока ничто. Учитель должен показать ученику своё мастерство владения инструментом, заинтересовать его, произвести яркое впечатление. Но в то же время надо объяснить ученику, что мастерство приходит со временем, что вы также начинали с «нуля» и не всё вам легко давалось. Ребёнка надо убедить в том, что необходимо серьёзно относиться к занятиям, т. е. внимательно слушать учителя и хорошо заниматься дома. Объяснить следует и то, что что-то может не получаться, но этого не следует пугаться. Нужно продолжать работу над тем, что не получается, т. к. если не пытаться, то никогда ничего не получится. – «Дорогу осилит идущий».
Глава I
«Учитель – ученик – предмет», - общие положения.
Многообразие и сложность задач по созданию оптимальных условий для полноценного развития личности человека делают проблемы педагогического мастерства, педагогической деятельности особенно актуальными.
Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально – ценностного отношения к миру. Этот опыт усваиваются через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.
Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении.
Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооружённым глазом, либо мутным оконным стеклом, глядя через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего жилища.i
В системе «Ученик – Учитель – Предмет» учитель оказывается одинаково обращённым как к своему ученику, так и к предмету, который он преподаёт. Это обуславливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности. Учитель того или иного предмета должен иметь в этой области определённые достижения.
Особенностью талантливых педагогов является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня его подготовки, психологических особенностей. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные, имея ввиду свои сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что- то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.
В звене «Учитель – Ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторский особенности.
Глава II
Принципы руководства учителя учеником.
Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный стиль, диалогический и конформный.
При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.
При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнёра.
При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведёт к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного взаимодействия на личность в данном случае не происходит.
Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов – предметно – ролевое и личностное.
При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимым для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.
При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития.
Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, к другим людям, к обществу.
Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признаёт право ученика на собственную точку зрения и не пытается её подавить своим авторитетом.
Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:
- признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрения такой самостоятельности;
- построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
- стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы;
- желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим, и ученики не противопоставляются друг другу;
- умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.
Также следует отметить, что для формирования у своего ученика высокой самооценки работа учителя должна быть направлена на развитие у него:
- позитивных представлений о самом себе;
- способностей к самопониманию и самосознанию;
- готовности взять ответственность на себя в ситуации морального выбора;
- потребности в самовыражении и самораскрытии.
Учитель не должен бояться открытия негативных сторон в ребёнке и без критики воспринимать то, чем его воспитанник делится с ним.
Глава III
Творческий акт искусства.
Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные; и всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты познания, понимания, узнавания и т. п. Организуя сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства.
Глава IV
Талант педагога-музыканта.
Цель музыкальной педагогики и психологии – воспитать новое содержательное отношение к ученику, постигающему музыкально-художественный опыт.
Педагога-музыканта нельзя считать лишь скромным тружеником закрытых классов. Талант и артистизм педагога заключается в его перевоплощении в ученика, в того конкретного, реального ученика, который сидит рядом с ним.
Это особенно важно в детской музыкальной школе. На первых порах ребёнок, маленький музыкант, не владеет музыкой как культурно-историческим языком. В этой сфере он довольно долго бывает беспомощным. Педагог – сразу главный и непосредственный представитель музыки для ученика. На первых уроках ученик почти всё познаёт через педагога, следя за тем, что и как тот делает.
Педагог должен остерегаться слишком настойчиво выступать с позиции своей индивидуальности. Ведь появление собственного взгляда, собственной индивидуальности в полном блеске исполнительских средств на уроке (особенно если это совершается по поводу ученического задания) чаще всего выглядит как обвинение ученика в неумении.
Всё будет иначе, если педагог осознает тот факт, что он как бы владеет всеми возможностями ученика, на первых порах обучения является даже носителем тех личностных черт ученика, которые необходимы тому, чтобы сделать музыку своей, чтобы постичь её содержание.
Глава V
Индивидуальный класс по специальности в музыкальном учебном заведении
Класс специального инструмента объединяет, организует личность педагога. Он сообщает всему классу творческую энергию, берёт на себя ответственность за личность ученика и считает его главной фигурой музыкально-педагогического процесса. Музыка же является художественной средой развития.
Класс – минимальная ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке, он воспитывает духовно.
И ещё важное нравственное положение: педагог учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои ученики. У него нет ничего против этих людей в том смысле, что он не хочет сделать на них карьеры или прославиться через их достижения. Взяв учеников, он объединяет их положительным знаком отношения, не выделяя никого.
Существует проблема учеников, которые требуют особого отношения, более тонкого и щадящего по сравнению с другими режима работы.
У Настоящего педагога в индивидуальном классе, как в семье; ученики – дети у матери: она всех их любит, но одному надо сделать больше по его же особенностям развития, по требованию творческой ситуации или по возрасту. Отношение в классе – заинтересованные и пристрастные.
По необходимости и по цели строится это творческое объединение. Педагог искренне хочет воспитать в каждом своём ученике такую личность, которая в них заложена. Он стремится развить уникальность каждого.
Ученики принадлежат классу по специальности не как назначенные туда, распределённые по формальным основаниям. Они входят в класс как «части личности» педагога. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. Педагог делает ученика предметом своих забот, он думает о его судьбе, росте культуры. Педагог думает об ученике как о человеке вплоть до того – что ему делать, чем и как жить. Ученик думает, что он пришёл главным образом затем, чтобы научиться играть на инструменте; а педагог через игру на инструменте учит его жизни.
Раньше многие музыканты жили в домах своих учителей. Делили с ними весь быт и культуру – были, как родные дети, - не по крови, но по духу. И это ещё соединялось с практикой учения – переоценить такой невозможно.
Ученики, входя в духовную среду педагога, должны развиваться не на уровне своих инструментальных возможностей. Исполнение музыки входит в сферу подлинной жизни и приравнивается к ответственному поведению.
Также существует проблема ухода ученика или перехода ученика к другому педагогу. Если педагог испытывает неприязнь к такому ученику, это говорит о его слабости. Вместо того чтобы порадоваться за ученика (или чуму-то научиться на этом примере), который сам принял решение и встал на самостоятельный путь развития, педагог начинает смотреть на него как на предателя своего класса. Педагог, мстительно думающий об ученике, - это недалёкий специалист – профессионал, набравший учеников для собственных целей, да еще потребовавший от них, чтобы они этим целям были верны.
Важно сказать об организации в классе по специальности. Организовывать необходимо атмосферу интереса. Нужно так развернуть тему общения, хороших отношений, чтобы ученик в момент занятия сразу разрабатывал свой подход, может быть, и не думая об этом, а занимаясь музыкальной игрой. Хороший педагог ведёт себя в классе так естественно, что порою даже непонятно, что же такое урок? Эти вот спокойные беседы, или обсуждение стилевых черт того или иного композитора, или разговор о смысле виртуозности в этюдах, или пробы учениками произведений – кажется, что это как бы всё случайно, необязательно.
Общение с учеником на уроке можно рассмотреть по-разному. Например, в центр отношений педагога и ученика по поводу музыки поставить музыкальное произведение. Тогда акцент переместится на эстетическую сторону, и самым важным окажется судьба музыки. Несомненно, это очень важно. Но такой подход больше в интересах музыканта – учёного. При воспитании музыканта – художника в центр надо поставить человека, исполняющего музыку.
Глава VI
Отношение к ученику. Любовь.
Педагог, не обладающий положительным знаком отношения к своему ученику, в конце концов встанет перед проблемой необходимости признать, что он не знает, почему у него плохо играет ученик и что не получается в их отношениях.
Какую же пользу приносит любовь к ученику во взаимоотношениях в индивидуальном музыкальном классе?
Прежде всего, любовь вносит в класс вдохновение. Занимаясь с учеником, педагог начинает испытывать подъём, как если бы он занимался со своим горячо любимым ребёнком. Любовь к ученику, особый знак отношения делает педагога безусловно творческим, то есть изобретательным: ему остро хочется решит проблему, которая стоит между ним, учеником и музыкой.
Если педагог любит, то и прощает. Прощает не ошибки и невыученные уроки, но то личное несовершенство, тормозящее развитие, которое не любя можно поставить в вину ученику.
Педагогическое воздействие на уроке проявляется не только в реальных наглядных указаниях. Продуктивное, творческое воздействие на ученика может быть только в условиях любви, когда педагог пристрастен (лв положительном смысле) к ученику, заинтересован в нём, когда внимательно расспрашивает обо всех делах вокруг обучения, когда помнит все окружающие ученика имена, отношения, когда моменты кризиса и больших личностных препятствий в ученической судьбе думает, в чём он(педагог) виноват, что он сделал не так.
В заключении хотелось бы сказать о том, какую ценность ученик представляет для педагога. Во-первых, ученик тот человек, который может оценить и безоговорочно признать искусство педагога, его умение преподавать. Во-вторых, ученик – это человек, совершенно необходимый педагогу как субъект любви. В-третьих, ученик любящий и вырастающий в художника, есть реализованный смысл жизни педагога.
Если у вас нет любви к ученику, то нет и этого ученика как такового. Сущность любви – отдавать. Но не под напором обстоятельств, а добровольно, с радостью. Известно, что в жизни педагога бывают моменты, когда он испытывает удовлетворение от дара, подарка, сделанного им. Любящий человек – педагог добровольно и бескорыстно настроен на отдачу. Ибо любовь, развиваясь в творческом человеке, развивает этого человека, делает его выше. Педагог, любящий своих учеников и при этом мастер своего дела, необычайно много получает от расширения своего человеческого пространства.
Заключение
Надеюсь, что в работе я смогла хорошо раскрыть данную тему. Разобраться в вопросах общения между учителем и учеником непременно важно для меня как для педагога. Изучая специальную литературу, я узнала много нового и интересного, а главное полезного. Хочется верить, что это поможет мне и моим ученикам в общении друг с другом, в нашей творческой деятельности.
«Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы
помочь этой личности вылупиться из скорлупы.»
( Кнебель. «Поэзия педагогики»)
Список используемой литературы
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции.
М. - 1998
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. – 1994
- Рожников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогики. М. - 1989