Современные образовательные технологии
Применение современных образовательных технологий на уроке специальности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
современные образовательные технологии в музыкальном образовании | 30.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Применение современных образовательных
технологий на уроке специальности»
Преподаватель МБУДО «Сосновская ДМШ»
Тихонович О.В.
Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. Поэтому необходимо активно использовать цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет.
Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся.
Основополагающим принципом работы современного педагога должен являться личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента.
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДМШ; прослушать, как звучит данное произведение на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов.
Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности.
Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке внеклассных мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.
Одним из эффективных методов представления и изучения материала на уроках в ДМШ являются компьютерные презентации. Представляя учебный материал в виде презентаций, у учащихся включаются механизмы не только зрительной, но и звуковой, и ассоциативной памяти. Это позволит вовлечь учащихся в творческий процесс, значительно повысит уровень участия самих учащихся в процесс обучения. С учениками можно использовать программы с музыкальными играми. Например, обучающая игра с музыкальными заданиями и головоломками, музыкой А. Вивальди «Алиса и времена года»- способствует развитию внимания, музыкального слуха.
На уроках специальности может хорошо себя зарекомендовать такой способ, как запись игры учащегося на видеокамеру. Таким образом учащийся слышит себя со стороны, анализирует свою игру, делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше. Применение информационных технологий делает процесс обучения в музыкальной школе разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения интеллектуального, творческого развития личности учащихся и доступности музыкального образования.
Большинство детей, обучающихся в музыкальной школе, не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, но они любят музыкальное творчество, которое формирует их внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому целесообразно вместе с ними делать аранжировки мелодий из фильмов, компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа будет способствовать получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений.
В работе с детьми на уроках специальности необходимо применять средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях можно использовать такие упражнения как:
- физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;
- импровизационные упражнения как средство отображения настроения;
- дыхательные упражнения;
- игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие
самооценку;
- упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления,
снятия стресса.
Особенно это актуально на начальном этапе обучения, т.к. аккордеон инструмент довольно тяжелый для начинающих, да и особенности посадки и постановки рук не исходят из естественного положения.
В последнее время у обучающихся ДМШ возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
На уроках по специальности в классе баяна и аккордеона, полезно устраивать показ видеоматериалов ( П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Идиллия» ).
Также, чтобы сделать урок ярче и креативнее, педагог должен не только обьяснять, но и уметь показать обьясняемое, играя на инструменте.
Так почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее? Просто любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид игры на инструменте вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Считаю, что играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд таких ценных профессиональных качеств как ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.
Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
А также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.
Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе
обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов. Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время появляются разнотембровые сочетания инструментов. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.
Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДМШ:
- формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.
- подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной музыкальной культуры.
В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:
- умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;
- умение рассказать об исполняемом произведении;
- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;
- использовать современные технологии для прослушивания и
анализа произведений в исполнении выдающихся музыкантов.
Реализации этих задач способствует включение в занятие современных образовательных и информационных технологий. На начальном этапе детям очень нравится играть в сопровождении оркестра, записанного на диске – простейшие мелодии на 2-3 звуках и богатое разнообразие тембров оркестра украшают занятия, воспитывают чувство ритма, как на индивидуальных занятиях, так и в коллективе.
Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений педагога и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние, требовательность, мягкое управление ребенком. Педагог должен
подводить ребенка к самопониманию, анализу своей деятельности.
Литература
- Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2006.
- Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2010.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и
организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Программа по баяну и аккордеону. Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2006.
- http://festival.1september.ru/articles/616962/
- https://www.pedt.ru/conference_notes/28
- https://docviewer.yandex.ru/