Внеклассное занятие по теме: «К истокам традиций наших предков» учителя музыки и истории 6 класс
Внеклассное занятие по теме: «К истокам традиций наших предков» учителя музыки и истории 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное занятие по теме: «К истокам традиций наших предков» учителя музыки и истории 6 класс | 30.22 КБ |
«Во что верили славяне» | 1.12 МБ |
«Сказка ложь, да в ней намек» | 1.36 МБ |
«Сказка ложь, да в ней намек» документ к презентации | 19.9 КБ |
«Гадания» | 2.39 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Внеклассное занятие по теме:
«К истокам традиций наших предков»
учителя музыки и истории
МКОУ «СОШ № 6» ИМРСК
Лукошкиной А.С.
п. Передовой 2016 г.
« К истокам традиций наших предков »
Цель: Познакомить с истоками зарождения русских традиций.
Задачи: О.- расширить общий кругозор учащихся о зарождении наших предков.
В.- воспитание любви к своему народу, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.
- формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучения национально-культурных традиций.
- раскрытие личности в ребенке, через включение его в культуру собственного народа.
Р.- создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Оборудование: Компьютер, проектор (презентации), Карта по истории «Восточные славяне 7 в н.э., записи музыкальных произведений.
Раздаточный материал: платочки (для хоровода)
Предварительная подготовка: Знакомство на уроке музыке с хороводами; разучивание стихов, сценки и мелодии песен, помощь в оформлении презентаций и подготовки выступлений, знакомство с бытом и жизнь восточных славян на уроках истории.
Планируемый результат:
- интерес к традиция наших предков, понимание значения музыки в собственной жизни;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах познавательной и музыкальной деятельности.
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы.
Межпредметные связи: история, музыка.
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учитель: - Что отличает один народ от другого. Я думаю это традиции, обычаи в которые отражают самобытность и индивидуальность каждого народа. Формируются традиции под воздействием исторических событий и различных условий жизни. Мы у научились ценить и уважать традиции чужих народов, но забываем о своих. А сегодня мы обратимся к истокам формирования наших традиций. Для начала, вспомним, на какой территории это происходило…
-На какой территории проживали наши предки. И в каком веке это было?
- Среди ваших товарищей нашлись любознательные личности, но тема очень объемная. И мы будем работать по разделам.
- Ребята, а что вы можете сказать о религии наших предков? Как называется религия, где поклоняются не одному, а нескольким богам?
- А подробнее расскажет вам Неврева Марина. (См.приложение 1)
Выступление учащейся: «Во что верили славяне»
- Вера наших предков порождала свои традиции и праздники, практически на каждые на каждые из них водились хороводы. Хороводы были как игровые, так и обрядовые. В основном хороводы водили девушки, но иногда и включались юноши, для знакомства с понравившейся девушкой. (См.приложение 2)
Например, на праздник посвященный богини Макоши водились 2х кольцевые хороводы (на конец осени на начала зимы). На праздник встречи весны, водились веселые хороводы. Предлагаю его вспомнить всем вместе.
Танец на дощечке
- Ребят, огромное количество сказок подарили нам наши предки, а историки считают что, некоторые сказки и поверья дали жизнь реальные исторические события. Об этом нам расскажет Улихина Ксения. (См.приложение 3)
Сообщение учащейся: «Сказка ложь, да в ней намек»
- Тема сверхъестественного, существования низших божков и нечисти, вдохновила наших девочек к творчеству.
Танец Кикимор
- От наших предков дошли до нас еще одна традиция «игры». Подробнее нам расскажет Жорова Анастасия. (См.приложение 4)
Выступление учащейся: «Славянские игры для детей»
- Славянские игры создавались десятками поколениями наших предков, вобрали в себя опыт, смекалку и колорит.- А сейчас вашему вниманию Ахмедова Юлия и Улихина Ксения, предлагают посмотреть народную игру «Кастрома». Предлагаю встать и поучаствовать. (См.приложение 5)
- Нашим предкам всегда хотелось узнать, а что же их ждет в будущем. Еще об одной традиции нам расскажет Крюкова Юлия. (См.приложение 6)
Выступление учащейся: «Гадания»
- Сегодня мы с вами затронули не большую часть этой темы. Я думаю, мы еще не раз вернемся к этой теме. Я хочу поблагодарить вас за проделанную работу на этом этапе, и завершить занятие гадальными пирожками! Славяне вкладывали монеты в пирожки, бусинки, но мы не стали рисковать здоровьем ваших зубов, вложили записки с предсказаниями и желаниями. Только предсказания сбудутся, в том случае если пирожки будут съедены полностью.
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2
- Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.
Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода
- Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
- Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
- Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
- Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.
- Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
- В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.
Приложение 3 (презентация)
Приложение 4 (презентация)
Приложение 5
Игра «Кострома»
(Выходят девочки в русских костюмах)
Кострома. Кострома в славянской мифологии – образ весны. Также Костромой называли ленивую бабу, которая просит у всех помощи.
(Далее исполняется игра под музыку песни «Кострома» в исполнении группы «Ивана Купалы»)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен посадить, а у меня мизинчик болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все имитируют посев льна)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен собрать, а у меня на правой ноге пятка болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все имитируют сбор льна)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен молотить , а у меня на левой ноге пятка болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все имитируют обмолот льна)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен расстелить , а у меня правое ушко болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все имитируют расстилание льна)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен мять, а у меня левое ушко болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все как бы мнут лён)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен трепать, а у меня мизинчик болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все как будто держат в правой руке лен, а левой бьют по нему трепалом)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен чесать , а у меня правая бровь болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все имитируют вычесывание льна)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Мне нужно лен прясть, а у меня левая бровь болит…
– Тебе помочь?
– Ой, помочь, помочь!
(Все левой рукой как бы вытягивают из кудели нить, а правой крутят веретено)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Больна, помираю!
– Привести знахарку?
– Ой, приведи, приведи!
(Появляется знахарка)
– Здорово, Кострома!
– Здорово, кума!
– Что делаешь?
– Помираю!
– Тебе помочь?
– Поворачивайся на живот, я тебя вылечу!
(Знахарка достает скалку. Кострома убегает)
Приложение 6 (презентация)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данный персонаж считают источником всех бытовых невзгод и неурядиц. Шаловливая пакостница путает нити в вышивке и пряжу, портит тесто на хлеб, считается предвестником беды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Киммерийцы Версия
Киммерийцы
Сарматы
Сарматы
Предварительный просмотр:
О славянских сказках
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК...
Читая русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с такими персонажами как Змей Горыныч, Царь Горох, Царь-девица, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений, и мы привыкли считать, что это - всего лишь сказки, не имеющие отношения к действительным событиям.
Но оказывается, в данном случае русские сказки говорят правду, поскольку все вышеперечисленные персонажи абсолютно реальны - в нашей давней Истории они имели свое физическое воплощение. С течением времени события давних лет подзабывались, обрастали легендами и превращались в народный эпос - наши родные сказки. О прямой взаимосвязи народных сказок и реальных событий говорили многие ученые-слависты, в частности такие корифеи по истории древней Руси как академики Г.С. Гриневич и Б.А. Рыбаков.
Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом превращаясь в сказки. Но за невероятными чудесами и поэтической красотой наших сказок в них всегда оставалась путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. Не зря говориться: "Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок". В ней не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история отечества.
Древнегреческий историк Геродот упоминает, что первым славянским царем-объединителем был некий Таргитай. Так же он отмечает, что по легенде родителями Таргитая были: Зевс (Перун-громовержец - по-русски); и дочь реки Борисфен (Днепр) - (Дана, богиня вод). "От начала их (славян-сколотов) существования, или от первого царя их Таргитая, до похода Дария (512 год до н.э.) прошло круглым счетом никак не больше тысячи лет", - указывает Геродот.
В славянских сказках Таргитай известен нам под именем Тарха Тарховича или Гороха. И когда сегодня мы говорим, что "это было еще при царе Горохе", означает сие не только символическую временную даль, но и конкретно 2 тысячелетие до н.э., когда праславяне обосновались на территории средней Европы. Однако некоторые ученые-слависты утверждают, что история праславян еще более древняя.
Наши далекие предки жили в окружении множества других народов: в Крыму жили тавры, по берегам Черного моря селились меоты, на востоке (за Доном) кочевали индоиранские племена - предки киммерийцев, скифов и сарматов. К 11 веку до н.э. древние славяне достигли больших успехов в строительстве, торговле, кузнечном и литейном деле. В этот век славянская земля испытывала рассвет, но...
"Земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит. Едет Змей Горыныч о трех головах. Всех, злодей, полонил, всех разорил, ближние царства шаром покатил", - так русские сказки описывают нашествие киммерийцев, состоявших из трех крупных племен - "Огненного Змея" о трех головах. Известно, что язычники-киммерийцы помимо множества иных богов, особо почитали бога-змея. (Известный из фильмов и книг "Конан - варвар" - именно киммериец.)
На протяжении 300 лет, с переменным успехом, киммерийский Змей подвергал разорению земли вплоть до Дуная и Вислы. Были покорены тавры в Крыму, кавказские племена, а весь 8-ой век до н.э. "Огненный Змей" грабил Урарту, Ассирию, Лидию и Палестину. Под натиском упоминаемых древними историками "народов моря", кои и есть киммерийцы, пало Хеттское государство.
Славяне в это время так же отражали постоянные нападения кочевников на свои земли. Строились богатырские заставы, защитные сооружения, копали глубокие рвы и насыпали высокие валы, получившие название Змиевых, по названию противника, против кого они возводились. На многие километры тянулись известные нам из истории "змиевы валы" - эти мощные укрепления, оборонявшие древнюю Русь. Но 8 век до н.э. принес на нашу землю секрет изготовления железных мечей, которые были намного эффективнее старых бронзовых. И наконец, в начале 7 века до н.э. наши предки переломили хребет змеиному чудищу.
Недолго отдыхала славянская земля. На смену старому прилетел молодой Змей - кочевые скифские племена, обладавшие наилучшей по тем временам конницей. В 7-6 веках до н.э. скифы (хоть и родственные славянам-сколотам) так же немало пограбили славянские земли, кавказские царства, Малую Азию, обложили данью Мидию и уничтожили могучую Ассирию, после чего последняя перестала существовать.
Однако древняя Русь копила силы, и вскоре скифские походы закончились. "И соседи присмирели, воевать уже не смели", - говорят сказки. В конце 6 века до н.э. славяне и скифы заключили союз - мирное существование Леса и Степи способствовало общему расцвету. Усилилось взаимопроникновение обычаев, стали похожи друг на друга города, поселки, оружие, одежда и изделия ремесленников. Недаром Геродот объединяет сколотов-славян и скифов-индоиранцев под общим именем "скифы"; к его времени это был уже один народ.
В 3 веке до н.э. снова пришла в движение Степь. Скачет Баба-Яга верхом на коне во главе полчищ, застилающих тучами край неба. Из приволжских просторов хлынули через Дон "женоуправляемые" сарматы, кочевые племена, родственные скифам. "Девичье Царство" сарматов обосновалось в северном причерноморье. Сарматская Царь-девица из русских сказок заставляет Ивана-Царевича жениться на ней, угрожая его отцу: "Я все царство побью, попленю, головней покачу". Почти пятьсот лет "Баба Яга" держала в повиновении все соседние народы, вытрясая дань и опустошая земли.
Но в начале 1 века н.э. Русь снова окрепла и присмирила своих "женоуправляемых" соседей, после чего образовался славяно-сарматский союз; и уже со 2 века н.э. античные историки смешивают в летописях сколотов-скифов и сарматов, не видя между ними различия. Так, благодаря взаимопроникновению культур, со временем сложился древнеславянский этнос.
Весьма примечательной является такая колоритная фигура народных сказок, как Кощей Бессмертный. Большинство исследователей русского фольклора сходится во мнении, что последний олицетворяет собой хазарина или верховного правителя - кагана. Хазария, расположившаяся на степных просторах между Доном и Волгой, начала соседствовать с Русью начиная с 5 века н.э. Вспомним, что костлявый старик Кощей изображается в черных красках, его окружают многочисленные слуги (сказочная нечисть), живет он в замке на высокой скале, часто на острове. Тайна его жизни (игла) запрятана далеко: "игла - в яйце, яйцо - в утке, утка в зайце, заяц - в золотом ларце, ларец висит на высоком дубе".
Здесь отражена символическая недосягаемость вражьего стана. И действительно, дворец правителя Хазарского Каганата находился на острове посреди реки Волги; вокруг лежал город из шатров - столица Итиль. Так же и хазарская крепость Саркел (после: Белая Вежа), находилась на острове посреди Дона. Именно "там Кощей над златом чахнет", - говорится в сказке; что так же имеет под собой реальную основу. Из истории мы знаем, что, тогда как рядовые граждане Хазарии исповедовали местное язычество и Ислам, правящая верхушка придерживалась иудаизма, который славится прагматичным и сверх-бережливым отношением к деньгам.
Кощей в сказках превращает людей в каменные статуи и уносит в свой замок прекрасную царевну - так сказки символически повествуют о 400-летних набегах кочевников, когда хазары уводили вглубь своего царства пленных. Тайна смерти Кощея оказалась в самом логове врага: неудержимый князь Святослав в 969 году победил Кощея, разрушив Саркел и Итиль, после чего Хазария перестала существовать как государство. Тысячи пленных были освобождены.
Безусловно, было бы ошибкой отождествлять абсолютно все персонажи всех народных сказок с реальными историческими событиями в русской истории. Значительная часть сказочных персонажей и приключений сотворена богатой народной фантазией и является лишь аллегорическим пересказом полюбившихся народных мотивов. Но и напротив, не следовало бы и огульно отрицать реальную взаимосвязь сказок с историей отечества... Внимательное изучение народных сказок открывает нам много интересного из нашей истории, но это тема уже для целой книги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гадание Гадание — действия, направленные на получение знаний о будущем. В русской традиции гадания приурочивались к переломным датам народного календаря, в первую очередь — к Святкам , связанным с днем зимнего солнцеворота и наступлением нового солнечного года. Желание узнать будущее именно в этот промежуток времени объяснялось тем, что новый год открывает новый этап в жизни людей, а первые его дни определяют судьбы людей. Свободная русская энциклопедия «Традиция»
Гадали… Зимой гадания устраивались на Рождество, Васильев день, Крещение, а также на все страшные вечера, т. е. вторую половину Святок. Гадали и на Вознесение, Благовещение, Иванов день, Покров день и в некоторые другие дни народного календаря. Кроме того, в деревне гадали, когда это было необходимо, в любой день года, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, заключением брака, рождением детей, материальным благополучием семьи и т. д.
Гадали… Едва ли не самой распространенной темой гаданий были любовь и брак. Гадали индивидуально или собираясь небольшой группой — девушки, старики или вся семья. Гадали в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В русской деревне гадать умели все.
В гаданиях использовали: разнообразные предметы домашнего обихода, сельскохозяйственные орудия, украшения, растения, цветы, ритуальную пищу — хлеб, блины, хлебные крошки, кутью, кашу. Все эти предметы выступали в символическом, а не бытовом значении. Атрибуты, обряды
Главные атрибуты святочных гаданий: блюдо, кольца, которые в него складывали, платок, которым блюдо накрывали. Символами брака считались: кольцо, венок, платок. Символ материального достатка: зерно. Символы печали и болезни: уголь, зола. Символ смерти - щепотка земли. Кольца вынимали из блюда под пение подблюдных песен: девушки, исполняя очередной куплет, давали ответ владелице кольца о ее будущем. Атрибуты, обряды
Благополучие, довольство, достаток предвещали: хлеб (зерно), квашня с хлебом, жемчуг, золото; смерть - ворона (коршун), сидящая на избе; работу у чужих людей - расстилание полотна; нежеланный уход из родного дома – сани; скорое замужество - брачный венец, яхонт, сокол, голубка, кочет. Девушки пели песни, в которых предсказывалось богатство, замужество или несчастье, безбрачие. Это были песни-метафоры, предсказания в них передавались через символические образы:
Большое место в новогодней обрядности занимали гадания. Гадали о женитьбе-замужестве, о будущем урожае и о дальней дороге, о жизни и смерти. С 25 декабря начинались на Руси Святки. Гадания были разнообразные: загадывали сны, использовали птиц и животных. Святочные гадания.
В русских народных традициях описываются более сотни способов гаданий на Святки. – Когда девушка выйдет замуж – в наступающем году, в последующие годы, не выйдет никогда? Подслушивание: если подслушивают пение: “со святыми упокой”, то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то в том же году выйдут замуж.
Затем каждая из девушек зажигала свечку своей скорлупы и наблюдали: чья потонет - та умрёт незамужнею; у которой скорее сгорят свечки - та прежде всех выйдет замуж; у которой будет гореть долее всех - той не бывать замужем". Брали скорлупы орехов, резали восковые свечи на маленькие кусочки, вставляли в скорлупы, пускали плавать в чашку, наполненную водою. По всей России девушки гадали на Святки с помощью башмака. Башмак бросали за ворота. Нос упавшего башмака указывал якобы направление той деревни, в которую девушка выйдет замуж.
Старинное славянское гадание на имя суженого проводилось, чаще всего, в Святочные или Рождественские дни. Девушке, которая собиралась погадать на имя жениха , в пустой комнате нужно было накрыть скатертью стол, поставить тарелку, рядом положить ложку. После этого пригласить "суженого на ужин", произнося слова: "Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать". Заперев окна и двери, сесть у стола и ждать при свете свечи. Принял ли суженый приглашение, можно узнать по таким признакам, как завывание ветра или глухие удары в окна и дверь. Рождественские Святки.
Считалось, что после этого вскоре появляется и сам суженый, который садится за стол ужинать. Если он обращается к девушке с разговором, та не должна отвечать. Девушка должна сама неожиданно задать суженому вопрос: "Как звать?", а после того, как услышит имя, сразу произнести: "Чур меня!", после чего суженый исчезнет. Так описывается святочное гадание на имя суженого в славянских фольклорных источниках.
– Как будут звать мужа? Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: каждая из них должна спрашивать имя первого встретившегося ей человека, ...таким именем и будет называться их суженый. Это самое окликание производится и под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом. Вывешивают за окно ключи, щетку. Того из проходящих, кто их пошевелит, спрашивают: “Как звать?” Думают, что этим именем будет называться и суженый.
Сбирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост”. Суженый является во сне и переводит за руку через мост. Кладут под подушку гребенку. Говорят: “Суженый, ряженый! Причеши мне голову”. Суженый является во сне и чешет голову. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст”. Суженый является во сне и подает пить". – Как увидеть суженого во сне?
В гадании о замужестве девушка ставит на стол зеркало, две тарелки, кладет две ложки, призывая нечистую силу разделить с ней трапезу. Зеркало выступает в качестве предмета, через который нечистая сила проникает в мир людей. Кроме того, широко были распространены гадания по приметам: человек, наблюдающий за тем или иным явлением, рассчитывал, что свыше ему будет дан какой-либо знак.
Многие гадания были основаны на вере в сверхъестественную силу, которую вызывает гадающий, чтобы узнать будущее. Их проводили в «нечистых местах», т. е. местах, где, по поверью, обитала нечистая сила: в заброшенных домах, овинах, банях, хлевах, на мельницах, перекрестках дорог, около колодцев, на кладбище и т. д. Наряду с известными способами гадания в деревнях были люди, гадавшие «профессионально» и слывшие колдунами. К ним обращались в крайних случаях. Колдуны часто пользовались специальными гадательными книгами, представлявшими собой сборники предсказаний, примет, толкований снов, или гадали по картам, костям, бобам, камням.
Святочные гадания – неотъемлемый элемент народной духовной культуры и вместе с тем плод народной фантазии. Святочные гадания
Заканчивались Святки, наступал день Крещения, когда с раннего утра можно было умыться святой водой – холодной, как лед, и прошептать: «Крещенская - Богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Ворожба в Крещенский сочельник завершает Святочные гадания . Именно в этот вечер можно в последний раз заглянуть в будущее и погадать на судьбу и на суженого. В крещенский вечер под кровать кладут зеркало, принесенное с мороза. На нем пишут пальцем свое заветное желание. Зеркало обкладывают еловыми веточками и ложатся спать. Наутро проверяют, если надпись исчезла, значит, желание сбудется. Гадание на Крещение «сбудется – не сбудется»
В крещенский сочельник садятся к столу и загадывают желание. Произвольно рассыпают по столу мелкие предметы: горох, фасоль или семечки. Затем внимательно их пересчитывают. Чётное число говорит о том, что ваше желание, скорее всего, исполнится. В крещенский сочельник…
Девушки выходили ночью за ворота дома и находили нетронутый сугроб. По очереди падали в него, а по отпечаткам судили, как сложится их будущая семейная жизнь. Ровный и правильный след сулил спокойное и благополучное супружество. Кривой отпечаток говорил о том, что семейной идиллии может не получиться. Гадание на Крещение по снегу
Девушки собирались в светелке. Снимали с рук свои колечки и выкладывали их в форме круга. В дом заносили курицу или петуха и ставили его в центр круга. Чье кольцо приглянется птице первым, и она клюнет его – та девушка первая выйдет замуж. Еще давали курице «считанное» зерно, то есть заранее пересчитывали все зерна и давали несушке. Затем, оставшиеся зерна пересчитывали вновь. Если оставалось четное количество зерен, то есть парное, значит, девушке суждено в этом году найти свою «пару» и выйти замуж. Гадание на Крещение с курицей
Восковую свечу растапливают в кружке. У входных дверей ставят блюдечко с молоком и говорят: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». Сразу же вливают горячий воск в молоко. Затем внимательно рассматривают фигурки, которые приобретет застывший воск. Крест означает болезни, неприятности на службе и в личной жизни. Воск, застывший полосками , предвещает дороги и переезды. Цветок – сулит счастье и любовь. Силуэт человека говорит о том, что в вашей жизни скоро появится надежный друг. Гадание на Крещение на воске с молоком
Гадание на Крещение на воске Подогревали свечу на водяной бане и сразу выливали расплавленный воск в большую глубокую тарелку, наполненную холодной водой. Быстро застывающий воск образует чёткие очертания предметов, по которым и судят о будущем. Подковка - сулила большое счастье; звездочка - получение давно ожидаемого известия; нечто бесформенное - призывало фантазию, которая что-нибудь подсказывала....
Девушка брала золотое обручальное кольцо матери или бабушки. Подвешивала его на черную шерстяную нить и опускала в стакан, наполовину заполненный водой. Задавала вопросы, а кольцо в воде на них «отвечало». Если кольцо отклонялось в левую сторону стакана, ответ был отрицательным. Если кольцо касалось правой стороны – ответ означал «да». Гадание на Крещение по кольцу
Гадание в русской деревне считалось греховным делом, после которого требовалось очищение святой водой, исповедь и причащение. Так – от Рождества до Крещения – проходило начало года. А дальше – месяц без праздников и забав. Ждали Масленицу.
Интернет ресурсы http://vorozheja.ru/publ/raznye_gadanija/gadanija_na_kreshhenie/4-1-0-63 http://www.licey.net/lit/istok/kalendarSvyatki http://traditio-ru.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 http://www.licey.net/lit/istok/kalendarSvyatki http://traditio-ru.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 http://www.mamba.ru/ru/diary/post.phtml?user_id=181719216&post_id=543&hit= 8 http://subscribe.ru/group/pozitiv/221738/