Программа по специальности аккордеон-баян 5 лет обучения
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Годовые требования
3. Контрольные требования
4. Литература
5. Методическая литература
6. Примерный репертуар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_akkordeon_no1.doc | 250 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа по специальности
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Детской школы искусств №8»
города Курска
аккордеон-баян
(5лет обучения) 1-5 классы
Составитель программы
Малышева Н.Н.
Категория высшая
Содержание программы:
- Пояснительная записка
- Годовые требования
- Контрольные требования
- Литература
- Методическая литература
- Примерный репертуарный список
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы;
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место в образовальном процессе
Программа учебного предмета «специальность» по виду инструмента «Аккордеон – баян», разработана на основе примерной программы института развития образования в сфере культуры и искусства и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (баян-аккордеон) в музыкальных отделениях школ искусств – проводятся в соответствии с учебными планами: 2 часа в неделю в 1-8классе обучения.
Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного процесса «специальность», а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры.
С первых лет обучения педагог должен прививать навыки ансамблевой игры. Начинать занятия ансамблем рекомендуется после получения обучающимся необходимых навыков игры на инструменте. Занятия, возможно, производить как на уроках специальности, так и в рамках предмета по выбору.
Для каждого класса в программе даны примеры перечни музыкальных произведений (различные по уровню сложности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучающимся, отличающихся к уровню общей подготовки, музыкальных способностей и другим индивидуальным данным.
- Срок реализации учебного предмета «специальность»
для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: шесть лет шесть месяцев до девяти лет – составляет 8 лет;
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность аккордеон-баян»
Таблица №1
Срок обучения | 8 лет | 9 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 1316 | 1530,5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 | 641, 5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 | 889 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока в 1 классе 35 минут, в 2-9 классах - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающего, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе баяна-аккордеона является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. На начальном этапе обучения педагог использует наглядности: таблицы, карточки и другие пособия, это дает возможность более доступно усваивать теоретический материал.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность – аккордеон-баян»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
• развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
• освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на трубе в пределах программы учебного предмета;
• овладение основными исполнительскими навыками игры на трубе,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;
• развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
• формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность аккордеон-баян».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность
(труба)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В
образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (труба)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица№2
Распределение по годам обучения | |||||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Продолжительность учебных занятий (в неделю) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | ||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 | 82,5 | |||||||||
641, 5 | |||||||||||
Количество часов на самостоятельные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | ||
Общее количество часов на самостоятельные занятия по годам | 664 | 666 | 666 | 999 | 999 | 999 | 1132 | 1132 | 1132 | ||
Общее количество часов на самостоятельные занятия | 757 | 132 | |||||||||
889 | |||||||||||
Максимальное количество часов по годам | 44 | 44 | 44 | 55 | 55 | 55 | 66,5 | 66,5 | 66,5 | ||
Общее максимальное количество часов по годам | 1132 | 1132 | 1132 | 1165 | 1165 | 1165 | 2214,5 | 2214,5 | 2214,5 | ||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 | 214,5 | |||||||||
1530,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
• самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
• посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
2. Годовые требования по классам
Срок обучения -8 (9) лет
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на зачетах, академических концертах, контрольных уроках.
1 класс – академический концерт во 2 полугодии (4 четверть)
исполнение 2-3 произведений
2-7 классы – 1полугодие Академический концерт (2 четверть)
исполнение 2 произведений
2-7 классы – 2 полугодие Академический концерт (4четверть)
исполнение 2 произведений
2-7 классы Контрольный урок (1 четверть)
исполнение 1-2 произведений
2-7 классы технический зачет (3 четверть)
исполнение: гаммы, этюды
8 класс.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах обучающиеся выступают на Академических концертах, зачетах, контрольных уроках.
Обучающиеся которые выступают на концертах, принимают участие в конкурсах – приравниваются к выступлению на академических концертах.
Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и достигнутые успехи и недостатки.
При выведении итоговой (переводной ) оценки учитывается следующее:
1) оценка годовой работы обучающегося, выведенная на основе результатов его продвижения;
2) оценка за выступления на академических концертах, а также результаты контрольных уроков;
3) другие выступления в течение года.
В течение учебного года педагог должен проработать с обучающимся:
Первый класс
12-15 различных музыкальных произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, пьесы, этюды);
гаммы до мажор, соль мажор правой рукой в 1 октаву.
Второй класс
- различных музыкальных произведений
3—4 этюда; 2 произведения с элементами полифонии: 7—12 пьес различного характера; несложные произведения для чтения нот с листа;
гаммы: До, Соль, Фа, Ре мажор двумя руками в одну октавы; гаммы ля, ми минор (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву;
тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях.
Третий класс
8-10 произве4ений: 3 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 4—6 пьес различного характера; 1-2 ансамбля:
чтение с листа произведений из репертуара первого класса;
транспонирование несложных мелодий в наученные тональности;
гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы: гаммы ля, ми минор (гармонические, мелодические, натуральные) двумя руками в две октавы; гаммы ре, соль минор каждой рукой отдельно в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие в этих тональностях каждой рукой отдельно в одну-две октавы.
Четвертый класс
6-8 произведений: 2 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 3-5 пьес различного характера; 1-2 ансамбля;
чтение с листа произведений из репертуара второго класса;
транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности;
гаммы мажорные и минорные до 4-х знаков двумя руками в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Пятый класс
6-7 произведений: 2 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 3-5 пьес различного характера; 1-2 ансамбля;
гаммы до 1 знака правой рукой в терцию
чтение с листа произведений из репертуара второго класса;
транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности;
гаммы мажорные и минорные до 4-х знаков двумя руками в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Шестой класс
5-7 произведений: 2 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 3-5 пьес различного характера; 1-2 ансамбля;
чтение с листа произведений из репертуара второго класса;
транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности;
гаммы мажорные и минорные до 4-х знаков двумя руками в две октавы; правой рукой в терцию,
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Седьмой класс
4-6 произведений: 1 этюд; 1 полифоническое произведение; 1произведение крупной формы; 1 ансамбль; 2-4 пьесы различного характера, одна из которых изучается самостоятельно;
чтение с листа произведений из репертуара 2-З классов; транспонирование произведений из репертуара 2-З классов на изученные тональности;
подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом; гаммы мажорные и минорные до 5-тв знаков в ключе двумя руками в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях;
хроматическую гамму двумя руками.
Восьмой класс
4 произведения различного характера
Контрольные требования по специальности
Аккордеон- баян
1класс
1 четверть
Контрольный урок. Учащиеся должны знать музыкальную грамоту, играть пьесы правой рукой.
Примерный репертуар:
Р.н.п. «Андрей – воробей»
Р.н.п. «Зайчик»
Р.н.п. «Василек»
Р.н.п. «Частушка»
Р.н.п. « Как под горкой»
М.Красев «Елочка»
Р.н.п. «Во поле орешина»
2 четверть
Контрольный урок.
Игра левой рукой, соединение двумя руками.
Примерный репертуар:
Р.н.п. «Белка»
Р.н.п. «Ах, вы сени мои, сени»
Р.н.п. «Дождик»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Р.н.п. «Котик»
Р.н.п. «Солнышко»
3 четверть
Контрольный урок.
Р.н.п. «Веселые гуси»
Б.н.п. «Перепелочка»
Б.н.п. «Блины»
М.н.п. «Уреки»
Г.н.п. «Сулико»
П.н.п. «Шла девица за водой»
4 четверть
Академический концерт.
Исполнение 2-3 произведений по выбору, изученных в течение года.
2 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гаммы C-dur, G-dur, правой рукой в две октавы.
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
С.Павин «Мамин вальс»
В.Лушников «Тирольский вальс»
Р.н.п. «Я на горку шла»
В.Иванов «Юмореска»
В.Бухвостов «Марш»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: этюд гаммы C-dur, G-dur, к.р. отдельно, правой рукой длинное арпеджио. Одаренные дети двумя руками C-dur,
G-dur длинное арпеджио.
Примерный репертуар:
Б.Барток «Этюд» до мажор
К.Черни «Этюд» соль мажор
Л.Шитте «Этюд» фа мажор
К.Мирек «Этюд» до мажор
В.Лушников «Этюд» соль мажор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
С.Конев «На реке»
Б.Кравченко «Караван»
В.Иванов «Полька»
Ю.Слонов «Русская песня»
Д.Штейльбельт «Сонатина»
Р.н.п. «Я на горку шла»
Б.н.т. «Краковяк»
Р.н.п. «Тонкая рябина»
С.Майкопар «Вальс»
3 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гамма D-dur двумя руками, короткие арпеджио.
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
В.Бухвостов «Утренний марш»
А.Доренский «Хоровод и наигрыш»
Обр. В.Шашкина «Во саду ли, в огороде»
Р.Шуман «Вальс»
А.Лядов «Ходил Ваня»
М.Блантер «Катюша»
В.Кузнецов «Страдания»
В.Моцарт «Ария»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: этюд, гамма A-dur, двумя руками арпеджио, трезвучия.
Примерный репертуар:
Э.Аарне «Этюд» ля минор
О.Агафонов «Этюд» соль минор
В.Грачев «Этюд» ля минор
В.Мотов «Этюд» до мажор, фа мажор
К.Мясков «Этюд» ре мажор
К.Черни «Этюд» до мажор, соль мажор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
Ф.Бушуев «Да в огороде»
У.н.т. «Гопак»
Л.Бетховен «Тирольская песня»
А.Гречанинов «Сот вьюном я хожу»
Р.н.п. «По Дону гуляет»
А.Касьянов «Русская песня»
В.Кузнецов «Вдоль да по речке»
А.Гурилев «Сарафанчик»
К.Листов «В землянке»
Л.Шитте «Игра в мяч»
Г.Гендель «Сонатина»
Р.н.п. Ах, ты береза»
4 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гамма a-moll к.р. отдельно.
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
В.Бухвостов «Не топила, не варила»
А.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
К.Мясков «Игра в мяч»
А.Алябьев «Соловей»
А.Дрейзен «Березка»
В.Назимов «У околицы»
Р.Глиер «Вальс»
А.Мирек «Дивлюсь я на небо»
А.Дворжак «Танец»
Н.Чайкин «Русский танец»
С.Бубенцова «Яблочко»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: Этюд гамма a-moll е-moll двумя руками, арпеджио, аккорды, трезвучия.
Примерный репертуар:
В.Агеев «Этюд» соль мажор
О.Больк «Этюд» до мажор
А.Бухвостов «Этюд» ми минор, ля минор
А.Гуськов «Этюд» соль мажор
В.Иванов «Этюд» ми минор
Б.Кисилев «Этюд» ми минор
Н.Чайкин «Этюд» фа минор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
А.Попп «Манчестер-Ливерпуль»
А.Шустав «Блины»
Г.Пономарев «Ивушка»
Е.Дербенко «Осенняя прогулка»
П.Лондонов «Родные дали»
И.Штраус «Вальс»
И.Бах «Прелюдия»
В.Шашкин «Здравствуй, гостья зима»
А.Соге «Уличный певец»
С.Ипатов «Губная гармошка»
В.Мурадели «Россия – Родина моя»
А.Гурилев «Матушка-голубушка»
В.Гаврилин «Шутка»
5 класс
1четверть
Контрольный урок. Исполнение двух произведений .
2 четверть
Академический концерт.
В.Темнов «Озорная кадриль»
В.Басюла «Свадьба в селе»
И.Штраус «Персидский марш»
Д.Керн «Дым»
А.Пьяццсоло «Либертанго»
И.Дунаевский «Как много девушек хороших»
О.Горохов «Сон»
А.Дашкевич «Увертюра»
А.Иванов Танцующие пальцы»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: Этюд гамма a-moll е-moll двумя руками, арпеджио, аккорды, трезвучия.
О.Агафонов «Этюд-напев»
А.Воленберг «Этюд» ми мажор
М.Геллер «Этюд» до мажор
В.Мотов «Этюд» ля минор
Б.Тихонов «Этюд» соль мажор
Л.Шитте «Этюд» си минор
Ю.Шишаков «Этюд» ля минор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
В.Бухвостов «Русская зима»
А.Иванов «Посею лебеду на берегу»
И.Брамс «Венгерский танец №5»
М.Двилянский «Чардаш»
Е.Кузнецов «Кадриль»
М.Двилянский «Вальс»
Е.Дербенко «Емеля на печи»
И.Бах «Хорал»
М.Глинка «Фуга»
А.Лядов «Протяжная»
Л.Бетховен «Сонатина»
Н.Чайкин «Маленькое рондо»
Д.Чимороза «Сонатина»
И.С.Бах «Ария»
Г.Гендель «Ария»
6 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гамма a-moll, e-moll двумя руками
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
Блинов Ю. «Что пониже было города Саратова»
Бухвостов В. «В саду»
Иванов В. «Дуня тонкопряха»
Комисаров Н. «Ходила младешенька»
Глиер Р. «Рондо»
Дога Е. «Вальс»
Рохлин Е. «Веретино»
Маслов Б. «Четкий ритм»
Селиванов Н. «Шуточка»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: Этюд гамма a-moll е-moll двумя руками, арпеджио, аккорды, трезвучия.
Примерный репертуар:
Г.Берлини. Этюд» соль мажор
В.Команджиев. Этюд ре минор
Лешкогорн А. Этюд фа мажор
Лондонов П. Этюд ля минор
Сорокин К. Этюд-картинка
Черемушкин М. Этюд-картинка
Шишаков Ю. Этюд ля минор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
Шахов Г. «Ой послала меня мать»
Мотов В. «На лодочке»
Мотов В. «Ехал на ярмарку ухарь купец»
Клементи М. «Рондо»
Скарлатти Д. «Соната до мажор»
Любарский Н. «Вариации на русские темы»
Медынь Я. «Сонатина»
7 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гамма a-moll, e-moll двумя руками
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: Этюд гамма a-moll е-moll двумя руками, арпеджио, аккорды, трезвучия.
Примерный репертуар:
Г.Берлини. Этюд» соль мажор
В.Команджиев. Этюд ре минор
Лешкогорн А. Этюд фа мажор
Лондонов П. Этюд ля минор
Сорокин К. Этюд-картинка
Черемушкин М. Этюд-картинка
Шишаков Ю. Этюд ля минор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
Шахов Г. «Ой послала меня мать»
Мотов В. «На лодочке»
Мотов В. «Ехал на ярмарку ухарь купец»
Клементи М. «Рондо»
Скарлатти Д. «Соната до мажор»
Любарский Н. «Вариации на русские темы»
Медынь Я. «Сонатина»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Колиадини С. «Пьеса на греческую тему»
Фред Д. «Мандолина»
8 класс
1четверть
Контрольный урок. Исполнение двух произведений (можно по нотам).
2 четверть
Прослушивание двух произведений наизусть.
3 четверть
Прослушивание трех произведений наизусть
4 четверть
Литература.
А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» Москва 1997г.
А.Лушников «Школа игры на аккордеоне» Москва 1985г.
П.Лондонов «Школа игры на аккордеоне» Москва 2002г.
А.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Москва 2006г.
Хрестоматия аккордеониста 1-2 класс. Москва 1986г.
Хрестоматия аккордеониста 3 класс. Москва 1980г.
Хрестоматия аккордеониста 3-4 класс Москва 1993г.
Хрестоматия аккордеониста 5 класс. Москва 1988г.
А.Крылусов «Хрестоматия баяниста» Москва 19991г.
«Аккордеон в музыкальной школе» Москва 1976г.
В.Бухвостов «Школа игры на баяне» Москва 1982г.
А.Онегин «Школа игры на баяне» Москва 1984г.
Ю.Акимов «Школа игры на баяне» Москва 1978г.
В.Заболоцкий «Первое знакомство с баяном» 1975г.
А.Иванов «Начальный курс обучения игры на баяне» 1963г.
Г.Бойцова «Юный аккордеонист» 1994
М.Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» 1988г.
Аз.Иванов «Руководство игры на аккордеоне» 1990г.
«Кораблик» альбом детских сочинений для баяна-аккордеона. Издательство «Композитор» 2001г.
А.Мирек «Школа игры на аккордеоне» 1984г.
Ф.Бушуев «Альбом начинающего аккордеониста» 1982г.
«Народные песни и танцы для баяна-аккордеона» выпуски 1-14.
«Педагогический репертуар аккордеониста» 1-2 классы составители
В.Алехин, В.Грачев 1976г.
«Педагогический репертуар баяниста» 1-2 классы составители С.Павин, Ф.Бушуев 1987г.
«Репертуар аккордеониста» выпуск 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 58.
«Полифонические произведения для баяна-аккордеона» составитель В.Иванов 1972г.
«Произведения советских композиторов для баяна-аккордеона»
Методическая литература
С.Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2003г.
Федорова Г.П. «Упражнения для развития правильного взаимодействия всех частей игрового аппарата» «Детство-пресс» 2000г.
Л.Н. Алексеева «Музыкальная азбука» учебник-тетрадь для первоклассника Московская государственная консерватория им П.И.Чайковского 2000г.
К.С. Белорусец «Музыкальный конструктор» Изд. «Открытый мир» 2003г.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными видами контроля успеваемости являются:
• текущий контроль успеваемости обучающихся
• промежуточная аттестация
• итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль
направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:
• отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
• качество выполнения предложенных заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация
определяет успешность развития обучающегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (труба)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в
рамках промежуточной (экзаменационной аттестации).
На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждениярасписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения
«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен)
определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей
документации.
Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в результате болезни или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не
позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно Положению о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).
2. Критерии оценки
Таблица №3
5 (отлично) | технически качественно и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 (хорошо) | оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и вхудожественном) |
3 (удовлетворит) | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 (неудовлет) | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних заданий, а так же плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» без оценки | отражает достаточный уровень подготовки исполнении на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного
года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на трубе является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки рук, корпуса, посадки за инструментом.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности -должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности трубы.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
2. Периодичность занятий - каждый день.
Количество занятий в неделю - от двух до четырех часов.
3. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических
традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. Возможные виды домашнего задания:
• упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
• работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
• работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);
Чтение с листа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение нот с листа является одним из основных видов работы по формированию музыканта-исполнителя.
Грамотное беглое чтение с листа дает возможность учащемуся в короткий срок познакомиться с большим количеством произведений, что расширяет музыкальный кругозор и повышает техническое мастерство.
Исполнение музыкальных произведений на баяне-аккордеоне обладает своей спецификой. Читая ноты с листа, баянист-аккордеонист лишен возможности хоть «краем глаза» иногда контролировать положение рук на клавиатуре, поэтому первоочередное значение для исполнителя имеет ощущение клавиатуры. Тот учащийся, который привык постоянно смотреть на правую клавиатуру в процессе разбора или проигрывания произведения, развивает лишь зрительное представление о клавиатуре, а не ощущение ее, и он не сможет прочитать простейшего музыкального произведения в едином темпе без остановок.
Особенно необходимо твердое знание и уверенное ощущение левой клавиатуры баяна или аккордеона, так как левая рука исполнителя исполняет две функции: она нажимает клавиши-кнопки, а также разжимает и сжимает мех инструмента. Важную роль в развитии музыкального мышления учащегося, исполнительских навыков, умение быстро анализировать форму музыкальных произведений играет умение читать по нотам. Разумеется, заниматься этим можно лишь после того, как будет пройден начальный этап обучения: правильная постановка инструмента, рук, основы аппликатуры и правильного ведения меха, осязательные навыки.
Научиться хорошо читать ноты может каждый учащийся, если он будет заниматься этим вдумчиво и систематически. При систематических занятиях вырабатывается быстрая ориентация в незнакомом тексте, способность прочитывать и запоминать его, чувствуя логику гармонического развития и музыкальной мысли, слышать звучание нотного текста без инструмента, что, в конечном счете, дает возможность играть незнакомый текст с листа без остановок. Таким образом, чтение нот с листа развивает и музыкальность, и музыкальное мышление.
Но для успешного чтения с листа недостаточно только хорошо представлять правую и левую клавиатуры инструмента. Не менее важно развитие музыкально-слуховых представлений. Внутренний слух, то есть умение не только пропеть, но и мысленно воспроизвести мелодическую последовательность или гармоническое сочетание, является необходимым условием самоконтроля.
Кроме того, следует обратить внимание на метро-ритмическое развитие учащегося, воспитание чувства лада и формы.
Эта теоретическая и практическая подготовка будет способствовать осмысленному и грамотному чтению с листа.
Работа над чтением с листа производится следующим образом: прежде чем приступить к проигрыванию незнакомого музыкального произведения необходимо зрительно проанализировать его: определить тональность, размер, особенности изложения мелодии и аккомпанемента, ритмическое соотношение между ними. Далее учащийся проигрывает произведение в медленном темпе, не соблюдая нюансов. Но недопустимые фальшивые ноты, искажение мелодии, ритма, неточности аккомпанемента, нарушение аппликатуры. Трудные такты повторяются несколько раз. Далее – более подробное ознакомление с произведением: работа над отдельными фразами с соблюдением динамических оттенков.
Проигрывая затем произведение с начала до конца, учащийся стремится к раскрытию художественного замысла композитора, обобщая главное внимание на музыкальность исполнения.
Чтение нот с листа заключается в исполнении произведения по нотам, без предварительного разбора. Это позволяет получить общее представление о произведении – его характере, стиле, фактуре, технико-исполнительских и художественных особенностях.
Данный вид работы возможен уже в начальный период обучения, когда учащийся научился ориентироваться в нотном тексте и приобрел некоторые навыки игры.
Чтение с листа активизирует внутренний слух. Вначале его роль сводится к контролю над извлеченными звуками.
Умение читать ноты необходимо всем обучающимся музыке: это расширяет музыкальный кругозор, развивает слух, способствует освобождению исполнительского аппарата, выработке ориентации на клавиатуре, везде, где требуется квалификационная игра по нотам.
Особенное значение имеет навык чтения с листа в аккомпанеаторской практике баяниста-аккордеониста, при игре в оркестре, ансамбле – словом везде, где требуется профессиональная игра по нотам.
«Ты музыкален, если в новой вещи приблизительно
чувствуешь, что должно быть дальше»./Р.Шуман/
Проигрывая затем произведение с начала до конца, учащийся стремится к раскрытию художественного замысла композитора, обобщая главное внимание на музыкальность исполнения.
Контрольные требования
1класс
Контрольный урок 4 четверть.
Исполнение простых мелодий правой рукой в одной позиции.
Примерный репертуар.
Р.н.п. «Заинька»
Р.н.п. «Кисель»
Р.н.п. «Зима»
Р.н.п. «Котик»
Р.н.п. «У кота»
Р.н.п. «Андрей-воробей»
2 класс
Контрольный урок 2 четверть.
Контрольный урок 4 четверть.
Репертуар 1 класса тональности C-dur, G-dug, F-dur, правой и левой рукой отдельно, с соблюдением указанных штрихов. Игра с листа целых, половинных и четвертных нот.
Примерный репертуар.
А.Филлипенко «Цыплята»
Р.Божилин «Эхо»
Р.н.п. «Котик»
Р.н.п. «Василек»
Р.н.п «Как под горкой»
Р.н.п. «Зайка»
Р.н.п. «Зима»
Р.н.п. «Пожар»
Р.н.п. «На зеленом лугу»
Р.н.п. «Теремок»
Б.н.п. «Пчелка»
Р.н.п. «Частушка»
3 класс
Контрольный урок 2 четверть.
Контрольный урок 4 четверть.
Игра двумя руками произведений из репертуара первого класса в тональности C-dur, G-dug,
F-dur, a-moll.
Примерный репертуар.
Р.н.п. «Белка»
Р.н.п. «Ах вы, сени мои сени»
М.Красев «Елочка»
Б.н.п. «Перепелочка»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Р.н.п. «Дождик»
Б.н.п. «Блины»
Р.н.п. «Ладушки»
Р.н.п. «Сорока»
Р.н.п. «Заинька»
Р.н.п. «Петушок»
4 класс
Контрольный урок 2 четверть.
Контрольный урок 4 четверть.
Игра двумя руками из репертуара второго класса в тональности C-dur, G-dug,
F-dur, a-moll, D-dur, A-dur.
Примерный репертуар.
Р.н.п. «А я по лугу»
Р.н.п. «Я на горку шла»
Р.н.п. «Веселые гуси»
Р.Божилин «Кукольный вальс»
Р.н.п. «Вдоль да по речке»
В.Игнатьев «Ехали медведи»
М.Качурбин «Мишка с куклой»
В.Иванов «Юмореска»
А.Том «Вечерняя песня»
А.Березняк «Ручеек»
А.Лепин «Полька»
В.Калинников «Тень-тень»
5 класс
Контрольный урок 2 четверть.
Контрольный урок 4 четверть.
Игра двумя руками произведений из репертуара 3 класса в тональности C-dur, G-dug, F-dur, a-moll, D-dur, A-dur, В-dur, e-moll, E-dur.
Примерный репертуар.
Е.Тиличева «Праздничный марш»
В.Иванов «Полька»
Укр.н.т. «Казачок»
Р.Шуман «Вальс»
С.Павин «Не летай соловей»
Ф.Бушуев «Белолица круглолица»
Б.н.т. «Бульба»
Р.н.п. «Полянка»
Б.Барток «Песня»
В.Моцарт «Полонез»
А.Гедике «Мазурка»
Р.н.п. «Ах ты, береза»
Д.Шостакович «Шарманка»
Список используемой литературы:
Ф.Бушуев «Педагогический репертуар аккордеониста. 1-2 классы» 1980г.
А.Онегин «Школа игры на баяне» 1984г.
В.Лушников «Школа игры на баяне» 1980г.
В.Алехин «Альбом начинающего аккордеониста» 1973г.
С.Павин «Народные песни и танцы для начинающих» 1979г.
А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» 1978г.
А.Бурмистров «Альбом начинающего баяниста» 1983г.
А.Басурманов «Репертуар баяниста 1-2 классы» 1986г.
«Хрестоматия аккордеониста» Москва «Советский композитор» 1978г.
Г.бойцова «Юный аккордеонист» 1994г.
«Легкие пьесы для чтения с листа на аккордеоне» Москва 1983г.
Ф.Бушуев «Альбом начинающего аккордеониста» 1982г.
А.Новиков «Альбом начинающего аккордеониста» 1980г.
Годовые требования
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на зачетах, академических концертах, контрольных уроках.
1 класс – академический концерт во 2 полугодии (4 четверть)
исполнение 2-3 произведений
2-4 классы – 1полугодие Академический концерт (2 четверть)
исполнение 2 произведений
2-4 классы – 2 полугодие Академический концерт (4четверть)
исполнение 2 произведений
2-4 классы Контрольный урок (1 четверть)
исполнение 1-2 произведений
2-4 классы технический зачет (3 четверть)
исполнение: гаммы, этюды
5 класс.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах обучающиеся выступают на Академических концертах, зачетах, контрольных уроках.
Обучающиеся которые выступают на концертах, принимают участие в конкурсах – приравниваются к выступлению на академических концертах.
Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и достигнутые успехи и недостатки.
При выведении итоговой (переводной ) оценки учитывается следующее:
1) оценка годовой работы обучающегося, выведенная на основе результатов его продвижения;
2) оценка за выступления на академических концертах, а также результаты контрольных уроков;
3) другие выступления в течение года.
В течение учебного года педагог должен проработать с обучающимся:
Первый класс
12-15 различных музыкальных произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, пьесы, этюды);
гаммы до мажор, соль мажор правой рукой в 1 октаву.
Второй класс
- различных музыкальных произведений
3—4 этюда; 2 произведения с элементами полифонии: 7—12 пьес различного характера; несложные произведения для чтения нот с листа;
гаммы: До, Соль, Фа, Ре мажор двумя руками в одну октавы; гаммы ля, ми минор (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву;
тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях.
Третий класс
8-10 произве4ений: 3 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 4—6 пьес различного характера; 1-2 ансамбля:
чтение с листа произведений из репертуара первого класса;
транспонирование несложных мелодий в наученные тональности;
гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы: гаммы ля, ми минор (гармонические, мелодические, натуральные) двумя руками в две октавы; гаммы ре, соль минор каждой рукой отдельно в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие в этих тональностях каждой рукой отдельно в одну-две октавы.
Четвертый класс
6-8 произведений: 2 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 3-5 пьес различного характера; 1-2 ансамбля;
чтение с листа произведений из репертуара второго класса;
транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности;
гаммы мажорные и минорные до 4-х знаков двумя руками в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.
Пятый класс
4-6 произведений: 1 этюд; 1 полифоническое произведение; 1произведение крупной формы; 1 ансамбль; 2-4 пьесы различного характера, одна из которых изучается самостоятельно;
чтение с листа произведений из репертуара 2-З классов; транспонирование произведений из репертуара 2-З классов на изученные тональности;
подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом; гаммы мажорные и минорные до 5-тв знаков в ключе двумя руками в две октавы;
тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях;
хроматическую гамму двумя руками.
Контрольные требования по специальности
баян-аккордеон
1класс
1 четверть
Контрольный урок. Учащиеся должны знать музыкальную грамоту, играть пьесы правой рукой.
Примерный репертуар:
Р.н.п. «Андрей – воробей»
Р.н.п. «Зайчик»
Р.н.п. «Василек»
Р.н.п. «Частушка»
Р.н.п. « Как под горкой»
М.Красев «Елочка»
Р.н.п. «Во поле орешина»
2 четверть
Контрольный урок.
Игра левой рукой, соединение двумя руками.
Примерный репертуар:
Р.н.п. «Белка»
Р.н.п. «Ах, вы сени мои, сени»
Р.н.п. «Дождик»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Р.н.п. «Котик»
Р.н.п. «Солнышко»
3 четверть
Контрольный урок.
Р.н.п. «Веселые гуси»
Б.н.п. «Перепелочка»
Б.н.п. «Блины»
М.н.п. «Уреки»
Г.н.п. «Сулико»
П.н.п. «Шла девица за водой»
4 четверть
Академический концерт.
Исполнение 2-3 произведений по выбору, изученных в течение года.
2 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гаммы C-dur, G-dur, правой рукой в две октавы.
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
С.Павин «Мамин вальс»
В.Лушников «Тирольский вальс»
Р.н.п. «Я на горку шла»
В.Иванов «Юмореска»
В.Бухвостов «Марш»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: этюд гаммы C-dur, G-dur, к.р. отдельно, правой рукой длинное арпеджио. Одаренные дети двумя руками C-dur,
G-dur длинное арпеджио.
Примерный репертуар:
Б.Барток «Этюд» до мажор
К.Черни «Этюд» соль мажор
Л.Шитте «Этюд» фа мажор
К.Мирек «Этюд» до мажор
В.Лушников «Этюд» соль мажор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
С.Конев «На реке»
Б.Кравченко «Караван»
В.Иванов «Полька»
Ю.Слонов «Русская песня»
Д.Штейльбельт «Сонатина»
Р.н.п. «Я на горку шла»
Б.н.т. «Краковяк»
Р.н.п. «Тонкая рябина»
С.Майкопар «Вальс»
3 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гамма D-dur двумя руками, короткие арпеджио.
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
В.Бухвостов «Утренний марш»
А.Доренский «Хоровод и наигрыш»
Обр. В.Шашкина «Во саду ли, в огороде»
Р.Шуман «Вальс»
А.Лядов «Ходил Ваня»
М.Блантер «Катюша»
В.Кузнецов «Страдания»
В.Моцарт «Ария»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: этюд, гамма A-dur, двумя руками арпеджио, трезвучия.
Примерный репертуар:
Э.Аарне «Этюд» ля минор
О.Агафонов «Этюд» соль минор
В.Грачев «Этюд» ля минор
В.Мотов «Этюд» до мажор, фа мажор
К.Мясков «Этюд» ре мажор
К.Черни «Этюд» до мажор, соль мажор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
Ф.Бушуев «Да в огороде»
У.н.т. «Гопак»
Л.Бетховен «Тирольская песня»
А.Гречанинов «Сот вьюном я хожу»
Р.н.п. «По Дону гуляет»
А.Касьянов «Русская песня»
В.Кузнецов «Вдоль да по речке»
А.Гурилев «Сарафанчик»
К.Листов «В землянке»
Л.Шитте «Игра в мяч»
Г.Гендель «Сонатина»
Р.н.п. Ах, ты береза»
4 класс
1 четверть
Контрольный урок.
Исполнение 1 пьесы. Гамма a-moll к.р. отдельно.
2 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
В.Бухвостов «Не топила, не варила»
А.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
К.Мясков «Игра в мяч»
А.Алябьев «Соловей»
А.Дрейзен «Березка»
В.Назимов «У околицы»
Р.Глиер «Вальс»
А.Мирек «Дивлюсь я на небо»
А.Дворжак «Танец»
Н.Чайкин «Русский танец»
С.Бубенцова «Яблочко»
3 четверть
Технический зачет.
Контрольный урок. Исполнение: Этюд гамма a-moll е-moll двумя руками, арпеджио, аккорды, трезвучия.
Примерный репертуар:
В.Агеев «Этюд» соль мажор
О.Больк «Этюд» до мажор
А.Бухвостов «Этюд» ми минор, ля минор
А.Гуськов «Этюд» соль мажор
В.Иванов «Этюд» ми минор
Б.Кисилев «Этюд» ми минор
Н.Чайкин «Этюд» фа минор
4 четверть
Академический концерт. Исполнение двух произведений.
Примерный репертуар:
А.Попп «Манчестер-Ливерпуль»
А.Шустав «Блины»
Г.Пономарев «Ивушка»
Е.Дербенко «Осенняя прогулка»
П.Лондонов «Родные дали»
И.Штраус «Вальс»
И.Бах «Прелюдия»
В.Шашкин «Здравствуй, гостья зима»
А.Соге «Уличный певец»
С.Ипатов «Губная гармошка»
В.Мурадели «Россия – Родина моя»
А.Гурилев «Матушка-голубушка»
В.Гаврилин «Шутка»
5 класс
1четверть
Контрольный урок. Исполнение двух произведений (можно по нотам).
2 четверть
Прослушивание двух произведений наизусть.
3 четверть
Прослушивание трех произведений наизусть
4 четверть
Примерный репертуар:
Государственный экзамен.
В.Бухвостов «Русская зима»
А.Иванов «Посею лебеду на берегу»
И.Брамс «Венгерский танец №5»
М.Двилянский «Чардаш»
Е.Кузнецов «Кадриль»
В.Темнов «Озорная кадриль»
В.Басюла «Свадьба в селе»
И.Штраус «Персидский марш»
Д.Керн «Дым»
А.Пьяццсоло «Либертанго»
И.Дунаевский «Как много девушек хороших»
О.Горохов «Сон»
А.Дашкевич «Увертюра»
А.Иванов Танцующие пальцы»
М.Двилянский «Вальс»
Е.Дербенко «Емеля на печи»
И.Бах «Хорал»
М.Глинка «Фуга»
А.Лядов «Протяжная»
Л.Бетховен «Сонатина»
Н.Чайкин «Маленькое рондо»
Д.Чимороза «Сонатина»
И.С.Бах «Ария»
Г.Гендель «Ария»
Примерный репертуарный список
1 класс
Этюды.
«Этюды для аккордеона» В.Бажилин.
«Этюды для аккордеона» К.Барток.
«Этюды для аккордеона» П.Лондонов.
Народные пьесы и танцы.
Школа игры на аккордеоне. Составители А.Мирек, П.Лондонов, В.Лушников.
«Василек»
«Цыплята»
«Пожарные»
«Веселые гуси»
«У кота»
«Эхо»
«Радуга»
«На зеленом лугу»
«Петушок»
«Как у наших у ворот»
«Как под горкой»
Произведения русских, советских и зарубежных композиторов.
А.Гурилев «Песенка»
Г.Наумов «Вальс»
А.Салин «Вальс»
Х.Глюк «Мелодия»
В.Моцарт «Менует»
В.Лушников «Песенка»
Д.Кобалевский «Полька»
А.Филлипенко «Праздничкая»
М.Красев «Маленькая елочка»
М.Жилитнский «Дождик»
2 класс
Этюды.
Б.Барток «Этюд» ре мажор
В.Бухвостов «Этюд» до мажор
К.Радионов «Этюд» ля минор
И.Шестериков «Этюд» соль мажор
Г.Беренс «Этюд» ля минор
К.Черни «Этюд» ре мажор
Л.Шитте «Этюд» соль мажор
К.Мирек «Этюд» ре мажор
Народные пьесы и танцы.
«Я на горку шла»
«Светит месяц»
«Вдоль да по речку» обр. В.Кузнецова
«Чернобровый черноокий» обр. В.Бухвостова
«Бульба»
«Краковяк»
«Белолица круглолица» обр. Ф.Бушуева
«Тонкая рябина»
«Пожар» обр. С.Кузнецова
«Пересохни Волга-речка» обр.В.шашкина
Произведения русских, советских и зарубежных композиторов.
С.Павин «Мамин вальс»
В.Лушников «Тирольский вальс»
В.Калинников «Колыбельная песня»
И.Бах «Менует»
Т.Хренников «Речная песенка»
Ф.Шуберт «Лендлер»
А.Варламов «Песня»
Ю.Блинов «Грустная песенка»
В.Бухвостов «Марш»
В.Иванов «Полька»
В.Иванов «Юмореска»
С.Коняев «На реке»
Б.Кравченко «Караван»
С.Майкопар «Вальс»
П.Лондонов «Напев»
А.Холминов «Дождик»
Н.Чайкин «Колыбельная»
Д.Шостакович «Танец»
Полифонические произведения.
И.Бах «Ария»
А.Гречанинов «Грустная песня»
Д.Кобалевский «Печальный рассказ»
Обр. А.Ключарева «Со вьюном я хожу»
Ю.Слонов «Русская песня»
С.Шевченко «Полифоническая пьеса»
Произведения крупной формы.
К. Вильтон «Сонатина»
Д.Тюрк «Сонатина»
Д.Штейбельт «Сонатина»
3 класс
Этюды
Э.Аарне «Этюд» ля минор
О.Агафонов «Этюд» соль минор
В.Грачев «Этюд» ля минор
В,Бухвостов «Этюд» до мажор
В.Мотов «Этюд» до мажор
К. Мясков «Этюд» ля минор
Н.Чайкин «Этюд» фа мажор
К.Черни «Этюд» до мажор, фа мажор
Л.Шитте «Этюд» ля минор, фа мажор
Народные пьесы и танцы.
В.Бухвостов «Я на горку шла»
У.Н.Т «Гопак»
Л.Бетховен «Тирольская песня»
Ф.Бушуев «Да в огороде»
Л.Гаврилов «А мы просо сеяли»
А.Гречанинов «Со вьюном я хожу»
В.Жигалов «Ой, дивчино, шумить гай»
В.Кузецов «Вдоль да по речке»
Р.Н.П. «Ах ты, береза»
Произведения русских, советских и зарубежных композиторов.
А.Варламов «Вдоль по улице метелица метет»
А.Гурилев «Сарафанчик»
Н.Римский –Корсаков «Песня Леля»
И.Гайдн «Немецкий танец»
В.Моцарт «Вальс»
Л.Шитте «Игра в мяч»
Р.Шуман «Марш»
М.Блантер «Катюша»
Л.Гаврилов «Маленький хоровод»
К.Листов «В землянке»
Полифонические произведения.
В.Алехин «Ой, под горою», «За речкою, за быстрою»
И.Бах «Менуэт»
Е.Голубев «Колыбельная»
Н.Горлов «Протяжная»
А.Касьянов «Русская песня»
А.Лядов «Ходил Ваня»
В.Моцарт «Ария»
С.Томин «Эхо»
Ю.Щуровский «Песня»
Произведения крупной формы.
А.Гедике «Сонатина»
Г.Гендель «Сонатина»
Ю.Наймушин «Сонатина»
Д.Штейбельт «Сонатина»
4 класс
Этюды
В.Агеев «Этюд» соль мажор
О.Больк «Этюд» до мажор
А.Бухвостов «Этюд» ля мажор, ми можор
М.Геллер «Этюд» до мажор
А.Гуськов «Этюд» соль мажор
В.Иванов «Этюд» ми минор
Б.Кисилев «Этюд» ми минор
С.Майкопар «Этюд» ля минор
А.Мирек «Этюд» до мажор
Н.Чайкин «Этюд» фа минор
К.Черни «Этюд» до мажор, ре минор, фа мажор
Народные пьесы и танцы.
В.Бухвостов «Не топила, не варила»
Ю.Зацарный «Эх, калинушка»
Г.Понаморев «Ивушка»
Г.Тышкевич «Бульба»
А.Шашкин «При долинушке калинушка стоит»
А.Мирек «Дивлюся я на небо»
П.шашкин «Возле речки, возле моста»
А.Шустав «Блины»
С.Бубенцова «Яблочко»
Произведения русских, советских и зарубежных композиторов.
А.Алябьев «Соловей»
П.Булахов «Тройка»
А.Гурилев «Матушка-голубушка»
А.Дворжак «Танец»
Д.Гершвин «Чудесно!»
Л.Подешт «Бабушка, научи меня танцевать»
А.Попп «Манчестер-Ливерпуль»
А.Соге «Уличный певец»
А.Арутюнян «Уличный певец»
В.Гаврилин «Шутка»
Р.Глиер «Вальс»
Е.Дербенко «Осенняя прогулка»
С.Ипатов «Губная гармошка»
П.Лондонов «Родные дали»
В.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
Н.Чайкин «Русский танец»
В.Мурадели «Россия – Родина моя»
В.Ивановичи «Дунайские волны»
Полифонические произведения.
И.Бах «Менуэт»
И.Бах «Ария»
М.Глинка «Двухголосная фуга»
А.Корелли «Сарабанда»
А.Лядов «Русская песня»
Ю.Щуровский «Канон»
Произведения крупной формы.
Л.Бетховен «Сонатина»
А.Глазунов «Сонатина»
М.Клементи «Рондо»
Д.Чимароза «Сонатина»
5 класс
Этюды
О.Агафонов «Этюд-напев»
А.Воленберг «Этюд» ми мажор
М.Геллер «Этюд» до мажор
В.Мотов «Этюд» ля минор
Б.Тихонов «Этюд» соль мажор
Л.Шитте «Этюд» си минор
Ю.Шишаков «Этюд» ля минор
Народные пьесы и танцы.
В.Бухвостов «Русская зима»
А.Иванов «Посею лебеду на берегу»
И.Брамс «Венгерский танец №5»
М.Двилянский «Чардаш»
А.Воленберг «Крестьянская хора»
Е.Кузнецов «Грустиночка»
Е.Кузнецов «Кадриль»
В.Темнов «Озрная кадриль»
Аз.Иванов «Вдоль по Питерской»
В.Захаров «Колхозная полька»
В.Басюла «Свадьба в селе»
Произведения зарубежных композиторов.
И.Штраус «Персидский марш»
И.Штраус «Сказки венского леса»
К.Карроцца «Тико-тико»
Д.Керн «Дым»
А.Пьяццсоло «Танго»
Произведения русских и советских композиторов.
А.Лепин «Вальс»
И.Дунаевский «Как много девушек хороших»
В.Иванов «Вальс воспоминания»
А.Дашкевич «Увертюра»
О.Горохов «Сон»
И.Дунаевский «Полька»
А.Иванов «Танцующие пальцы»
М.Двилянский «Вальс»
П.Чайковский «Ната-вальс»
Е.Дербенко «Емеля на печи»
Полифонические произведения.
И.Бах «Хорал»
Гендель «Сарабанда»
И.Бах «Хоральная прелюдия»
М.Глинка «Фуга»
А.Лядов «Протяжная»
Произведения крупной формы.
Л.Бетховен «Сонатина»
К.Вебер «Сонатина»
А.Диабелли «Сонатина»
Н.Чайкин «Маленькое рондо»
Д.Чимароза «Сонатина»
В.Моцарт «Сонатина»
Литература.
А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» Москва 1997г.
А.Лушников «Школа игры на аккордеоне» Москва 1985г.
П.Лондонов «Школа игры на аккордеоне» Москва 2002г.
А.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Москва 2006г.
Хрестоматия аккордеониста 1-2 класс. Москва 1986г.
Хрестоматия аккордеониста 3 класс. Москва 1980г.
Хрестоматия аккордеониста 3-4 класс Москва 1993г.
Хрестоматия аккордеониста 5 класс. Москва 1988г.
А.Крылусов «Хрестоматия баяниста» Москва 19991г.
«Аккордеон в музыкальной школе» Москва 1976г.
В.Бухвостов «Школа игры на баяне» Москва 1982г.
А.Онегин «Школа игры на баяне» Москва 1984г.
Ю.Акимов «Школа игры на баяне» Москва 1978г.
В.Заболоцкий «Первое знакомство с баяном» 1975г.
А.Иванов «Начальный курс обучения игры на баяне» 1963г.
Г.Бойцова «Юный аккордеонист» 1994
М.Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» 1988г.
Аз.Иванов «Руководство игры на аккордеоне» 1990г.
«Кораблик» альбом детских сочинений для баяна-аккордеона. Издательство «Композитор» 2001г.
А.Мирек «Школа игры на аккордеоне» 1984г.
Ф.Бушуев «Альбом начинающего аккордеониста» 1982г.
«Народные песни и танцы для баяна-аккордеона» выпуски 1-14.
«Педагогический репертуар аккордеониста» 1-2 классы составители
В.Алехин, В.Грачев 1976г.
«Педагогический репертуар баяниста» 1-2 классы составители С.Павин, Ф.Бушуев 1987г.
«Репертуар аккордеониста» выпуск 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 58.
«Полифонические произведения для баяна-аккордеона» составитель В.Иванов 1972г.
«Произведения советских композиторов для баяна-аккордеона»
Методическая литература
С.Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2003г.
Федорова Г.П. «Упражнения для развития правильного взаимодействия всех частей игрового аппарата» «Детство-пресс» 2000г.
Л.Н. Алексеева «Музыкальная азбука» учебник-тетрадь для первоклассника Московская государственная консерватория им П.И.Чайковского 2000г.
К.С. Белорусец «Музыкальный конструктор» Изд. «Открытый мир» 2003г.