Использование элементов технологии проблемного обучения на музыкальных занятиях в развитии творческого мышления дошкольников
В статье говорится о возможностях применения элементов технологии проблемного обучения на музыкальных занятиях в развитии творческого мышления дошкольников. Приводятся примеры использования заданий в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья об использование элементов технологии проблемного метода обучения" | 20 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование элементов технологии проблемного обучения на музыкальных занятиях в развитии творческого мышления дошкольников
Каждый ребенок по своей природе способен и талантлив, любознателен и полон желания учиться. Все, что ему нужно для развития своих дарований, это умелое руководство и внимание со стороны взрослых.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения педагог ставит перед обучающимися проблемные задачи, решая которые дети приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности[2].
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.
Используя в своей практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, активизации творческих проявлений при которых дети не только усваивают конкретные знания, но и умеют применять их в аналогичных и измененных условиях.
Методическими основами проблемного обучения на музыкальных занятиях являются:
1. Самостоятельность музыкального мышления обучающихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования[1].
Проблемные задания составляются с учетом всех видов деятельности на музыкальных занятиях: восприятии музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музицировании, музыкально-ритмических движениях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на музыкальном занятии. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом музыкальном занятии нужна новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретной группе. На своих занятиях при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации познавательной деятельности дошкольников в условиях проблемной ситуации: рассказ об услышанной музыке, размышления о музыкальном произведении, придумывание названия произведению.
Интеграция различных видов искусства очень важна на музыкальных занятиях. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании детей стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес дошкольников и активизируют их деятельность музыкально-дидактические игры следующего типа: «Музыкальная мозаика», где используя геометрические фигуры разного цвета ребенку предлагается составить рисунок, соответствующий прослушанной музыке; услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа педагога. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение и пропевание попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию дошкольников.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства у дошкольников, позволяет мне утверждать, что воспитание любви к музыке и музыкальному искусству – важнейший этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности ребенка на всех его возрастных ступенях. Занятия музыкой – это занятие творчеством.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного музыкального руководителя - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у дошкольников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что дошкольники при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.
Музыкальные занятия позволяют наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ребенка. Для получения положительного результата педагогу необходимо хорошо усвоить технологию проблемного обучения и систематически применять ее на практике.
Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Задача учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.
Литература
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007
4.Интернет-ресурсы http://nenuda.ru/%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0.html