Конспект образовательной деятельности в рамках проекта "Они сражались за Родину" "Богатыри"

Музыкальное занятие включает в себя: подробное обсуждение картины В. Васнецова "Богатыри", прослушивание былин, ознакомление с новыми понятиями "сказитель", "гусли"; повторение русских народных инструментов (звучание, визуальный просмотр), работа над шумовым оркестром на примере плясовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx17.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Семицветик»

Конспект музыкальной образовательной деятельности

в рамках проекта «Они сражались за Родину»

«Богатыри»

Музыкальный руководитель:

Сидоренко М.В.

Г. Гурьевск

2017

Цель: Создать условия для осмысления дошкольниками произведения изобразительного искусства через музыкальную деятельность.

Задачи:

- развивать способность детей выделять персонажей картин, отмечая его особенности;

- разучить партитуру шумового оркестра, используя ритмическую группу 2 восьмых-четверть;

 - продолжить знакомство с творчеством В. Васнецова «Богатыри»;

- обогатить словарный запас новыми понятиями: «Былина», «Сказитель», «Гусли», развивать монологическую, диалогическую речь;

- развивать способность передавать особенности героев средствами танца;

- формировать интерес детей к искусству, как к музыкальному, так и к изобразительному;

- воспитывать нравственность посредством приобщения детей к русской культуре.

Оборудование:

Мультиборд, музыкальный центр, картина «Богатыри» В. Васнецова, мечи, щиты, шумовые инструменты

Музыкальный материал:

Мусоргский М. «Картинки с выставки» «Прогулка»

Бородин А. «Богатырская симфония»

Былина о Илье Муромце

Гусельные переборы

«Богатырская наша сила» А. Пахмутова

Плясовая

Отрывки звучания инструментов народного оркестра

Предварительная работа:

- экскурсия в Картинную галерею детского сада, рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова, беседа.

Ход:

Вход в зал: Мусоргский М. «Прогулка»

Приветствие:

М.р.: Здравствуйте, ребята! (движение по гамме вверх).

Д.: Здравствуйте! (по тоническому трезвучию вниз)

М.Р.: Хлопки руками «Здравствуйте» в разном ритме.

Дети повторяют заданный ритм.

М.р.: Ребята, сегодня вы вошли в зал под не совсем обычную музыку и она привела вас к одной картине. Но что же это за картина? В картинной галерее мы работали с разными сюжетами, Давайте я вам их напомню. Борис Кустодиев нарисовал веселую, яркую, красочную картину. Мы озвучивали ее: деревянные палочки изображали топот коней, бубенцы звенели на сбруе, шуршание целлофановых пакетов напоминал хруст снега, веселая музыка звучала как народные гуляния на этом зимнем празднике, где пекутся вкусные блины. Как называется эта картина?

Д.: Эта каритина называется «Масленица»

М.р.: Правильно, «Масленица» Б. Кустодиева. Музыка ко второй картине звучала взволновано, слышались завывания ветра, плеск волн, гром, молнии и даже крики о помощи. Кто помнит название этой картины?

Д.: Эта картина называется «9 вал».

М.р.: Правильно, ребята, «9 вал» Ивана Айвазовского. Музыка к третьей картине звучала спокойно, уверенно, а люди на ней были изображены сильные, смелые, которые стояли за правое дело, защищали землю-матушку. Про какую картину я говорю?

Д.: Это картина «Богатыри»

М.р.: Правильно, это картина Виктора Васнецова «Богатыри». А сейчас я предлагаю еще раз прослушать произведение, которое привело нас к этой картине (прослушивание). Мне кажется, вы уже догадались какая картина спрятана у нас в зале.

Д.: «Богатыри»

М.р.: Правильно, ребята. Мы уже несколько раз приходили к этой картине. Рассматривали, говорили, слушали музыку. И всегда говорили о богатырях как о едином целом. Но сегодня мы поговорим о каждом из этих славных героев, ведь у каждого свои достоинства, свой характер.

     Илья Муромец – могучий, кажется, что он с легкостью держит булаву, нахмурился, озабоченно смотрит вдаль, готовый в любую минуту сразится с врагом. На Руси в стародавние времена о богатырях рассказывали народные сказители (изображение на мультиборде сказителя с гуслями). Перебирая струны на гуслях, сказитель в былине поведает о великих подвигах богатырей. Былина – это русские песни-сказания, в которых рассказывалось о подвигах героев, о жизни на Руси. Давайте прослушаем начало одной былины о Илье Муромце (аудио).

     Добрыня Никитич – по преданиям, был образованным и мужественным человеком, с ним связано много чудес: заговоренная броня на его плечах, волшебный меч-кладенец, положил свою сильную руку на рукоять меча, тоже готов к бою. Ребята, давайте вспомним хореографическую композицию, которую мы готовили на 23 Февраля (хореографическая зарисовка «Богатырская сила»).

     Алеша Попович – молодой, статный, он изображен с луком и стрелами в руках, но прикрепленные к седлу гусли говорят о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. Я хочу предложить вам тоже повеселиться, поиграть в шумовом оркестре (народная плясовая). Но для начала вспомним инструменты русского народного оркестра (слайд на мультиборде)

Звучат аудио-отрывки, дети на слух определяют звучание каждого инструмента, показывают на мультиборде изображение или выбирают из коробки.

М.Р.: Ребята, мы не можем играть на музыкальных инструментах, но можем сыграть на шумовых.

Раздача инструментов (бубен, бубенцы, ложки, палочки)

М.Р.: работа с ритмической группой 2 восмых-четверть (ти-ти-та) по группам инструментов. Прослушивание произведения («Плясовая»).

Ребята, какое это произведение по характеру?

Д.: Это произведение быстрое, веселое, задорное, яркое.

М.р.: Ребята, сегодня мы говорили о великих русских богатырях. Давайте еще раз вспомним как их зовут:

Д.: Мы сегодня говорили о русских богатырях. Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

М.Р.: Как вы думаете, каким должен быть богатырь сегодня? Какими качествами должен обладать защитник Родины сегодня? Может быть у кого то есть знакомые богатыри?

Д.: Богатырь должен быть сильным, могучим, смелым, отважным, добрым, веселым и тд.

Прощание:

М.Р.: Ну что ж, ребята, нам пора прощаться. До свидания (поступенное движение по гамме вниз)

Д.: До свидания! (поступенное движение по гамме вниз).

М.Р.: Хлопки руками «До свидания» в различных ритмах.

Дети повторяют ритм прощания.

Дети выходят из зала по парам (М. Мусоргский «Прогулка»)