Методическая разработка открытого урока "Воспитание пианистических навыков в работе с начинающими"

Иманова Гульсия Сахеевна

-С чего должно начинаться воспитание пианистических навыков на начальном этапе.

-О формировании психологической установки "руки-голос".

-Как "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА МР КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РБ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МАУ ДО  ДМШ

                                                    ____________ Е.В.Гагилева

                                                                                                          «16 » ноября 2015 г.

 Методическая разработка

открытого  урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Имановой Гульсии Сахеевны

с учащейся 1 класса Валинуровой А.

Тема урока:   Воспитание пианистических навыков в работе с начинющими

                                                          Дата проведения урока: 16.11.2015г.        
                                                  Время проведения урока: 14.00                                                                                                                                                                        

                                                                  Место проведения: ДМШ с.Караидель

                                                           


ЦЕЛЬ урока

Формирование и развитие пианистических навыков на  начальном этапе обучения в классе фортепиано.
ЗАДАЧИ:

1.Образовательные:

  • Освоение  игровых навыков исполнения на фортепиано.
  • Применение игровых движений в сочетании с  художественным исполнением музыкальных произведений.
  • Запоминание музыкальных терминов, встречающихся в пьесах.

2.Воспитательные:

  • Воспитывать умение ученика работать творчески.
  • Воспитание интереса к занятиям.

3.Развивающие:

  • Развитие образного мышления
  • Развитие навыка подбора на слух простейшего аккомпанемента
  • Развитие умения самостоятельно работать над техническими трудностями в музыкальных произведениях.

 План урока:
1.Вступление

  • Вступительное слово
  • Организационный момент:

мобилизация внимания и организация движений ученика с помощью упражнений на освобождение рук.
2. Основная часть:

  • Игра гаммы до мажор
  • М.Качурбина « Мишка с куклой»  (подбор простейшего аккомпанемента)
  • К Лонгшамп-Друшкевичова « На коньках»
  • Д.Кабалевский Маленькая полька

3.Заключение

                                   

Вступительное слово

  Начиная заниматься с детьми, прежде всего надо стараться не спугнуть их чем-то слишком серьезным и скучным. Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво.

   Воспитание пианистических навыков на начальном этапе должно начинаться, по моему глубокому убеждению, с воспитания у ребенка психологической установки. Когда ребенок начинает играть на инструменте,  руки становятся его голосом, они научаются петь, говорить, выражать то, что ребенок чувствует. И руки - голос, подобно голосу малыша могут петь и говорить тихо и громко, ласково и сердито, мягко и резко, распевно и сухо. Вот та установка, которая должна быть усвоена, понята и прочувствована.

    Формируется эта установка в процессе действий ребенка, на практике, то есть тогда, когда его учат владеть своими руками, помогают их сделать свободными, умными, слышащими и реагирующими на все тонкости музыки.

   А дальше хочет того педагог или не хочет, он будет прививать ребенку не те «правильные» навыки, о которых он прочел в книгах, но сам не овладел, а фортепианные приемы, которыми пользуется сам. Замечу, что успехов добивается тот педагог, который любит ребенка, любит его руки, бережно и осторожно с ними обращается.

    Я согласна с той точкой зрения, согласно которой внимание педагога с первых же шагов должно быть направленно на одновременное воспитание у ребенка фортепианных приемов двух типов: широких и свободных движений всей рукой и пальцевых движений в пределах естественной пятипальцевой позиции. Сочетание движений всей руки с мелкими движениями пальцев – вот фундамент, на котором целесообразно строить фортепианно-техническую базу с ребенком. Важно, чтобы фортепианный прием своей амплитудой и жестикуляционным характером по возможности соответствовал интонационно-образному строю исполняемой музыки. Забота об этой стороне дела открывает дорогу к формированию «слышащей» руки.

   В качестве организационного упражнения используем широкие движения всей рукой – квинты через октаву - «Радуга».

Ой ты, радуга-дуга,

Под тобой лежат луга

В небе ты повисла,

Словно коромысло

   Рекомендую это упражнение выполнять в начале каждого урока на первых порах, потому как это положительно влияет на организацию и постановку игрового аппарата. Следите за свободой  запястья, положением 1-гои 5-го пальцев и,  чтобы опора осуществлялась не в косточки, а «широкую» ладонь.

  Гамма До мажор

  На данном этапе ученица играет гамму двумя руками в расходящемся движении различными штрихами – легато, стаккато, нон легато.

  Каждый штрих связываем с образом:

    « Какой сегодня светлый день» - расходящееся движение на октаву

    «Поем мы песню целый день» (легато) - обратное движение навстречу

    « Шагать нам с песенкой не лень» (нон легато)

    « Нам прыгать с песенкой не лень» (стаккато)

Вариантов подтекстовки может быть множество.

  М.Качурбина «Мишка с куклой»

  Перед исполнением несколько слов о характере песенки (веселая, шутливая, озорная) и каким звуком лучше сыграть (легким, светлым, точным).

  Находим квинты на  I, IV,V ступенях, поем мелодию подбирая сопровождение. Поскольку квинты в качестве сопровождения  мы играем с первых уроков, Алина легко справляется с заданием. Далее играем песенку двумя руками.

  К Логшамп-Друшкевичова «На коньках»

 

   На протяжении многих лет я даю эту пьесу моим маленьким ученикам и они с удовольствием ее играют и работают над:

-глубоким погружением левой руки в клавиатуру (тенуто)

-распределением звучности между руками

-переносами руки через руку

-плавной передачей мелодической линии из руки в руку

-динамическими оттенками

  Ребенку вовсе не обязательно объяснять над чем он «работает», достаточно  поговорить о характере, образе: плавное скольжение, мягкие движения, ощущение радости, восторга, легкости, полета…

  Перед исполнением вспоминаем  каким звуком (теплым, протяжным, глубоким…) и какими движениями (широкими, свободными, полетными…) Алина будет играть.

   После игры коротко анализируем: нравится – не нравится, удалось - не удалось, высказываю свои замечания  (ученица передерживает восьмушку  на слабой доле), исправляем неточности в исполнении.

  Д.Кабалевский «Маленькая полька»

  Эта пьеска замечательного советского композитора тоже заняла прочное место в репертуаре моих пианистов.

  Характер, образ –  танцевальный,веселый, задорный, шутливый…

  Звук – точный, ясный, звонкий, легкий…

  Здесь мы добиваемся яркого звучания темы в партии левой руки, работаем над исполнением парной лиги с глубоким погружением в клавиатуру и легким снятием, кистевым стаккато всей рукой в партии правой, координацией движения рук.

  Как правило эта пьеска исполняется в До мажоре. Мы ее играем в Ре мажоре по книжке с нотами для начинающих Л.Баренбойма, Н.Перуновой, что на мой взгляд удобней для детской руки и позволяет избежать низкого положения кисти. И парные лиги, проставленные в партии левой руки, исполнять малышам гораздо легче (одновременное снятие рук), нежели играть разными штрихами.

Заключение

   

   Полностью согласна с высказыванием Л.Баренбойма, который говорит о «сверхзадаче», стоящей перед учителем, «…приступающим к работе с ребенком: научить его относиться к музыке, как к выразительному искусству; научить выразительно интонировать музыку, а на начальном уровне – прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки, пусть и самой простой.»

  Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Но вместе с интересом нужно так же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспримет яркий образ, созданный вместе с педагогом, перед разучиванием новой песенки, пьески, у него возникнет потребность передать этот образ своими силами. Так возникает склонность к многократным повторениям к тому, что мы называем «умением работать».

  Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого и некрасивого. Её язык – это, может быть, единственный в мире язык на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».

Список литературы:


1. Артоболевская А.Д.  Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.: Советский композитор , 1987г

2.Л.Баренбойм, Н.Перунова Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано

3.Т.Смирнова Методические рекомендации к интенсивному  курсу «Аллегро»
4. Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.