«Джаз – искусство XX века»
План-конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
djaz.pptx | 2.1 МБ |
dzhaz._plan-konspekt_uroka_docx.docx | 18.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джаз ( англ. jazz ) — форма музыкального искусства , возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате объединения африканской и европейской культуры и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация , изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг . Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
История развития джаза. Основные течения Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм . Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом . Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев . Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению « протоджаза », а затем и джаза в общепринятом понимании.
Новоорлеанский джаз Термином «новоорлеанский», или «традиционный», джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 гг., а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 1920-х годов. Этот период джазовой истории также известен как «эпоха джаза». Понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.
Свинг Свинг в переводе с английского « swing » означает «качание». Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Исполнители: Joe Pass , Frank Sinatra , Benny Goodman , Norah Jones , Michel Legrand , Oscar Peterson , Ike Quebec , Paulinho Da Costa , Wynton Marsalis Septet , Mills Brothers , Stephane Grappelli .
Кларнетист Бенни Гудмен , прозванный «королём свинга »
Бибоп Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в Нью-Йорке. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Бибоп требовал от слушателя, привыкшего к танцевальной музыке свинг, очень многого и зачастую вызывал непонимание у публики. В отличие от свинга, бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазе. Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер
Чарли Паркер
Биг-бэнды Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда » (« the big band sound »). Сегодня биг-бенды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра , Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.
Мейнстрим После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов , когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах , любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке . Не принимая новаторские приёмы наступающего бибопа , эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий. C тиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим , или главное течение. Термин «современный мейнстрим » или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.
Пианист Дюк Эллингтон
Северо-восточный джаз. Страйд Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века , но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920 -х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго . Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза.
Кул-джаз Высокий накал и натиск бибопа нача л и ослабляться с развитием «прохладного» джаза. Начиная с конца 1940 -х и в начале 1950 -х годов музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга , которую он применял ещё в период свинга . Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную « охлаждённость ». Трубач Майлз Дэвис , бывший одним из первых исполнителей бибопа , который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра Их составы сосредоточились на инструментальной окраске и замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличаясь при этом смягчённым, приглушённым характером.
Dave Brubeck - Take Five
Прогрессив-джаз Параллельно с возникновением бибопа , в среде джаза развивается новый жанр — прогрессивный джаз, или просто прогрессив . Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом Наибольший вклад в развитие концепций « прогрессива » внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон . С его первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром, была близка к Рахманинову , а композиции несли черты позднего романтизма. Своеобразным апофеозом развития прогрессива , наряду с серией « Artistry » можно считать и серию альбомов, записанных биг-бэндом Гил Эванс совместно с ансамблем Майлза Девиса в 1950-е — 1960-е годы, например « Майлз впереди», « Порги и Бесс » и «Испанские рисунки».
Ella Fitzgerald Ft. Louis Armstrong - Porgy and Bess
Предварительный просмотр:
План-Конспект урока по вокалу по теме:
«Джаз – искусство XX века»
Цели:
1) познакомить учащихся с истоками джазовой музыки ,со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Я. Дубравина, В.Суслова “Джаз”;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Задачи:
- актуализация знаний о джазе, формирование знаний о возникновении, характерных особенностях джаза;
- развивать способность к анализу музыкального языка, вокально-хоровые навыки.
- воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока:
- формирование новых знаний.
ТСО:
- компьютер;
- презентация PowerPoint.
Форма урока:
- комбинированный урок
Виды деятельности:
- беседа;
- слушание музыки
- вокальная работа;
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Вокальные упражнения.
Цель: Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся .
Задачи: Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.
Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся. К ним мы можем отнести:
-певческую установку
-певческое дыхание и опору звука
-высокую вокальную позицию
-точное интонирование
-ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
-использование различных видов звуковедения
-артикуляционные навыки
- Развитие певческого дыхания.
Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.
Задачи:
- упражнение развивает певческое дыхание
- дает ровность певческого тона при смене гласных звуков
- формирует правильную артикуляцию гласных звуков
Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.
- Упражнение на выравнивание регистров.
Цель: Выровнять регистры.
Задачи:
- развитие кантилены (плавного звуковедения)
- распределение дыхания на певческую фразу
- свобода и полнота звучания
Методы:Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»
- Упражнение на однохарактерность звучания гласных
Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.
Задачи:
- избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных
- избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука
Методы: Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.
Показ слайдов .
ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ Я. Дубравина, В.Суслова “Джаз”;
- Работа с текстом;
- Сольфеджирование мелодии;
- Учим мелодическую линию.
Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.