Развитие мелодико-интонационного слуха
Урок включает несколько дидактических задач: повторение пройденного материала, изучение и закрепление новых знаний.
Работу над развитием мелодико-интонационного слуха надо начинать в начале творческого пути юного музыканта. Представленный урок предназначен для обучающихся 1 класса Детской школы искусств или музыкальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по сольфеджио Развитие мелодико-интонационного слуха | 825.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по предмету «Сольфеджио» обучающихся 1/8 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
преподаватель Веснина Ольга Викторовна
«Развитие мелодико-интонационного слуха обучающихся»
Количество детей: 10 - 12 человек.
Возраст детей: 7 -8 лет.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: Комбинированный, включающий несколько дидактических задач: повторение пройденного материала, изучение и закрепление новых знаний.
Цель урока: Развитие мелодико-интонационного слуха обучающихся.
Задачи:
- Формировать умения различать строение мелодии, ее интонацию;
- Формировать навыки чтения с листа.
- Формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- Формировать навык воспроизведения собственных слуховых представлений;
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом преподавателя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- наблюдение за развитием обучающихся, групповой и индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе выполнения заданий;
- вокализация песен на слог и сольфеджио;
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
- одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Оборудование кабинета: рояль, парты, стулья, доска.
Дидактический материал: Наглядные пособия (болгарская «столбица», «снеговики».)
Структура занятия:
- Организационный этап – 2 минуты
- Постановка цели и задач урока – 3 минуты
- Основная этап – 35 минут
- Заключительный этап – 3 минуты
- Приложения
Ход занятия
- Организационный этап.
Проверка готовности обучащихся к занятию (наличие у каждого обучащегося учебных пособий, нотных тетрадей), настройка внимания обучащихся.
- Постановка цели и задач урока.
Сообщение темы, цели и задач занятия.
- Основной этап.
- Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.
Пение гаммы До мажор, как вид движения мелодии: восходящая, ниcходящая.
Пение тонического трезвучия сольфеджируя в тональности До мажор (по нотам, по клавиатуре, по болгарской «столбице»), используя ручные знаки.
Сравнение трезвучия со снеговиком (Приложение 1).
Обсуждение двух разных снеговиков, сравнение их с характером музыки (мажор, минор). Исполнение песенки - попевки «Снеговик» (Приложение 2) всей группой с восходящем движением по верхнему тетрахорду гаммы До мажор, используя мимику лица для выражения настроения снеговика. Обсуждение вида движения мелодии (поступенно вверх).
Пение скороговорки («Добр бобр для бобрят»). Исполнение на одном звуке в унисон всем классом или по одному с ниcходящем движением по нижнему тетрахорду гаммы До мажор. Обсуждение вида движения мелодии (поступенно вниз) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии болгарская “столбица”.
Задачи:
- настроить слух на активную работу;
- воспитывать ощущение единой закономерности мелодии на разной высоте;
- вырабатывать ощущение восходящего и ниcходящего движения.
- Попевки «Дождь в лесу как сетка серая висит» и «Два кота» (Приложение 3).
Исполнение попевок всем классом и по очереди, используя руку, как изображение нотного стана. Задание можно варьировать предложить петь разными группами со сменой задания, исполняя их по болгарской «столбице», по ручным знакам.
Задачи:
- дать сравнительный анализ мажора и минора;
- выделить мелодию из речевой интонации.
- Чтение с листа
Анализ номера. Деление мелодии на фразы. Фиксация внимания на цезурах. Обсуждение устойчивости и неустойчивости окончания каждой фразы. Обсуждение размера. Ритмизация номера с отстукиванием долей ритмослогами: ТА, ТИ, ТУ. Сольфеджирование.
Задача: сосредоточить внимание на освоении музыкальных закономерностей относительной сольмизации.
- Устный мелодический диктант. (Приложение 4)
Анализ движения мелодии. Выразить мелодию в рисунке, относительно одной линии, прочерченной на доске. Использовать разбивку мелодии на элементы, обсуждать их поочередно и фиксировать в рисунке.
Ритмизация диктанта ритмослогами: ТА, ТИ.
Исполнение услышанной мелодии на слог ЛЁ, ступенями, используя болгарскую «столбицу», сольфеджируя.
Задача: формировать первоначальные навыки устного диктанта.
- Игра «Пой внутри себя»
Использовать в качестве нотной основы мелодию диктанта. Описание игры педагогом: «палец у рта» означает пропевать мелодию внутри себя. Пение мелодии учащимися 4-5 раз, изменяя части «внутреннего пропевание мелодии». Пение по цепочке «змейкой», начиная с одного и с другого конца класса.
- Заключительный этап
Подведение итогов занятия. В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: виды движения мелодии, длительности. Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух разных видов движения мелодии.
Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
Цель и задачи занятия выполнены.
Домашнее задание: записать мелодию устного диктанта в тетрадь.
Список используемой литературы.
- Берак О.Л. Школа ритма. - М.: Классика XXI, 2010.
- Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М.: Музыка, 2008.
- Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. - М.: Музыка, 2011.
- Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Каноны для детского хора. Сост. Струве Г. - М.: Кифара, 2010.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
- Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009.
- Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.
Заключение:
Современное музыкальное воспитание направлено на формирование развитой, гармонической личности. Одной из главных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей ребенка.
Музыкальность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие и совместное функционирование всех структурных компонентов музыкальности во многом определяет успешность музыкальной деятельности.
Одним из важных структурных компонентов музыкальности, который лежит в основе всех видов занятий музыкой, является музыкальный слух. Для музыкального развития личности эта способность имеет фундаментальное значение.
Наличие музыкального слуха является необходимым условием для восприятия музыки и ее воспроизведения. Музыкальный слух является средством овладения разносторонним и богатым кругом мыслей, чувств и переживаний, отраженных в музыке. Поэтому проблема воспитания музыкального слуха всегда была и будет одной из самых актуальных для музыкальной педагогики.
- Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
«Дождь в лесу как сетка»
«Та та два кота»
Приложение 4