Вокалотерапия-лечение голосом
В представленной статье говорится о важной роли здоровьесберегающих технологиях на уроках музыки в школе или на музыкальных занятиях у дошкольников. Подробно рассматривается один из приемов данной технологии – вокалотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о вокалотерапии | 67.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокалотерапия – лечение голосом
Просвирнина Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 384 г. Москвы
В представленной статье говорится о важной роли здоровьесберегающих технологиях на уроках музыки в школе или на музыкальных занятиях у дошкольников. Подробно рассматривается один из приемов данной технологии – вокалотерапия.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Возможно ли на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию, вокалотерапию и др.
Одним из приемов здоровьесберегающихтехнологий, используемых мною на уроках музыки является вокалотерапия – лечение голосом. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
Методика проведения заключается в правильном подборе учителем дыхательных и голосовых упражнений, которые обеспечивают более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, а также обучении правильному дыханию и саморегуляции.
Вокалотерапия – это метод, основанный на звуковых вибрациях, доступной каждому и не требующей специальной подготовки.
Занятия вокалотерапией рекомендуются взрослым и детям для:
- повышения иммунитета и жизненных сил, преодоления хронической усталости и повышения работоспособности организма;
- профессиональной вокальной и речевой постановки голоса;
- исправления ошибок при постановке голоса (для вокалистов), специалистов речевых профессий;
- лечения, профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания (аденоидит (без операции), отит, хронические и аллергические бронхиты, нарушение носового дыхания, бронхиальная астма, невротические состояния и т.д.).
Занятия включают:
- обучение естественной дыхательной и звуковой гимнастике;
- обучение правильному дыханию;
- релаксацию;
- вокализацию «лечебное пение»;
- обучение вокальной технике;
- саморегуляцию;
- психологическую поддержку.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
Использую на своих занятиях пропевание гласных звуков:
А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
О – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы – лечит уши, улучшает дыхание;
Э – улучшает работу головного мозга.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:
В, Н, М – улучшают работу головного мозга;
К, Щ – лечат уши;
Х – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
Ч – улучшает дыхание;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
М – лечит сердечные заболевания;
Ш – лечит печень.
Очень важным при использовании вокалотерапии является правильная постановка голоса.Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.
Результатами использования данного приема можно считать:
- восстановление физиологических ритмов;
- повышение иммунитета и жизненных сил человека;
- восстановление функций дыхания и укрепление мышц дыхательной системы;
- устранение мышечных зажимов и спазмов;
- предупреждение и лечение хронических заболеваний дыхательной системы;
- устранение состояния тревожности, хронической усталости;
- достижение эмоционального комфорта и уверенности в себе;
- правильная постановка голоса;
- стойкое улучшение общего состояния всего организма.
Для диагностики результативности применения данного приема на уроке музыки использовался метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера (Л.Н.Собчик).С её помощью диагностировалось психоэмоциональное состояние испытуемых после применения здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках музыки. Результаты исследования представлены представлены в рис.1
Рис. 1 Данные распределения испытуемых по тесту Люшера
На гистограмме видно, что явное предпочтение отдается сине-зеленому, темно-синему и оранжево-красному цвету, что означает позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех и соответственно, оранжево-красный выбор - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности, активная позиция, высокая мотивация достижения.
Антипатия (неприятие) черного цвета говорит об отрицании каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.
Безразличие к желтому и фиолетовому цвету интерпретируется как потребность в одобрении и поощрении для сохранения надежды на улучшение ситуации в будущем.
Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать вопросы, связанных с здоровым образом жизни. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще и сохранения здоровья школьников
Литеретура
1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
2.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающиетехнологии. М., «ВАКО», 2004 г.
4.Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
5. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
6.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
7.Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
8.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2000г.
9.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
10.«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
11.Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 19993.
12.http://www.smsobor.ru/milk/2184.htmlВокалотерапия
Просвирнина Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 384
г. Москвы