Применение технологии интенсивного обучения на уроках фортепиано (начальный этап).

Ковальчук Татьяна Викторовна

Цель методической работы- показать возможность применения технологии интенсивного обучения на уроках  фортепиано. Обновление содержания образования требует от педагогов таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГТ, а значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические методики и технологии обучения. Способность к интенсификации и построению деятельности на основе технологии интенсивного обучения  является, на мой взгляд, не только одной составляющей  многогранной работы преподавателя фортепиано, но и обязательным современным требованием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_intensivnogo_obucheniya.docx43.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования

Методическая разработка

Применение технологии интенсивного обучения на  уроках   фортепиано  (начальный этап).

Автор:

преподаватель фортепиано,

Ковальчук Татьяна Викторовна

Усть-Кут, 2017

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол № __ от «____» _____________ 20__ г.

Автор: Ковальчук Татьяна Викторовна, преподаватель фортепиано

Содержание

I. Введение

I.1. Цели и задачи работы

II. Технология интенсивного обучения в классе фортепиано в образовательном пространстве ДШИ

II.1. Из истории вопроса

II.2. Основные принципы технологии интенсивного обучения

II.3. Из опыта работы по применению технологии интенсивного обучения

II.4. Что дает технология интенсивного обучения?

III. Заключение

IV. Литература

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе.

Л. Толстой

I.Введение

1.1. Актуальность.

Цели и задачи работы

С 2013 года в обучающий процесс ДШИ введена система ФГТ. Появились новые программы («Фортепиано» на хоровом отделении, общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент (фортепиано), «Основы игры на музыкальном инструменте» на хореографическом отделении), целью которых является развитие творческих задатков учащихся путем включения таких форм работы, как сочинение, импровизация, ансамблевая игра, подбор по слуху. В традиционном обучении существовали программы, где на овладение каждым видом творческой деятельности выделялось по  академическому часу, а в современных программах за один академический час в неделю учащиеся должны освоить 4 - 5 предметов.  Перед преподавателями фортепиано встает вопрос: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы обеспечить не только  углубленное изучение предмета,  расширить кругозор учащихся, но и сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности за ограниченное количество времени?

Обновление содержания образования требует от педагогов таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГТ, а значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические методики и технологии обучения. Способность к интенсификации и построению деятельности на основе технологии интенсивного обучения  является, на мой взгляд, не только одной составляющей  многогранной работы преподавателя фортепиано, но и обязательным современным требованием.

Цель работы: показать возможность применения технологии интенсивного обучения на уроках фортепиано на начальном периоде обучения.

Для реализации этой цели следует решить следующие задачи:

1. Изучить  опыт  применения технологии интенсивного обучения в трудах  Г. Лозанова, Т. Смирновой,  Г. Китайгородской и др.

2. Определить методы и принципы технологии интенсивного обучения.

3. Показать влияние технологии интенсивного обучения на ускорение  процесса обучения игре на фортепиано.

 4. Обобщить имеющийся опыт по применению элементов интенсивной методики как дополняющих и совершенствующих традиционное обучение игры на фортепиано.

II. Технология интенсивного обучения в классе фортепиано в образовательном пространстве ДШИ

2.2. Из истории вопроса

Интенсивное обучение – это эффективное обучение, при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время, при минимальной затрате усилий учащихся и преподавателя.

Интенсификация обучения - это передача большего объёма учебной информации учащимся   при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения. 

Первые попытки интенсификации учебного процесса были осуществлены в середине прошлого века Георгием Лозановым  (Болгария), открывшего наличие у человека психологических информационных барьеров, которые ему удавалось преодолевать суггестивными (гипноз) средствами создания психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого.  Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических барьеров, впрочем, которые человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации. Аналогичное явление в спорте известно как «второе дыхание», в психологии как состояние «инсайта» или «акме». При интенсификации процесса обучения осуществляется преодоление барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого создается дозированная информационная «перегрузка» в сочетании с одновременной психологической компенсацией в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной «разгрузки». Таким образом, сама информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс активизации ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом для всплывания из подсознания информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые учебные игры, соревнования и т.д. В целом суггестопедический метод способствует выявлению комплексного подхода к обучающимся, на которых он стремится оказать образовательное, воспитательное, развивающее воздействие, предусматривая стимуляцию мотивационной и учет интеллектуальной и эмоциональной сторон каждой личности. Применение метода Лозанова  для ускорения овладения иностранным языком дало положительные результаты, что привело к созданию суггестопедических курсов не только в Болгарии, но и в ряде других стран. Тем не менее, этот метод обнаружил некоторые недостатки, подвергнутые, в частности, анализу Галины Александровны Китайгородской, благодаря усилиям которой идеи интенсивного обучения во многом были продвинуты вперед. Ассимилировав и уточнив в своей теории основные идеи Г.Лозанова, Г.А.Китайгородская обогатила их новыми положениями и данными ряда смежных с методикой наук. Она усматривает в учащемся активного участника педагогического процесса, творчески овладевающего знаниями и умениями, которые он в состоянии применить в своей учебной и жизненной деятельности. 

Многие исследователи (Е.В.Колчинская, А.В.Петровский,  П.И.Пидкасистый, В.С.Страхова и др.) по – разному преломляют основополагающие идеи интенсификации учебного процесса, но в центре современной модели интенсивного обучения по-прежнему  стоит человек, чей  потенциал должен быть реализован  в максимальной степени.

При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры (концентрический метод). Интенсивные методики подходят как учащимся ДМШ, так и широкому кругу людей (возраст не важен), главное – желание научиться играть. Цель этих методик - в воспитании музицирующего любителя, следовательно, акцент переносится на задаче воспитать вкус, расширить кругозор, а также легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать. Основа этих методик, конечно, в умении самостоятельно работать: разучивать произведения, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, обладать хорошей музыкальной памятью и т.д.

Существуют различные методики обучения игре на фортепиано, но наиболее популярна из них в данное время – это интенсивный метод Татьяны Ивановны Смирновой. Интенсивный курс обучения игре на фортепиано используется с 1991 года и широко известен среди педагогов по музыке. Методика является уникальной и рекомендована Министерством культуры Российской Федерации.

Учебное пособие «ALLEGRO» — методически выстроенный, систематизированный учебный материал, необходимый и достаточный для выполнения учебно-воспитательных задач, поставленных перед  детскими музыкальными школами, школами искусств, музыкальными студиями и другими учебными заведениями музыкально-образовательного профиля.

Состав учебного пособия:

 1) методическая часть;

 2) нотное приложение;

 Для наиболее удобного использования нотный материал разделен на тетради (некоторые из них дополнены аудиокассетами). Произведения расположены по принципу возрастающей сложности (тетради с 1 по 9) и сгруппированы по различным направлениям работы педагога с учеником (тетради с 10 по 19). Благодаря такому построению пособия, преподаватели могут легко решать учебные и воспитательные задачи, а дети обеспечиваются необходимым для ежедневных занятий учебным материалом. Каждое произведение, вошедшие в иллюстративную нотную часть пособия, подбиралось или было специально написано с целью решения не менее семи учебно-методических задач. Иначе говоря, предлагаемые тексты являются не только оптимальным репертуаром для развития исполнительского мастерства, но и могут быть использованы в качестве:

- примеров для начального знакомства с теорией классической и джазовой музыки;

 -материала для наработки навыков чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху;

- основы для творческих заданий по интерпретации, импровизации, аранжировки и т.д.

 Ориентируясь на нотный раздел пособия, преподаватели, по желанию, смогут расширить репертуар своих воспитанников, самостоятельно подобрав дополнительную музыкальную литературу из различных хрестоматий и авторских сборников.

Методика интенсивного обучения Т. И. Смирновой предполагает активизацию всех возможностей обучаемого: он ставится перед необходимостью сразу играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные задачи. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются им самим из практической работы над заданиями, из постоянного анализа произведения, из ответов преподавателя на поставленные вопросы. Теоретические сведения даются в минимальном объёме. Вначале – как помощь в решении насущных проблем обучаемого.  По мере приобретения и развития практических умений и навыков круг теоретических знаний расширяется, выстраиваясь в целостную систему. То, что с первых занятий обучаемый сначала вместе с преподавателем, а потом и самостоятельно ищет способы решения возникающих проблем и преодоления трудностей, формирует навык самостоятельной работы, обеспечивая возможность последующего самосовершенствования. На выполнение домашнего задания в среднем отводится один час в день. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут, в основном индивидуально, но используются и групповые формы работы.  Совместно готовятся концерты, вечера музыкальных и литературных сочинений.  Развитие  технических возможностей учащихся происходит на красивой, выразительной музыке, даже постановка рук отрабатывается не на голых упражнениях, а на пьесах,  в качестве первоочередной задачи ставятся создание и воплощение художественного замысла. Тем самым Смирнова Т.И. добивается творческого, образно-эмоционального отношения к работе над исполнительской техникой.

Направления интенсивного курса Т. И. Смирновой:

  1. Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений.
  2. Знакомство с клавиатурой.
  3. «Донотный» период обучения».
  4.  О ритме, метре и внутренней ритмической пульсации.
  5. Графическое восприятие нотной записи.
  6. Работа над техникой чтения нот с листа.
  7. Работа над чистотой интонирования и вокальной импровизацией.
  8. Подбор по слуху и транспонирование.
  9. Импровизация в игре на фортепиано.
  10. Работа над выразительным исполнением.

II.2. Основные принципы технологии интенсивного обучения

Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс формирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки.

Принцип поэтапно-концентрической  организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения.

Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с пози-ции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса

Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.

II.3 Из опыта работы по применению технологии интенсивного обучения

Начальный этап обучения – самый ответственный и сложный. Именно здесь возникает понимание «из чего сделана музыка» и зарождается любовь к ней. Перед преподавателем всегда стоит дилемма: как совместить на одном уроке разные аспекты обучения – игру по слуху и импровизацию, изучение теории и развитие техники. Почти четыре года назад я обратилась к технологии интенсивного обучения, которая позволила  активизировать познавательную деятельность  и обеспечить достаточно высокий уровень творческой активности обучающихся при минимальных затратах учебного времени.

Общеизвестно, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к музыкальному языку, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребности слушать музыку. Поэтому с самого начала занятий я пытаюсь вызвать интерес и любовь к музыке, развить  художественное мировосприятие учащегося  независимо от того, станет ли он профессиональным музыкантом, либо музыкантом – любителем. В структуру каждого урока я обязательно включаю слушание музыки и ее анализ. Важно приучить ребенка слушать неравнодушно, вникать в смысл исполняемой музыки. С помощью педагога ребенок уясняет, что музыка может быть написана в мажорном или минорном ладу, состоять из двух или трех частей, быть плавной и спокойной, либо решительной и энергичной. Воспринимать и чувствовать музыку и ее содержание помогает  и собственное пение ребенка. Учащийся исполняет несложную мелодию, затем прохлопывает ее ритмический рисунок. Выясняем, что в каждой мелодии есть различные звуки: длинные и короткие, низкие, средние и высокие. Так  преподносятся  теоретические сведения, накапливаются музыкальные впечатления,  занятия все больше заинтересовывают ребенка. Интенсивность учебной деятельности в первую очередь зависит от мотивов, поэтому очень важно осторожно перенести  любовь и интерес к музыке на занятия за инструментом, причем сделать этот переход постепенным.

Изучение клавиатуры я начинаю, зрительно ориентируясь на черные клавиши, что представляется очень удобным для учащихся. Это позволяет на первом же уроке познакомиться со всем пространством клавиатуры, научиться ориентироваться в нем и легко запомнить «с рук» две - три песенки. Игра  на черных клавишах без применения всех пальцев также представляется целесообразной с точки зрения организации руки. Поскольку каждая клавиша изолирована от соседних, ее легко взять одним пальцем при собранном положении остальных.  Положение черной клавиши в центре клавиатуры помогает постановке руки с опорой в подушку пальца, а не в кисть, как при висячем положении руки, когда учащиеся играют на краю клавиатуры на белых клавишах. Кроме того, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямым пальцем. С первого урока, с первого прикосновения к  клавише мы начинаем работать над музыкальным образом, настроением, характером звука. Учащийся разучивает «с рук»  «Три лягушки», «Марш мышей» ( «Играть легко»  А. Балацкая, Н. Петрова), «Крот»,  «Дождик»,  «Трактор» («В музыку с радостью» О.Геталова). У ребенка возникает желание, во-первых, определиться в своем художественном замысле, во-вторых – проанализировать, подумать, что для этого надо сделать, какая должна быть громкость звука, какими должны быть движения рук. Постановка проблемы в обучении (проблема: почему играет фортепиано, как это происходит, изучаем устройство инструмента) помогает ребенку самостоятельно найти  правильный путь при незначительной корректировки со стороны преподавателя. При таком подходе к обучению ребенок заинтересован в рекомендациях и советах педагога, благодарен ему за помощь. С первых занятий начинается процесс совместного  творчества. В этом коренное отличие данной методики от широко распространенной практики поэтапного разучивания музыкальных произведений сначала ноты, аппликатура, отработка безошибочной игры и лишь затем – нюансировка, да и то не по душевному настроению ученика, а проставленная в нотах.

Одной из особенностей технологии интенсивного обучения является то, что  детям дается опережающий материал, который будет изучаться в перспективе (графическое восприятие нотной грамоты, буквенное обозначение нот).  К примеру, знакомя ученика с клавиатурой, я параллельно заучиваю с ним буквенные обозначения нот. Не надо думать, что это непомерная трудность, ведь иностранный язык в общеобразовательной школе изучается со второго класса. Объясняю, что первая клавиша на клавиатуре «ля» будет обозначаться буквой  А – первой буквой латинского (английского, немецкого) алфавита. Все последующие клавиши будут соответствовать буквам алфавита: А, В, С, D, E, F, G. Так же сразу объясняю, что буквами обозначаются не только ноты, но и аккорды, от которых они строятся. Затем играем аккорды на инструменте не только в тесном, но ив широком расположении. Ребенок  должен понять, что, например, «ми» в большой октаве, «до» в первой и соль в третьей являются аккордом до мажорного трезвучия (С).  

Закрепление непременно проводится в игровой форме.  Игра, воздействуя на подсознание детей, пробуждает их творческую активность, интерес к предмету, способствует более прочному его усвоению.  

1) Предложите сыграть трезвучие от любой ноты, построив его через клавишу, а затем «разбросать» его по всей клавиатуре;

2) Сами сыграйте несколько нот аккорда в широком расположении и попросите ребенка собрать их в трезвучие «через клавишу» и назвать его имя;

3) Пусть ребенок поиграет с вами в эту же загадку: он играет «раскиданный» аккорд. А вы отгадываете его имя.

Благодаря таким играм дети и клавиатуру запомнят, и научатся строить трезвучия в любом расположении. Это подготовит их к гармоническому анализу пьес, к аккомпанементу песен (мелодия с буквенным обозначение аккордов), к импровизационным упражнениям на основе гармонической сетки.

На примере этого фрагмента урока видно, что такое интенсивное обучение. Решая одну задачу ( в этом случае – изучение клавиатуры), мы занимаемся и постановкой рук, и звукоизвлечением, и подготавливаем основу для видов деятельности, связанных со знанием гармонии. Таким образом, практические навыки, приобретенные в игровой форме, строят базу для теоретических знаний и обобщений.

Особое место в технологии занимают творческие задания: транспонирование, подбор по слуху, импровизация и сочинение. Особо ценно в таких заданиях. что теория теснейшим образом связана с практической деятельностью, а именно: знания рождаются непосредственно из практической деятельности (анализа произведений с целью их быстрого разучивания) и сразу находят применение в других видах практической деятельности (транспонирование, подбор по слуху, импровизация и сочинение).

Подбором и транспонированием  я начинаю заниматься на этапе игры «с рук», когда ребенок на уроке  играет песенки с помощью педагога, а дома вспоминает, подбирает по слуху. Также я даю творческие задания: подобрать песенку от разных звуков, в разных октавах, подобрать второй голос (в терцию, в сексту), игра в «эхо»,  подобрать окончание. Такие задания очень хорошо тренируют память ребенка. Они учат запоминать музыку не бессознательно и чисто механически, а грамотно, хорошо осознавая его структуру и составляющие части. Развивается мышление. музыкальная память, что сокращает процесс заучивания музыкальных произведений в 2-3 раза,  экономя время для работы над  решением художественных задач.

В условиях индивидуального обучения игре на фортепиано групповые формы работы имеют неоценимое значение. Особое место в системе уроков имеют зачеты, контрольные уроки, академические концерты. Они помогают ученикам систематизировать полученные знания, умения и навыки,  повторить изученный материал, развивают их исполнительские навыки.  

 Чтобы обеспечить интенсивность процесса обучения, создать условия для выполнения как можно большего количества тренировочных упражнений на знание нотной грамоты, биографии композиторов я широко применяю информационно - коммуникативные технологии. Их использование   в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности уроков,  значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная  обратная связь оживляет учебный процесс, способствует формированию позитивного  отношения обучающихся к изучаемому  материалу.

II.4. Что дает технология интенсивного обучения?

  • Ускорение и интенсификацию образовательного процесса за счет  сжатия (концентрации) информации
  • Активизацию познавательной деятельности  учащихся на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов
  • Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей через реализацию сотрудничества и индивидуальных программ обучения
  • Высокий уровень творческой активности
  • Постепенный переход обучения в самообучение

III. Заключение

Применение элементов интенсивной методики обучения как дополняющих и совершенствующих традиционное обучение  с успехом применяется мною в процессе обучения учащихся в классе фортепиано на начальном этапе более четырех лет. Обучение графическому восприятию нотной записи и развитие внутренней пульсации открывает возможности в освоении техники чтения нот с листа. Свободное владение этим навыком позволяет высвободить время  для работы над исполнительским мастерством,  для совершенствования технических возможностей учащихся. Дети занимаются увлеченно, с удовольствием, так как быстро разучивают и играют разнообразные произведения, не тратя времени на такой неприятный и трудоемкий процесс, как разбор нотного текста.

Развитие гармонического  и мелодического слуха позволяет легко подбирать по слуху, а это в свою очередь, помогает легко справиться со знаками альтерации, запомнить произведение наизусть. Устраняется элемент «зазубривания», многократного повторения, лишенного эмоциональной окраски.

Формирование внутреннего чувства ритма избавляет от утомительного счета вслух и позволяет легко играть не только классические произведения, но и открывает возможность с первых лет обучения играть джазовую и эстрадную музыку.

Приобретенное умение анализировать нотный текст формирует навык самостоятельной работы над произведением.

Опыт показывает, что большое удовольствие учащимся доставляет  исполнение песен и импровизаций вне школы, к примеру, на домашних праздниках или в кругу друзей, а музицирование остается любимым занятием, увлечением на всю жизнь.

В школе искусств благоприятная почва для интенсификации учебного процесса, т. к

  • Разработанная система контроля  и оценки знаний (зачет в конце каждого полугодия) позволяет заниматься творческими видами деятельности практически на каждом уроке.  
  • Преемственность в программах на уровне межпредметных связей (сольфеджио, хор, музыкальная грамота, слушание музыки, музыкальная литература)  обеспечивает повторение и глубокое усвоение пройденного материала.
  • В рамках школьной филармонии реализуется принцип коллективного взаимодействия, когда учащиеся всех отделений школы могут участвовать в качестве исполнителей и слушателей.

Как показывает опыт, применение интенсивного метода в обучении не только в общеобразовательной школе, но и в школе искусств, как нельзя лучше соответствует задачам нового времени. т. к. обеспечивает практическое овладение учащимися игрой на фортепиано в краткие сроки вместе с их плодотворным воспитанием, образованием и развитием.  

IV. Литература

  1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М., 1985.
  2. Бабанский,   Ю.К. Оптимизация   учебно-воспитательного   процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М., 1982.
  3. Монахов, В. М. Методы оптимизации [Текст] / В. М. Монахов, Э. С. Беляева, Н. Я. Краснер. - М., 1978.
  4. Смирнова Т. И.  Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Программа. Класс специального фортепиано. Москва 2008г.
  5. Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва 2003г.