Творческий путь С. Губайдулиной

АННОТАЦИЯ

Творческий путь  Губайдулиной С.А.

Жанр: Биография

 

София Асгатовна Губайдулина  - российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов.

София Губайдулина родилась в городе Чистополь, Татарской АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. В 1932 году семья переехала в Казань.

В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём».

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов.

До начала 1980-х камерная и симфоническая музыка Губайдулиной редко звучала в СССР и была почти неизвестна за границей. Мировое признание принес Губайдулиной скрипичный концерт Offertorium («Жертвоприношение»), впервые исполненный советским и латвийским скрипачом и дирижёром Гидоном Маркусовичем Кремером в 1981 в Вене. Ее известность укрепилась после 1985, когда она начала выезжать на Запад и получать заказы из разных стран.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство. В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани. В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почетным гражданином Казани.

Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций. Ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Софии Губайдулиной — высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости и к звуку как таковому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_put_s._gubaydulinoy.pptx1004.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий путь 1960-1980 годов С. А. Губайдулина Выполнила: Педагог дополнительного образования Максименко Анна Владимировна

Слайд 2

Цель Знакомство с творчеством композитора Задачи: 1. Познакомиться с началом пути: 1960-е годы; 2. Изучить Творчество 70-х. Музыка для кино; 3. избранные сочинения; 4. Работа в экспериментальной студии электронной музыки и в ансамбле « Астея » ; 6. Литература

Слайд 3

София Асгатовна Губайдулина (род. 1931) – российский композитор, второй половины ХХ века.

Слайд 4

Индивидуальный стиль композитора сложился в середине 1960-х гг. : - Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных . - 2 кантаты : Ночь в Мемфисе (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и Рубайят (на стихи Хакани , Хафиза , Хайяма).

Слайд 5

В 1969—1970 годах работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина , написана электронная пьеса Vivente — non vivente ( Живое — неживое , 1970).

Слайд 6

В 1970-е гг. продолжает поиск в области звуковой выразительности . Написана музыка к 25 фильмам, известные – Вертикаль (1967), Маугли (мультфильм, 1971), Человек и его птица (мультфильм, 1975), Чучело (1983), Мария - королева Шотландии (2013).

Слайд 7

Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым, она входит в так называемую «тройку» московских композиторов авангардного направления .

Слайд 8

Избранные сочинения: Фацелия , вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957) Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965) Ночь в Мемфисе , кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968) Рубайят , кантата на стихи Хакани , Хафиза и Хайяма (1969) De profundis (Из глубины) , пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982) Offertorium ( Жертвоприношение ), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986), посвящение Гидону Кремеру

Слайд 9

С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля « Астрея » с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым . В 1980-х гг. создает и произведения крупного, масштабного плана, продолжает "восточную" тему и усиливает внимание к вокальной музыке .

Слайд 10

Вывод: внесла неоценимый вклад в разивитие русской музыки XX века. Путь в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты «Ночь в Мемфисе»: «Свершай дела свои на земле по велению своего сердца». Они были свободны, и тут она была свободна. Смысл своего существования она находит в эзотерическом мире камерной музыки.

Слайд 11

Литература: Литература: Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной . — М.: Композитор, 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001). – 152 с. Холопова В. Н . София Губайдулина : Путеводитель. — М.: Композитор, 2001, - 237 с. Электронный ресурс: В.Н.Холопова , Губайдулина София Асгатовна [http://www.biograph.ru/index.php?catid=6:music&id=416:gubaidullina&Itemid=29&option=com_content&view=article] ,