Методическая разработка открытого урока "Воспитание пианистических навыков в работе с начинающими"
-С чего должно начинаться воспитание пианистических навыков на начальном этапе.
-О формировании психологической установки "руки-голос".
-Как "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание пианистических навыков в работе с начинающими | 69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА МР КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РБ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ДО ДМШ
____________ Е.В.Гагилева
«16 » ноября 2015 г.
Методическая разработка
открытого урока
преподавателя по классу фортепиано
Имановой Гульсии Сахеевны
с учащейся 1 класса Валинуровой А.
Тема урока: Воспитание пианистических навыков в работе с начинющими
Дата проведения урока: 16.11.2015г.
Время проведения урока: 14.00
Место проведения: ДМШ с.Караидель
ЦЕЛЬ урока
Формирование и развитие пианистических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
ЗАДАЧИ:
1.Образовательные:
- Освоение игровых навыков исполнения на фортепиано.
- Применение игровых движений в сочетании с художественным исполнением музыкальных произведений.
- Запоминание музыкальных терминов, встречающихся в пьесах.
2.Воспитательные:
- Воспитывать умение ученика работать творчески.
- Воспитание интереса к занятиям.
3.Развивающие:
- Развитие образного мышления
- Развитие навыка подбора на слух простейшего аккомпанемента
- Развитие умения самостоятельно работать над техническими трудностями в музыкальных произведениях.
План урока:
1.Вступление
- Вступительное слово
- Организационный момент:
мобилизация внимания и организация движений ученика с помощью упражнений на освобождение рук.
2. Основная часть:
- Игра гаммы до мажор
- М.Качурбина « Мишка с куклой» (подбор простейшего аккомпанемента)
- К Лонгшамп-Друшкевичова « На коньках»
- Д.Кабалевский Маленькая полька
3.Заключение
Вступительное слово
Начиная заниматься с детьми, прежде всего надо стараться не спугнуть их чем-то слишком серьезным и скучным. Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво.
Воспитание пианистических навыков на начальном этапе должно начинаться, по моему глубокому убеждению, с воспитания у ребенка психологической установки. Когда ребенок начинает играть на инструменте, руки становятся его голосом, они научаются петь, говорить, выражать то, что ребенок чувствует. И руки - голос, подобно голосу малыша могут петь и говорить тихо и громко, ласково и сердито, мягко и резко, распевно и сухо. Вот та установка, которая должна быть усвоена, понята и прочувствована.
Формируется эта установка в процессе действий ребенка, на практике, то есть тогда, когда его учат владеть своими руками, помогают их сделать свободными, умными, слышащими и реагирующими на все тонкости музыки.
А дальше хочет того педагог или не хочет, он будет прививать ребенку не те «правильные» навыки, о которых он прочел в книгах, но сам не овладел, а фортепианные приемы, которыми пользуется сам. Замечу, что успехов добивается тот педагог, который любит ребенка, любит его руки, бережно и осторожно с ними обращается.
Я согласна с той точкой зрения, согласно которой внимание педагога с первых же шагов должно быть направленно на одновременное воспитание у ребенка фортепианных приемов двух типов: широких и свободных движений всей рукой и пальцевых движений в пределах естественной пятипальцевой позиции. Сочетание движений всей руки с мелкими движениями пальцев – вот фундамент, на котором целесообразно строить фортепианно-техническую базу с ребенком. Важно, чтобы фортепианный прием своей амплитудой и жестикуляционным характером по возможности соответствовал интонационно-образному строю исполняемой музыки. Забота об этой стороне дела открывает дорогу к формированию «слышащей» руки.
В качестве организационного упражнения используем широкие движения всей рукой – квинты через октаву - «Радуга».
Ой ты, радуга-дуга,
Под тобой лежат луга
В небе ты повисла,
Словно коромысло
Рекомендую это упражнение выполнять в начале каждого урока на первых порах, потому как это положительно влияет на организацию и постановку игрового аппарата. Следите за свободой запястья, положением 1-гои 5-го пальцев и, чтобы опора осуществлялась не в косточки, а «широкую» ладонь.
Гамма До мажор
На данном этапе ученица играет гамму двумя руками в расходящемся движении различными штрихами – легато, стаккато, нон легато.
Каждый штрих связываем с образом:
« Какой сегодня светлый день» - расходящееся движение на октаву
«Поем мы песню целый день» (легато) - обратное движение навстречу
« Шагать нам с песенкой не лень» (нон легато)
« Нам прыгать с песенкой не лень» (стаккато)
Вариантов подтекстовки может быть множество.
М.Качурбина «Мишка с куклой»
Перед исполнением несколько слов о характере песенки (веселая, шутливая, озорная) и каким звуком лучше сыграть (легким, светлым, точным).
Находим квинты на I, IV,V ступенях, поем мелодию подбирая сопровождение. Поскольку квинты в качестве сопровождения мы играем с первых уроков, Алина легко справляется с заданием. Далее играем песенку двумя руками.
К Логшамп-Друшкевичова «На коньках»
На протяжении многих лет я даю эту пьесу моим маленьким ученикам и они с удовольствием ее играют и работают над:
-глубоким погружением левой руки в клавиатуру (тенуто)
-распределением звучности между руками
-переносами руки через руку
-плавной передачей мелодической линии из руки в руку
-динамическими оттенками
Ребенку вовсе не обязательно объяснять над чем он «работает», достаточно поговорить о характере, образе: плавное скольжение, мягкие движения, ощущение радости, восторга, легкости, полета…
Перед исполнением вспоминаем каким звуком (теплым, протяжным, глубоким…) и какими движениями (широкими, свободными, полетными…) Алина будет играть.
После игры коротко анализируем: нравится – не нравится, удалось - не удалось, высказываю свои замечания (ученица передерживает восьмушку на слабой доле), исправляем неточности в исполнении.
Д.Кабалевский «Маленькая полька»
Эта пьеска замечательного советского композитора тоже заняла прочное место в репертуаре моих пианистов.
Характер, образ – танцевальный,веселый, задорный, шутливый…
Звук – точный, ясный, звонкий, легкий…
Здесь мы добиваемся яркого звучания темы в партии левой руки, работаем над исполнением парной лиги с глубоким погружением в клавиатуру и легким снятием, кистевым стаккато всей рукой в партии правой, координацией движения рук.
Как правило эта пьеска исполняется в До мажоре. Мы ее играем в Ре мажоре по книжке с нотами для начинающих Л.Баренбойма, Н.Перуновой, что на мой взгляд удобней для детской руки и позволяет избежать низкого положения кисти. И парные лиги, проставленные в партии левой руки, исполнять малышам гораздо легче (одновременное снятие рук), нежели играть разными штрихами.
Заключение
Полностью согласна с высказыванием Л.Баренбойма, который говорит о «сверхзадаче», стоящей перед учителем, «…приступающим к работе с ребенком: научить его относиться к музыке, как к выразительному искусству; научить выразительно интонировать музыку, а на начальном уровне – прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки, пусть и самой простой.»
Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Но вместе с интересом нужно так же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспримет яркий образ, созданный вместе с педагогом, перед разучиванием новой песенки, пьески, у него возникнет потребность передать этот образ своими силами. Так возникает склонность к многократным повторениям к тому, что мы называем «умением работать».
Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».
Список литературы:
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.: Советский композитор , 1987г
2.Л.Баренбойм, Н.Перунова Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано
3.Т.Смирнова Методические рекомендации к интенсивному курсу «Аллегро»
4. Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.