открытый урок "Игра в смешанном виде ансамбля"

Власова Ольга Эдуардовна

открытый урок "Игра в смешанном виде ансамбля"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Открытый урок

Работа над произведением Д. Шостаковича «Вальс-шутка»

в смешанном составе ансамбля

Преподаватели оркестрового отделения

Власова О.Э., Яковлева О.Н.

Смоленская обл, г. Вязьма.

2015г.

Цели урока:

Организация и методы работы в смешанном составе ансамбля.

Приобретение умений и навыков в смешанном составе ансамбля.

Задачи урока:

Практические

  • Изучение произведения Д. Шостаковича «Вальс – шутка» в переложении для смешанного состава ансамбля.
  • Побудить интерес к игре в ансамбле  различного состава.
  • Совершенствование отдельных приемов работы.

Воспитательные

  • Формирование у учащихся навыков сценического исполнения.
  • Воспитание чувства внимания и взаимопомощи друг к другу.

Образовательные

  • Формирование навыков коллективного творческого музицирования.

Ход урока:

Вводная часть.

  • Работа Власовой Ольги Эдуардовны с учащейся 4 класса Дмитриевой Софьей (флейта-пикколо).
  • Работа Яковлевой Ольги Николаевны со струнной группой ансамбля.
  • Работа с учащимися  ансамбля.

Ансамбль – коллективная форма игра, в процессе которой несколько музыкантов сообща, исполнительскими средствами раскрывают художественное содержание исполняемого произведения.

Коллективная форма игры, воспитывающая у исполнителя ряд ценных качеств, которое не дает сольное исполнение. Выступая в составе ансамбля, либо другого какого - либо коллектива, слабые учащиеся подтягиваются до уровня более сильных учащихся, воспитывается чувство коллективизма. Игра в ансамбле помогает добиться  стабильности при исполнении, дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа - у играющих в ансамбле учащихся пропадает тенденция к замедлению или ускорению, обостряется и развивается слух – мелодический, гармонический, полифонический, повышается чувство ответственности за исполняемую партию, домашнее задание готовиться более тщательно. Но самое главное к чему должен стремиться каждый педагог – привить интерес и любовь к музыке, своему инструменту, ансамблевому исполнительству.

Специфика ансамблевой игры основывается на хорошем слуховом контроле, которого не всегда хватает учащемуся при исполнении сольной программы. Выступая в ансамбле, ученик начинает слушать не только себя, но и ряд других музыкальных инструментов, на которых играют другие участники ансамблевой группы.

Вырабатывается устойчивое чувство метроритма, которое является важнейшим компонентом, объединяющим учащихся в единый ансамбль. Ощущение сильных и слабых долей такта и ритмическая определенность «внутри такта» - являются основой, фундаментом, на котором основывается искусство ансамблевого исполнения.

Синхронность и единство звучания является одним из первых и важных условий, если при не точном исполнении остальных компонентов (на которых основываются принципы построения ансамбля), снижается общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится весь ансамбль. Ритмическая определенность делает игру уверенной и ясной, надежной в техническом плане. Учитывая, что в ансамбль приходят дети с различными музыкальными способностями, руководителю коллектива необходимо начинать работу с воспитания чувства абсолютно точного «метрономного» ритма, который впоследствии, станет объединяющим началом в общем коллективном ритме. В каждой партии, желательно, чтобы были ритмически устойчивые исполнители, на которых будут ориентироваться более слабые в ритмическом отношении участники. Добиваясь синхронности звучания ансамбля (точности совпадения во времени сильных и слабых долей такта), руководитель отмечает три момента: одновременное вступление, непосредственно исполнение, совместное окончание произведения. Для достижений успешного результата выбирается понятный участникам, и не заметный для окружающих определенный знак, который будет служить определенным сигналом для начала и заключения исполняемого произведения.

С первых занятий ансамблевого состава необходимо начинать работу над воспитанием общего ощущения динамики. Для начала проводится обучение в пределах одного или другого динамического оттенка ровно. Упражнения (общее) – игра только на ровном  «p»(пиано), затем mf, доводя до наивысшей точки громкости. Проводя регулярно такие тренинги, у учащегося вырабатывается ощущение главного и второстепенного динамического плана применительно к своему музыкальному инструменту,  которым он сможет пользоваться во время исполнения.

Выбор темпа (скорости движения) во время исполнения способствует передачи верного характера музыки. Существуют авторские указания темпа, но руководителю самому приходится решать на каком оптимальном варианте темпа ему стоит остановиться.

Репертуар ансамбля должен быть разнообразным и отвечать интересам преподавателя и участников ансамбля.

В классе ансамбля формируются следующие навыки и умения:

Образовательные:

-формирование навыков коллективного, творческого музицирования;

-ощущение внутри долевой пульсации;

-слышать звучание своей партии;

-слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами;

-умение работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения;

-формирование устойчивых музыкальных представлений;

-умение добиться тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани (штрихов, звукоизвлечения, динамики);

-играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения

-применение и совершенствование своих исполнительских навыков;

-навыки чтения с листа;

Развивающие:

-всесторонне развивать музыкальные задатки и способности детей;

-развивать комплекс необходимых для музыканта качеств;

-развивать эстетический вкус учащихся, мотивацию к творческой деятельности. 

Воспитательные

-воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;

-воспитание творческой и учебной воли, желание добиваться поставленных целей, стремление преодолевать трудности;

-воспитание понимания и уважение  культуры и традиций народов мира;

Работа преподавателя Власовой Ольги Эдуардовны с учащейся 4 класса Дмитриевой Софьей.

Разучивание партии начинается с индивидуальных занятий и проводится в  несколько этапов:

Первый этап:

 Предварительное ознакомление, в котором учащемуся сообщаются краткие и необходимые сведения о композиторе, данном сочинении - иллюстрации педагога или самостоятельный разбор. Обращается внимание на технические трудности, стилистические особенности.

Второй этап:

Тщательное разучивание нотного текста. Знакомство с обозначениями, касающимися темпа, динамики, штрихов, дыхания. Пьеса разучивается частями, технически сложные места разучиваются отдельно в медленном темпе. Объединение исполнителей в ансамбль может произойти в тот момент, когда учащиеся достаточно освоили текстовой материал, свободно ориентируются в тексте, преодолевая технические трудности.

 Д. Шостакович                                                            «Вальс-шутка»

Произведение  входит в цикл  под названием «Танцы кукол», состоит из 7 небольших инструментальных пьес. Написан   цикл, в стиле так называемого советского конструктивизма, в 50 годах прошлого века. Стиль конструктивизм отличает графичность, ясный чеканный ритм. «Вальс – шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки.

При изучении пьесы Д. Шостаковича «Вальс – шутка», перед ученицей были поставлены следующие задачи:

 проведение своей партии (флейта-пикколо) в сольном варианте, где партию аккомпанемента при этом, выполняло не фортепиано, а ансамбль скрипачей. Учитывая, что в предыдущие года обучения Софья участвовала в ансамбле-дуэте совместно с ученицей по классу скрипки, то введение ее в состав укрупненного ансамбля скрипачей не сказалось на психологическом состоянии ученицы. Сообщение о том, что предстоит работа в составе  ансамбля скрипачей, была воспринята с хорошим настроем.

Для правильного выполнение  штрихов встречающихся в пьесе: лига на две ноты, стаккато в «репетициях», лига на шесть нот, за основу была взята гамма D dur. Так как исполняемая пьеса написана в этой тональности, взять за основу при отработке штрихов  эту гамму  было наиболее целесообразным. Работа над гаммой проводилось с учетом всевозможных комбинаций штрихов, в том числе «две легато-стаккато».  Штрих «стаккато» в произведениях у композиторов советского периода отличается манерой исполнения от такого же штриха композиторов другой эпохи. Ученица успешно справилась с четким извлечением штриха «стаккато».  Для четкого исполнения штриха стаккато некоторое время выполнялись упражнения для укрепления боковых мышц языка. Упражнения на моторику языка заключались в следующем: исполнение одиночных ударов языка в медленном темпе, постепенно прибавляя количество ударов (от двух до двенадцати) и увеличение скорости исполнения. При постоянном выполнении этого упражнения язык приобретает подвижность, легкость исполнения штриха стаккато (одиночного или двойного) исчезает вязкость звучания.

 Ровное выполнение легато на шесть и более нот, без «подталкивания» нот дыханием – осуществлялось при помощи игры гаммы на легато, с соблюдением различных темповых режимов. Комбинация штрихов две стаккато – две легато, так же отрабатывалось при исполнении гаммы d dur.

Особое внимание уделялось снятию короткой лиги. Если при исполнении пьес канителенного характера короткая лига выполняется на одинаковом промежутке времени как для первой, так и для второй ноты (точно выполняется временная длительность каждой ноты),  то при исполнении подвижных, динамичных пьес вторая нота лиги снимается на некоторое время раньше своей реальной длительности. Благодаря такому приему выполнения лиги (подчеркивание первой ноты и резкого снятия второй ноты), пьеса приобретает более выразительный характер звучания: ощущение скерцозности, полетности в звучании.

 

Работа преподавателя Яковлевой Ольги Николаевны с участниками струнной группы ансамбля.

Присутствующие были  ознакомлены с историей возникновения приема игры «пиццикато», различных способах его исполнения, особенностями постановки рук при игре «пиццикато».

Была показана работа над первой и третьей частями пьесы. Учащимся было предложено продемонстрировать игру на открытых струнах в размере ¾, акцентируя сильную долю,  добиваясь одновременного звучания нот Piz, слушая друг друга.

Обращалось внимание учащихся на неточность интонации. Для более качественного звучания и чистоты интонации было предложено более плотно ставить пальцы на струну.

Была проделана некоторая работа над переходом от игры смычком (Arco) к   «Piz»   и снова к «Arco». Для осуществления качественного перехода при исполнении этих приемов учащиеся, по просьбе педагога, проделали упражнение со смычком без скрипки. Далее последовало упражнение на открытой струне: 2 такта Piz -  4 такта Arco – 2 такта Piz. Затем была проделана работа над этим эпизодом по тексту.

Во второй части пьесы было обращено внимание на:

  1. Легкость исполнения штрихов.
  2. Распределение смычка (игра в средней части смычка, небольшим отрезком).
  3. Интонацию (работа по голосам).

В заключение урока, учитывая замечания и проделанную работу,  учащиеся исполнили пьесу Д. Шостаковича «Вальс – шутка». Был выстроен некий звуковой баланс, когда при одновременном звучании инструментов  сольная партия флейты отчетливо слышна во всех регистрах.