Методическое сообщение "Развитие исполнительского дыхания"

Власова Ольга Эдуардовна

 Методическое сообщение "Развитие исполнительского дыхания"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей.  

ДШИ им. А.С. Даргомыжского                                              

                                     

Методическое  сообщение

«Развитие исполнительского дыхания – основа выразительного звучания исполнителя»

Преподаватель оркестрового отделения

по классу флейты  Власова О.Э.

Смоленская область,   г. Вязьма

2014г.

Исполнительский процесс при игре на духовых инструментах основывается на взаимосвязи  исполнительских и выразительных средств, имеющих неразрывную связь между собой: исполнительско-технические приемы и способы игры. Приобретаются и совершенствуются навыки и  умения владения выразительными средствами в процессе освоения инструмента, где качество выразительного звучания находится в прямой зависимости от уровня владения техническими приемами.

Процесс звукоизвлечения на духовых инструментах, представляет  собой несколько взаимосвязанных звеньев единой цепи: нотный знак – представление о звуке – мышечно-двигательная установка – исполнительское движение – реальное звучание – слуховой анализ. Для начала музыкант должен «услышать» звук в своем сознании, а затем сравнить его с действительно звучащим звуком.

Анализируя технологию процесса звукоизвлечения на духовых инструментах установлено, что она слагается из нескольких компонентов:

  • зрительно слуховых представлений;
  • исполнительского дыхания;
  • работы губной мускулатуры лица;
  • специфических движений языка;
  • скоординированных движений пальцев;
  • слухового анализа.

Все эти процессы, составляя исполнительский аппарат музыканта, неразрывно связаны между собой. Подготовка всех компонентов исполнительского аппарата основана на построении и координации исполнительских движений, на основе которых формируется основа музыкально-художественного мышления исполнителя.

Исполнительские средства при игре на духовых инструментах делятся на три группы:

  • исполнительские средства, относящиеся к качеству звука (тембр, интонация, вибрация);
  • исполнительские средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка);
  • общие музыкальные средства (фразировка, динамика, агогика, штрихи, аппликатура).

Звукообразовательный процесс духовых инструментов требует специально координированных действий в исполнительском аппарате музыканта исполнителя. Специфические движения и действия необходимо развивать при постановке исполнительских навыков. Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах следует уделять развитию техники дыхания, которая требует систематической тренировки. От правильной постановки исполнительского дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука.

Дыхание – является естественной функцией человеческого организма,  осуществляется на протяжении всей его жизни, при этом он, как правило, ни разу не задумывался – как это происходит, в какой последовательности. При обычном дыхании время вдоха и выдоха занимает равное количество времени. Во время исполнительского дыхания вдох делается резко и быстро, а выдох – медленно, с разнообразной динамикой (так называемое форсированное дыхание). Развивается исполнительское дыхание в процессе обучения игре на духовом инструменте и так называемых специальных «дыхательных» упражнений для исполнителя не требуется.

Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении  направлять и изменять силу выдоха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох за короткий промежуток времени.

Техника исполнительского дыхания – техника владения звуком, включающим в себя – тембр, динамику, штрихи. Культура звучания исполнителя-духовика предполагает наличие определенной школы дыхания. Подготовка исполнительского аппарата к управлению звучания инструмента складывается с учетом механизма звукообразования духового инструмента.

Различают несколько типов исполнительского дыхания: ключичное, грудное, брюшное,  грудобрюшное.

Грудное дыхание – активное сокращение ребер и известная пассивность диафрагмы, из-за чего грудная клетка расширяется лишь в поперечно-боковых размерах. Объем легких в момент вздоха не достигает максимальных размеров. При осуществлении вдоха – наблюдается поднятие плеч.

Брюшное дыхание, при котором функционирует сильнейшая дыхательная мышца - диафрагма. При вдохе диафрагма энергично опускается в низ, надавливая на брюшные полости. Вследствие этого стенка живота несколько выпячивается вперед, слегка расширяются нижние ребра. Объем легких при таком типе дыхания увеличивается незначительно.

Смешанное дыхание – образуется в результате соединения в одно целое двух типов дыхания, грудного и брюшного. Объем грудного отдела, свободно расширяясь во всех направлениях, достигает максимальных размеров, что способствует усиленному газообмену легких. Нагрузка на дыхательные мышцы распределяется равномерно. Работа всей дыхательной мускулатуры позволяет свободно управлять общими фазами дыхания, свободно изменять глубину и ритм вдоха и выдоха. Исходя из того, что чистых типов дыхания в природе не существует (дыхание всегда имеет смешанный характер), большая часть исполнителей на духовых инструментах используют грудобрюшной тип дыхания, как создающий наиболее благоприятные условия для воспроизведения вдоха и выхода во время игры. Благодаря этому типу дыхания достигается наибольший эффект вдоха и управляемого выдоха. Используя грудобрюшное  дыхание, исполнитель может произвольно устанавливать необходимую величину дыхательного объема, изменять ритм и характер дыхания.

Вдох является неотъемлемой составной частью исполнительского дыхательного процесса. Не правильная постановка вдоха обязательно скажется на качестве выдоха. Вдох является главным моментом в процессе звукоизвлечения. Степень активности выдоха не должна определяться характером исполняемого произведения, во время которого исполнитель форсировать или замедлять выдох для получения выразительной нюансировки – crescendo и diminuendo.

Скорость вдоха всегда соответствует времени отведенному для смены дыхания – чем меньше пауза, тем быстрее осуществляется вдох (при отсутствии пауз вдох берется максимально быстро).  Выдох исполнителя может быть разнообразным: заметно-плавным, бурным, порывистым, замирающим, ускоряющим. Каким бы ни был выдох исполнителя - вдох всегда остается активным, быстрым, коротким.

Для освоения этого этапа выразительности звучания исполнителю можно упражняться на отдельно взятых звуках и не больших музыкальных фразах выполняя постепенное усиление или ослабление звука. Усиление звука связано с ускорением выдоха, ослабление с постепенным замедлением выдыхаемой струи, только благодаря этому достигается разнообразная нюансировка.  Дыхание способствует развитию музыкальной фразы, ее движению к кульминации.

Работа над развитием исполнительского дыхания проводится на протяжении всего периода постановки исполнительского аппарата и является главнейшей стороной хорошего звука. Качество исполнительского выдоха контролируется регулярно слухом исполнителя. В педагогической практике, для развития исполнительского дыхания можно применять исполнение гамм и арпеджио в медленном движении и с применением различной нюансировки, исполнением пьес канителенного (протяжного) характера, при которых требуются навыки определенного мастерства. Особое внимание уделяется развитию лицевой мускулатуры, что учитывается при выборе упражнений на развитие исполнительского дыхания. Необходимо внимательно следить, чтобы часть воздуха не выходила через носовое отверстие, что приводит к потере тембровых красок звука.

Важнейшим условием хорошей фразировки является точное подчинение дыхания особенностям исполняемых произведений. Рассматривая дыхание как одно из средств музыкальной фразировки нельзя не отметить тесную связь дыхания с техникой динамики и нюансировки, со штрихами и тембровыми особенностями звука. Правильное  дыхание исполнителя играет большую роль в выразительности музыкального исполнения. Нельзя безразлично относиться к тому, в каких местах пьесы или упражнения делается вдох. Дыхание не должно быть случайным и беспорядочным, а логичным и осмысленным. Вдох следует делать в конце музыкальной фразы. Когда фраза длинная и не может быть исполнена на одном дыхании, надо найти подходящее место (в середине, после длинной ноты, заканчивающей мотив) для взятия дыхания. Осторожно следует относиться к взятию дыхания между двумя повторяющимися нотами. В таком случае взятие дыхания возможно лишь тогда, когда одна из нот является концом, а другая началом новой фразы.

Дыхание берется:

  • во время пауз;
  • при использовании продолжительных звуков;
  • при повторении музыкального материала;
  • при смене гармонических функций;
  • при смене динамических оттенков;
  • при смене регистров;

Дыхание не берется:

  • на неаккордовых звуках, в момент задержания;
  • перед проходящим звуком или после него;
  • перед вспомогательным звуком в момент предъема.

Овладение навыками исполнительского дыхания неосуществимо без продолжительной  и систематической тренировки дыхательного аппарата. Развитие и тренировка дыхательного аппарата исполнителя – духовика может проводиться двумя способами:

  • без игры на инструменте;
  • в процессе игры. 

В основе первого способа, он имеет вспомогательный характер, развития исполнительского дыхания лежит выполнение общефизических и специальных дыхательных упражнений, способствующих общему жизненному тонусу организма и рассчитанных на укрепление и развитие всего дыхательного аппарата исполнителя. Полезны занятия  дыхательной гимнастикой, помогающей быстрее приобрести навык осознанного контроля над осуществляющимся вдохом и  выдохом. Благотворно  на развитие дыхательной мускулатуры оказывают занятия спортом (бег, конькобежный спорт, плавание) – те виды спорта, где производится быстрый вдох и относительно продолжительный выдох.

Второй способ – в процессе игры - наиболее эффективен. Основным видом дыхательных упражнений является исполнение продолжительных звуков, с различными динамическими оттенками, используются произведения с широкой мелодической линией в медленном темпе.

 Развивать дыхание нужно постепенно: от отдельных, не слишком продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерным в динамическом отношении звучанием и минимизацией интонационных погрешностей следует переходить к дальнейшему развитию исполнительского дыхания на материале с более продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха. Необходимо при этом постоянно контролировать качество исполнительского выдоха слухом. Для развития навыков исполнительского дыхания в педагогической практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различной нюансировки. Завершение развития техники дыхания достигается в работе над специально подбираемым музыкальным материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков требует определенного мастерства. Добиваясь хорошего качественного звука, постепенно увеличивая продолжительность выдоха, педагог должен учитывать индивидуальные особенности ученика: его возраст, степень развития его органов дыхания, грудной клетки, объема легких, подвижность диафрагмы. Значение выдержанных звуков нельзя недооценить, именно продолжительные звуки способствуют укреплению круговой мышцы рта, тренировки правильного и постепенного выдоха. Исполнение выдержанных звуков можно не без основания считать фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие качества звука. Наибольшую пользу оказывают выдержанные звуки, которые исполняются в октавном порядке: до 1ой октавы – до2ой октавы – до3ей октавы, и так далее. Так же выдержанные звуки можно играть в терциях, квинтах, динамических оттенках (уделять этим упражнениям следует 15-20 минут ежедневно). Оба вида упражнений, развивая губной аппарат и исполнительское дыхание, способствуют выработке полного, красивого звука с  устойчивой интонацией. При этом музыкант имеет возможность беспрепятственно сосредотачивать свое внимание на качестве каждого звука.

 Систематическая работа над звуком должна начинаться с первых шагов обучения. С начала это простейшие задачи: достижение чистого устойчивого звучания отдельных звуков, ощущение переходов от звука к звуку, восприятие логической связи между звуками в простейших мелодических оборотах. При этом обучаемый должен постоянно осуществлять контроль над звуковым результатом.

 Музыкальный звук является важнейшим компонентом исполнительского процесса и требует постоянной работы и контроля над ним. Звук духового инструмента должен быть выразительным, интонационно чистым, полным, слегка вибрирующим и должен сохранять эти свои качества, не зависимо от звукового регистра. У исполнителя-духовика, фразировка, стиль, характер произведения должны быть неразрывно связано с понятием красивого звука. Красивый звук должен рассматриваться как одно из основных средств музыкальной выразительности, подчиненное задаче раскрытия художественного содержания произведения