Развитие творческой одаренности н основе личностно-ориентированного подхода при обучении детей игре на фортепиано.
Работа представляет собой обобщение педагогического опыта по теме "Развити творческой одаренности детей". Проблема развития талантливых детей - одна из самых актуальных и обсуждаемых тем в современном педагогическом сообществе. Наша школа не является исключением. Мы попытались доказать, что в нашей школе созданы благоприятные условия для работы с данной категорией детей. Также представлены основные направления работы с одаренными детьми в классе фортепиано из собственного опыта работы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческой одаренности на основе личностно-ориентированного подхода при обучении детей игре на фортепиано
Проблема развития талантливых и одаренных детей одна из самых актуальных и обсуждаемых тем в современном педагогическом сообществе. Наиболее сложной к выявлению является творческая одаренность или креативность, как принято сейчас говорить. Как сказал американский психолог Э.П. Торренс : «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Система работы с одаренными детьми в ДШИ
Выдвижение на первый план цели развития одаренной личности находит отражение в государственных документах. С вступлением в силу 273 Федерального закона в детских школах искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы. Нами разработана предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» и к ней программы по учебным предметам, в основе которых лежат Федеральные государственные требования, учитывающие возрастные, индивидуальные особенности обучающихся и направленные, в том числе, на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте, что определяется при индивидуальном отборе поступающих;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Предпрофессиональная программа имеет совершенную структуру обучения в виде трёхуровневой модели:
- начальный уровень – 1-4 классы. На данном этапе воспитывается потребность в общении с искусством, приобретаются элементарные знания, формируются базовые умения и навыки;
- основной уровень – 5-8 классы. Учащиеся завершают начальное музыкальное образование, необходимое для предпрофессиональной подготовки на третьем уровне или для полноценной любительской музыкальной деятельности;
- третий уровень – 9класс. На данном этапе осуществляется предпрофессиональная подготовка учащихся, обладающих соответствующей мотивацией, достаточным комплексом способностей и личностных качеств, необходимых для обучения в средних специальных образовательных учреждениях.Также в нашей школе действуют программа «Одаренные дети» и проект «Детская филармония», целью которых также является
-популяризация творчества одаренных и талантливых детей, подростков и творческих коллективов детской школы искусств Усть-Кута.
В 2013 году мною был разработан и в 2015 реализован педагогический проект «Талантам нет границ» на основе личностно-ориентированного подхода в образовательном пространстве школы искусств как метода развития одаренности обучающейся фортепианного отделения Панфиловой Яны.
Таким образом, можно сказать, что в нашей школе созданы благоприятные условия для развития одаренных детей.
Основные направления работы с одаренными детьми в классе фортепиано
Проблема одаренности детей волновала меня всегда, т. к. я работаю преподавателем фортепиано более 20 лет. Некоторые из моих знакомых считают, что работать с одарёнными детьми легко. Они думают: одарённые дети – «ученики без проблем»— это, как правило, те, которые дисциплинированы и усидчивы, исполнительны и послушны, подчиняются правилам и не отвлекаются на пустяки. Это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!!
Одаренный ребенок категорически не соответствует этим требованиям. Он тяготится заданными рамками, стремится выйти за пределы шаблонов и алгоритмов. Давайте вспомним, хотя бы гениального Людвига ван Бетховена. Не проучившись в училище и шести лет, он был заклеймен своим преподавателем музыки определением «безнадежен».
А величайший из композиторов всех времен Иоганн Себастьян Бах? Оказывается, он при жизни был малоизвестным. О Бахе говорили как о первоклассном органисте и преподавателе. Музыкальным гением он был признан гораздо позже, спустя 100 лет после смерти!
Правда, их таланты оказались настолько яркими, что позже о них узнал весь мир. А сколько осталось тех, что увяли в зародыше?
Чтобы это случалось как можно реже, одна из задач преподавателя фортепиано: разглядеть в рассеянном фантазере или в сорванце и забияке будущего Моцарта или Прокофьева.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, а также опираясь на собственный педагогический опыт работы с одаренными детьми, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. И здесь приоритетной становится личностно-ориентированная модель обучения. Для реализации личностно-ориентированного подхода я двигаюсь сразу в нескольких направлениях:
В первую очередь это индивидуальная работа с учеником на уроке специальности. Основным содержанием урока является работа над музыкальным произведением. Как правило, я провожу урок в дилогической форме, включая элементы эвристической беседы. Для одаренных учащихся применяю элементы методики интенсивного обучения Т. И. Смирновой, где есть все необходимое для развития творческих способностей: сочинение, транспонирование, музыкальный подбор, аккомпанемент и импровизация.
Формирование и выбор репертуара для одаренного ученика представляет собой серьезную методическую работу. Реализуя принцип опережающего обучения, я включаю в индивидуальный учебный план произведения повышенной сложности, что позволяет заглянуть в «завтрашний день». Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие выбранных произведений целям и задачам обучения, интерес учащихся к исполняемым произведениям, индивидуальная направленность репертуара - все это положительно сказывается на результатах целостного развития личности одаренного учащегося.
Фрагмент урока «Работа над выразительностью мелодии шутливого характера» с учащейся 5 класса фортепианного отделения.
Цель: при помощи «метода подтекстовки», сочиненной совместно с учениками, добиться выразительности исполнения гаммообразных пассажей в Сонате В. А. Моцарта
- Кто такой Моцарт?
Это австрийский композитор 18 века, венский классик.
-Послушай и определи характер главной партии (показ, анализ, слушание)
Показ
Первую часть хочется назвать « Весенней», в которой есть тонкие звукоподражательные штрихи, заставляющие вообразить журчание быстрых ручейков (показать пассаж).
Играет
-обрати внимание: у Моцарта нет фразировочных лиг, которые помогают почувствовать окончание фразы или найти кульминационную точку. Как же быть?
- -давай для начала вспомним, какую музыку писал Моцарт? Назови его знаменитые произведения.
Ответ
-Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург,
-какие оперы ты знаешь?
- "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".
- Давай, перенесемся мысленно в атмосферу его оперы «Женитьба Фигаро».
-о чем эта опера?
Это комическая опера, где слуги Фигаро и Сюзанна подшучивают над графом Альмавива.
-основные действующие лица оперы?
-графиня Розина, Керубино - юноша-паж, который влюблен во всех женщин замка и частенько попадает в неприятные переделки.
-Кого из героев оперы может охарактеризовать мелодия нашей сонаты?
Ответ
-давай представим, что главная партия сонаты - это не инструментальное произведение, а ария, предположим, мальчика Керубино, а для убедительного произношения интонаций я предлагаю воспользоваться подтекстовкой.
Играем с пением
Вывод: Надя, подтекстовка помогла сделать нужные паузы, расставить акценты, четко произнести каждый звук и не потерять его? Стала ли мелодия выразительной?
Спасибо, садись на место.
Конечно, традиционной формой обучения в классе фортепиано является урок по специальности, но концертно-исполнительская деятельность юного музыканта - это та область, в которой успешно внедряются новые формы и методы обучения, ориентированные на развитие личности учащегося.
В течение учебного года все учащиеся моего класса выступают на академических концертах, в которых исполняют обязательную программу. Наиболее способные выступают в отчетных концертах школы или школьной филармонии. И лишь немногие могут выступить с сольной программой.
Первый сольный концерт я подготовила с учащейся Зиминой Машей-обладательницей областной стипендии «Юные дарования Приангарья» имени В. Ф. Сухиненко, 2007 г.
Далее, в 2011 году состоялся сольный концерт «Музыкальное путешествие». В исполнении Панфиловой Яны, учащейся 4 класса прозвучали произведения композиторов разных стран, эпох и стилей: И. С. Баха, М. Шмитца, Ф. Кулау, Э. Грига, П. Чайковского.
В 2014 г состоялся второй Сольный концерт Яны «Рояль-король инструментов», который мы решили провести в форме концерта-лекции. Слушателям мы рассказали об истории появления рояля и его роли в мировой музыкальной культуре. Концерт имел огромный успех: мы получили массу положительных отзывов, теплых слов и пожеланий. Самое главное - Яна приобрела уверенность в своих силах, осознала собственную значимость и неповторимость своей личности.
(Видео-фрагмент сольного концерта. Полную версию концерта можно посмотреть на сайте нашей школы)
Сегодня Панфилова Яна - студентка Санкт-петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов, где получает образование по специальности музыкальная звукорежиссура.
Кроме Яны продолжили музыкальное обучение мои выпускники: Гарощук Мария в Иркутском музыкальном колледже им. Шопена, Тарасова Татьяна в Иркутском театральном училище.
Большое место в обучении одаренных детей и становлении их как творческих личностей занимают подготовка к профессиональным исполнительским конкурсам, фестивалям и выступления на них. На базе детской школы искусств ежегодно проходят конкурсы на лучшее исполнение кантилены, полифонии или крупной формы, которые является стартовой площадкой для участия в региональных, Всероссийских и Международных конкурсах юных музыкантов. Мои ученики – многократные победители подобных конкурсов и фестивалей, они уверенно соперничают с конкурсантами других городов России, а также за ее пределами. Множество грамот, дипломов и благодарностей имеется в нашем арсенале.
Особое внимание хочется уделить следующим конкурсам:
- Международный конкурс «Кипрус стар медиа», где Панфилова Яна стала лауреатом 2 степени.
- Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Сибирь зажигает звезды». Диплом лауреата 3 степени получила Панфилова Яна
- Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Осенний калейдоскоп» фортепианный ансамбль в составе Гореловой А.- Ковальчук Т.В. стали лауреатами 3 степени.
В условиях индивидуального обучения игре на фортепиано групповые формы работы имеют неоценимое значение. Благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности происходит формирование нравственных, духовных и культурных ориентиров, а также обогащение эмоциональной сферы обучающихся,
Предмет ансамблевое музицирование. введен в предпрофессинальные программы как обязательный с 4 класса. Детям очень нравится играть в ансамбле. По сравнению с сольным, ансамблевое исполнительство оказывает благотворное влияние на его участников не только в профессиональном плане, но и формирует личностные качества: чувство взаимного уважения, поддержки и партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность, как для творческого, так и дружеского общения участников. Существуют ансамбли различных составов: ансамбль в 4 руки, в 6 рук, в 8 рук, мастер и ученик.
Предлагаем вашему вниманию ансамбль мастер и ученик с учащейся 4 класса, в исполнении которого прозвучит отрывок из симфонии № 40 соль минор В. А. Моцарта.
Еще одно направление - внеклассная работа. Основными формами внеклассной деятельности являются праздники, музыкальные вечера, классные часы и, конечно же, тематические концерты класса.
Тематический концерт класса
Тематический концерт класса – это всегда праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений. Тематика концертов может быть самой разнообразной: «Популярная музыка П.И. Чайковского», «Сказка в музыке», «Как менялись мода, стиль и этикет». Сейчас учащиеся моего класса готовятся к концерту «Шутка в музыке». Несомненно, успех концерта зависит от сценария. Его мы составляем вместе с ребятами: кто-то подбирает красивые стихи, кто-то находит интересные факты по теме концерта. Основу мероприятия составляют выступления детей за фортепиано. Поэтому, выбирая тему, я в первую очередь подразумеваю наличие доступного для исполнения учащимися фортепианного репертуара. Музыка может быть самой разнообразной, но обязательно интересной и качественной: от строгих академических сочинений, до обработок джазовой и поп-музыки.
Сотрудничество с родителями
Родители. Они стали моими первыми помощниками, хотя и не сразу. Пришлось потрудиться над планами родительских собраний, проведением концертов, открытых уроков, индивидуальных бесед по оказанию родительской помощи в организации поездок на конкурсы исполнительского мастерства, чтобы приобщить мам и пап учащихся к классической музыке, убедить в том, что их талантливые дети, делая первые шаги на пути к искусству, нуждаются в понимании, поддержке и помощи самых близких им людей.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов» - именно так выразился выдающийся педагог и пианист Г.Г.Нейгауз, имея ввиду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию.
Заключительная часть
В завершении выступления хочется процитировать слова искусствоведа Михаила Казиника:
«Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь сделали первый шаг к Нобелевской премии, учите их музыке, потому что в музыке закодированы все научные открытия. Эйнштейн признавался, что, если бы не было фуг Баха, он так и не создал бы теорию относительности. Не понял, что мир многослоен. Как-то Эйнштейна спросили: «И как же теперь, после вашей теории, мы будем воспринимать Вселенную?». Ученый остроумно ответил: «Как слоеный пирог, где в каждом слое – свое время и своя консистенция». И тут любой музыкант может только рассмеяться: «Поздравляю, господа ученые! Вам удалось открыть то, что за 300 лет до вас сделал Бах, сочинив свои фуги, потому что фуга и есть слоеный пирог, где в каждом слое – своя тональность и свое вступление. А теперь, наконец - то формулу фуги перенесли на космос!»