ТВОРЧЕСТВО С. РАЙХА и Ф. ГЛАССА
Истоки творчества, музыкальные принципы, стилевые ориентиры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_rayha_i_glassa.ppt | 2.14 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТИВЕН РАЙХ (Р. 1936) Американский композитор, один из первых авторов музыки в стиле минимализм, выраженного в репетитивной технике
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА С. РАЙХА Европейское искусство профессиональной традиции: старинная западноевропейская музыка; барочная инструментальная музыка XVII-XVIII вв. пласт африканской музыки; формы неакадемических музыкальных жанров XX века, ориентация на европейский авангард 1950-1960-х гг.
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО С. РАЙХА Культ новизны: обращение к самым последним техническим достижениям в электро-музыкальной технике: микрофоны, усилители, магнитофоны; изобретение новых методов организации музыкального материала: репетитивная техника; Приоритет рационального начала, математической точности формы; Подчёркнутое самоустранение автора; Выдвижение на первый план объективного, внеличного.
МУЗЫКА «ПОСТЕПЕННО СДВИГАЮЩИХСЯ ФАЗ» Приём «постепенного фазового сдвига» открыт композитором в 1965 г.; Принцип: одинаковые магнитофонные записи, настроенные в унисон, постепенно расходящихся во времени относительно друг друга; Произведения: «Дождь собирается» (1965), «Выходи (1966)».
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ С. РАЙХА Период «классического минимализма» 1960-начало 1970-х гг.: основное понятие – бесконечно длящийся процесс; непрерывное развитие; произведения: «Фортепианная фаза» (живое музицирование двух пианистов); «Скрипичная фаза» (для четырёх скрипок); «Музыка хлопков»; «Шесть роялей»; «Музыка для деревянных брусков».
СТИЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ С. РАЙХА От минимализма к постминимализму: осторожное расширение круга выразительных средств, обогащение и усложнение звуковой палитры, гармонии; произведения: «Музыка для восемнадцати музыкантов» (1976); «Музыка для большого ансамбля» (1978); «Октет» (1979); «Вариации для духовых, струнных и клавишных»(1979).
ХРОНОГРАФ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ С. РАЙХА 1980-е гг. – самое «оркестровое» десятилетие композитора; произведения: «Музыка пустыни» (1984); «Три движения» (1986); Четыре оркестровые группы; Секстет (1985); «Разные поезда» (1988) – верх достижений в сфере магнитофонной музыки; 1990-2000- е гг.: Прежняя строгость, эмоциональная сдержанность; произведения: «Три истории» (1997) – посвящены научно-техническому прогрессу и его разрушительным последствиям; Вариации для вибрафона, роялей и скрипок (2005).
ФИЛИП ГЛАСС (Р. 1937) - «Какую музыку должен услышать каждый человек?» - «Музыку собственного сердца» Филип Гласс
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА Ф. ГЛАССА Творчество И.С. Баха, В.А. Моцарта; Французский авангард; Творчество индийского музыканта Рави Шанкара; - «Какую музыку Вы слышите, когда вспоминаете о лучших днях своей жизни?» - «Классическую музыку Южной Индии. Мне в тех краях всегда было очень хорошо». Филип Гласс
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА Ф. ГЛАССА Преобладание ритмического рисунка; Мелодия в функции сопровождения; Напряжённость, эмоциональная насыщенность интонаций; Повествовательный характер произведений
Ф. ГЛАСС – «РОДОНАЧАЛЬНИК НОВОЙ МУЗЫКИ» Мелодический рисунок достаточно прост и легко воспринимаем, но сам композитор отрицает свою причастность к минимализму; Классический, но не академический композитор; «Академизм — это то, чему учат в музыкальных академиях. Моя музыка — не академична, так как я в академиях ни дня не преподавал, да и вообще никогда не учил музыке, по крайней мере, в традиционной, «академической» форме». Филип Гласс
ПЕРИОДЫ ТВОРЧЕСТВА Ф. ГЛАССА Ранний период: сотрудничество с индийским композитором Рави Шанкаром; 70-е гг. - опера «Эйнштейн на пляже»; 80-е гг. – всемирная слава: документальная трилогия Годфри Реджио «Кацци» («Коянискацци», «Повакацци», «Накойкацци») ; новый вид киноискусства – саундтрек; оперы о египетском правителе «Эхнатон»; опера «Сатьяграху» (о Махатме Ганди).
ХРОНОГРАФ ТВОРЧЕСТВА Ф. ГЛАССА 1990-2000-е гг.: саундтреки к кинофильмам: «Кэндимэн» (1992); «Кундун» (1997); «Шоу Трумана» (1998); «Часы» (2002); «Иллюзионист» (2006); опера «В исправительной колонии» (2001) по рассказу Франца Кафки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Творчество С. Райха и Ф. Гласса отражает сложные процессы внутреннего стилевого развития композиторов и существенные изменения и тенденции современного музыкального окружения .