Работа над выразительностью текста.
Предлагаю открытый урок по хоровому пению "Работа над выразительностью текста".
Целью урока является формирование у детей навыка осмысленного произнесения текста при разучивании нового произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по хоровому пению в "Работа над выразительностью текста" | 23.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по хоровому пению в начальных классах общеобразовательной школы.
Тема занятия: «Работа над выразительностью текста».
Составила:
Учитель музыки
Плохоцкая Ольга Викторовна
Негосударственное Образовательное Учреждение
Нижневартовская Православная Гимназия
Нижневартовск
2015г
Этап обучения: начальный.
Цель: формировать у детей навык осмысленного произнесения текста при разучивании нового произведения.
Задачи:
- Обучать детей осмысленно разучивать произведение.
- Добиваться ухода от метричности музыкальной фразы, подчиняя ее тексту.
- Прививать навык выразительного исполнения песни.
- Обучать основам певческого искусства.
- Воспитывать эстетический вкус.
Тип занятия: комбинированный.
Используемые формы, приемы, методы: рассказ, показ, эксперимент.
Ход занятия:
- Разминка для лица.
Разминка позволяет:
- активизировать артикуляционный аппарат;
- устранить его напряженность;
- разогреть мышцы лица;
Сели ровно. Выпрямили спину. Ноги поставили на пол, для этого надо сесть на край стула и сделать упор в ноги.
Начинаем разминку для лица:
- Покусали нижнюю губу;
- покусали верхнюю губу;
- покусали кончик языка;
- покусали весь язык;
- пожевали его на одной стороне, на другой;
- кончиком языка с внешней стороны проводим поочередно по нижним и верхним зубам;
- вытягиваем губы в трубочку, потом резко растягиваем их в улыбке;
- втянули щеки, чмокнули;
- пощелкали языком;
- надули щеки и перекатываем воздух с одной стороны в другую;
- подняли брови – удивились;
- опустили – рассердились;
- подвигали всеми мышцами лица;
- Упражнения на развитие речевого и певческого дыхания.
Упражнения позволяют:
- «разогреть» мышцы дыхательной системы;
- «удлинить» выдох, сделав его более глубоким;
- «экономить» выдох, распределяя его на всю фразу.
Упражнения:
- сдуваем пушинки-парашютики с воображаемого одуванчика, сначала плавно и легко, а затем берем глубокий резкий вдох и делаем короткий, активный резкий выдох.
Скороговорка «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка и т.д.»
- делаем спокойный глубокий вдох перед началом скороговорки и в процессе проговаривания дыхание не берем.
- Распевание.
Сели ровно, начинаем распевание:
Сначала разогреваем грудной регистр, начиная с «ля бемоль» малой октавы до «ми бемоль» первой. Потом соединяем его с верхним от «ми бемоль» первой октавы до «ми бемоль» второй. И распеваем верхний регистр от «ля бемоль» первой до «ми бемоль» второй октавы.
- Работа над произведением.
Взяли партитуру Г.Струве «С нами друг!».
Прослушайте это произведение в моем исполнении, а прослушав, скажите какое оно по настроению, о чем оно?
Слушание позволит:
- добиться у слушателей ощущения целостности, законченности произведения;
- передать настроение композиции;
- дает представление о его смысле.
Слушаем исполнение.
Кто может сказать о чем эта песня? Какое настроение она у вас вызвала?
Ответы детей: веселое, дружелюбное, задорное… О дружбе, о мире, о том, что Земля наш общий дом…
Молодцы!
А сейчас, поиграем в игру, которая называется «Эхо». Я вам буду петь слова этой песни на одной ноте, а вы повторяйте.
Пение на одном звуке позволит: сосредоточить внимание детей на выполнении поставленной задачи, не отвлекаясь на интонирование звуков разной высоты.
С нАми друг (выделяем смысловое ударение)
- С нАми друг (дети должны копировать смысловое ударение)
ВмЕсте
- ВмЕсте
ЗапевАй
- ЗапевАй
ПЕсню
- ПЕсню
И тогда сОлнце
- И тогда сОлнце
Улыбнется нАм с высоты
- Улыбнется нАм с высоты
А сейчас я буду петь только мелодию, без слов, но с теми же смысловыми ударениями. Скажите как можно петь без слов, что получится?
- Без слов можно петь на любой гласный звук или слог. Это называется «Вокализ».
Молодцы! Вы снова ответили правильно.
Я пою на гласную «у» с широко раскрытым ртом, губы собраны. Вы повторяете как можно точнее, не забудьте про смысловые ударения (поем мелодию с выделением тех мест, где будут смысловые ударения в словах)!
Теперь споем эту мелодию на гласную «о» с тем же широко раскрытым ртом, губы тянутся вперед, как у уточки.
А сейчас на слог «да» (добиваемся, чтобы уголки рта не были растянуты в стороны, а были собраны, как на «о»)
Если интонационно звучит фальшиво, то можно спеть мелодию на слог «ма» штрихом «стакатто», при этом всегда сохраняя фразировку, стремления к ударным слогам.
Чтобы добиться кантиленного звучания, округлить гласные можно спеть на слог «лё», при этом следим за выполнением смысловых ударений.
Настало время исполнить куплет со словами. Но прежде, послушайте вступление, я покажу в какой момент надо вступать.
Задачи исполнения вступления:
- задать темп;
- задать настроение для исполнения песни;
- сориентировать во времени вступления голоса для дальнейшего исполнения произведения.
Еще раз слушаем вступление и начинаем петь.
Ту же работу проводим с припевом:
Вместе мы пострОим дом
- Вместе мы пострОим дом
Вместе мы посАдим сад
- Вместе мы посАдим сад
Вместе пропоем эту пЕсню
- Вместе пропоем эту пЕсню
ЗнАем мы, что вместе нам
- ЗнАем мы, что вместе нам
Вместе нам всегда интерЕсней
- Вместе нам всегда интерЕсней
Поем на «у», «о», «да», «ма», «лё», со словами, с аккампанементом.
Повторяем все от начала до конца припева с аккомпанементом.
Задача исполнения: выдержать непрерывное исполнение первого куплета с припевом, выполняя фразировку и смысловые ударения.
Когда учащиеся справятся с поставленной задачей, дальнейшая работа проходит над округлением звучания гласных звуков, высокой позицией и краткостью и четкостью звучания согласных. При этом следить за соблюдением динамики, штрихов, исключая пение по слогам и перенапряженным голосом.
В конце занятия подвести итоги, обратить внимание на достигнутые результаты в разучивании песни.