«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОМАЦИОННО_КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Использование педагогом ИКТ в работе с детьми, является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garmoniya_budushchego_5.pptx | 1.62 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин . ( Руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры») Использование педагогом ИКТ в работе с детьми, является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, интернет-ресурсами и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.
Компьютерные (информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
: 1. Источник (учебной, музыкальной) информации 2 . Н аглядное пособие 3 .Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение 4.Средство подготовки выступлений ФУНКЦИИ компьютера в ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
компьютер, ноутбук мультимедийный проектор интерактивная доска магнитофон, видеоплеер телевизор принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИКТ
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ЦЕЛЬ: приобщить детей к различным видам музыкальной деятельности средствами инновационных технологий. ЗАДАЧИ: сделать образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к обучению использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. сделать музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические - реализация на практике индивидуализации обучения детей обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень дошкольного образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ: В работе с детьми: во время НОД (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний) на развлечениях и праздниках, тематических вечерах, концертах, инсценировках и др. При взаимодействии с педагогами и семьями дошкольников в оформлении: перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т.д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВСЕХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ восприятие музыки пение музыкально-ритмические движения музыкально-дидактические игры игра на детских музыкальных инструментах
используются мультимедийные презентации. при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Используются мнемотаблицы , с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому целесообразно применять электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. По графическому изображению разучивать различные попевки , упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением , используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается. ПЕНИЕ
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому целесообразно применять электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. По графическому изображению разучивать различные попевки , упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением , используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением . Видео-партитуры - по схемам разучивать партии в оркестре. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Подготовка презентаций - творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию», «2 рояля» Для проведения праздников составлены тематические презентации: «Этот День Победы», «Здравствуй осень, золотая», «Путешествие под Новый год»
Примеры тем музыкальных мультимедийных презентаций - «Композитор-художник»: Русские композиторы « М.Глинка », « П.Чайковский », « Н.Римский -Корсаков », «С. Рахманинов», «М. Мусоргский», «С. Прокофьев», «А. Хачатурян»,«Г . Свиридов», « Д.Шостакович », « Д. Кабалевский », «П. И. Чайковский. Зарубежные композиторы«В.А . Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «И.С. Бах» Музыкально-литературные композиции «Музыка и поэзия», «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Зима-волшебница», «Картинки с выставки» (гном) М.П.Мусоргский , К.Сен-Санс «Карнавал животных», П.Чайковский «Времена года»
Познавательно-тематические вечера: « Масленица», «Весёлая ярмарка», «Рождество» и т.д . МУЛЬТФИЛЬМЫ С КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ Детский альбом» режиссер И.Ковалевская . В мультфильме представлены некоторые пьесы из «Детского альбома». В нем нет слов, но дети смотрят с огромным интересом. Очень интересен замысел мультфильма, объединивший разные пьесы гениального композитора. «Гномы и горный король» режиссер И.Ковалевская . Мультфильм- фантазия на музыку Э.Грига . Мультфильм тоже без слов и очень хорошо развивает фантазию детей.
«Фантазия 2000» У.Дисней , яркий и красочный мультфильм на классическую музыку композиторов разных эпох. Это как бы несколько мультфильмов в одном мультфильме. «Петя и волк», режиссер И.Медведева . Замечательный мультфильм с музыкой С.Прокофьева , которая знакомит детей с симфонической формой. Также хочу посоветовать фильм 1976 г. «Петя и волк», режиссера Г,Бабушкина , где сказка представлена в виде спектакля. «Адажио», музыка Альбиони , режиссер Г.Бардин , мультфильм, который затронул взрослую тему терпимости, тему толпы и личности, но при этом дети понимают смысл этой непростой темы. А красивая музыка не оставляет равнодушным никого. «Снегурочка», режиссер А.Снежкоблоцкая , по мотивам оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Мультфильм для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы. «Сказки старого пианино» Е.Петкевич , мультфильм, рассказывающий о великих композиторах.
- улучшается запоминание пройденного материала; - усиливается познавательный интерес воспитанников; -развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДАЁТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕИМУШЕСТВА:
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей: повысилась мотивация к обучению; легче усваивается новый материал; развивается ассоциативная память; повысился познавательный интерес; развиваются музыкальные способности; обогащаются слуховые впечатления и представления детей; активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки.
-владеть основами работы на компьютере - иметь навыки работы с мультимедийными программами -владеть основами работы в Интернет -создавать собственные образовательные ресурсы При использовании мультимедийных презентаций следует соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в детских дошкольных учреждениях: для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут; для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут; для детей 5-6 лет – не более 10 минут; для детей 6-7 лет – не более 15 минут. Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от детей. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, н пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация не может быть самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями педагога, практической деятельностью. Лучше меньше, да лучше! Правила работы при создании презентации
Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целое занятие или фрагмент, педагог должен задать себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи занятия можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или даже дать это сделать самим, то презентацию лучше не использовать. Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 5-7 минут за НОД, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки , которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.
Целесообразней создавать не полную презентацию к занятию, а фрагменты – модули, которые можно включать в занятие на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш -ролики. Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению, к практической деятельности. В общем, самое главное, это ЧУВСТВО МЕРЫ. Если всего в меру: и материала в презентации, и самой презентации на занятии– она может быть эффективнейшим средством обучения.
-Педагог не умеет пользоваться компьютером -Нет компьютера в домашнем пользовании педагога -Нет компьютера в музыкальном кабинете дошкольной организации -Недостаточная компьютерная грамотность педагога -Недостаточное программное обеспечение Проблемы применения ИКТ в работе педагога:
ProShow Product (программа для создания видео); Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов); Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио); Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов); PM Nero6 (программа записи на электронный носитель). PowerPoint (входит в пакет Microsoft ) КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия »– на сегодняшний день самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание. Тринадцатое, обновленное и дополненное, издание БЭКМ – это фундаментальный свод знаний, приведенных в систему и представленных в наглядной и удобной для восприятия форме.»Шедевры музыки», «Музыкальные инструментв », «Классическая музыка», «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Обучающая программа «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»- мультимедийный диск. Особенности продукта: • Игры и задания на развитие музыкальности • Все о музыкальных инструментах • Мастерим музыкальные инструменты из подручных материалов • Нотная грамота «в коротких штанишках» • Занимательные музыкальные сказки • Все самое интересное о знаменитых композиторах • Удобный словарик музыкальных терминов
Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «В мире марша», «Струнные инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот», «Где живут звуки?», «Музыкальные Аркады», «Королевство Скрипичного ключа», «Музыкальная шкатулка», Музыкальная азбука», «Мажор и минор». Так же хотелось бы сказать о художественной галерее он- лайн под названием «LENAGOLD», где Вы сможете скачать понравившиеся обои, картинки для презентации.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка. ВЫВОД
http ://www.musical-sad.ru/ http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=137865 http://viki.rdf.ru/cat/musika/ http://viki.rdf.ru/muzik_box/ http://900igr.net/prezentacii-po-muzyke.html http://pochemu4ka.ru/index/0-402 http://azbuka-uma.by/sbornik_musik Полезные ссылки
Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе» Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста» www.yandex.ru (иллюстрации) Использованные ресурсы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!