Лекция-концерт «Ф.Шуберт. Играем в ансамбле», посвященный 220-летию со дня рождения Ф.Шуберта
Материал лекции-концерта «Ф.Шуберт. Играем в ансамбле», посвященного 220-летию со дня рождения Ф.Шуберта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsert_shubert.docx | 20.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция-концерт «Ф.Шуберт. Играем в ансамбле», посвященный 220-летию со дня рождения Ф.Шуберта
Видеоролик + Аве Мария
Добрый вечер.
Наша встреча посвящена творчеству австрийского композитора XIX века, одного из основоположников романтизма в музыке. Франца Шуберта, которому в этом году исполнилось 220 лет со дня рождения.
[1] Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел.
[2] Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу.
[3] Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Антонио Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.
[4] Уже тогда Шуберт много сочинял. И к 18 годам он был автором пяти симфоний, четырех месс и четырех опер. И самое главное — он нашел жанр, вскоре прославивший его. Нашел песню, где так волшебно сливались музыка и поэзия, две стихии, без которых композитор не мыслил своего существования. К этому времени их у него было более трёх сотен.
Песня «К моему клавиру»
В песне композитор достиг небывалых высот. Её мир – это мир простых человеческих чувств, глубоких переживаний. Это исповедь души, выраженная не словом, а звуком. Более 600 песен написаны великим композитором, в том числе на стихи великих немецких поэтов (Гёте, Гейне, Мюллера). В них с большим мастерством раскрывается внутренний мир человека в сочетании с образами природы. У всех песен Шуберта ясная, простая, задушевная мелодия. Их хорошо знают, любят и исполняют во всём мире.
[5] Песня «В путь» (из цикла «Прекрасная мельничиха»)
Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» Шуберт написал на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Этот цикл пропитан нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств. Цикл состоит из двадцати отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с одним лирическим героем — странствующим мельничным подмастерьем.
Цветы мельника (из цикла «Прекрасная мельничиха»)
[6] Жанр песни Шуберт возвел в степень художественного совершенства. А сделав это, пошел дальше — насытил песенностью инструментальную музыку.
Баркарола
[7] Фортепианное творчество Шуберта явилось значительным этапом в истории романтической фортепианной музыки.
Оно отличается большИм жанровым разнообразием: фортепианные сонаты и вариации, экспромты, муз. моменты, а также обилие танцев, маршей и 4-ручных пьес.
Среди танцевальной музыки Шуберт уделял большое внимание вальсу – «танцу века» и, что чрезвычайно важно для Шуберта, танец Вены, вобравший в себя неповторимый местный колорит.
Вальс Ре мажор
[8] Вместе со своими друзьями Шуберт организовывал музыкальные вечера – «шубертиады», где собирались поклонники таланта Шуберта. Именно на таких вечерах композитор сочинил огромное количество вальсов.
Мелодию вальса Шуберт наполняет лирическим содержанием, возвышая его над развлекательной музыкой. Вальс заметно повлиял на облик произведений композитора
Вальс D-dur.
Наряду с вальсом Шуберт охотно сочинял марши. Подавляющее большинство шубертовских маршей предназначено для ф-но в 4 руки.
Военный марш.
[9] Достижения Шуберта в области малых инструментальных форм подытожили его знаменитые экспромты и «музыкальные моменты», сочиненные в поздний период творчества. (Названия эти были даны редактором при издании. Сам композитор свои поздние фортепианные пьесы никак не озаглавил).
[10] Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации. Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, принципы формы здесь создаются каждый раз заново вместе с индивидуальным замыслом.
Экспромт Соль мажор (в обработке Ф. Листа)
«Музыкальные моменты» проще по форме, меньше по масштабам. Это небольшие пьесы, выдержанные, в большинстве случаев, в одном настроении. На всем протяжении произведения сохраняется определенный пианистический прием и единый ритмический рисунок. Самый популярный «Музыкальный момент» f-moll – это образец опоэтизированной польки.
Музыкальный момент фа минор
[11] Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе Гельмины фон Чези «Розамунда». Как говорили современники «Шуберт создал шедевр. Музыка к «Розамунде» восхитительна по своей поэтичности и вдохновенной красоте». Однако успех «Розамунды» был кратковременным. Пьеса прошла лишь два раза и затем безвозвратно исчезла с афиши. А вместе с ней была забыта и музыка.
Лишь много-много лет спустя «Розамунда» вновь и навсегда покорила слушателей.
Балетная музыка к драматической пьесе "Розамунда"
[12] Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу. Стихией творчества Шуберта, излучающего «невиданный свет», составляли добро, истина и красота. Дружба была его единственным прибежищем в полной лишений и страданий жизни. Музыка Франца Шуберта радует, утешает нас во всех жизненных обстоятельствах.
«Аллегретто». Исполняет …
[13] На этом наш музыкальный вечер подходит к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!