Творчество Джорджа Гершвина
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: Выделить характерные черты композитора ; Выделить особенности стиля; Показать поиски форм и средств самовыражения в хронографе произведений, Значимые произведения ; Заключение; Литература.
Характерные черты , истоки творчества : Американский композитор, пианист. В его музыкальном стиле органически сочетаются : - черты импровизации, - джаза, - элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки, - элементы различных форм европейской музыки, в том числе фортепьянного стиля Ф. Листа и С.В. Рахманинова (в «Рапсодии в блюзовых тонах»), - элементы французского импрессионизма, веризма, балладной оперы.
Виднейший представитель симфонического джаза. Особенности стиля - сочетание традиций джаза с формами европейской музыкальной классики - оперной, симфонической, концертной.
Творческий путь композитора, хронограф: 1896г.- родился в Нью-Йорке, в семье иммигрантов. 1908г. – начинает заниматься музыкой . 1914г. - устраивается работать аккомпаниатором в музыкальное издательство Д.Ремикса . Много импровизирует, начинает сочинять. 1916г.- выходит его первое произведение When you want‘em . 1918-1919 гг. - на Бродвее начинают исполнять произведения Гершвина: песня Swanee вошла в шоу Эла Джолсона Sinbаd и имела успех — он многократно записывал её на пластинках и исполнил в нескольких фильмах. 1919г.- постановка La La Lucille ( была полностью основана на сочинениях Гершвина ).
1920 —1924 гг. - создал несколько десятков произведений для George White’s Scandals . 1922г. - написал оперу Blue Monday ( 135th Street ). Был приглашен в джаз- бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. 1924г. - пишет жемчужину своего творчества — Rhapsody in Blue ( Рапсодия в блюзовых тонах ) , а также мюзикл Lady, Be Good . C этой постановки начинает работать со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты.
1928г. - много путешествует по Европе, работает над оркестровой сюитой «Американец в Париже».
1931г.- премьера шоу Of Thee I Sing . 1932г.- получает Пулитцеровскую премию. Впервые состоялся концерт произведений Гершвина в Нью-Йорке. 1933г. – провал двух работ : Прости мой английский и Пусть они едят свой кекс .
1934г. – пишет оперу Порги и Бесс , в которой проявляется его талант и джазового композитора, и композитора-песенника с Бродвея
Подробнее о « Порги и Бесс » : Порги и Бесс ― одна из вершин творчества композитора. Музыкальный материал, выбранный для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. Многие мелодии получили самостоятельную жизнь— колыбельная Клары Summertime , песенка Спортинг- Лайфа It ain't necessarili so .
Рапсодия в блюзовых тонах. Историческое значение. В Рапсодии джазовая стихия органично сочетается с принципами развития и фактурными приемами, связанными с опытом европейского симфонизма. В композиции преобладает непосредственность и импровизационность . Связь с симфоническими жанрами : "действие" пронизано "сквозной" мыслью, в музыке есть движение, широта дыхания, устремленность к кульминации. Заключение : Таким образом, джазовые элементы были подняты на новый, более высокий уровень и вошли равноправным слагаемым в мир симфонической музыки.
Заключение: Соотечественник композитора, дирижер Вальтер Дамрош сказал: «Джордж Гершвин сделал это … чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди ( джазовую музыку )в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил очарования. Он – принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызвав удивление всего мира».
Литература : - Вернон Р. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества. М.: Потамур , 1996г., -С. 87 –114. - Юэн Д. Джордж Гершвин: путь к славе . М.: Музыка, 1989г., -С. 23 –(35с.); - Большая советская энциклопедия . 3-е изд. : статья Джордж Гершвин. ( авт. Дельсон В.Ю. ), 1977. - 446с.