"Об исполнительских движениях пианиста"
Исполнительский процесс - это единая система выразительных движений пианиста, в которую наряду с игровыми, "рабочими" движениями входят и сопутствующие пантомимические движения. Слитность тех и других настолько велика, что если отнять у играющего возможность проявлять свою эмоциональность в движениях, то это отразится на самом звучании и лишит игру звуковой пластики. Оба типа движений исполнителя друг друга взаимодополняют, но имеют и свою автономию. Движения двух типов должныобразовывать одно целое и соответствовать содержанию интерпретируемой исполнителем музыки. Главная цель, сверхзадача концертирующего музыканта - единство всех двигательных проявлений ради максимально полной реализации художественного замысла и наибольшего воздействия на публику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_ispolnitelskih_dvizheniyah_pianista.docx | 15.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Об исполнительских движениях пианиста"
Исполнительский процесс представляет из себя единую систему выразительных движений, в которую входят, наряду с необходимыми для звукоизвлечения пианистическими действиями, также и "сопутствующие двигательные проявления", такие как жесты, мимика и другие формы двигательной активности. Элементы внешней экспрессии, выразительные жесты занимают существенное место в процессе переживания музыки исполнителем: они являются не только дополнительным средством воздействия на слушателей, но выполняют функцию эмоциональной "самонастройки" играющего на выразительное исполнение, влияют на глубину музыкально-эстетического чувства. "Выразительное движение не только отражает уже сформировавшееся переживание, но и само, включаясь в него, формирует его", - утверждал А.Рубинштейн. Крупнейшие теоретики фортепианной педагогики и исполнительства указывали на слитность, родственную близость всех участвующих в исполнительстве движений, и чисто игровых, и сопутствующих исполнению элементов внешней экспрессии. Слитность тех и других настолько велика, что "если отнять у играющего возможность проявлять свою эмоциональность в движениях, то это отразится на самом звучании и лишит игру звуковой пластики", подчеркивал С.Е.Фейнберг. По словам С.И.Савшинского "движения рук пианиста выходят за рамки непосредственно звукоизвлечения. И по своему назначению, и по происхождению это выразительные движения. В ряде случаев наряду с игровыми движениями это прямо выраженный жест..." Жест - это та сторона движения, которая призвана зрительно разъяснить аудитории настроение и эмоции исполнителя. Жест шире звучания: замысел, выраженный им, превосходит возможности инструмента. Суть жеста замечательно выражена в словах Ф.И.Шаляпина "Жест есть не движение тела, а движение души".
Все многообразие движений исполнителя за роялем можно условно разделить на две группы. В первую входят игровые, "рабочие" движения, связанные со звукоизвлечением и задачами получить на инструменте необходимый по высоте, длительности, громкости, тембру звук. В другую можно отнести движения смыслопоясняющие, связанные с задачами полнее и яснее раскрыть содержание музыкального образа и его понимание исполнителем с помощью пантомимических средств. Взаимосвязь движений разных типов очень тесная. Взять аккорд fortissimo на рояле можно по-разному: "с клавиш" или с большого расстояния от клавиатуры широким жестом- чисто звуковой эффект в обоих случаях может быть близким, но образный результат будет различным. А если пианист подчеркнет аккорд резким сгибанием (или разгибанием) корпуса и наклоном головы или даже привставанием, итоговый эффект будет тем более иным. Смысловое значение имеет и движение после извлечения звука: либо тяжелое, собранное додерживание, либо "размягчение" и опускание рук, либо жесткий отскок напряженных, фиксированных кистей, либо вскидывание рук от плеча и энергичное отклонение корпуса от рояля, либо вставание одновременно с последним звуком произведения (этот прием используется для окончания, например, "Петрушки" Стравинского, 7й сонаты Прокофьева, 5й сонаты Скрябина). За счет первых движений создается вся звуковая картина исполняемого. За счет только вторых невозможно озвучить никакой нотный текст. Только совместное воздействие имеет силу. Зрительный ряд в восприятии может значительно обогатить чисто звуковое впечатление, и наоборот, для некоторых негативно воспринимаются неконтролируемые гримасы лица исполнителя или отсутствие жестикуляции и полная индеферентность. Оба типа движений исполнителя чаще всего друг друга взаимодополняют, но имеют и свою автономию. Встречаются случаи и рассогласованного действия движений звукоизвлечения и пантомимических. Примечательны в этой связи слова Я.И.Зака: "Нельзя играть музыку композиторов барокко или венских классиков, отчаянно размахивая руками и раскачиваясь во все стороны, как на танцевальной площадке.." В том же духе высказывался, например, Э.Г.Гилельс: "Если сопоставить движения рук некоторых пианистов с исполняемой музыкой, то это просто безобразие. Когда звук тянется, скрипач не может бросить смычок, певец - прервать звучание голоса. А иной пианист в это время держит все на педали, откидывает руки в стороны. Так поступают иногда и крупные пианисты. Посмотришь на их артикуляцию, на поведение за инструментом и видишь - руки их не "разговаривают..."
Движения двух типов должны образовывать одно целое, чтобы даже не слыша исполнителя зритель, опираясь только на визуальное восприятие его, мог получить адекватное впечатление от образного содержания исполняемой музыки. О единстве внешнего и внутреннего, слухового и визуального высказывался Я.И.Зак: "Во внешнем облике исполнителя, в "рисунке" его движений, в жестах - во всем этом может и должен выражаться стиль исполняемой музыки, так же как выражают его звук, ритм, фразировка, педализация и т.д.." Характер пантомимических движений должен полностью соответствовать характеру музыки. И мимика и жестикуляция пианиста проявляются в любой музыке, но есть особые случаи, которые требуют от исполнителя более активного их участия. В характеристической музыке современных композиторов, в юмористических, гротескных, ироничных произведениях Шостаковича и Прокофьева, в программной романтической музыке. Диапазон жестов очень широк. Очень важно избегать крайностей, не превращать игру в гримасничанье, в театральщину. Ограничения движений также пагубны, как и их преувеличение. Важно добиться соответствия движений содержанию интерпретируемой музыки. Также важно оставаться верным своему пантомимическому стилю, а не подражать другим. Причины неестественных движений кроются в психологической и психической зажатости, в отрицательном влиянии сценического волнения, когда от перевозбуждения на сцене жесты исполнителя или преувеличены или, наоборот, находятся в ступоре. Крупные музыканты всегда работают со своими воспитанниками над пластическим воплощением музыкального образа. Единство всех двигательных проявлений играющего ради максимально полной реализации художественного замысла и наибольшего воздействия на публику - вот главная цель исполнителя, сверхзадача концертирующего музыканта.