"Мы играем и поем" групповой творческий проект
Проект направлен на совместный творческий процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся детской музыкальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОД КИЗЕЛ
Мы играем и поем
групповой творческий проект
Руководитель: Ковальчук Елена Геннадьевна
преподаватель ДМШ г. Кизела
2012 – 2013 учебный год
Содержание
| 3 |
| 6 |
| 7 |
| 8 |
| 9 |
| 11 |
| 12 |
- Пояснительная записка
Указ Президента РФ от 01.06.2012 года № 761
«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
В рамках программы планируется реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими ограничениями к активному творчеству и равному участию в культурной жизни.
Выявление творческого потенциала ребенка с умственными и физическими ограничениями позволят развить его возможности и привлечь к активному участию в жизни общества. Предусматривается создание региональных центров творческой реабилитации детей – инвалидов, проведение фестивалей художественного творчества.
В российском обществе очень остро стоит проблема детей инвалидов и их взаимодействия с обществом. Потому что большинство граждан не желают принимать людей лишенных способности двигаться, видеть, слышать. Отсюда инвалиды живут обособлено. Они отстраняются от здоровых людей, которые не готовы психологически принять их в свой круг общения. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья часто бывают лишены доступа к культурным ценностям и робко участвуют в культурной жизни и в творческих процессах общества.
Побывав на территории Рудничного детского дома для детей инвалидов и поближе познакомившись с детьми и воспитателями, мы выделили следующие проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья:
- социальная изоляция;
- отверженность их здоровыми сверстниками, проблемы коммуникативного характера.
Маленькая зарплата педагогов, а также сокращение кадров – привело к тому, что воспитанники детского дома поселка Рудничный остались без занятий музыкой и музыкального работника, а между тем дети, лишенные здоровья, нередко бывают награждены прекрасными вокальными данными, абсолютным слухом, умением рисовать, писать стихи…
Чтобы решить проблемы психологической и социальной адаптации детей инвалидов в обществе, помочь раскрыться, выявить их таланты, создать условия для реализации их способностей был создан этот проект, в этом и состоит его актуальность.
В основе проекта лежит идея изменения модели межличностной коммуникации в детской, подростковой и молодежной среде. Традиционную коммуникативную модель «дети-инвалиды – дети-инвалиды» должна заменить модель «дети-инвалиды – здоровые дети». В качестве механизма выбраны различные виды деятельности: концерты с участием детей-инвалидов и здоровых детей, занятия по разным направлениям.
Особенность проекта заключается в совместном творческом процессе детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся детской музыкальной школы. Данная форма, по моему мнению, решает проблему социальной обособленности и изоляции детей с ограниченными возможностями, содействует интеграции детей инвалидов и здоровых детей.
У ребенка – инвалида психика совершенно другая. И нужно так затронуть эмоциональные стороны души, чтобы он увидел свои возможности, чтобы у него появилось желание творить и получать от этого удовольствие. Одним из способов психологической помощи детям с ОВЗ является искусство.
Цель данного проекта:
- восстановление индивидуальной и общественной ценности детей – инвалидов, расширение их жизненного пространства через занятия творчеством и музыкой.
Задачи проекта:
- включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
- расширение круга интересов, творческих возможностей;
- воспитание первоначальных игровых и вокальных навыков.
Ожидаемый результат:
В результате реализации данного проекта – у ребенка – инвалида повысится положительная динамика общего эмоционального настроя: от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями. Расширятся социальные контакты, повысится самооценка, разовьются коммуникативные навыки.
При помощи пальчиковых и музыкально – ритмических упражнений улучшится координация движений, чувство ритма, мелкая моторика. Дети овладеют начальными навыками игры на ударно – шумовых инструментах. Полученные умения и навыки будут продемонстрированы на концерте, посвященном празднику весны, организованные для воспитанников и работников детского дома, с участием учащихся и преподавателей детской музыкальной школы.
Для реализации данного проекта была сформирована рабочая группа в составе:
Ковальчук Е.Г. – руководитель проекта, организатор занятий шумового оркестра, первая квалификационная категория.
Буцына Н.В. – концертмейстер, вторая квалификационная категория.
Тихонова О.Ю. – организатор вокальных занятий, первая квалификационная категория.
Лапаева С.В. – организатор творческих и игровых занятий, первая квалификационная категория.
- Этапы проекта
Этапы | Сроки | Виды деятельности |
I – подготовительный | август – сентябрь |
|
II – практический | октябрь – апрель |
|
III – аналитический | май |
|
Срок реализации проекта 10 месяцев
- Критерии реализации проекта
- Социальная значимость
- расширение диапазона слушателей;
- расширение возможности для общения и проявления творческих способностей детей – инвалидов;
- повышение самооценки детей с ограниченными возможностями, формирование коммуникативных навыков;
- повышение толерантного отношения здоровых детей к их сверстникам – инвалидам.
- Полнота реализации проекта:
- наличие планов занятий, сценариев мероприятий;
- четкое взаимодействие структур, задействованных в реализации проекта;
- помощь воспитателей в организации мероприятий;
- отсутствие переносов занятий, отказов от концертов;
- наличие договора о сотрудничестве;
- наличие у участников проекта потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта.
- Творческая эффективность проекта
- разработка лекционных материалов;
- обновление концертного репертуара учащихся и преподавателей;
- создание методического пособия для работы с детьми с ограниченными возможностями (пальчиковые игры и вокальные упражнения) для воспитателей детского дома;
- участие в муниципальном конкурсе «1001 идея нестандартного занятия с детьми»;
- подготовка концерта «Весенний праздник»
- Мероприятия проекта:
Проект представляет собой серию мероприятий, направленных на апробирование разнообразных форм работы и вовлечение детей с ограниченными возможностями в творческий процесс:
- занятия шумовым оркестром;
- вокальные занятия;
- игровые занятия;
- цикл бесед о музыкальных инструментах;
- концерты учащихся и преподавателей детской музыкальной школы;
- совместный концерт учащихся ДМШ и воспитанников детского дома.
- План мероприятий
№ п/п | Сроки | Название мероприятия | Ответственный |
1 | сентябрь |
| Лапаева С.В. Ковальчук Е.Г. |
2 | октябрь |
| Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В. Лапаева С.В. |
3 | ноябрь |
| Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В. Лапаева С.В. Тихонова О.Ю. |
4 | декабрь |
| Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В. Лапаева С.В. |
5 | январь |
| Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В. Лапаева С.В. |
6 | февраль |
| Ковальчук Е.Г. Тихонова О.Ю. Буцына Н.В. |
7 | март |
| Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В. Лапаева С.В. |
8 | апрель |
| Ковальчук Е.Г. Тихонова О.Ю. Буцына Н.В. Лапаева С.В. |
- Итоги реализации проекта:
- Дети активно включились в различные виды коллективной и индивидуальной деятельности, что позволило улучшить их двигательные навыки, мелкую моторику, координацию движений, укрепить мышцы кистей и пальцев рук, развить ритмические навыки.
- У детей расширился круг интересов и творческих возможностей.
- Дети освоили первоначальные игровые и вокальные навыки, освоилиударно – шумовые инструменты (ложки, маракасы, треугольники, бубенцы и т.д.). Разучили 5 вокальных произведений.
- Расширился общий музыкальный кругозор, посредством прослушивания концертных музыкальных номеров учащихся и преподавателей ДМШ.
- Повысился уровень педагогического и профессионального мастерства преподавателей ДМШ по работе с детьми с ограниченными возможностями.
- Общее количество детей с ОВЗ, принявших участие в проекте, составило около 50 человек.
- Общее количество учащихся и преподавателей, принявших участие в мероприятиях проекта, составило более 30 человек.