Формирование технических навыков игры у начинающих пианистов

Осипенко Екатерина Василиевна

Трудным и наиболее ответственным этапом фортепианного обучения является подготовительный период и первые шаги юного пианиста, когда происходит становление игрового аппарата и важной его составляющей - фортепианной техники. В данной работе мы рассмотрим упражнения, представленные в работе " О воспитании пианистических навыков" А.А. Шмидт-Шкловской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Осипенко Екатерина Василиевна

МБУ ДО «Детская школа искусств №2»  

город Урай Ханты-Мансийский автономныйокруг

преподаватель фортепиано

Открытый урок

Тема « Формирование технических навыков игры у начинающих пианистов».  

Цель: Организация пианистического аппарата начинающего пианиста. Знакомство с                              основными техническими формулами.

Задачи:

Образовательная:

  1. Ознакомить ученика с основными техническими формулами
  2. Научить владеть своим телом.

Развивающая:

  1. Развивать умение  слушать и слышать себя в процессе исполнения за инструментом.

Воспитывающая:

           1. Воспитать у ученика правильное отношение к фортепиано, как к поющему инструменту.

Форма урока: индивидуальный урок

Тип урока: урок - закрепления полученных навыков.

Методы работы:

  1. Наглядный;
  2. Практический;
  3. Словесный.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.
  3. Основная часть урока.
  4. Заключение.

Оборудование:

  1. Фортепиано;
  2. Ноты;
  3. Дидактический материал.

Ход урока:

      Организационный момент, сообщение темы, вступительное слово преподавателя.

Трудным и наиболее ответственным этапом фортепианного обучения является подготовительный период и первые шаги юного музыканта, когда происходит становление игрового аппарата и важной его составляющей – фортепианной техники. Если упустить этот период, то в дальнейшем, при игре на фортепиано у ребенка появится зажатость пианистического аппарата, и как следствие пропадет желание заниматься музыкой. Неслучайно вопросам подготовительного периода посвящены труды ведущих педагогов – музыкантов таких как : Г.Г. Нейгауз, А.Д. Алексеев  ,А.А. Шмидт – Шкловская, А.Н. Щапов и др.

Для развития фортепианной техники на начальной стадии обучения большое значение имеет организация игрового аппарата. Организацию движений ученика мы строим таким образом, чтобы воспитать правильное отношение к клавиатуре - струнам, отношение к фортепиано как к « поющему инструменту».

С первых занятий необходимо использовать интересный, занимательный, яркий материал, избегая сухих дидактических рекомендаций. Необходимо провести показ и словесные пояснения конкретными, наглядными, доступными для ребенка приемами.

В нашем классе на начальной стадии обучения игре на фортепиано мы используем упражнения, изложенные в работе А.А. Шмидт – Шкловской « О воспитании пианистических навыков». Анна Абрамовна предлагает гимнастику для активизации и укрепления мышц. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Работа над упражнениями не является самоцелью – ее следует рассматривать как средство воспитания не механической, а музыкально – осмысленной техники. Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы звукоизвлечения)  и постоянно переходят в работу с произведением.

Недавно мы открыли для себя сборник упражнений для начинающих пианистов Золотницкой. Все упражнения имеют названия и текст. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти точные прикосновения к клавишам, ощущение своего тела, рук и пальцев.

И так начнем наш урок с  ученицей  подготовительного класса Шмаковой Настей, 7 лет.

Начнем мы с разминки. Для ощущения своего тела, мышц, чтобы научиться управлять им.

  1. Дыхательные упражнения (вдох – выдох). Дышим спокойно, ровно. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание. Условие нормального дыхания – правильная осанка (ровная спина, плечи опущены).
  2. Повороты головы. Для освобождения мышц.
  3. «Кукла сломалась» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом).
  4. «Ветряная мельница» (ощущение тяжести рук, расслабление).
  5. «Рука – ниточка» (расслабляем руку от плеча).

 Важно делать эти упражнения не только на уроке, но и дома, чтобы не потерять ощущения свободы, расслабления.

Педагог: Настя, ты молодец, постаралась выполнить упражнения как надо, руки расслабляла. Настя, я хочу показать тебе картинки, где изображены дети, которые сидят за инструментом. Посмотри внимательно и скажи, кто сидит за фортепиано правильно.

Ученица: Вот здесь правильно.

Педагог: Почему ты так решила?

Ученица объясняет свой выбор.

Педагог: Молодец. Теперь я попрошу сесть тебя за инструмент.

Ученица садится за инструмент, проверяем правильную посадку.

Следующим этапом являются упражнения за инструментом.

  1. Смена уровня опоры: руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положить их на крышку фортепиано. «Два» - руки на пюпитре; «три» - опять на крышке; «четыре» - на коленях. Все движения выполняются просто и естественно. При подъеме рук следить за локтями. Необходимо почувствовать руку как единый рычаг от корпуса до кончика пальца, работающий «от плеча».
  2. Пальчиковые игры:

«Здравствуй пальчик». Каждый палец «здоровается» с первым пальцем. Ладонь сохраняется широкой, ощущение «купола». (Как вариант упражнение «Катаем хлебные шарики» - ощущение кончика пальца, развитие активности пальцев).

  1. Зацепиться кончиком пальца за инструмент (палец педагога). Ощущение кончика пальца.
  2. Упражнение «Радуга». Исполняем упражнение 3-м пальцем правой и левой рукой ноты расположенные через октаву подряд и обратно.

Педагог: Настя, постарайся сыграть ноты мягко с хорошей амплитудой, рисуя над клавиатурой радугу. Все ли у тебя получилось?

Ученица:

Педагог: Попробуй еще раз, постарайся исправить замечания. Молодец.

  1. Упражнение «Висячий мост». Способствует укреплению свода, постановке 1 пальца и развитию его самостоятельности. Опора в кончиках пальцев, руки раскачиваются, «пружинят».

 Педагог: Настя, как ты себе представляешь висячий мост. Конечно. Вот представим, что наша рука и есть висячий мост. И звук по нему течет свободно.

 Настя, сейчас усложним задачу, исполним это упражнение двумя руками, но при этом сохраним ощущения свободы в руках. Пробуем.

Ученица выполняет упражнение успешно, проверяя руки покачиванием локтя.

Педагог: Молодец, Настенька.

  1. Упражнение «Квинты». Для ощущения купола, опоры пальцев.

Педагог: Настя, скажи, что такое квинта?

Ученица: Квинта – это интервал, который состоит из 5 ступеней. А интервал – это расстояние от ноты до ноты.

Педагог: Молодец. Пробуем сыграть. Звук слушаем, чувствуем, как он течет по всей руке, как бы из спины. Берем дыхание и мягко, глубоко погружаемся в звук. Обязательно слушаем ушками.

Ученица выполняет упражнение хорошо, 1 и 5 пальцы ставит на кончики, остальные спокойно, не напрягаясь, лежат на клавишах.

Педагог: Настя, давай попробуем сыграть квиты по – разному. Начнем с легких квинт как облачко, прозрачно. Но обязательно звучат 2 звука.

Ученица выбирает высокий регистр и играет квинту резким звуком.

Педагог: Получилось у тебя? Представь себе это маленькое облачко, легкое, воздушное.

Ученица пробует. На этот раз получается.

Педагог: Молодец. Теперь пробуем сыграть мужественно, про героя. Подумай, какой регистр лучше для этого выбрать.

Ученица выбирает средний регистр и играет квинту в характере, заданном учителем.

Педагог: Попробуй сурово, мрачно.

Педагог: А теперь таинственно, загадочно.

Педагог: Настя, все ли у тебя получилось?

Ученица:

Педагог: Когда исполняешь в характере нужно представить себе, нарисовать картинку в своем воображении. И тогда все получится. Ты молодец!

Педагог: Сейчас  играем аккорды. Настя, сыграй квинту, слушаем ее и добавляем терцию. Затем играем все три звука вместе. Настя, помни, что аккорды – это фундамент, основание для будущего строительства, гармоническая поддержка мелодии. Аккорды должна звучать стройно.

Ученица играет аккорды, слушает.

Педагог: Молодец.

Педагог: Следующим этапом развития техники начинающего пианиста является игра гамм. Но прежде чем играть гамму, мы повторим упражнение « Лоза».В этом упражнении мы учимся переносить руку через первый палец. Мелодия здесь как гибкий стебель винограда завивается, мелодия нигде не прерывается. Пробуем, слушаем ушками, контролируем себя. Настя, все ли у тебя получилось?

Ученица: Не все. 1 палец был тяжелый и звук выбивался из мелодии.

Педагог: Давай попробуем еще раз и проследим за нашим 1 пальчиком. В конце упражнения очень хорошо звуками изображена стрекоза: легкая, шустрая. Вот и ты исполни так, чтобы мы поняли, что это стрекоза. Молодец.

А теперь переходим к гамме До – мажор. Исполним гамму сначала правой рукой, затем левой. Помним про аппликатуру. . Следим за первым пальцем , он должен быть уверенным, кисть не ныряет во время подкладывания 1 пальца. Движение мелодии плавное, кисть ведет, стремление к верхнему звуку.

Педагог: А сейчас исполним гамму двумя руками. Все что делали каждой рукой отдельно, здесь все сохраняется.

Педагог: И в завершении нашего урока Настя исполнит этюд.

Этюд – это инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте.

Ученица исполняет «Этюд» М. Хорак.

Педагог: Спасибо, Настя. Здесь мы видим с тобой движение мелодии по звукоряду от разных нот. Каких?  ДО, СОЛЬ, ДО – движение вверх. Первую нотку выделили галочкой, акцент, т.е. от первой нотки нужно оттолкнуться. Всю гамму нужно сыграть плавно, ровно, чтобы ни один звук не вылез. И это мы делаем ушами, т.е. слушаем, голова дает команду пальцам. Пробуем.

Ученица исполняет этюд , учитывая все пожелания и замечания педагога.

Педагог: Настя, ты сегодня молодец, на уроке мы с тобой проделали большую работу. Научились чувствовать, управлять своим телом. Работала над упражнениями, слушали интервалы, освоили технические формулы. Все это тебе пригодится и в дальнейшем знакомстве, исполнении музыки, музыкальных произведений.

Конечно, работа в классе специального фортепиано  над развитием фортепианной техники не ограничивается начальным периодом, а продолжается на протяжении всего обучения в школе искусств. Но основа, база закладывается именно на первом году знакомства с музыкальным инструментом – фортепиано. И главное не забывать, что мы занимаемся, прежде всего, музыкой и развивая технические навыки начинающего пианиста необходимо развивать его музыкальность.

Список литературы.

  1. А.А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков».