Сценарий концерта класса "Шутка и юмор в музыке"

Ковальчук Татьяна Викторовна

Внеклассная деятельность в системе дополнительного образования детей в ДШИ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует духовному воспитанию обучающихся благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров, обогащение эмоциональной сферы обучающихся. Основными формами внеклассной деятельности являются праздники, музыкальные вечера, классные часы и, конечно же, концерты класса, которые в условиях индивидуального обучения игре на инструменте способствуют формированию коллектива класса одного преподавателя как дружеского сообщества детей, увлеченных общим делом — Музыкой. На протяжении всего существования школы у нас проводятся концерты для родителей, учащихся школы искусств и учащихся общеобразовательных школ. Не явился исключением и данный концерт. Его отличительной особенностью является то, что  учащиеся  моего класса подготовили сольные номера и на концерт пригласили своих родителей и учащихся школы. Основное назначение таких концертов, чтобы наши слушатели окунулись в волшебный мир искусства и испытали чудесные минуты соприкосновения с миром прекрасного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert_klassa_yumor_i_shutka_v_muzyke.docx33.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования

Сценарий концерта класса

                                  Шутка и юмор в  музыке

Автор:

преподаватель фортепиано,

Ковальчук Татьяна Викторовна

Усть-Кут, 2017

Аннотация:

Внеклассная деятельность в системе дополнительного образования детей в ДШИ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует духовному воспитанию обучающихся благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров, обогащение эмоциональной сферы обучающихся. Основными формами внеклассной деятельности являются праздники, музыкальные вечера, классные часы и, конечно же, концерты класса, которые в условиях индивидуального обучения игре на инструменте способствуют формированию коллектива класса одного преподавателя как дружеского сообщества детей, увлеченных общим делом — Музыкой. На протяжении всего существования школы у нас проводятся концерты для родителей, учащихся школы искусств и учащихся общеобразовательных школ. Не явился исключением и данный концерт. Его отличительной особенностью является то, что  учащиеся  моего класса подготовили сольные номера и на концерт пригласили своих родителей и учащихся школы. Основное назначение таких концертов, чтобы наши слушатели окунулись в волшебный мир искусства и испытали чудесные минуты соприкосновения с миром прекрасного.

Цель: осознать место юмора и шутки в  музыке.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о  музыке и средствах воплощения шутливого (сатирического) музыкального образа.
  2. Способствовать активизации познавательной деятельности.
  3. Развивать творческие навыки учащихся.
  4. Воспитывать  музыкально-сценическую культуру.
  5. Способствовать сплочению коллектива в условиях индивидуального обучения.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, презентация, рояль.

Форма мероприятия: сольный концерт учащихся класса Ковальчук Т. В. с беседой для слушателей - учащихся музыкальной школы и родителей.

Распределение обязанностей педагогов в проведении концерта:

  • подготовка  сценария и программы с учащимися преп. Ковальчук Т. В.
  • проведение мероприятия  
  • оформление зала


Здравствуйте, дорогие друзья! Подходит к концу еще один учебный год. Мы поздравляем вас с приближением самых радостных дней в году – летних каникул! Все славно потрудились, и сегодня у нас состоится праздник. А праздник – это шутки, веселье, смех и, конечно, музыка. Нашим музыкантам мы пожелаем успешного исполнения программы, а слушателям — погружения в волшебный мир искусства. Мы желаем вам войти в него с радостью, надеждой и желанием узнать тайны музыкального королевства.

Звучит «Шутка» И. С. Баха в исполнении фортепианного дуэта Тютриной Р. Г.- Ковальчук Т. В.

Вы прослушали достаточно известное музыкальное произведение, которое написано очень давно, но по сей день никого не оставляет равнодушным и дарит добрую улыбку и хорошее настроение. Кто  из вас знает название этого произведения и автора?

Ответы слушателей.

Совершенно верно, это «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 И.С. Баха, который работал в Храме и создавал, прежде всего, церковную музыку. И, как ни удивительно, Шутка была написана тоже по строгим классическим законам для службы в церкви (в основе – Григорианский хорал), но стоило исполнить ее в быстром темпе, как степенные интонации стали шутливыми и озорными.  Вы согласны со мной, что музыканты - это вообще несерьезные люди?

Мнение публики.

Оказывается,  когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Этим занимались не все, конечно, музыканты поголовно — были еще церковные певцы, которые посвящали себя таким несмешным темам, как спасение душ. Но «игрецы» из народа, от которых и пошла большей частью классика, были еще теми весельчаками. Что, кстати, отражалось в названии их профессии. В средневековой Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России музыканты были одновременно шутами, паяцами и скоморохами. При дворе Анны Иоанновны, например, служил шутом один знаменитый в то время итальянский скрипач. Примечательно, какое у него было звание — он был не какой-нибудь народный артист, а звался гордо: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена св. Бенедикта».

Сейчас прозвучит «Веселый паяц» Лоншан - Друшкевичсвой в исполнении Третьякова Андрея.

Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Вот послушайте одну из них.

Однажды, собираясь на работу, Дмитрий Борисович Кабалевский погладил брюки, повесил их на спинку стула, затем собрал портфель, надел рубашку, галстук, пиджак, пальто, ботинки и вышел на улицу. Только по дороге к метро он заметил, что люди, глядя на него, хохочут. Он посмотрел вниз и увидел, что из-под пальто торчат голые ноги.  Что же делать в таком случае: плакать или смеяться?  Дмитрий Борисович нашел выход: как ни в чем не бывало, он продолжал свой путь  и громко смеялся вместе со всеми над своей рассеянностью. Вот так же в жизни, как и в произведении «Клоуны»,  которое вы сегодня послушаете, можно почти одновременно и грустить и смеяться.

«Клоуны» Кабалевский. Исполняет Цыбулина Настя.

Музыканты часто в своих произведениях используют образ шута, паяца, петрушки, клоуна или любого другого весельчака и  дают своей музыке соответствующее название. Такая музыка называется программная. Почти у каждого композитора вы найдете подобную работу, где прямо из названия произведения понятно, о чем или о ком пойдет в ней речь.

Послушайте «Весельчак» Лоншан-Друшкевичовой в исполнении Живелковой Алины.

Смешной герой кино немого

Он веселил честной народ,

Второго не было такого,

Он делал все  наоборот.

Вот шляпа, усики, ботинки,

Смешная тросточка при нем -

Я вижу образ на картинке.

Вы догадались стих  о ком?

Ответы публики.

 «Чарли Чаплин» Торопова. Исполняет Михайлов Егор.

Как  сделать музыку смешной и тем самым развеселить слушателя? Подобный вопрос задавали себе многие музыканты. Оказывается, есть простой способ – подражать окружающим нас звукам, музыкальным инструментам, людям или животным, просто передразнивая их.  К примеру, в песне «Про Емелю» композитор  использовал звукоподражательный момент – передал игру на балалайке.

Хор старших классов «Песня про Емелю».

Однажды произошла вот такая смешная история. Выскочила мышка из норки, стала прыгать и танцевать, и не заметила, что в тенечке дремлет старый кот. Мышка все прыгала и скакала. Вдруг кот заурчал и приоткрыл один глаз. Мышка заметила Кота, испугалась и задрожала от страха: «Ой, как я боюсь! Ой. Как я боюсь!» Кот лениво потянулся и побежал за мышкой. Он бежал все быстрее и быстрее, но вдруг остановился и почесал за ухом, а мышка прыг…. И юркнула в норку, оставив сердитого Кота ни с чем!

«Кот и мышь» Рыбицкий. Исполняет Майсейчук Диана.

Со временем музыканты нашли  тысячи способов сделать музыку смешной. А вы можете назвать некоторые из них?

Ответы слушателей.

Композитор  может неожиданно усилить звук как раз тогда, когда вы ждете тихой музыки. Или внезапно остановиться посредине фразы. Или нарочно поставить неверную ноту, ноту, которой вы не ждете, неуместную в этом случае. Как видите, нам все время приходится употреблять слова: "неожиданно", "неуместно", "внезапно". Это не случайно. У музыкальной шутки тот же секрет, что и у шутки обычной: в ней таится какой-то сюрприз, в ней есть какая-то несовместимость...

К примеру, тема веселой польки  звучит сначала  в первой, затем во второй октавах. Но когда она перемещается в большую октаву, нам становится смешно. Почему? Да потому что несовместимость такой легкой танцевальной  музыки  и  низкого регистра  невольно вызывает смех.

«Смешная полька» Торопова. Исполняет Танин Саша.

Затявкал маленький щенок,

Корова замычала.

От страха кот вскочил в челнок,

Поплыл куда попало.

Захлопал крыльями петух,

Запел, что было мочи.

 И на пол грохнулся пастух,

 Проснувшись среди ночи.  

(Переполох С. Маршак)

«Переполох» Торопова. Исполняет Фирсова Маша.

Игра со зрителями «Музыкальные перевертыши»

А сейчас мы вам предлагаем поиграть в игру «музыкальные перевертыши». Мы будем говорить «перевернутые» строчки из известных песен, а вы должны будете их отгадать.

•        У парка скончался тополь, у парка он усыхал (В лесу родилась елочка, в лесу она росла)

•        Лунный квадрат, земля внутри — То картина девчонки (Солнечный круг, небо вокруг — Это рисунок мальчишки)

• Да, притащили тебя, да, притащили тебя, из тихого знойного места 9 черных козлов, ух, 9 черных козлов — вторник, и среда и  пятница (И уносят меня, и уносят меня, в звенящую снежную даль три белых коня, эх, три белых коня — декабрь, и январь, и февраль)

•        Большому кипарису жарко летом (Маленькой елочке холодно зимой)

•        Красная тележка стоит, не шелохнется (Голубой вагон бежит, качается)

•        Бодрствуют отдохнувшие орудия (Спят усталые игрушки)

•        Умерла у деда одна грустная курица (Жили у бабуси два веселых гуся)

•        Нельзя ползать грациозно водителям в песке (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)

          С ухмылкой веселая ночь темней (От улыбки хмурый день светлей)

 Композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения — и эффект может получиться более впечатляющим. Таков, например,

«Галоп» Николаевой, который прозвучит в исполнении Сахаровской Кристины

Вызывая карусель эмоций,

Радуясь, ликуя и звеня,

Потрясает семилетний Моцарт

Жизнь прожившего,

Усталого, меня.

 Души наши голубями взмыли,

Только что склонённые ничком.

И манжеты - ангельские крылья –

Вспархивают над живым смычком.

Мальчик милый! Выстрадав бессмертье,

Как же бескорыстно ты горел,

Если даже через два столетья

Нынешние радости прозрел.

 (Хайдар Бетретдинов)

«Здравствуйте, господин, Моцарт!» Петерсон. Исполняет Ламбанту Даша.

Известно, что существует множество жанров, имеющих отношение к музыкальному юмору. Назовите основные из них.

Ответы публики.( Комическая опера (опера-буффа), комический балет, «Юмореска», «Бурлеска», «Шутка», «Скерцо» и др.)

Почти в каждой классической симфонии, сонате, написанных со времён Л. Бетховена, имеется «скерцо» (обычно – третья часть). Чаще всего оно полно энергии и движения, доброго юмора и способно привести слушателя в хорошее расположение духа.

Скерцо Кулау. Исполняет Ян Надя.

 А теперь давайте поговорим о сатире. Кто знает, что означает это слово?

Ответы публики. 

Сатира – это и пародия, и карикатура, и бурлеск. Все эти слова, грубо говоря, означают одно и то же: насмешку над чем-нибудь с помощью преувеличения. Лучшая из всех музыкальных сатир, которые когда-либо были написаны, принадлежит композитору Сергею Прокофьеву. Только у Прокофьева сюрпризы, неожиданные усиления звука, паузы, элегантные мелодии – все преувеличено.

Мимолетность № 10 Прокофьев. Исполняет Рыбкина Катя.

Еще один пример музыкальной сатиры –  «Генерал идет» В. Гаврилина.  Сам автор написал такой эпиграф к этой пьесе:  

 Картинка из старой книги: идет по улице генерал. Грудь вся в орденах, сапоги со скрипом. В глазах молнии, и от него прямо таки пахнет пальбой и командами. И чувствуется, что это ужасно отважный генерал и что даже просто герой. И все, кто был в то время на улице, относятся к нему с большим уважением. Все остановились, чтобы показать ему свое почтение, а многие совсем сошли на мостовую, чтобы как можно лучше уступить ему дорогу и тем самым уважить его еще больше. Тем более, что генерал до невозможности старый. Такой старый, что просто даже дряхлый. И он вот-вот рассыплется. Тем более, что он хромает на левую ногу. И все очень уважают его за это. А может, просто боятся его задеть, чтобы как-нибудь нечаянно его не разрушить.

«Генерал идет» Гаврилин. Исполняет Колосова Лиза.

Настоящим мастером музыкального юмора был Дмитрий Шостакович. В  польке из детского сборника «Танцы кукол» композитор подсмеивается над молодыми людьми своего времени, которые слишком увлекались современными танцами. Начинается пьеса коротким насмешливым вступлением, которое переходит в легкую и изящную мелодию, которая постепенно превращается в дикий неуправляемый танец.

Полька Шостакович. Исполняет Горелова Алена.

В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж. Ему принадлежит произведение «4:33″, целиком состоящее из тишины — в трех частях. Это произведение создано для фортепиано или любого другого инструмента или нескольких инструментов, и тишина в нем длится 4 минуты 33 секунды.

Кейдж позволял себе выходки самого разного толка. Он первым предложил исполнять музыку на роялях, в струны которых засунута всякая дребедень вроде гаек и ластиков. Проблем с отсутствием вдохновенья он не испытывал: сочинял музыку путем подбрасывания монетки. А одно его произведение записано вообще не нотами, а графическими символами: плюсами, точками и скобочками. Кстати, о скобочках: я абсолютно убеждена, что, живи Кейдж в наше время, он бы непременно записал хотя бы одну свою пьесу компьютерными смайликами. Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена: «Все самые большие глупости в мире делаются в мире с серьезным выражением лица — а потому улыбайтесь, господа, улыбайтесь…» Но в любом случае эта фраза могла бы стать хорошим эпиграфом к его творчеству. Да и почти ко всей истории музыки тоже.

Ансамбль Горелова-Ковальчук. Осин «Буги-вуги»

 Вот и подошла к завершению наша встреча. Нам жаль расставаться с вами, потому что вы были очень благодарными слушателями и активными участниками. Но мы не прощаемся с вами, а говорим: «До свидания!».

До новых встреч!

Список использованной литературы :

1.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1976.

2.“Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками” Э. Финкельштейн Издательство “Советский композитор” Ленинград 1991 год

3.“Хрестоматия по этике” В.А.Сухомлинский Издательство Москва “Педагогика” 1990 год.

Интернет - ресурсы:

 http://blagaya.ru/ 

 http://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/ 

 http://journal-shkolniku.ru/musika.html 

 https://www.litmir.co/br/?b=65956&p=20 

 http://super-positive.ru/perevertyshy/