Творческий облик Н. Сидельникова
Обзор жизни и особенности творчества советского композитора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_oblik_sidelnikova.ppt | 1.32 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Советский и российский композитор, педагог; Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР (1992); Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки; Окончил Московскую Государственную консерваторию в 1957 году по классу композиции профессора Е.О. Месснера, аспирантуру по классу профессора Ю.А.Шапорина; С 1958 года — ассистент профессора А.И. Хачатуряна и Ю.А. Шапорина; Профессор Московской консерватории с 1981.
созданы фортепианная соната, музыка к радиопостановке «Маугли» — произведения, в которых, по словам Н.Н.Сидельникова, он «родился как композитор»; Дипломная работа: три части оратории «Поднявший меч» (на тексты древнерусских летописей)
Начало 60-х годов: «Романтическая симфония-дивертисмент в четырех портретах» («Времена года») – первая симфония композитора; «Песнь о Красном знамени» — драматическая симфония для хора, солистов, чтеца и оркестра на стихи рабочих поэтов-революционеров; Конец 60-х годов: «Гимн природе» — третья симфония для хора, органа и оркестра на тексты «Диалектики природы» Ф. Энгельса; «Русские сказки» — концерт для 12 солистов.
«Мятежный мир поэта» — симфония для баса и камерного оркестра на стихи М. Ю. Лермонтова в 10 частях; Концертная симфония «Дуэли» для виолончели, контрабаса, двух фортепиано и ударных; Сатирическая дилогия (опера-микста) по мотивам рассказа-очерка Н. Лескова «Чертогон» - жанр синтетический, по мысли автора, высший в иерархии музыкальных жанров, немыслимый без симфонизма, подлинного реализма в раскрытии характеров, обрисовке ситуаций.
Кантата «Сокровенны разговоры», цикл из 13 пьес для двух сопрано, драматического тенора и фортепиано на стихи В. Хлебникова «В стране осок и незабудок»; «Романсеро о любви и смерти» — цикл лирических поэм для смешанного хора с эпизодическим участием фортепиано, электрогитары и ударных инструментов на стихи Ф. Гарсиа Лорки; Две тетради «Сычуаньских элегий» для хора на стихи Ду Фу.
«.. Рядом с повторениями образцов церковной классики, разумеется, встречаются и талантливые новообразцы подобной музыки. Лучшим из них мне представляется «Литургический концерт» Н. Сидельникова — сочинение, написанное с размахом, с большой любовью к музыке церковного обихода и отличным знанием ее. […] Это поистине замечательная, образная музыка, производящая большое впечатление. Литургия написана вся в светлых тонах, характерных для музыки православия. Решительно преобладает мягкий мажорный тон, возвышенный и благородный. […] Мастерство Сидельникова очень высокое. Интонационные новации, чуждые православию синкопы, мелодические образования, близкие хроматической (оперной) музыке, несколько тревожат чуткое ухо, но, в конце концов, с этим вполне можно мириться. […] Словом, работа эта — серьезная удача композитора…» Георгий Свиридов "Музыка как судьба"
Тяготение к зримой, предельно конкретной образности; Богатый содержательный мир, стремление к необычности, эксцентричности замысла; Оригинальная программность: Содержание произведения заявлено в его названии (например, части в сонате для скрипки с фортепиано носят поэтичные подзаголовки: «За горизонтом скрылось солнце берендеев», «В стране журавлей», «Метель заметет все следы»); реализуется в типах тематизма, в методах его развития, в строении циклической формы, в драматургии. Стремление к наглядному представлению внутреннего движения, соотношения сложных образов и интонаций (части симфонии «Дуэли»: «Соотношение неопределённостей», «Борьба гармонии и хаоса», «Поединок закономерности и случая»).
Бережно относился к воспроизведению русских народных мелодий, считая их ценностью, к которой должно быть бережное отношение: лейттема балета «Степан Разин» «Не было ветру»; мелодия народной солдатской песни пятого хора из кантаты «Сокровенны разговоры»; Важен сам дух русской музыки, ее внутренний интонационно-содержательный смысл; Органичной и естественной оказалась традиция Стравинского; «Именно Стравинский научил меня относиться к фольклору из глубины, изнутри» Н.Н.Сидельников
Аленький цветочек , опера по С. Т. Аксакову (1974) Чертогон , оперная дилогия по Н.С.Лескову: Загул , Похмелье (1978-1981) Бег , опера по М. А. Булгакову (1987) ( в двух действиях, восьми снах) Степан Разин , балет 6 симфоний Русские сказки , концерт для 12 исполнителей (1968)
Народный артист Российской Федерации (1992) Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1984) — за хоровой цикл «Романсеро о любви и смерти» на стихи Ф. Гарсиа Лорки и концерт для 12 солистов «Русские сказки»
опора на «русские корни в творчестве; сближение черты русского музыкального фольклора и современных средств варазительности. Преобладание программности в произведениях; богатейшая фантазия и шировая амплитуда использования музыкальные средств выразительности .