Формирование устойчивого внимания учащихся при чтении нотного текста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации)
Методические рекомендации преподавателям по классу фортепиано ДМШ и ДШИ в практической работе по формированию правильных навыков чтения нот с листа и разбора нотного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ustoychivogo_vnimaniya_uchashchihsya_pri.doc | 91.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ ДО «Пикалёвская детская школа искусств»
Преподаватель по классу фортепиано
Комарова Евгения Ивановна
Формирование устойчивого внимания учащихся при
чтении нотного текста на начальном этапе обучения игре
на фортепиано
(методические рекомендации)
г. Пикалёво
2014 г.
Пояснительная записка
Актуальность разработки методических рекомендаций.
Умение читать с листа – загадочное качество, присущее далеко не каждому музыканту. Ошибочно подразумевается, что этот навык приобретается как бы сам собой за годы обучения в музыкальной школе. Однако опытные преподаватели знают, что это далеко не так.
Педагог зачастую опускает руки, не понимая, почему один ученик уже в начале обучения свободно ориентируется в нотном тексте, легко читая и разбирая его, а с другим учеником даже в старших классах приходится на уроке такт за тактом разбирать выпускную программу. И при этом строгое требование «смотреть в ноты» совсем не способствует выработке умения читать с листа.
Вопрос, почему так происходит, является предметом изучения психологов и методистов.
Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60-80-х годов прошлого века. К этому нужно добавить всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие
множества отвлекающих факторов в виде компьютерных игр, интернета и т.д. Как естественный результат – современному ребёнку очень трудно сосредоточиться на определённой задаче.
А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать
внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь.
Однако наряду со сложными психологическими и прочими причинами есть объективная – отсутствие в учебном плане предмета «Чтение с листа», обязательного в советское время в системе ДМШ.
Поэтому педагог должен на каждом уроке специальности последовательно
и методично помогать ученику в формировании и дальнейшем совершенствовании этого важнейшего навыка.
Цель методических рекомендаций.
Целью настоящих методических рекомендаций является оказание помощи
преподавателям по классу фортепиано ДМШ и ДШИ в практической работе по формированию у учащихся правильных навыков чтения нот с листа и разбора нотного текста.
Ожидаемый результат.
Правильно сформированный навык чтения с листа может способствовать развитию музыкального вкуса и кругозора учащихся, может повысить их интерес и мотивацию к занятиям по фортепиано.
Содержание
Навык чтения нот с листа должен быть заложен в структуре обучения пианиста, развитие этого навыка необходимо сделать неотъемлемой частью учебного процесса, прежде всего в классе по специальности.
Формируя и развивая у начинающего пианиста такой сложный, «многоэлементный» навык, как игра с листа, учитель не может не соприкасаться с целым рядом проблем, входящим в компетенцию преподавателя теоретических дисциплин. Как бы хорошо ни было
поставлено дело на уроках сольфеджио, всё же именно в классе по специальности происходит объединение всех практических
и теоретических знаний, получаемых ребёнком в музыкальной школе.
В свою очередь, приобретённый и правильно сформированный навык
чтения с листа позволяет учащемуся более широко знакомиться с
фортепианным репертуаром, развивает слуховые данные, обостряет музыкальную память, пробуждает творческую волю ученика.
Принято различать два вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное
проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для
более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение
незнакомой пьесы в темпе и в характере, близком к требуемому без
предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает
осмысленную фразировку и выполнение авторских указаний,
определяющих характер исполняемой музыки. Если
говорить о характере мышления, о соотношении в нём анализа и синтеза, то игра с листа требует напряжённой синтезирующей деятельности,
в то время, как в разборе преобладает аналитическое начало.
С чего следует начинать?
Необходимо помнить, что каждый ученик «диктует» педагогу метод работы с ним, исходящий из способностей и особенностей ребёнка.
Поэтому единого, точного плана работы одинакового для всех,
быть не может. План на практике очень разнообразен, диктуется исключительно задатками ученика, к которым педагог должен приспособить
свою методику.
Чтобы подготовить ребёнка к чтению нотного текста, требуются действия, при помощи которых тренируются различные стороны формируемого навыка, синтезирующего работу зрения, слуха и моторики. Нужно понимать, что процесс чтения нотного текста включает в себя значительно больше компонентов, чем чтение словесного текста. В методике Ф. Брянской предлагаются два типа вспомогательных действий до освоения ритмической графики.
К первому типу относится работа со звучащим словом, подчёркнуто ритмизованное произнесение считалок, стихотворений и т.д. С помощью этого ребёнок вводится в мир ритма, осваивает на слух и двигательно (хлопает и простукивает) простейшие ритмические формулы.
Ко второму типу относятся обучающие многофункциональные действия, например, игра в дирижёра. Она активизирует ритмическое чувство, помогает ощутить и двигательно пережить равномерную пульсацию музыки. При помощи ритмических игр активизируется произвольное внимание, движения рук приближаются к игровым движениям пианиста.
Чтение нотной графики должно быть целостным, структурным, текст с самого начала должен восприниматься по группам нот. Поэтому усвоение нотной записи лучше начинать с её ритмического элемента с использованием ритмослогов. Ритмические упражнения должны быть постоянным домашним заданием, постепенно усложняясь и готовя ученика к свободному владению различными ритмическими группами. В «арсенале» педагога должно быть большое количество разнообразных заданий, игр, ребёнку должно быть интересно.
Понятие о звуковысотной записи нужно давать после того, как ученик уже приобрёл некоторый слуховой опыт, научился играть и подбирать по слуху простейшие песенки-попевки, приобрёл некоторый опыт звукоизвлечения
штрихом non legato, научился хорошо ориентироваться на клавиатуре;
когда несколько развились его мелодические и ритмические представления.
Хорошо давать понятие о нотной записи на одиннадцати линейках с «тремя главными звуками», которые помогают ориентироваться в нотной записи.
Нужно объяснить ребёнку, что центральный звук до делит клавиатуру напополам. Вверх поднимаются высокие звуки, вниз спускаются
низкие. Таким образом, до первой октавы делит клавиатуру на два царства
звуков: скрипичного и басового ключей. Каждая клавиша
имеет свой «домик» на нотоносце. Необходимо объяснить, почему соль первой октавы и фа малой октавы называются «главными» звуками.
Далее, на время отбросив басовый ключ, заняться скрипичным, нотами первой октавы. Хорошо записать знакомые попевки.
Идеальный вариант – знание нотоносца за три-четыре урока (первая октава). Однако, если ученик трудно усваивает, ни в коем случае не спешить!
Записанные попевки полезно петь, называя ноты.
Необходимо остановиться на двух моментах.
1. Не следует пользоваться попевками из тех сборников, по которым в дальнейшем будет заниматься ученик. Песенка, которую он пел и
подбирал, и так ему знакома, практически незачем смотреть в ноты.
Таким образом, с первых шагов происходит отторжение от нотного текста,
что пагубно в дальнейшем может сказаться на формировании навыка
читать нотный текст.
2. Выбор попевок не должен быть случайным. Сначала даются первые три звука, затем диапазон постепенно расширяется до октавы.
Для лучшего запоминания в дальнейшей работе расположения нот на нотоносце в скрипичном ключе можно воспользоваться
стихотворением:
Ми-соль-си-ре-фа на линеечках сидят,
Ре-фа-ля-до-ми – те в окошечки глядят.
Для запоминания расположения нот на нотном стане в басовом ключе предлагается следующее двустишие:
Соль-си-ре-фа-ля – здесь басовая земля,
Ля-фа-ре-си-соль, басовый я король!
Учитель должен объяснить ребёнку как ноты располагаются на нотном стане – направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), если звуки находятся на клавиатуре инструмента рядом, то и записываются по принципу – если одна нота на линейке, то вторая между линейками. Хорошие упражнения «Следопыт» для тренировки этого навыка (чтения нот подряд и через одну) предлагается в сборнике для начинающих пианистов
О. Геталовой и И. Визной «В музыку с радостью», а так же в сборнике Т. Смирновой «Фортепиано. Интенсивный курс» - «Бусы». Для закрепления пройденного педагог должен подобрать песенки для чтения, где встречается движение мелодии подряд и через клавишу.
Нужно с первого урока учить ребёнка видеть нотный текст «вперёд», анализировать его, то есть «видеть графически». Необходимо добиться прямой связи «вижу ноту – понимаю – играю её», научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. Когда упражнения «Следопыт» и «Бусы» освоены, можно переходить к чтению пьес и песенок на двух строчках в скрипичном и басовом ключах. Поначалу материал для чтения должен быть одноголосным.
На начальном этапе необходимо научить ребёнка следить за «графическим» изображением мелодии, постоянно контролируя этот процесс. Часто это вызывает у детей затруднения, они не могут последовательно выполнять это действие, «теряют» глазами нотную запись (особенно если мелодия написана на двух строчках). Поэтому на первых порах педагог должен помочь, показывая ребёнку ноту карандашом или указкой, сразу же после игры одного звука переводя его взгляд на «графическое» отображение следующего. Если ребёнку трудно, до начала игры нужно отдельно прохлопать ритмический рисунок с проговариванием ритмослогов, затем последовательно назвать все ноты, далее – объединить эти два действия. В дальнейшей работе при чтении нот нужно иногда останавливать ученика и просить показать, в каком месте нотного текста он находится в процессе игры (можно заранее предупредить ребёнка о задании, часто это активизирует внимание детей, которые не любят смотреть в нотный текст, обладая хорошей слуховой и моторной памятью). Можно предложить такому ребёнку на время «поменяться ролями», педагог сыграет песенку, намеренно допустив одну-две ошибки, ученик должен их найти и поправить учителя.
Нельзя допускать лишних движений головой, предложив вспомогательное упражнение – найти глазами ноту на нотоносце, затем, быстро переводя только взгляд, определить местоположение её на клавиатуре.
Постепенно нужно усложнять задания, использовать отрывки различных из пьес, этюдов, любой материал, который может послужить упражнением для закрепления «графического» восприятия нот, поможет научить анализировать нотный текст с этой позиции.
Дети любят игровые задания, поэтому целесообразно использовать игру с карточками, на которых изображены ноты на нотоносце (сначала в скрипичном ключе в первой, затем и во второй октавах, далее можно добавить ноты в басовом ключе). Условие игры – выбирается медленный темп, в размере 4/4 на первые две доли ребёнок смотрит на карточку, узнаёт ноту, на третью и четвёртую доли находит на клавиатуре и играет её.
В дальнейшей работе эту игру можно и нужно усложнять, постепенно вводя знакомые интервалы, а затем и аккорды, со временем ускоряя и темп игры.
Дальнейшее продвижение вперёд зависит от личных способностей и успехов каждого ученика. Педагог должен руководствоваться главным принципом – все предлагаемые задания должны быть заведомо выполнимы, не должны вызывать у ребёнка психологических «зажимов» и страха.
Новый теоретический материал нужно объяснять ребёнку постепенно и только в тех случаях, когда без него не обойтись.
Например, в нотной записи появились знаки альтерации: диез и бемоль. Педагог должен объяснить, что диез похож на лесенку, поднимаясь, нота становится выше, а бемоль – на мягкий стул, нота «села на него и стала ниже». О бекаре нужно рассказать, когда он встретится в нотной записи, с названиями октав познакомить тогда, когда эти знания понадобятся в практической работе. Теоретические знания, не подкреплённые в практической деятельности, не очень понятны ребёнку и быстро забываются, абстрактные понятия вне звучания мало понятны и не вызывают никаких ассоциаций.
После того, как ребёнок хорошо усвоил игру мелодических линий, можно переходить к изучению интервалов («двойные бусы» - параллельные терции, кварты, квинты, сексты). Терции лучше играть 1-3 и 3-5 пальцами, готовя руку к игре трезвучий, кварту – 1- 4, квинту – 1-5 пальцами. Внимание ученика должно быть направлено на нотную запись, рука должна играть как бы «вслепую». Свою руку ребёнок должен видеть «рассеянным» зрением. При смене интервалов хорошо проанализировать какой голос стоит на месте, в какую сторону движутся интервалы, сходятся или расходятся голоса и т.д. «Тройные бусы» - аккорды впоследствии дадут свободу в чтении аккордов с листа. Нужно предложить ребёнку поиграть специальные упражнения, анализируя, как меняется интервал или аккорд, какая нота движется, какая остаётся на месте, проследить голосоведение, услышать мелодическую линию. Хорошо, если объяснение педагога будет ярким и образным, например, трезвучия – «снеговики», обращения трезвучий - «снеговиков» собрали из шариков в другом порядке, септаккорды - «снеговик» надел шапочку и т.д.
В начале обучения нужно предлагать для чтения музыкальный материал, переложенный для игры в одной позиции. Ребёнку нужно объяснить, что каждый палец ставится на свою клавишу, рассказать о принципе «рядом нотка – рядом пальчик, через нотку – через пальчик». Когда руки ученика удобно стоят на клавишах и не нужно их переставлять на другие клавиши, глаза могут следить только за нотным текстом. Это очень важный момент, так как текст для чтения усложнился и читать нужно сразу две нотные строчки. Если ребёнок всё же отвлекается на свои руки, смотрит на клавиатуру, нужно периодически прикрывать руки листом бумаги, вырабатывая навык «слепой» игры.
Очень помогает ребёнку правильная аппликатура. Поэтому при чтении нот для поддержания общего хорошего тонуса от выполненного задания (сыграть без остановок), нужно помогать ученику, подсказывая не ноты, а номера пальцев. Благодаря этому разовьётся координация пальцев, ребёнок привыкнет следить за верной аппликатурой. Ощущение вертикали с нижней строчки преподаватель вырабатывает, подсказывая номера пальцев с левой руки, но не называя при этом руку. При чтении одновременно двумя руками нужно предварительно проанализировать фактуру, обратить внимание ученика на интервалику, ритм, соотношение правой и левой рук, имеющиеся повторы.
Следующая, более сложная задача – научить ученика смотреть вперёд на полтакта и такт. Для этого нужно выбирать одноголосные несложные мелодии в размере 2/4, закрывая листом по полтакта, затем по такту. На этом этапе может понадобиться помощь родителей, нужно пригласить их на урок и объяснить, в чём суть выполняемого задания. Далее для развития этого навыка нужно выбирать совсем простые номера на двух нотных строчках и так же закрывать листом по полтакта, затем по такту. Постепенно музыкальный материал, предлагаемый для чтения, нужно усложнять. К такому виду работы нужно возвращаться периодически, чтобы не растерять приобретённый навык.
Для развития длительной концентрации внимания и непрерывности мышления ребёнка нужно систематически играть с листа в 4 руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически, располагаться в удобной позиции. Хорошо, если партия педагога представляет собой ровную пульсацию. Игра с листа в 4 руки должна продолжаться и в дальнейшем, не ограничиваться только начальным периодом. Помимо совершенствования навыка чтения нот с листа, эта работа будет помогать ученику развивать способность охвата произведения в целом, и, кроме того, расширять его музыкальный кругозор.
Подбор музыкального материала для чтения с листа не должен быть случайным, выбранным наугад. Все пьесы желательно подбирать высокого художественного уровня, они должны быть образными. При этом педагог должен быть уверен в том, что ребёнку всё понятно, что все элементы музыкальной речи ему уже доступны.
Объём домашнего задания по чтению нот должен быть большим, так как ставится задача не заучить 1-2 песенки, а прочитать как можно больше нотного текста с листа. Например, 5-10 номеров доступного уровня трудности для самостоятельной работы. На уроке может не хватить времени прослушать все заданные пьесы, можно сделать это выборочно: предложение, фраза, наиболее трудный для ученика фрагмент произведения. Если в заданных на дом номерах появляются незнакомые ребёнку знаки, например, залигованная нота, дополнительные линейки, знаки альтерации в более сложных тональностях, штрихи, знаки, обозначающие динамику, нужно заранее объяснить ребёнку на уроке смысл этих обозначений.
Формирование чтения группами нот (по мотивам и фразам) Е. Тимакин рекомендует начинать следующим образом:
«…Мне бы хотелось подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития для успеха в решении поставленных … задач.
…Развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводил на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости
от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если песенка
с текстом)». Далее приводится пример такого разбора.
Процесс самостоятельного разбора простейшей песенки "Василёк" учеником, который знает клавиатуру и нотный стан в пределах первой октавы, который приобрёл элементарные навыки звукоизвлечения выглядит
примерно следующим образом: опознавание ноты, поиск клавиши, извлечение звука. Это цикл будет повторяться на каждой ноте вне мелодической связи, вне ритмической пульсации. При таком разборе ученик ученик обычно теряет терпение и интерес к пьесе раньше, чем добьётся связного и непрерывного исполнения.
Нередко к концу такого разбора приобретаются неверные навыки звукоизвлечения и неправильные игровые движения, на исправление которых может потребоваться больше времени, чем на разбор. С помощью педагога процесс будет происходить совершенно по-иному. Педагог предлагает прочитать нотный текст группами нот, ученик легко называет
первые три: "фа-фа-ми". Далее педагог просит сыграть на инструменте,
ученик выполняет задание без затруднений. Затем называется и проигрывается на инструменте следующая группа нот : "ре-ре-до". Педагог предлагает исполнить песенку целиком, затем сыграть с пением, далее -
без пения. Когда ученик играет без пения, педагог просит послушать
звучание и спрашивает, нравится ли оно ученику. Далее следует работа над правильным извлечением звука, характером исполняемой песенки.
Домашнее задание - поиграть эту песенку разными руками, разными
пальцами, от других звуков.
Если сравнить эти два примера разучивания простой пьесы, то в первом случае (самостоятельный разбор) не хватало осмысленности; концентрация
внимания и слуховое восприятие было раздробленным, связная форма -
далёкой, неясной целью, движения рук - разрозненными. С помощью педагога в разборе появилось больше смысла, более длительной стала концентрация внимания, повысился слуховой контроль и ученик быстро добился исполнения связной фразы. Цельность исполнения определила связный и плавный процесс игровых движений. Помогая ученику охватить пьесу, педагог сократил время на "черновую" работу, получил возможность направить внимание ученика на художественно-музыкальные задачи. При этом в разборе сформировались контуры музыкальной фразировки и игровых
движений. В результате у ученика повысился интерес к самому процессу разучивания (а не только к результату).
Педагог должен помнить главное – ученику всегда должно быть интересно и легко, только тогда он доволен и с нетерпением ждёт следующего урока. Поэтому не надо торопиться, руководствуясь девизом: «Лучше меньше, да яснее, чем побольше, да труднее». Важно помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут урока. Поэтому представляется целесообразным заниматься чтением с листа в первой половине урока, уделяя 5-7 минут. Кроме того, нужно помнить о том, что дети думают медленнее, не нужно их дёргать, торопить с ответом, и уж тем более – не отвечать за них. Принуждение к спешке с ответом ведёт к беспокойству, заставляет ребёнка нервничать, а ведь цель начального обучения – заинтересовать музыкой.
Маленький ученик хочет и может получать удовольствие от занятий, задача учителя – помочь ему в этом.
Типичными ошибками, встречающимися у учащихся при чтении нот с листа, согласно опросу, проведённому авторами пособия «Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс» Т. Камаевой и А. Камаевым, являются:
- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
- игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;
- потактовое чтение, чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;
- невнимательность к динамическим знакам;
- пренебрежение знаками агогики.
Поэтому воспитание и постоянное развитие этого важнейшего навыка должно вестись целенаправленно на протяжении всего периода обучения ребёнка в классе фортепиано.
Рекомендуемая литература:
- Ф. Д. Брянская. Формирование развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: ООО Издательский дом «Классика-XXI», 2005.
- Е. Калантарова. Начальное обучение пианистов. Грохотов С. В., составление. Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2005.
- Т. Камаева, А. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. - М.: «Классика-XXI», 2007.
- О. А. Курнавина, А. Г. Румянцев, редакторы-составители. Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. – Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2007.
- Т. И. Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс: пособие для преподавателей, детей и родителей. – М.: «Крипто-логос», 1992.
- Е. Тимакин. Навыки разбора и чтения нот в начальный период фортепианного обучения. Грохотов С. В., составление. Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2005.