Проект «Классическая музыка» «Музей вальсов Чайковского»
"Музей Вальсов Чайковского" - интегрированное занятие, в котором расширяется кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского, развивается музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости, а также вовлечь дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valsy_ch.docx | 715.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Классическая музыка»
«Музей вальсов Чайковского»
Музыкальный руководитель
Карабаджал Светлана Владимировна
ГБОУ ММГ
Дошкольное подразделение «Земля»
МОСКВА
Цель: Закрепить и пополнить знания детей в старшей группе о творчестве П. И. Чайковского.
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.
Дети парами в нарядных платьях и костюмах под Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского входят в зал и садятся на стульчики.
Муз.рук: Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы...
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном! (Валентина Андреева)
Муз.рук: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз.рук: Я очень рада нашей встречи в музыкальном зале. Возможно, вы догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу, под названием ВАЛЬС. Тема нашей встречи «Музей вальсов Чайковского».
Ребенок: О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
Муз.рук: Ребята, скажите, пожалуйста, под какой вальс вы вошли?
Дети: Мы вошли в зал под вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского один из ярких лирических эпизодов, с его певучей и мягко-волнистой мелодией, легкий, воздушный, праздничный.
(на экране появляется портрет П.И.Чайковского).
Муз.рук: Совершенно верно, в «Спящей красавице» воплощен почти исключительно «светлый» Чайковский. Лирика «Спящей красавицы» отличается особой пышностью, чувственной полнотой, приподнятой праздничностью. В характере вальса даны лучшие «портретные» танцы принцессы Авроры: ее легкая, воздушная вариация в сцене с принцами.
Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. Но представим себе, что существует “Музей вальсов Чайковского”; мы отправляемся туда на экскурсию, чтобы вспомнить и познакомиться с наиболее интересными, самыми разнообразными “экспонатами”.
Сейчас, ребятки, вы познакомитесь с Вальсом и попробуйте дать название.
(на экране появляется слайд-шоу «Вальс цветов» П.И.Чайковского)
Понравилась ли вам мелодия вальса? Как бы вы, ребята, назвали его?
Дети: «Цветы», «Танцующие цветы»…
Муз.рук: Какие чувства вызывает у вас это произведение?
Дети: Сказочный, таинственный, торжественный, легкий, мелодия волнообразная, добрая….
Муз.рук: Сейчас прозвучал «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Щелкунчик - это заколдованный принц. «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,— еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.
Маленький человек в золотой парче ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» является вершиной праздничного представления балета «Щелкунчик».
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Дети: Исполняет вальс симфонический оркестр. Скрипки, виолончели, валторны, гобои, кларнеты, флейты, арфы….
(на экране инструменты симфонического оркестра с прослушиванием)
Муз. рук: Вальс начинается звучанием арфы. Главная тема поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения — пышной и торжественной праздничности. В первой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (центральной) части композитор одарит нас новыми широкими и мелодически увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев, и продолжающая ее лирически-насыщенная мелодия виолончелей. Заключение приобретает еще более оживленный и бурно-праздничный характер.
Муз. рук: Вальс в переводе с французского означает «кружиться». Давайте покружимся под музыку вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:
Покружитесь, покружитесь
Все в цветочки превратитесь!
Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети с искусственными цветами кружатся в танце. После танца дети садятся на стульчики.
В зал входит беспокойный, расстроенный Вальс.
Вальс: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Вальс: Я проходил мимо услышал звуки вальса и решил к вам зайти. Я потерял цвета вальса, помогите мне их найти.
Муз. рук: Ну, что ребята поможем вальсу найти цвета?
Дети: Да, поможем.
Муз. рук: Тогда, я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.
Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.
Муз. рук: Вот закончилась музыка, это значит, что вы, ребята, должны были найти цвета, которые потерял Вальс. Нашли?
Дети: Нашли!
Муз. рук: Какие цвета выбрали?
Дети: Розовый, зеленый, желтый, синий, коричневый…
Муз. рук: Почему именно эти цвета?
Дети: Это очень нежные, ласковые, спокойный, немного грустный …
Муз. рук: Вальс, посмотрите, какие цвета нашли ребята.
Вальс: Молодцы, ребята! Жёлтые, розовые, синий, коричневый, оранжевые, красные – тёплые цвета, потому что музыка светлая, неторопливая, с грустью. Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».
Муз. рук: Ребята, вы правильно нарисовали вальс. Скажите, пожалуйста, а какой вальс прозвучал?
Дети: «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.
Вальс: Спасибо, ребята, за цвета. А мне уже пора. До свидания! До новых встреч! (Вальс уходит)
Дети: До свидания!
Муз. рук: Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического..?
Дети: Оркестра.
Муз. рук: Правильно. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им управляет…?
Дети: Дирижер.
Муз. рук: Дирижерскую палочку в руки возьму
В оркестре места занять попрошу.
Оркестр: Вальс из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
(металлофон, колокольчик, треугольник, тарелки)
Муз. рук: Это был у нас какой оркестр?
Дети: Оркестр ударных инструментов.
Муз. рук: Правильно. А группы, каких еще инструментов вы знаете?
Дети: Духовые, струнные.
Муз. рук: Сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической. Вся музыка бывает песенной, маршевой или ..?
Дети: Танцевальной.
Муз.Рук: Правильно. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.
Дружно в пары все вставайте
И свой танец начинайте.
Дети исполняют Вальс из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.
Муз. рук: Как прекрасно танцевали дети. А какой танец вы танцевали?
Дети: Вальс из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.
Ребенок: Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой. (“Евгений Онегин” А.С. Пушкин)
Муз. рук: Вот и подошла к завершению наша музыкальная встреча в «Музее вальсов Чайковского». Сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в мир музыки и танца, слушали знакомую классическую музыку и новые произведения.
Я помню вальса звук прелестный—
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс. (Листов Николай)
Дети под Вальс из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского выходят из зала.
Используемая литература:
- Ауэрбах Л. «Рассказы о вальсе» Изд. «Советский композитор» 1980 г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказать детям о музыке» Изд. «Просвещение» Москва, 1989 г.
- Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» Филологическое общество «Слово» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики при МГУ им. Ломоносова Москва, 2001 г.
- «Энциклопедический словарь юного музыканта» Изд. «Педагогика» Москва, 1985 г.
- Радынова О.П., “Музыкальные шедевры”,авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999 г.
- Радынова О.П., Музыкальные занятия в детском саду. Конспекты занятий в двенадцати частях. – М., 1999 г.
- Радынова О.П., Слушаем музыку, танцуем и играем. Комплект из семи аудиокассет с методическими рекомендациями к программе “Музыкальные шедевры”. М., – 1996 г.
- Радынова О.П., Беседы о музыкальных инструментах. Комплект из трех аудиокассет и дидактического альбома к программе “Музыкальные шедевры”. М – 1999 г.