Методическое сообщение на тему: "Особенности музыкального языка Д.Шостаковича"

Кучерова Ольга Вячеславовна

Материал методического сообщения на тему: "Особенности музыкального языка Д.Шостаковича"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_muzykalnogo_yazyka.docx18.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального языка Д.Шостаковича

Дмитрий Шостакович – один из крупнейших и самых исполняемых в мире композиторов ХХ века, наследие которого стало классикой советской и мировой музыкальной культуры. Он – автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. За свою жизнь Шостакович получил все звания и премии, которыми мог быть отмечен советский композитор.

Так же, как и другие композиторы, Д.Шостакович сочинял музыку для детей. Им написаны два сборника: «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Это веселые, занятные, остроумные детские пьесы, которые очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов. Цикл «Танцы кукол» включает в себя семь пьес: «Лирический вальс», «Гавот», «Романс», «Полька», «Вальс-шутка», «Шарманка», «Танец». Он был написан в 1952 году после аналогичного цикла «Детская тетрадь». Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки. Сюита «Танцы кукол” рассчитана уже на более высокий уровень подготовки исполнителей. Пьесы из неё стали массовыми фортепианными сочинениями для домашнего музицирования. Все они используют музыку к оркестровым балетным сюитам композитора на основе балетов

Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касаются ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись.

Характерной приметой пианизма является острый ритм. Ученые объясняют это тем, что в основе всего искусства Д.Шостаковича было предельно обостренное восприятие всего окружающего. Это связано с душевной ранимостью, болезненностью и ломкостью. Что делало композитора уязвимым в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, будь то столкновения с советской властью или невзгоды семейной жизни.

Много отличительных черт имела мелодика Д.Шостаковича. Очень часто он свои мелодии подкреплял скупыми, очень простыми гармониями. Но в этом случае сама мелодика принимала на себя функции гармонии, меняясь буквально в каждом такте.

Еще одна творческая индивидуальность в стиле – речитативность. Она раскрывает настойчивое стремление композитора передать инструментальными средствами изменчиво – капризную музыку речи, ощущение того, что звуки поют, плачут и смеются. В мелодии много изломов, острых углов – обилие мелодических скачков на сексту, септиму, октаву.

Д.Шостакович внес значительный вклад в обновление музыкального языка своей эпохи, его музыкальную интонацию можно узнать сразу и безошибочно. Но Шостакович не стал основоположником  нового направления музыки или родоначальником новой композиторской техники.

Как педагог Шостакович создал композиторскую школу – одну из крупнейших в истории музыки. Характерные приемы его музыки породили целую волну подражаний

Характерный эмоциональный надлом, гротеск и макабр слышны в сочинениях Шостаковича, написанных даже в самые благополучные периоды его жизни. Их нет лишь в советских произведениях композитора, созданных специально к различным официальным поводам.

До начала 1930-х годов творчество Шостаковича развивалось в русле отечественного музыкального авангарда. 

В начале 1930-х годов стилистика музыки Шостаковича заметно меняется. В те годы он пережил сильнейший душевный кризис. Как и у многих отечественных и зарубежных авторов тех лет, в произведениях Шостаковича усиливается неоклассическое начало.  Шостакович ищет себя в области лирики. Но одновременно в его произведениях усиливается связь с жанрами бытовой и популярной музыки, чаще всего – в гростескно-пародийном исполнении.

В 1950 году Шостакович посещает торжества к 200-летию со дня смерти Баха, проходившие в Лейпциге в только что созданном восточногерманском государстве. Под влиянием этого события он создает свой новый фортепианный цикл – Двадцать четыре прелюдии и фуги (1951) во всех мажорных и минорных тональностях, ставшие с тех пор одним из самых знаменитых полифонических опусов после баховского “Хорошо темперированного клавира”.

В позднем творчестве Шостаковича злободневно-публицистические мотивы уступили место философской тематике и внутренней рефлексии. Две его последние симфонии – вокальная Четырнадцатая и инструментальная Пятнадцатая – музыкальные размышления о жизни и смерти.

Музыкальный язык позднего Шостаковича пережил заметное обновление. Произошел синтез приемов его начального («авангардного») и среднего (более «классичного») периодов творчества. В поздних сочинениях Шостакович все чаще уходит за пределы обычной тональности, в них обостряется интонационная выразительность, появляются приемы сонорики, пуантилизма, усиливается значение цитат и аллюзий (музыкального «интертекста»).

Начавшаяся во второй половине 1950-х годов хрущевская “оттепель” заметно улучшила положение Шостаковича. Начинают звучать его сочинения, не дошедшие до слушателя в годы сталинской диктатуры. Он начинает снова преподавать в консерватории.

Многие произведения Шостаковича, созданные в это время, проникнуты не присущими ему ранее оптимизмом и бодростью. Типичным примером такой музыки стала оперетта «Москва, Черемушки» (1958) – музыкальная комедия на злободневную тему о благоустройстве москвичей, переезжающих из коммуналок в отдельные квартиры в панельных новостройках.

Чаще всего в музыкальных школах исполняют произведения из циклов «Детская тетрадь» и «Танцы кукол», но также фрагменты из балетных сюит, музыки к кинофильмам.