Проект «Классическая музыка» «Музей вальсов Чайковского»

Карабаджал Светлана Владимировна

"Музей Вальсов Чайковского" - интегрированное занятие, в котором расширяется кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского, развивается музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости, а также вовлечь дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valsy_ch.docx715.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Классическая музыка»

 «Музей вальсов Чайковского»

                           

                   

                                                                Музыкальный руководитель

      Карабаджал Светлана Владимировна

                   ГБОУ ММГ

                                               Дошкольное подразделение «Земля»

                                                                         

                                                                  МОСКВА

Цель: Закрепить  и пополнить знания детей в старшей группе о творчестве П. И. Чайковского.

Задачи:

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;

- развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости;

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.

Дети парами в нарядных платьях и костюмах под Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского  входят в зал и садятся на стульчики.

Муз.рук:    Тихо-тихо рядом сядем,
                   Входит музыка в наш дом
                   В удивительном наряде,
                   В разноцветном, расписном!

                   И раздвинутся вдруг стены -
                   Вся земля видна вокруг:
                   Плывут звуки речкой пенной,
                   Тихо дремлет лес и луг...

                   Вдаль бегут лесные тропки,
                   Тают в дымке голубой...
                   Это музыка торопит и
                   Зовет нас за собой!

                    Вслед за нею можем сразу        
                   В дальний путь пуститься мы,
                   Побывать в гостях у сказок,
                   У весны среди зимы...

                   Тихо-тихо рядом сядем,
                   Входит музыка в наш дом
                   В удивительном наряде,
                   В разноцветном, расписном!       (Валентина Андреева
)

Муз.рук:    Здравствуйте, ребята!

Дети:     Здравствуйте!

Муз.рук: Я очень рада нашей встречи в музыкальном зале. Возможно, вы догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу, под названием ВАЛЬС. Тема нашей встречи «Музей вальсов Чайковского».

Ребенок:  О вальсе сказано немало,
                Он в песнях и стихах воспет.
                И сколько б танцев ни бывало,
                А лучше вальса, право, нет!

Муз.рук:  Ребята, скажите, пожалуйста, под какой вальс вы вошли?

Дети: Мы вошли в зал под вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Вальс из балета  «Спящая красавица» П.И. Чайковского один из ярких  лирических эпизодов,   с его певучей и мягко-волнистой мелодией, легкий, воздушный, праздничный.

(на экране появляется портрет П.И.Чайковского).

Муз.рук:  Совершенно верно, в  «Спящей красавице» воплощен почти исключительно «светлый» Чайковский. Лирика «Спящей красавицы» отличается особой пышностью, чувственной полнотой, приподнятой праздничностью. В характере вальса даны лучшие «портретные» танцы принцессы Авроры: ее легкая, воздушная вариация в сцене с принцами.

                   Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. Но представим себе, что существует “Музей вальсов Чайковского”; мы отправляемся туда на экскурсию, чтобы вспомнить и познакомиться с наиболее интересными, самыми разнообразными “экспонатами”.

Сейчас, ребятки, вы познакомитесь с Вальсом и попробуйте дать название.

 (на экране появляется слайд-шоу «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

Понравилась ли вам мелодия вальса? Как бы вы, ребята, назвали его?

Дети: «Цветы», «Танцующие цветы»…

Муз.рук:  Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Дети: Сказочный, таинственный, торжественный, легкий, мелодия волнообразная, добрая….

Муз.рук:  Сейчас прозвучал «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Щелкунчик  - это заколдованный принц. «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,— еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.

Маленький человек в золотой парче  ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» является вершиной праздничного представления балета «Щелкунчик».

Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Дети: Исполняет вальс симфонический оркестр. Скрипки, виолончели,  валторны, гобои, кларнеты, флейты, арфы….

(на экране инструменты симфонического оркестра с прослушиванием)

Муз. рук: Вальс начинается звучанием арфы. Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения — пышной и торжественной праздничности. В первой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (центральной) части композитор одарит нас новыми широкими и мелодически увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев, и продолжающая ее лирически-насыщенная мелодия виолончелей. Заключение приобретает еще более оживленный и бурно-праздничный характер.

Муз. рук: Вальс в переводе с французского означает «кружиться». Давайте покружимся под музыку вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:

Покружитесь, покружитесь

Все в цветочки превратитесь!

Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети с искусственными цветами кружатся в танце. После танца дети садятся на стульчики.

В зал входит беспокойный, расстроенный Вальс.

Вальс: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Вальс: Я проходил мимо услышал звуки вальса и решил к вам зайти. Я потерял цвета вальса, помогите мне их найти.

Муз. рук:  Ну, что ребята поможем вальсу найти цвета?

Дети: Да, поможем.

Муз. рук:  Тогда, я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите. 

 Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

Муз. рук: Вот закончилась музыка, это значит, что вы, ребята, должны были найти цвета, которые потерял Вальс. Нашли?

Дети: Нашли!

Муз. рук:  Какие цвета выбрали?
Дети:  Розовый, зеленый, желтый, синий, коричневый…
Муз. рук:  Почему именно эти цвета?
Дети:  Это очень нежные, ласковые, спокойный, немного грустный …

Муз. рук: Вальс, посмотрите, какие цвета нашли ребята.

Вальс: Молодцы, ребята! Жёлтые, розовые, синий, коричневый, оранжевые, красные – тёплые цвета, потому что музыка светлая, неторопливая, с грустью. Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».

Муз. рук: Ребята, вы правильно нарисовали вальс. Скажите, пожалуйста, а какой вальс прозвучал?

Дети: «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

Вальс: Спасибо, ребята, за цвета. А мне уже пора. До свидания! До новых встреч!  (Вальс уходит)

Дети:  До свидания!

Муз. рук: Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического..?

Дети: Оркестра.

Муз. рук: Правильно. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им управляет…?

Дети: Дирижер.

Муз. рук:  Дирижерскую палочку в руки возьму
                  В оркестре места занять попрошу.

Оркестр: Вальс из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

(металлофон, колокольчик, треугольник, тарелки)

Муз. рук:  Это был у нас какой оркестр?

Дети: Оркестр ударных инструментов.

Муз. рук: Правильно. А группы, каких еще инструментов вы знаете?

Дети: Духовые, струнные.

Муз. рук: Сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической. Вся музыка бывает песенной, маршевой или ..?

Дети: Танцевальной.

Муз.Рук: Правильно. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.

Дружно в пары все вставайте
И свой танец начинайте.

Дети исполняют Вальс  из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.

Муз. рук: Как прекрасно танцевали дети. А какой танец вы танцевали?

Дети: Вальс  из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.

Ребенок: Однообразный и безумный,
               Как вихорь жизни молодой,
               Кружится вальса вихорь шумный;
              Чета мелькает за четой.     (“Евгений Онегин” А.С. Пушкин)

Муз. рук: Вот и подошла к завершению наша музыкальная встреча в «Музее вальсов Чайковского». Сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в мир музыки и танца, слушали знакомую классическую музыку и новые произведения.

Я помню вальса звук прелестный—
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.  (
Листов Николай)

Дети под Вальс  из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского выходят из зала.

Используемая литература:

  1. Ауэрбах Л. «Рассказы о вальсе» Изд. «Советский композитор» 1980 г.
  2. Кабалевский Д.Б. «Как рассказать детям о музыке» Изд. «Просвещение» Москва, 1989 г.
  3. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» Филологическое общество «Слово» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики при МГУ им. Ломоносова Москва, 2001 г.
  4. «Энциклопедический словарь юного музыканта» Изд. «Педагогика» Москва, 1985 г.
  5. Радынова О.П., “Музыкальные шедевры”,авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999 г.
  6. Радынова О.П., Музыкальные занятия в детском саду. Конспекты занятий в двенадцати частях. – М., 1999 г.
  7. Радынова О.П., Слушаем музыку, танцуем и играем. Комплект из семи аудиокассет с методическими рекомендациями к программе “Музыкальные шедевры”. М., – 1996 г.
  8. Радынова О.П., Беседы о музыкальных инструментах. Комплект из трех аудиокассет и дидактического альбома к программе “Музыкальные шедевры”. М – 1999 г.