Рабочая программа по музыке 5-8 класс (на основе программы Сергеевой-Критской, 2017)

Куликовская Светлана Николаевна

Рабочая программа по музыке для общеобразовательных школ с учетом требований ФГОС ООО. Разработана на основе программы Сергеевой-Критской  2017 года. Утверждена РМО учителей музыки МО Кореновский район.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН,  ГОРОД КОРЕНОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

им. К.В. Навальневой

Утверждено

решение педсовета, протокол №1

от _31.08____________   2017года

Председатель педсовета

______________________Н.В.Мищенко

Рабочая программа

                                                                По___МУЗЫКЕ___________________________________

(указать предмет, курс)

Уровень образования (класс):    основное общее образование    5-  8 классы

  Количество часов:   140 часов                                   

Учитель   Куликовская Светлана Николаевна

Рабочая программа  по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных организаций составлена на основе:

Программы «Музыка. 5—8 классы» 

Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

                                                                                                            2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—8 классов образовательных организаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обра-

зования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия дея- тельности современных образовательных организаций, потребности педагогов-музыкантов в

обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школь-ников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность

 современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро-восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях

искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей

— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразитель-ных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными ви-дами искусства и жизни;

— овладение художественно-практическими умениями и навыкамив разнообразных видах музыкаль-но-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музы-кально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музы-кально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоци-онально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Методологическими основаниями данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой

Музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.

Основными методическими принципами программы являются:

принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различий; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5—8 классах в объёме не менее 140 часов (по35 часов в каждом учебном году).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию учащихся. Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музы-

кально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выра-жения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа «Музыка» для 5—8 классов создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным тради-циям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному

формированию музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает достижение определённых результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной

задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоя-тельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии

мировой культуры;

— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художествен-ного образа;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устой-чивого интереса к музыке своего на-рода и других народов мира, классическому и современному музы-кальному наследию;

— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и  ключе-выми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музы-кально-учебной деятельности, включая ИКТ;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании 8 класса школьники научатся:

— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

— осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных

спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

— разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные

залы, музеи);

— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети  Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего

 образования представлено следующими содержательными линиями:

• Музыка как вид искусства.

• Народное музыкальное творчество.

• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.

• Современная музыкальная жизнь.

• Значение музыки в жизни человека.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная

и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические,героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, скази-тельное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных

средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.

Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).

  Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).

Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, ка-мерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр).

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками музыки авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс», «Музыка. 8 класс».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся основного общего образования

( 5 класс)

Содержание курса

Тематическое планирование

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1 Музыка и литература

16

Музыка как вид искусства.

Народное музыкальное творчество

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.

Русская изарубежная музыкальная культура XXв.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

 

Что роднит музыку с литературой

1

Исследовать значение литературы  для воплощения музыкальных образов. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Вокальная музыка

2

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки)

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

 Исследовать разнообразие и специфику вокальной  музыки.

Фольклор в музыке
русских композиторов

2

Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

Жанры инструментальной

 и вокальной музыки

1

Самостоятельно определять характерные жанровые свойства вокальной и инструментальной  музыки.

Вторая жизнь песни

2

Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.

 Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Вокальная и инструментальная музыка.

1

Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.

 Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

2

Исследовать разнообразие и специфику современной симфонической музыки.

 Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. 

Импровизировать в соответствии  с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом (произведением литературы)

 

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной) 

Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

 Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений.

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. 

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора

1

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная  импровизации)

 Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. 

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов).

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. 

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство

18ч

Музыка как вид искусства.

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.                  Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Небесное и земное в звуках и красках

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.                            Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.           Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Звать через прошлое к настоящему

2

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

 Различать характерные признаки видов искусства.

 Раскрывать особенности музыкального воплощения  произведений  изобразительного искусства.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

 

 

 

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения  произведений  изобразительного искусства.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира

1

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Застывшая музыка

1

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.                                       Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).

Полифония в музыке и живописи

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Музыка на мольберте

1

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом (произведением изобразительного искусства) 

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

О подвигах, о доблести, о славе…

1

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

В каждой мимолетности вижу я миры

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.                       Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Мир композитора

1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).                          Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов.                                                                      Принимать участие  в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

С веком наравне

1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).                          Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов.                                                                      Принимать участие  в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

   

Всего

34 часа

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся основного общего образования

( 6 класс)

Содержание курса

Тематическое планирование

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16

Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

 Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Удивительный мир музыкальных образов

1

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.                

Образы романсов и песен русских композиторов

Старинный русский романс

1

Самостоятельно отбирать музыкальные произведения, содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов и участвовать в их исполнении.    Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.    Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Сотрудничать в процессе коллективной музыкально-творческой деятельности (драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)

 

Два музыкальных посвящения

1

Определять форму музыкального произведения, отличительные черты в творчестве композиторов.                    Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.                 Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.                           Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

Определять особенности мировосприятия композитора.                                           Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.                                         Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действ и т. д.     Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.          Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.                                                           Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения.        Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1

Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов.                Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.                          Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений зарубежных классиков.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси

1

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.              Выявлять различие жанров и форм народной музыки, особенности музыкального языка, манеры исполнения, инструментария. Узнавать различные музыкальные формы построения музыки.

 Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

 

 

Образы русской духовной музыки. Духовный концерт

1

Выявлять характерные этапы развития церковной музыки в историческом контексте. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы

«Фрески Софьи Киевской» «Перезвоны». Молитва                                                        
                                           

1

Выявлять особенности музыкального языка в духовной музыки, манеры исполнения, инструментария.                                  Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал                                                                                                                  
           

1

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений.                  Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания).                                               Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.          Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений.           Осознавать истоки непрерывного музыкального развития.                        Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения

Джаз – искусство XX века

1

Выявлять характерные особенности музыкального языка и стилей джаза.  Участвовать в исполнении ритмического аккомпанемента к джазовым композициям. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Раздел №2      Мир образов камерной и симфонической музыки

18

 

 Музыка как вид искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

 

   

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

3

Рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской музыки.                                   Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности.                                                   Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

1

Наблюдать за сопоставлением и/или столкновением контрастных и сходных музыкальных образов (музыкальных тем).

Картинная галерея «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». 

1

Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

Образы симфонической музыки.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

2

Передавать в исполнении музыки (вокальном, инструментальном и др.) особенности развития одного или нескольких музыкальных образов.                     Воплощать художественно-образное содержание отечественной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали я весел, а в веселье печален». Связь времен

3

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.                                                       Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

2

Рассуждать о своеобразии отечественной и зарубежной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской и зарубежной музыки.

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».

 Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика».

Рок-опера «Орфей и Эвридика»

3

Понимать характерные черты венской классической школы, композиторов-романтиков и называть их основных представителей. Исполнять отдельные образцы музыки западноевропейских и отечественных композиторов.                                        Принимать участие в создании музыкально-театральных композиций в классическом стиле.                                                             Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино

2

Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов.

Исследовательский проект.

1

Всего34

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубеж-ных) музыкальных произведений.

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся основного общего образования

( 7 класс)

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Коли-

чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1     Особенности драматургии  сценической музыки

16

   Музыка как вид искусства.

Русская музыка XIX в.

Зарубежная музыка XIX в.

Современная музыкальная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки.

2

Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)

Эмоционально-образно воспринимать  и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

2

 Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена

3

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Героическая тема в  музыке.

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

В музыкальном театре.

 Балет.

1

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи. 

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимо-действия музыки с другими видами искусства.

 

 

 

Камерная музыка. Вокальный цикл.

2

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов

. Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, в школе и т.п.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита.

5

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими  школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

 

Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры

18

Музыка как вид искусства.

Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в.

Современная музыкальная музыкальная жизнь.

Народное музыкальное творчество.

Значение музыки в жизни человека.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

5

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

3

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической  жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.

 

 

Светская музыка.

 Соната.

Соната №8 («Патетическая»)

Л. Бетховена.

 Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.

Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

2

Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

1

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Симфоническая картина.

«Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова

Картинная галерея.

2

Обмениваться  впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и .др.

Музыка народов мира.

1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи

Международные хиты.

1

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

 

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

2

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

  Исследовательский проект                              

Вне сетки часов

Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов.

Обобщающий урок                                          

1

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных произведений.

Всего 34

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся основного общего образования

( 8 класс)

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Коли-

чество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1    Классика и современность

16

   Музыка как вид искусства.

Русская музыка XIX-XXI вв.

 Зарубежная музыка XIX-XXI в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре.Опера. Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2

Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества

Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга Понимать закономерности и приемы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нем явлений и событий

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва»

1

Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать.

Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого.

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

4

Находить и классифицировать информацию о музыке, ее создателях и исполнителях, критически ее оценивать.

Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

 

 

 

Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

4

Осознавать  духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и ее значение для развития мировой музыкальной культуры.

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»

1

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир,  окружающий человека…

3

Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»

Обобщающий урок.

1

 

Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке

18

 Музыка как вид искусства.

Зарубежная и русская музыка  XVIII-XIX вв.

Современная музыкальная жизнь.

Народное музыкальное творчество.

Значение музыки в жизни человека.

Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля.

 Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.

2

Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать свое отношение в письменных высказываниях.

Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства

Портреты великих исполнителей Елена Образцова.

3

Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.

Вести дискуссию, осуществлять  поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей.

 

 

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.

3

Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы.

Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.

Современный музыкальный театр.                               Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке.

2

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

3

Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки.

Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов.

Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства.

 

 

Музыка в храмовом синтезе искусств

Литературные страницы. Стихи русских поэтов.  Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»). Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин.

5

Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении  гражданского общества и российской государственности.

Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений.

  Исследовательский проект                              

Вне сетки часов

Всего 34