Сценарий концерта камерной музыки «Композитор Цезарь Кюи - детям»(для педагогов дополнительного образования)
Данный методический материал предполагает привлечение внимания музыкальной общественности к творческому наследию Цезаря Кюи, выявление культурно-образовательного потенциала камерной музыки композитора, а также выявление культурно-образовательного потенциала музыки Кюи, обращенной непосредственно к детям с 7 до 17 лет.
Задачи:
- познакомить слушателей с биографией композитора Ц.А. Кюи;
- познакомить слушателей с особенностями творческого стиля Цезаря Кюи;
- помочь слушателям составить представление о воплощении детской темы в творчестве Кюи;
- познакомить слушателя с различными музыкальными жанрами и формами, образами, связанными с музыкой, посвященной детям.
Научно-практическая значимость материала обусловлена тем, что данные, полученные из нее, могут использоваться в педагогической и в исполнительской практике современных музыкантов.
Предполагаемый результат мероприятия:
- привлечение внимания музыкальной общественности к творческому наследию Ц. Кюи;
- выявление культурно-образовательного потенциала камерной музыки композитора;
- развитие интереса слушателей к камерной музыке и к ее жанрам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_i_stsenariy_ts._kyui-_detyam.doc | 100 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ № _______ Банк данных ДД(Ю)Т Московского района
на методическую продукцию
Вид продукции:
Образовательная программа:
Направленность программы:
Уровень освоения программы:
Наименование методической продукции:
Краткая аннотация:
Год создания Возрастная группа
и редакция: (класс):
Автор(ы) и контактная информация:
Учреждение, которое рекомендует для использования методическую продукцию:
Ключевые слова для автоматизированного поиска:
Паспорт составил: Дата:
(ФИО, подпись)
С содержанием методической продукции ознакомлен:
(ФИО и подпись руководителя отдела)
Паспорт принял методист:_____________________________________________________________
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальный отдел
Сценарий концерта камерной музыки
«Композитор Цезарь Кюи - детям»
(для педагогов дополнительного образования)
Составитель: Лапина Мария Евгеньевна
Соавторы: Шурпо Л.А., Бибичина М.В.
Санкт-Петербург
2017
Информационная карта
- Ф.И.О.: Лапина Мария Евгеньевна
- Стаж работы: 4 года
- Категория: первая
- Место проведения: ул. Алтайская, 24, ДДЮТ Московского района СПб, каб. 40.
- Дата и время проведения: 23.03.2017, 16.30
- Возраст детей:7-14 лет
- Количество детей:15
- Продолжительность мероприятия: 50 мин.
- Форма мероприятия: концерт педагогов и концертмейстеров музыкального отдела
- Название мероприятия: концерт камерной музыки «Композитор Цезарь Кюи - детям»
Пояснительная записка
В творческом наследии композитора Ц.А. Кюи отразился один из ключевых этапов развития музыкального искусства России второй половины XIX - начала XX вв. К сожалению, сегодня произведения Кюи находятся в забвении, их редко можно услышать в концертных залах.
Целью данного методического материала является привлечение внимания музыкальной общественности к творческому наследию Цезаря Кюи, выявление культурно-образовательного потенциала камерной музыки композитора, а также выявление культурно-образовательного потенциала музыки Кюи, обращенной непосредственно к детям.
Задачи:
- познакомить слушателей с биографией композитора Ц.А. Кюи;
- познакомить слушателей с особенностями творческого стиля Цезаря Кюи;
- помочь слушателям составить представление о воплощении детской темы в творчестве Кюи;
- познакомить слушателя с различными музыкальными жанрами и формами, образами, связанными с музыкой, посвященной детям.
Научно-практическая значимость материала обусловлена тем, что данные, полученные из нее, могут использоваться в педагогической и в исполнительской практике современных музыкантов.
Предполагаемый результат мероприятия:
- привлечение внимания музыкальной общественности к творческому наследию Ц. Кюи;
- выявление культурно-образовательного потенциала камерной музыки композитора;
- развитие интереса слушателей к камерной музыке и к ее жанрам.
Музыкальный материал:
- Ц. Кюи. Канцонетта. Op. 20.
- Ц. Кюи. «У колыбели». Op. 39.
- Ц. Кюи. «Коснулась я цветка»
- Н. Римский-Корсаков. «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко»
- Ф. Шопен. Вальс Des-dur
- Ц. Кюи. Petite valse. Op. 20
- Ц. Кюи. «Ласточка» из «13 музыкальных картинок».
- Ц. Кюи. «Весна».
- Ц. Кюи. Ария Жана из оперы «Кот в сапогах»
- Ц. Кюи. «Колыбельная»
- Ц. Кюи. «Кукольный бал»
- Ц. Кюи. Allegretto.
Действующие лица (участники, ведущие)
Лапина М.Е. – концертмейстер
Бибичина М.В. – педагог дополнительного образования
Шурпо Л.А. – педагог дополнительного образования
Рахимзянова Н.Р. – концертмейстер
Ткаченко Василий (класс преподавателя Емелиной Л.А.)
Пронина Таисия (класс преподавателя Емелиной Л.А.)
Павлечук Анастасия (класс преподавателя Емелиной Л.А.)
Концерт камерной музыки «Цезарь Кюи - детям» | |||
№ | Ход мероприятия | Хроно метраж | Тех. примечания |
1. | Ведущий: Добрый день! Мы рады, видеть вас на нашем небольшом камерном концерте, который мы решили назвать «Композитор Цезарь Антонович Кюи – детям». Имя Цезаря Кюи сейчас, к сожалению, не очень знакомо современной публике, его произведения не часто можно услышать в концертных залах. На слайде вы видите годы жизни композитора, Ц. Кюи жил во второй половине 19 века - начале 20-го, это время когда творили П. Чайковский и М. Мусоргский, художники Репин и Суриков, писатели Толстой и Достоевский. Жизнь композитора Кюи была насыщенна яркими событиями, творческими встречами, которые оставили неизгладимый след в истории нашей музыки, и даже больше - в истории страны. Отец Кюи – простой солдат наполеоновской армии, который после отступления своих войск решил остаться в России, на своей новой родине стал учителем французского языка. Наверное, он даже не мог себе представить какую прекрасную карьеру сможет сделать себе его сын в России, какой след оставит в русской культуре и искусстве. Но обо всем по порядку. Давайте уступим место музыке, она лучше слов сможет рассказать нам о своем создателе Ц. А. Кюи. | 3 мин. | Подготовить пюпитр Слайд 1. |
Исполняются музыкальные номера: Ц. Кюи. Канцонетта. Исполнители: Мария Лапина (фортепиано), Анна Казьянина (флейта) | 3 мин. | Слайд 1 | |
2. | Ведущий: В исполнении флейты прозвучала музыкальная миниатюра Ц. Кюи, которая получила название «Канцонетта». Эта пьеса наглядно демонстрирует особенности творческого стиля Кюи, как инструментального композитора. Музыка лирическая, грациозная, изящная, с тонкой и тщательной отделкой мельчайших деталей, очень мелодичная, и этим напоминающая вокальное сочинение. Композитор Ц. А. Кюи, по признанию критиков и музыковедов, обладал ярким творческим даром создавать тонкие, эмоционально открытые, проникновенные лирические музыкальные страницы и лучше всего ему это удавалось в произведениях малых форм. По признанию самого Кюи, именно в миниатюрах, в небольших по объему пьесах композиторы больше всего открывают свою душу, свою сущность, свой внутренний мир перед слушателем. Давайте послушаем сейчас пьесу «У колыбели», она создавалась в момент, когда в семье композитора подрастали маленькие дочь и сын. | 2 мин. | Слайд 2 |
Исполняются музыкальные номера: Ц. Кюи. «У колыбели» Исполнители: Анна Казьянина (флейта), Мария Лапина (фортепиано) | 2 мин. | Слайд 2 | |
3. | Ведущий: Миниатюры Ц.Кюи – это и вальсы, и ноктюрны, и прелюдии, многочисленные программные пьесы – в основе своей обладают лирико-романтическим, лирико-драматическим настроением. Возможно, кого-то из вас это удивит, но тонкий композитор-лирик, композитор-романтик Ц.А. Кюи всю свою жизнь совмещал любовь к музыке, композиторскую деятельность с блестящей военной карьерой. Ц.А. имел чин генерала русской армии, и был одним из ведущих в свое время военных специалистов по фортификации. Он посещал места военных действий для разработки новых укреплений и повышения обороны нашей страны, написал большое количество научных трудов по военному делу, обучал новое поколение военных. Среди учеников Ц.А. были представители царского рода Романовых. Военно-педагогическая деятельность Кюи нашла непосредственное отражение и в композиторском творчестве Цезаря Антоновича: в опусе 87, в который вошли музыкальные миниатюры, юморески, письма для голоса и фортепиано, помещено музыкальное послание «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу» с текстом, написанным Кюи, который сопровождается фортепианным аккомпанементом: «Ваше Высочество! С превеликим огорчением сообщаю, что не могу быть в Субботу. В Академии Генерального Штаба экзамен, который никак нельзя отменить. Не найдете ли возможным, вместо пропущенного урока, уделить Фортификации хоть единый часок, во Вторник, или Четверг, на будущей неделе? Ц. Кюи»[1]. Ц.Кюи обладал огромной трудоспособностью и трудолюбием, которые вырабатывал в себе годами, иначе как объяснить, что военную деятельность, огромную педагогическую практику, Кюи мог сочетать с композиторской деятельностью. А композиторское творчество Кюи огромно: им были написаны 15 опер (Им написаны 15 опер различных жанров, в числе которых есть многоактные историко-романтические оперы-драмы, небольшие одноактные оперы-новеллы, детские оперы-сказки), множество хоровых сочинений, инструментальных опусов для фортепиано соло, множество инструментальных ансамблей, оркестровые произведения, свыше 400 камерно-вокальных произведений. Просто представьте себе этот колоссальный объем музыки. Сейчас мы услышим один из самых известных романсов Кюи на стихи Немировича-Данченко «Коснулась я цветка». | 2 мин. | Слайд 3 |
Исполняются музыкальные номера: Ц. Кюи. «Коснулась я цветка» Исполнители: Лилия Шурпо (сопрано), Мария Лапина (фортепиано) | 3 мин. | Слайд 3 | |
4. | Ведущий: Композиторская деятельность Ц. Кюи активно поддерживалась и обсуждалась его друзьями и соратниками композиторами М. Балакиревым, М. Мусоргским, Н. Римским-Корсаковым, А. Бородиным. Все это личности известные вам, я думаю. Эти композиторы разделяли общие взгляды на пути развития русской музыки, поддерживали творческие начинания друг друга, спорили, советовались, в их кругу рождались настоящие музыкальные шедевры, прославившие русскую музыку. Вместе с Кюи композиторы Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский составляли активный творческий союз, который с легкой руки критика Стасова получил название «Могучая кучка». Вспомним знаменитую арию одного из композиторов «Могучей кучки» - Н.А. Римского-Корсакова. | 2 мин. | Слайд 4 |
Исполняется музыкальный номер: Н. Римский-Корсаков. Песня Индийского гостя из оперы «Садко» Исполнители: Мария Лапина (фортепиано), Анна Казьянина (флейта) | 3 мин. | ||
5. | Ведущий: Ц. Кюи проявил себя в истории русской музыки не только как композитор, но и как музыкальный критик. Своими статьями он приветствовал новые сочинения композиторов «Могучей кучки», знакомил публику с историей музыки и новыми образцами русской музыкальной школы и западноевропейского искусства. Особо выделял в истории западноевропейской музыки Кюи творчество Ф. Шопена. Это был его один из самых любимых композиторов. Многие критики отмечают, что именно Шопен оказал большое влияние на творческий стиль Ц. Кюи. Давайте послушаем вальсы Шопена и Кюи. В своем творчестве Кюи часто обращается к музыкальным жанрам, которые прославил и вывел на новый уровень, именно Шопен: это и ноктюрны, прелюдии, танцевальные миниатюры: мазурки, полонезы, и, конечно же, вальсы. | 2 мин. | Слайд 5. |
Исполняется музыкальный номер: Ф. Шопен. Вальс Des-dur Ц. Кюи. Маленький вальс. Исполнители: Анна Казьянина (флейта), Мария Лапина (фортепиано) | 5 мин. | Слайд 5 | |
6. | Ведущий: Вальс Кюи, который мы только что услышали, вошел в опус, который композитор посвятил «своей маленькой Лидии». Лидия – дочь композитора, она и ее брат Александр родились в 70-х годах 19 века, в это время, когда в семье Кюи подрастали маленькие дети, Кюи сочиняет «13 музыкальных картинок» - 13 вокальных пьес, посвященных детству и маленьким любителям музыки. Давайте послушаем пьесу, которая вошла в этот вокальный опус Кюи. | 2 мин. | Слайд 6. |
Исполняются музыкальные номера: Ц.А. Кюи. «Ласточка» Исполнители: Таисия Пронина, концертмейстер Рахимзянова Н.Р. | 3 мин. | ||
7. | Ведущий: Образы природы очень часто можно встретить на страницах детских песен Кюи. Композитор любил изображать в музыке картины унылого осеннего пейзажа, ярких летних дней, наполненных детскими играми, зимние прогулки и забавы детей, например, катание с ледяной горки, пробуждение природных сил и преображение природы в весенние месяцы. Давайте послушаем песню, посвященную композитором весне. | 2 мин. | Слайд 7. |
Ц. Кюи. «Весна» Исполнители: Анастасия Павлечук, концертмейстер Рахимзянова Н.Р. | 2 мин. | ||
8. | Ведущий: Для детей Кюи писал много и охотно, он очень любил детей, с радостью посещал детские концерты и помогал педагогам, которые часто обращались к нему с просьбой сочинить что-нибудь для их маленьких учеников. Для детей Кюи написал свыше 50-ти детских песен, множество произведений для детского хора, фортепианные сочинения, и даже четыре детские оперы: «Снежный богатырь», «Иванушка-дурачок», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Давайте послушаем арию Жана из оперы-сказки «Кот в сапогах». | 1 мин. | Слайд 8. |
Исполняется музыкальный номер: Ц. Кюи. Ария Жана из оперы «Кот в сапогах» Исполнители: Василий Ткаченко, концертмейстер Рахимзянова Н.Р. | 3 мин. | ||
9. | Ведущий: Все детские оперы Кюи были написаны в начале 20 столетия, в это время тема детства зазвучала в творчестве Ц.А. Кюи с небывалой силой. Причина – появление на свет в 1905 году внука композитора Юрия Аморетти. «Юрику», как ласково называл Кюи внука, посвящены детские песни и фортепианные пьески композитора. Рукопись одной из них мы сейчас можем рассмотреть. «Колыбельная», представленная на слайде, написана рукой Кюи, имеет посвящение «13-тидневному внуку 70-летний дедушка», датирована 1905 г. | 2 мин. | |
Исполняется музыкальный номер: Ц. Кюи. Колыбельная. Исполнитель: М.Е. Лапина | 3 мин. | Слайд 9 | |
10. | Внуку же Кюи посвящает свой фортепианный цикл «Пятиклавишные пьесы». Пятиклавишные пьесы – сочинения ансамблевые, для фортепиано в четыре руки. Сочиняя эти произведения, Кюи предполагал, что вторую партию будет исполнять взрослый человек, мама, старшая сестра или педагог, а первую – ребенок. Партия ребенка очень простая в исполнении и основывается всего лишь на пяти клавишах. Поэтому-то пьесы и получили такое интересное название – «пятиклавишные». Сейчас мы исполним одну из «пятиклавишных» пьес, которая называется «Кукольный бал», первая партия сегодня прозвучит в исполнении флейты. | 2 мин. | Слайд 10. |
Исполняется музыкальный номер: Ц. Кюи. «Кукольный бал» Исполнители: Анна Казьянина (флейта), Мария Лапина (фортепиано) | 5 мин. | ||
11. | А вот еще одно фортепианное произведение, которое, как и колыбельная 1905 г., хранится в архиве Кюи в РНБ. Пьеса эта получила название «Аллегретто» и написана она в 1917-1918 гг.. Если мы внимательно посмотрим на рукопись этой пьесы и сравним ее с рукописью «колыбельной» 1905 года, то увидим, что Аллегретто написано другой рукой. К 1918 году Ц.А. было 80 лет, он пережил всех своих товарищей по «Могучей кучке», стал свидетелем революции, композитор практически потерял зрение, но продолжал сочинять небольшие пьесы для фортепиано, которые он запоминал и потом проигрывал по несколько раз своим друзьям, чтобы те могли записать их на бумаге. Вот так и было записано Аллегретто. В тяжелое для всей страны время, старенький и больной композитор создает Аллегретто. Этой светлой лирической пьесой, которая ярко характеризует личность Ц.Кюи, мы завершим наш сегодняшний концерт. | 2 мин. | Слайд 11. |
Исполняется музыкальный номер: Ц. Кюи. Allegretto Исполнитель: М.Е. Лапина | 3 мин. | ||
Итого: | 55 мин. |
Список литературы:
- Антология русского романса. Золотой век: 100 поэтов, 900 романсов / [сост. В. Калугин]. - Москва: Эксмо, 2006. - 942, [1] с.
- Асафьев Б. В.
Избранные статьи о русской музыке. – М.: Музгиз, 1952. - 2 т. - Назаров А.Ф. Цезарь Антонович Кюи / А.Ф. Назаров. - М.: Музыка, 1989. - 222, [2] с.
- Соловцов А. А.
Фридерик Шопен: Жизнь и творчество. - Москва : Музгиз, 1956. - 324 с., 17 л. ил. : нот. ил. - Электронный каталог нотных изданий на сайте РГБ. - URL: http://www.rsl.ru/
[1] Кюи Ц. А. Музыкальные миниатюры. Тетр. 3. – СПб.: Циммерман, б.г. С. 6-7.