Вокальное Творчество Ч. Айвза
Краткое зложение вокального творчества и некоторых фактов из биографиии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnoe_tvorchestvo_ch.ayvza_.pptx | 917.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи -биография Ч. Айвза -изучить вокальное творчество -песни разных периодов -новаторство в американской музыке -характеристика творчества
Чарлз Эдвард Айвз (1874-1954) Самый удивительный композитор ХХ Страстно любил диссонансы и опробовал в своём творчестве массу новых выразительных средств (додекафонию, полиритмию, политональность , четвертитоновое письмо, звуковые кластеры, целотоновые последовательности, алеаторику) В наследии Айвза представлены многие жанры – вокально-хоровые, симфонические, камерные. Типичная примета его стиля – частое цитирование мелодий церковных и гражданских гимнов, духовых песен, которые Айвз считал подлинным голосом своего народа.
Факты из биографии: Айвз родился 20 октября 1874 в Данбери (шт. Коннектикут) в семье капельмейстера городского оркестра. Джордж Айвз имел здоровый взгляд на диссонанс, и это определило художественное развитие его сына Начал писать музыку в 90-х годах Х I Х века и продолжал это занятие до первой мировой войны Учился в Йельском университете, где занимался музыкой под руководством Х.Паркера и играл на органе в церкви. После окончания университета в 1898 Айвз отправился в Нью-Йорк До начала 1940-х годов его сочинения редко исполнялись и практически не были известны.
Известность Айвза пришла к нему, когда он уже много лет не сочинял музыки и, тяжело больной, прервал связи с внешним миром. Айвз был новатором и экспериментатором, он на много лет предвосхитил многие формы и методы организации музыкальной материи Результатом многолетнего перенапряжения стала болезнь сердца (первый приступ относится к 1918г.), и Айвзу пришлось оставить музыку. На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве — народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности .
Музыка делится на три периода:
Вокальное творчество раннего периода: March in G and D (``Here`s To Good Old Yale``) My Native Land, 1895 The Celestial Country (1899) Romanzo (di Central Park), 1900 The Celestial Country (1899) A Night Song`, 1895 Allegro`, 1900 Evidence`, 1898 In the Alley`, 1896 Slow March`, 1887-88 Songs my mother taught me`, 1895 The Circus band`, 1894 The South Wind`, 1899 Т he World`s Wanderers`, 1895
Вокальное творчество среднего периода С entral Park in the Dark (1906,1909) Three Places in New England (1908, 1914) Ilmenau `, 1901-02 Mists`, 1910 `The Children`s Hour`, 1901 The Light that is Felt`, 1904 Those eveing bells`, 1903
Вокальное творчество зрелого периода `At the River`, 1916 `Down East`, 1919 `Evening`, 1921 On the Counter`, 1920 `Premonitions`, 1921 `The Last Reader`, 1921 `The See`r `, 1920 They are there`, 1917 To Edith`, 1919 `Two Little Flowers`, 1921 Watchman!`, 1913
Среди первых сочинений композитора мы находим песни – простые, незатейливые. Одни он писал на слова известных поэтов, другие на собственные тексты. Любовь к этому жанру Айвз сохранил на протяжении всего периода творчества Им было написано более двухсот песен, но сохранилось около ста пятидесяти. В 1922 году Айвз на собственные средства издал сборник «114 песен для голоса и фортепиано», в который вошли сочинения разных лет, начиная с 1888 Материал для песен Айвз брал отовсюду, объединяя самые разнородные элементы повседневности. В его вокальном творчестве можно обнаружить истоки музыки из военных маршей, религиозных гимнов, сентиментальных романсов, баллад, уличных песен, вся музыкальная традиция прошлого
Свои первые песни Айвз написал еще в четырнадцатилетнем возрасте. Одна из них – «Медленный марш» – вошла в сборник «114 песен». Этот «опус» юный Айвз написал по случаю смерти любимой кошки. Сборник «114 песен» является одним из самых известных и самых исполняемых сборников Айвза . Другой опус – «Цирковой оркестр» ( The Circus Band ) – вначале был задуман как фортепианная пьеса, которую композитор позже переделал в песню. В окончательном варианте он аранжировал ее для голоса в сопровождении смешанного хора и камерного оркестра. Песни Айвз писал на протяжении всего своего творческого пути. Некоторые из них были откликом на актуальные события времени. Таковы, например, песни «Том уплывает вдаль» ( Tom Sails Away ) и «На полях Фландрии» ( In Flanders Fields ), в которых музыкант выразил свое негативное отношение к войне. Первая была написана по случаю отправки американских войск в Европу в 1917 году. Она построена по принципу контраста: после зыбкого по колориту, пасторального вступления звучит мотив из спиричуэла «Глубокая река». Но вскоре вторгается мрачная реальность – Том отплывает в Европу на войну.
Творчество Айвза Творчество Айвза сильно переплетается с американской культурой. Виден особый подход композитора к музыкальному искусству. Искусство становится для него метафорой сверхреального . Это диктует необходимость существенно расширить его рамки с помощью внемузыкальных компонентов. Одним из существенных компонентов творчества Айвза становится слово, т.к. именно оно наиболее точно выражает идею. Спектр взаимодействия музыки и слова необычайно широк: слово может иметь характер комментария, пояснения, намека, символа, дополнения к музыкальному произведению, оно может звучать или быть записанным. Вполне естественным представляется тяготение Айвза к тем жанрам, которые относятся к области взаимодействующей музыки. Важным фактором отражения истины в музыке Айвза становятся концепции его произведений, связанные, как правило, с глобальными проблемами смысла жизни.
Список литературы Монографии: Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. – М.: Музыка, 1991. Павлишин С. Чарлз Айвз . – М.: 1979. c. Айвз Ч. Послесловие к «114 песням» // Музыкальная жизнь, 1981. №14 История американской литературы. Под ред. Самохвалова . 4.1. М., 1971 Рахманова М. Чарльз Айве // Сов.музыка , 1971. №6 Электронный ресурс: Зенкин К., Чарлз Айвз , 02.01.2011 http://www.belcanto.ru/ives.html Приданова Е. В., Творчество Чарльза Айвза в парадигме американского трансцендентализма, 2005 http://www.dissercat.com/ Смирнов С.С., Чарльз Айвз ”Вопрос оставшийся без ответа”, 11.05.2008 http://opusmusic.ru/masters/aivz/
Вывод Одним из существенных компонентов творчества Айвза стало слово, поскольку музыка как вида искусства не позволяет выразить идею более конкретно. Спектр взаимодействия музыки и слова необычайно широк: слово может быть комментарием, пояснением, намеком, символом, дополнением к музыкальному произведению, оно может звучать или быть записанным. Слово также может вступать с музыкой в контакт. Айвз передавал свои идеи путём слова. Весьма показательно, что первые опыты Айвза , которые относятся к сфере вокальной музыки, были связаны с сочинением гимнов и псалмов. С самого начала он эксперементировал с хоровым жанром – мессой. Сочинения подобного рода стали важнейшими в вокальном творчестве Айвза .