Фонд оценочных средств по предметам сольфеджио и музыкальная литература
Фонд оценочных средств-этоподбор материалов для итоговой аттестации по сольфеджио и музыкальной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонд оценочных средств по сольфеджио, музыкальной литературе | 251.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фонд оценочных средств по предмету «Сольфеджио».
1.Форма оценивания.
Итоговая аттестация в виде экзамена.
2. Методы оценивания.
Выставление оценок за написание одноголосного музыкального диктанта и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом ДШИ экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по сольфеджио.
3.Объект оценивания:
1. Одноголосный музыкальный диктант. (50% от общей оценки)
2. Устный ответ.(50% от общей оценки).
4.Предмет оценивания.
Сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метро- ритма, первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, музыкальные примеры,
-записывать музыкальные диктанты с использованием навыков слухового анализа;
- слышать и анализировать аккорды интервалы;
- интонировать вокально-интонационные упражнения в ладу и вне лада.
5.Требования к экзамену.
5.1.Государственный экзамен состоит из письменных и устных заданий, составленных с учетом требований государственной программы ДМШ по сольфеджио, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР г.Москва 1984г.
5.2.Требования составлены ведущим педагогом и утверждены на МО теоретического отдела школы искусств .
6. Порядок проведения экзамена.
6.1.Письменно:Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. Диктант в объеме 8-10 тактов,в пройденных тональностях, включая пройденные мелодические обороты, ритмические группы в размере 2/4,3/4, 4/4.Количество проигрываний :8-10 раз.
6.2.Устно:
1. Спеть с листа мелодию с дирижированием.
2. Спеть наизусть номер сольфеджио или со словами.
3. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм.
6. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные интервалы.
7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением.
8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности.
9. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные аккорды, интервалы.
10. Спеть в тональности пройденные аккорды, интервалы.
11. Определить на слух интервалы или аккорды вне лада. Определить вид лада.
12. Ответить на вопрос по музыкальной грамоте.
7.Критерии оценивания.
7.1.Диктант
«5» - Учащийся правильно записал ритм, мелодию, фразировку.
«4»- Учащийся допустил 2-3 ошибки в мелодии (неверно услышал скачок), который повлиял на дальнейшее мелодическое построение или допустил 3-4 ритмические ошибки.
«3»- Учащийся написал мелодию, но не оформил ритмический рисунок или написал диктант, но отсутствуют2-3 такта , или допустил 6-7мелодических , ритмических ошибок.
«2»- Учащийся не написал диктант (неверное направление мелодии, контуры темы не прослеживаются)
7.2.Устный опрос.
- Пение номера наизусть,чтение с листа.
«5» - Учащийся точно интонировал, правильно исполнил ритм, фразировки.
«4»- Учащийся допустил интонационные, ритмические погрешности. В целом ощущение лада присутствует.
«3»- Учащийся допустил значительные мелодические погрешности, исполнил верно ритмически.
«2»- У учащегося отсутствуют какие-либо навыки пения( атональность, аритмичность).
- Вокально-интонационные упражнения. (пение интервалов и аккордов в ладу и вне лада)
«5» - Учащийся чисто интонировал, точно построил.
«4»- Учащийся точно построил, допустил интонационные погрешности
«3»- Учащийся допустил теоретические ошибки, слабо интонировал.
«2»- У учащегося отсутствуют теоретические знания и вокальные навыки
- Ответ по музыкальной грамоте
«5» - Учащийся точно дал формулировку ответа. Грамотно выстроил речь.
«4»- Учащийся допустил неточности в ответе. Исправил при дополнительном вопросе.
«3»- Учащийся допустил достаточное количество ошибок, смог дать ответ только при помощи наводящих вопросов.
«2»- У учащегося отсутствуют теоретические знания. На дополнительные вопросы комиссии ответить не может.
- Определение на слух
«5»- Учащийся все верно услышал.
«4»- Учащийся допустил 1-2 ошибки в качественной величине интервала, в обращении аккорда.
«3» Учащийся допустил 3-4 ошибки в качественной величине интервала, в обращении аккорда.
«2» Учащийся не услышал ни один аккорд и интервал.
Приложение.
Билеты ОНИ.
Билет №1
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ля мажор. Т5/3 – Т 6 – Д 4/3 – Т5/3. Тритоны.
- От звука «до»: Б 6/4, ч5, М5/3.
- Трезвучия главных ступеней лада. Тоника. Гамма. Терция. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
Билет №2
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Фа минор (гармонический). t5/3 – УМ VII7 – Д 6/5 – t 5/3. Тритоны.
- От звука «ре»: м3, М 6/4, Б5/3.
- Обращение Д 7. Отклонение. Септима. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №3
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ре мажор. Т6 – S5/3 – Д2 – Т6. Тритоны.
- От звука «ми»: м 2, б6, М6.
- Четыре вида трезвучия. Размер 3/8. Секста. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №4
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- До минор (гармонический) t 5/3 – s 6/4 – Д6/5 – t 5/3. Тритоны.
- От звука «фа»: б3, М6/4, Б6.
- Вводные септаккорды – уменьшенный вводный. Знаки альтерации. Кварта. Структура септаккорда
- Определение на слух.
Билет №5
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Си бемоль мажор. Т 5/3 –S 6/4 – М VII 7 – Т5/3. Тритоны.
- От звука «соль»: ч4, M5/3, Б 6/4.
- Два вида мажора. Синкопа. Квинта. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
Билет №6
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ля бемоль мажор. Т5/3–Д6 –Д6/5 –Т5/3. Тритоны.
- От звука «си»: м6, Б5/3, М6.
- Тритоны. Модуляция. Кварта. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №7
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ми мажор. Т6 – Д6/4 – Д4/3 – Т5/3.Тритоны.
- От звука «ля»: б6, М6, Б6/4.
- Три вида минора. Д 7 с разрешением. Секунда. Структура квартсекстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №9
1. Наизусть
2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
3. Ми бемоль мажор. Т6/4 – S6 – Д7 – Т5/3.Тритоны.
4. От звука «фа»: м3, Б5/3, М6.
5. Обращение интервалов. Вводные септаккорды – малый вводный. Терция. Структура септаккорда.
6. Определение на слух.
Билет №10
1. Наизусть
2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
3. Фа диез минор (гармонический) t 5/3 – Д6 – Д6/5 - t5/3. Тритоны.
4. От звука «ми»: ч5, Б6, М6/4.
5. Обращение трезвучий. Размер 6/8. Секста. Структура септаккорда.
6. Определение на слух.
Билеты ФО и ОССИ.
Билет №1
- Наизусть
- Чтение с листа.
- dur (натуральный) Тритоны. Ум5/3. Т5/3 – Т 6 – Д 4/3 – Т5/3.
- От звука «С»: Б 6/4, ч5, М5/3, Д2 с разрешением.
- Трезвучия главных ступеней лада. Тоника. Терция. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
Билет №2
- Наизусть
- Чтение с листа.
- F-moll (гармонический). Тритоны. Ум5/3. t5/3 – t6/4 – Д 7 – t 5/3.
- От звука «D»: м3, М 6/4, Б5/3, Д4/3 с разрешением.
- Обращение Д 7. Отклонение. Септима. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №3
- Наизусть
- Чтение с листа.
- D-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т5/3 – S6/4 –МVII7–Т5/3.
- От звука «E»: м 2, Б5/3, ч4, Д6/5 с разрешением
- Четыре вида трезвучия. Размер 3/8. Секста. Структура квартсекстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №4
- Наизусть
- Чтение с листа.
- C-moll (гармонический). Тритоны. Ум5/3.
- t 5/3 – s 6/4 – Ум VII 7- Д6/5 – t 5/3.
- От звука «A»: б3, М6/4, Б6 , Д7 с разрешением.
- Вводные септаккорды – уменьшенный вводный септаккорд. Знаки альтерации. Кварта. Структура квинтсекстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №5
- Наизусть
- Чтение с листа.
- H-dur. (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т 5/3 – М VII 7 – Д6\5– Т5/3.
- От звука «Gis»: ч 4, м6, Б6, Д6/5 с разрешением.
- Уменьшенное трезвучие в ладу. Синкопа. Квинта. Структура терцквартаккорда.
- Определение на слух.
Билет №6
- Наизусть
- Чтение с листа.
- As-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т5/3-S5/3–Д2 –Т6.
- От звука «В»: ч5, Б5/3, м7, Д2 с разрешением.
- Тритоны. Модуляция. Кварта. Структура секундаккорда.
- Определение на слух.
Билет №7
- Наизусть
- Чтение с листа.
- E-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т5/3– S6 – Д7 – Т5/3.
- От звука «С»: м2, ч4, М6/4, Д7 с разрешением.
- Д 7 с разрешением .Три вида минора. Секунда. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
Билет №8
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- B-moll. (гармонический). Тритоны. Ум5/3. t5/3–УмVII 7- Д6/5- t5/3.
- От звука «А»: б3, М6, Б5/3, Д4/3 с разрешением.
- Вводные септаккорды – малый вводный септаккорд. Обращение интервалов. Терция. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
Билет №9
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
3. Fis-moll (гармонический). Тритоны. Ум 5/3. t 6 – s5/3-Д2- t6.
4. От звука «H»: м3, М6/4, м7, МVII7 с разрешением.
- Обращение трезвучий. Размер 6/8. Два вида мажора. Структура септаккорда.
- Определение на слух.
Варианты диктанта.
ОНИ.
- Г. Фридкин. «Музыкальные диктанты» №220,198,177,168
ФО, ОССИ.
- Г. Ёжикова «Музыкальные диктанты» V-VII классы» №1-21
- Ж.Металлиди «Музыкальный диктант» «183-226, 265-296, 376, 381.
Варианты слухового анализа.
ОНИ.
- Определение лада (гаммы 3-х видов минора и 2-х видов мажора)
- Интервалы и аккорды вне лада. (Простые интервалы, тритоны с разрешением, 4 вида трезвучия, Обращения Б53 иМ53 , УМ.вв7 с разрешением, Д7 и его обращения и разрешением и без разрешения)
ФО,ОССИ.
- Определение лада (гаммы 3-х видов минора и 2-х видов мажора)
- Интервалы и аккорды вне лада. (Простые интервалы, тритоны с разрешением, 4 вида трезвучия, Обращения Б53 иМ53 , УМ.вв7 с разрешением,Мвв7 , Д7 и его обращения и разрешением и без разрешения)
Варианты примеров для чтения с листа.
ОНИ.
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие №96,99,91(I уровень)
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие №193,199,273 (II уровень)
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие №329,339,343 (III уровень)
ФО, ОССИ.
1.Г. Фридкин «Чтение с листа» №139-253.
Варианты примеров для пения наизусть.
ОНИ.
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие429,198,177,168
- Д.Шайхутдинова №617
ФО, ОССИ.
- Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 7 класс №10,29, 46, 53, 128
- Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 6 класс « 99,92,55,3,2,45
- Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 2-голосие !00, 104.
Ответы на теоретические вопросы.
Билет №1
- Трезвучия главных ступеней лада.Трезвучия, построенные на главных ступенях лада называются главными. К ним относятся: Тоническое трезвучие T53, которое строится на I ступени, субдоминантовое S53- на IV ступени доминантовое D53- на V ступени. Трезвучия , построенные на этих ступенях, являются показателями лада. В мажоре они мажорные, в миноре –минорные.
Тоника- I , самая устойчивая ступень лада.
Гамма.Последовательность ступеней лада от Тоники до Тоники.
Терция.Интервал , количественная величина которого 3 ступени. Терции бывают большие и малые. Качественная величина малой терции 1,5 тона, большой терции 2 тона. Обозначаются м3 и б3.
Структура трезвучия.Трезвучие –это аккорд из трех звуков терцовой структуры. Т.е. 3 звука располагаются по терциям.
Билет №2
Обращение Д7. Доминантовый септаккорд имеет 3 обращения. Первое обращение называется Доминантовый квинтсекстаккорд, строится на VII ступени, обозначается Д65 второе обращение- Доминантовый терцквартаккорд, строится на II ступени, обозначается Д43, третье обращение- Доминантовый секундаккорд, строится на IV, обозначается Д2.
Отклонение. Временный переход в музыкальном произведении в другую тональность и возвращение в первоначальную тональность.
Септима.Интервал , количественная величина которого 7 ступени. Септимы бывают большие и малые. Качественная величина малой септимы 5 тонов, большой септимы 5,5 тона. Обозначаются м7 и б7.
Структура секстаккорда.Секстаккорд - это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрой 6. Например Б6 или М6.
Билет №3
Четыре вида трезвучия.В музыке используются четыре вида трезвучия. Большое(мажорное) , малое (минорное) , увеличенное и уменьшенное. Большое трезвучие состоит из б3+м3, обозначается Б53.
Минорное трезвучие состоит изм3+б3, обозначаетсяМ53.
Увеличенное трезвучие состоит из двух б3 , обозначается Ув 53.
Уменьшенное трезвучие состоит из двух м3 , обозначается Ум 53.
Размер 3/8. –это простой размер. В такте 3 доли , выраженные восьмыми длительностями.
Секста. Интервал , количественная величина которого 6 ступени. Сексты бывают большие и малые. Качественная величина малой сексты 4 тонов, большой сексты 4,5 тона. Обозначаются м6 и б6.
Структура секстаккорда.Секстаккорд - это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрой 6. Например Б6 или М6.
Билет №4
Вводные септаккорды – уменьшенный вводный. Септаккорды, которые строятся на вводных ступенях лада, называются Вводными септаккордами. Уменьшенный вводный септаккорд строится на VII ступени гармонических ладов –мажора и минора. Состоит из малых терций, крайние звуки образуют ум7. Уменьшенный вводный септаккорд относится к Доминантовой группе, обозначается УмVII7.Разрешается двумя способами-через Д65 в Тонику или сразу в Т53 с удвоенным терцовым тоном.
Знаки альтерации-это знаки , изменяющие ступень на полутон или тон. К ним относятся диез, бемоль, дубль диез или дубль бемоль, бекар.
Кварта. Интервал , количественная величина которого 4 ступени. Кварты бывают чистые или увеличенные. Качественная величина чистой кварты 2,5 тона, увеличенной кварты 3 тона. Обозначаются ч4иув4.Ув4еще называют тритоном.
Структура септаккорда. Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д7.
Билет №5
Два вида мажора.В музыке употребляются несколько видов мажор, одни из них натуральный, строение натурального мажора тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Другой вид гармонический- это мажор с пониженной VI ступенью.
Синкопа.Ритмический группа , в которой происходит смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы бывают двух видов – внутритактовые и междутактовые.
Квинта. Интервал , количественная величина которого 5ступени. Квинты бывают чистые или уменьшенные. Качественная величина чистой квинты 3,5 тона, уменьшенной квинты 3 тона. Обозначаются ч5иум5. Ум 5 еще называют тритоном.
Структура трезвучия.Трезвучие –это аккорд из трех звуков терцовой структуры. Т.е. 3 звука располагаются по терциям.
Билет №6
Тритоны. Тритонами называются интервалы , которые содержат три тона. К ним относятся ув4 и ум5. Строятся тритоны в натуральном мажоре на IVиVII ступенях, в натуральном миноре на II и VIступенях. Называются диатонические тритоны. Тритоны , которые строятся в гармонических ладах называются характерными. В гармоническом мажоре характерные тритоны строятся на II и VIпониженнойступенях. В гармоническом миноре на IVиVIIповышенной ступенях.
Модуляция. Это переход в музыкальном произведении в другую тональность и закрепление в ней.
Кварта. Интервал , количественная величина которого 4 ступени. Кварты бывают чистые или увеличенные. Качественная величина чистой кварты 2,5 тона, увеличенной кварты 3 тона. Обозначаются ч4иув4. Ув4еще называют тритоном.
Структура секстаккорда.Секстаккорд - это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрой 6. Например Б6 или М6.
Билет №7
Три вида минора. В музыке употребляются три вида минора. Натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном миноре действуют только ключевые знаки. Схема строения натурального минора- тон- полутон- тон-тон- полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается VII ступень при движении вверх и вниз. В мелодическом миноре повышается VI и VII ступень при движении вверх , вниз как натуральный, знаки повышения VI и VII отменяются.
Д 7 с разрешением. Доминантовый септаккорд –это септаккорд, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Д7 состоит из б3+м3+м3 , крайние звуки образуют м7. По другому можно сказать, что Д7 состоит из Д53 +м3. ВА Д7входят V,VII,II , IV ступени. Разрешается Д7 в неполное Т53 в утроенным основным тоном.
Секунда.Интервал,количественная величина которого 2 ступени. Секунда бывает большая и малая. Качественная величина большой секунды - один тон, малой секунды - полутон. Обозначаются б2им2.
Структура квартсекстаккорда.Квартсекстаккорд – это второе обращение трезвучия. Имеет структуру- кварта+ терция, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрами 64. Например Б64 или М64.
Билет №9
Обращение интервалов. Обращение это перенесение нижнего звука на октаву вверх. Интервал имеет одно обращение. Прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту. Чистые интервалы обращаются в чистые, большие в малые, малые в большие.
Вводные септаккорды – малый вводный. Септаккорды, которые строятся на вводных ступенях лада, называются Вводными септаккордами. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени в натуральном мажоре и на II ступени в натуральном миноре Состоит из м3+м3+б3, или по другому можно сказать Ум53 +б3, крайние звуки образуют м7.Малый вводный септаккорд относится к Доминантовой группе, обозначается УмVII7.Разрешается двумя способами-через Д65 в Тонику или сразу в Т53 с удвоенным терцовым тоном.
Терция.Интервал , количественная величина которого 3 ступени. Терции бывают большие и малые. Качественная величина малой терции 1,5 тона, большой терции 2 тона. Обозначаются м3 и б3.
Структура септаккорда.Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д7.
Билет №10
Обращение трезвучия. Трезвучие имеет два обращения. Первое называется секстаккорд- состоит из терции и кварты. Второе назваетсяквартсекстаккорд. Состоит из кварты и терции. Состав Мажорного секстаккордаБ6 =м3+ч4.Мажорного квартсекстаккорда Б64 = ч4+б3. Состав минорного секстаккорда М6=б3+ч4. Минорного квартсекстаккорда М64 =ч4+м3.
Размер 6/8.это сложный размер, состоящий из двух простых 3/8. В такте 6 долей, выраженных восьмыми длительностями.
Секста. Интервал , количественная величина которого 6 ступени. Сексты бывают большие и малые. Качественная величина малой сексты 4 тонов, большой сексты 4,5 тона. Обозначаются м6 и б6.
Структура септаккорда.Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д7.