ПРОЕКТ "В русской горнице"
Проект "В русской горнице" основанный на русских народных играх и на русском фольклоре, был создан в теснон сотрудничестве со многими специалистами МБДОУ "Детский сад "Сказка". Проект дал положительные результаты в деле приобщения детей к русской культуре и положительно влияет на развитие личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "В Русской горнице | 49.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект: «В русской горнице»
Автор: Павленко Инна Витальевна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №4 «Сказка» г. Протвино М.О.
Актуальность темы:
Время, в котором мы живём очень сложное и интересное, темп жизни всё время увеличивается, нас окружают компьютеры и самая различная техника, они упрощают наш быт, делают его приятным и комфортным, человеку всё меньше и меньше приходится работать физически. Наши дети много времени проводят сидя у телевизора, играя в компьютерные игры, они перестали собираться во дворах, как это делали их мамы и папы, бабушки и дедушки. Забыты такие весёлые подвижные игры как «салки», «чехарда», «казаки-разбойники», «лапта» и многие другие.
А ведь здоровье – это самое дорогое богатство источник всех благ. Здоровый образ жизни сегодня это требование времени. Сохранение здоровья подрастающего поколения – приоритетное направление государственной политики.
И в таких условиях хочется по-иному посмотреть на народное творчество, обратиться к истокам. Е.В. Никольская (канд. пед. наук, доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ) пишет: «С древних времён народное творчество использовали для воздействия на чувства, волю и мышление человека, с его помощью формировали мировоззрение, нравы, представление о красоте, адаптировали в социуме. Музыкально-фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания личности».
Игра, а в особенности народная, это своеобразная школа ребёнка. Народная игра – это игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговорённости. Народные подвижные игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. А разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, делают игру более содержательной.
Особенности народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и т.д. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Тип проекта: долгосрочный (с 1 сентября по 1 июня), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители, музыкальные руководители.
Образовательная область: «Познаватальное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художествено-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Проводится на занятиях, в рамках перспективного планирования и как кружковая работа.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа, с русскими народными играми, с хороводными играми?
Ресурсное обеспечение проекта:
- Нормативно-правовой ресурс:
- Согласование проекта с администрацией детского сада;
- Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.
- Материально-технический ресурс:
- Приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий;
- Создание специальной среды в группе и музыкальном зале детского сада;
- Информационный ресурс:
- Подбор методической и познавательной литературы по теме;
- Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий;
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре путём знакомства с народными играми и традициями.
Задачи проекта:
- Создать систему работы по приобщению детей к русским народным играм и традициям;
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми;
- Воспитывать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, к народным играм и праздникам.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап
Сроки проведения: сентябрь
Цель: Обеспечить условия для успешной реализации проекта.
Содержание деятельности:
- Изучение методической литературы, сбор информации из Интернета;
- Составление перспективного плана работы;
- Создание специальной среды – «Русской горницы» в саду;
- Изготовление необходимых пособий (элементы русской избы, маски, атрибуты народных игр)
- Составление картотеки: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр, игр с пением.
- Практический этап
Цель: Выполнить задачи проекта
Содержание деятельности:
- Знакомство детей с народными играми и русскими традициями.
Содержание деятельности | Формы организации |
Знакомство детей с русскими народными подвижными играми |
Игры на прогулке |
Знакомство детей с русскими народными хороводными играми, играми с пением и играми малой подвижности | На музыкальных занятиях и в качестве физ. минуток
|
Знакомство с русскими народными традициями | - беседы; - рассматривание иллюстраций; - познавательные минутки; - кружок «Соловушки» - вечера-досуга |
- Обеспечение условий для самостоятельных игр детей на прогулке и в свободное время;
- Организация вечеров-досуга: «Осенняя ярмарка», «Потешный хоровод»; «Рождество»; «Как на масленой неделе»; «Красная горка»;
«Троица: Люблю берёзку русскую»; «В Берендеевом царстве».
- Контрольно-оценочный этап
Цель: выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшего развития проекта.
Содержание деятельности:
- анализ эффективности проведённой работы;
- презентация проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
- Буклет русские народные игры;
- Папка передвижка: «Потешки. Загадки. Песенки»
- Презентация «Игры наших бабушек и дедушек»
- Картотека: «Семейные игры»
- Изготовление костюмов и атрибутов к играм
- Участие в выставке: «Русские народные игры в картинках».
Перспективный план
Месяц | Тема недели | Содержание |
Октябрь |
| Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности; Беседы с детьми о русских народных играх, правилах их проведения; Беседы с детьми о русской избе, рассматривание иллюстраций по теме. |
| Разучивание новых хороводных подвижных игр и игр малой подвижности; Беседы с детьми и рассматривание репродукций картин: «Осенний день» И.Грабарь, «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка» И.Левитан, «Золотая осень» И.Остроухов | |
| Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности; Познавательная минутка «Лечебные свойства рябины»; Беседы о традициях русского народного праздника « Рябинник»; Составление совместно с родителями альбома «Волшебная рябинка»; | |
ярмарка» | Разучивание новых хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности; Беседы с детьми и рассматривание иллюстраций о традиции проведения русских ярмарок, рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Ярмарка на Красной площади»; Изготовление атрибутов к празднику «Осенняя ярмарка»; Организация праздника «Осенняя ярмарка». | |
Ноябрь |
| Ознакомление с жизнью семьи на Руси (интегрированное занятие по книге Е.Р.Железновой с.11); Рассматривание репродукций рисунка В.Васнецова к пословице «Не надобен клад, коли в доме лад», репродукции картин И. Пелевина «Кормление ребёнка», Р.Фелицина «На крыльце избы», А.Корзухина «Возвращение из города»; Организация выставки детского рисунка «Русская семья». |
| Беседа «Русские колыбельные» («Баюшки-баю» О.П.Радынова с.7) Разучивание с детьми колыбельных песенок «Качи,качь», «Бай-бай, баиньки», «Спи,дитятко, почивай», Ходит сон»; Беседа-концерт «Народная колыбельная» (О.П.Радынова с.80) | |
| Ознакомление с особенностями народно-бытовой музыкальной культуры славян. Ознакомление с русскими народными инструментами (балалайка , гусли, дудки, трещотки, ложки); Слушание аудиозаписи «Гусли» В.Витлина; русой народной мелодии «Коробейники» | |
| Вечер-досуга «Потешный хоровод»(Е.Р.Железнова с.49) Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова к потешкам «Ходит кот по лавочке», «Наша Катя», «Ваня, Ваня – простота» и др. Рисование по содержанию потешек | |
Декабрь |
| Заучивание потешек; Русские народные игры: «Игра с пояском», «Догонялки», «Кот Васька», «Огуречик-огуречик»; Драматизация сказки «Колосок» («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 13) |
| Разучивание русских потешек: «Федул и Прошка»; Знакомство с народными играми:»Как у дяди Трифона», «Горелки», «Тетёрка» (или «Золотые ворота»; Разучивание загадок о предметах старинной русой утвари; Игра на русских народных инструментах: ложки, бубен, трещотка, свистульки («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 16) | |
| Знакомство с народно-прикладным искусством: «История создания русской Матрёшки»; Разучивание игр «Карусели», «Заря-заряница», «Прятки»; Хороводные игры: «Галя по садочку ходила», «весёлая девочка Алена» Рисование матрёшки по образцу. («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 49) | |
| Знакомство детей с календарно-обрядовым праздниками «Зимние святки» и «Рождество: Беседа о календарно-обрядовых праздниках»; Разучивание колядок; Разучивание игр: «Прялица-кокорица», «В смолу» («Рус. нар. тв-во..» под ред. А.В.Орловой с.70) | |
Январь |
| Организация праздника «Рождество»: Разучивание колядок; Инсценировка песни «У Володи на току»; Игры: «Скакалка», «Жмурки», «Бабки-ежки»; «Башмачник», «Колечко». («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 79) |
| Беседа о празднике «Крещение»; Рассказ о традиции гадания в крещенский вечерок; Игра «Дед Микита» Драматизация сказки «Рукодельница и Ленивица». («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 84) | |
| Знакомство с народной песней: -колыбельные; -лирические; -хороводные; -плясовые. Концерт-беседа «Песня русская моя». («Рус. нар. тв-во..» под ред. А.В.Орловой с. 28-40) | |
| Знакомство детей с короткими плясовыми песнями – частушками: -беседа о частушках; -разучивание с детьми частушек -беседа-концерт «Раздайся, народ, меня пляска берёт» («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 40-44) | |
Февраль |
| «Зимние забавы» - праздник на улице; Подвижные игры на улице: -«Два мороза» -«Метелица» -«След в след» -«Пятнашки на санках» |
| Знакомство детей с древне- русскими народными верованиями: Беседа о духах природной стихии и жилищ и трансформации этих образов в сказочные персонажи (Баба яга, Леший, Домовой, Кикимора, Водяной, Русалка) Игры: : «Бабка-ежка», «Жмурки с водяным», «Башмачник», «Русалочки». («Серия интегрированных занятий…» Е.Р.Железнова с. 58) | |
| Беседа о загадках Игры в загадки Игра «Бабка» («Тридцать три пирога» с. 156) | |
| Организация праздника «Масленица» на улице: -беседа с детьми о масленой неделе; -знакомство с обрядовыми песнями Масленицы; -изготовление атрибутов к празднику; -разучивание игр: «Тетушка Арина», «Огородник и воробей», «Утка и селезень», «Горелки»; - разучивание русской народной песни «Блины». («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 89) | |
Март |
| Беседа о весенних народных праздниках: «Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь» -разучивание народных игр: «Козлик», «Дедушка Егор», «Петух» -Хороводная игра «Пройди в воротца» («Весенние праздники, игры и забавы» В.М.Петров с. 55) |
| Фольклорное развлечение для дошкольников Хоровод-игра «Со вьюном я хожу» Хоровод «Веснянка»; Игра «Весёлые музыканты» П/игра: «Дедушка Мазай» («Весенние праздники, игры и забавы» В.М.Петров с. 69) | |
«Жаворонушки» | Заучивание с детьми весенних закличек; Русский хоровод «Под окном черёмуха»; Игра «Летает, не летает» Кукольный спектакль «Как лес обиделся» («Весенние праздники, игры и забавы» В.М.Петров с. 62) | |
| Весенний праздник «Как Алёна весну искала» -Весенние заклички; -Игры:«Смех», «Игра с солнцем», «Бабочка и ласточка»; -хоровод «Верба» -Хоровод-игра : «Маки-маковочки» («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 124) | |
Апрель |
| -Беседа о создании народного инструмента - гусли; -концерт учеников музыкальной школы (струнные инструменты); -Слушание записи ансамбля гусляров «Садко». («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 46) |
| Подвижные игры на улице -«Заинька, выходи!» -«Как по улице воробышек гуляет»; -«Кошка и мышки»; -«Кувшинчики»; -«Горелки». | |
| Организация вечера-досуга: -Чтение сказки Е.Железновой «Как избушка хозяина нашла»; -Изготовление атрибутов; -Показ спектакля детям и взрослым; («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 10) | |
| -Беседа о празднике «Пасха» и «Красная горка» -Игры с крашенками; -Игра-пляска «Воробушек»; -Игры: «Золотые ворота», «Святое яичко», «Разноголосица», «Чехарда». («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой с. 118) | |
Май |
| -Знакомство с хохломской, городецкой росписью; -Знакомство с гжелью; -Знакомство с росписью дымковской игрушки; -Рисование элементов росписи по выбору; -Оформление выставки детских работ. («Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В. Орловой с. 52) |
| Ознакомление с ремёслами на Руси: -беседа; -рассматривание репродукций с изображением ремесленников Древней Руси за работой; -чтение отрывков из книги Н.Серьянинова «Чудеса железа»; - драматизация сказки Е.Железновой «Кто мосток починил?». («Серия интегрированных занятий …» Е.Железновой с. 22) | |
| Фольклорно-спортивный праздник Русские народные подвижные игры и состязания: -«Нагонялы»; -«Летучий мяч»; -«Зевака»; -«Море волнуется»; -«Третий лишний» -«Забегалы»; -«Охотник» и др. | |
| Организация и показ кукольного спектакля «Майская сказка или Лялин день» -изготовление атрибутов; -оформление ширмы рисунками детей («Весенние праздники, игры и забавы» В.М.Петров с. 94) | |
Июнь |
Ярилины игры» | Музыкально – фольклорный вечер-досуга -хороводная игра «Солнышко-ведрышко»; -«Горелки»; -«Игра с солнцем» -«Солнце и месяц» |
| Ознакомление с древнерусскими обрядами, связанными с культом растительности. -песня «На поляне, на лугу гнулася берёзонька..» -игра «Колечко» («Серия интегрированных занятий …» Е.Железнова с. 56) | |
| Беседа о празднике «Троица» Хоровод «Во поле берёза стояла» Танец «завалинка» Хоровод «Ай, да берёза» Игры: «Кресты», «Перетягивание сети», «Венок»; Гадание по венкам («Рус. нар. тв-во …» под ред. А.В.Орловой с. 142) | |
| Музыкально-спортивный фольклорный праздник -Подвижные, хороводные игры по желанию детей; -Танец с платочками; -Потешки и загадки; Шуточные состязания: «Зеркало», «Алфавит», «Зевака». |
Перспективное планирование по областям в соответствии с ФГОС
№ п/п | Образовательная область | Разделы программы | Виды детской деятельности | Задачи |
1. | Познавательное развитие
| В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается | Ознакомление детей с народными праздниками; Беседы о народных играх, о русских народных традициях; Беседы о красоте русской природы; Рассматривание репродукций картин русских художников. | Прививать интерес и бережное отношение к традициям русского народа, к народным играм, к народным промыслам и игрушкам; Прививать умение видеть и любоваться красотой родной природы. |
2. | Социально-коммуникативное развитие | Старший дошкольник входит в мир социальных отношений | Беседы с детьми о русских народных играх, и о правилах их проведения; Беседы с детьми о русской семье, о русском быте; Рассказ об отношениях в семье через потешки , частушки и колыбельные песни; Беседа о русских ремёслах и об отношении к учению на Руси. | Формировать эстетические чувства к красоте природы; Продолжать знакомить детей с русскими народными играми; Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре. |
3. | Физическое развитие | Растим детей здоровыми, крепкими, жизнера достными | Русские народные подвижные игры, игры малой подвижности, хороводные игры; Музыкально-спортивные фольклорные праздники. | Расширять круг знаний народных игр; Закреплять ранее изученные игры; Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. |
4. | Здоровье- сбережение | Профилактика и укрепление здоровья дошкольников | Беседы с детьми о лечебных свойствах растений растущих в наших лесах (ромашка, рябина, клюква, брусника, черника и др.) Укрепление здоровья путём подвижных игр на свежем воздухе. | Укреплять здоровье детей; Знакомить их с лечебными свойствами растений. |
5. | Музыкальное развитие | Ребёнок и музыка | Слушание русских народных песен и мелодий; Разучивание с детьми народных хороводных игр и игр с пением; Ознакомление с разными жанрами народной музыки; Ознакомление с народными инструментами. Организация музыкальных фольклорных праздников и вечеров-досуга. | Воспитывать интерес к народной культуре и народной музыке; Расширять представле ние детей о народных играх; Прививать интерес к народным праздникам и русским традициям. |
6. | Речевое развитие | Ребёнок и книга Скороговорки, Потешки, Чистоговорки. | Чтение русских народных сказок; Чтение авторских сказок: А.Лопатина «Волшебная рябина», Е.Р.Железновой «Поучительные истории бабушки Пелагеи»; Заучивание загадок, потешек, пословиц, поговорок, обрядовых песенок-калядок. | Привить интерес к художествен ной литературе. Познакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками. Добиваться использования пословиц и поговорок в активной речи. |
7. | Художественно-эстетическое развитие | Изобразительное искусство Художественная деятельность детей | Рисование элементов русской росписи; Рисование деревьев берёза, рябина; Рисование матрёшки по образцу. | Воспитывать бережное отношение к народному искусству; Проявлять творческие способности у детей; Развивать умение видеть красоту русской природы. |
8. | Коммуникация | Развиваем речь ребёнка | Составление рассказов: «За что я люблю осень», «Моя любимая игра», «Русская берёзка», «Чем мне нравится матрёшка». Рассматривание картин русских художников; Словесные игры. | Учить составлять небольшой связный рассказ из личного опыта, составление рассказа по картине. Обогащать словарный запас, Учить составлять уменьшительно-ласкательные слова. |
9. | Безопасность | Правила безопасности | -Правила безопасности при проведении подвижных игр; -Правила поведения в лесу -Правила безопасности при работе с ножницами, иголкой и бисерной проволокой | Повторить правила безопасности -при проведении подвижных игр; -при экскурсиях в лес; При работе с ножницами, иголкой и бисерной проволокой. |
10. | Труд | Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду | Изготовление атрибутов к народным праздникам; Сбор плодов рябины, заготовка красивых осенних листьев; Изготовление атрибутов к играм и масок. | Развивать мелкую моторику; Воспитывать бережное отношение к народным ремёслам; Прививать интерес к ручному труду. |
Перспективный план разучивания народных игр
Месяц | Виды народных игр | Название игры |
Октябрь | Подвижные | -С кочки на кочку -Листик к веточке лети -Солнышко и дождик -Наседка и цыплята |
Малоподвижные | -Море волнуется -Олени и пастух -Иголка, нитка, узелок | |
Хороводные | -Хороводная-огородная -Пошла млада за водой -Рябинушка -Капуста | |
Ноябрь | Подвижные | -Ловишки -Уголки -Гуси-гуси -Зайцы и волк |
Малоподвижные | -У дедушки Трифона -Утеня -Репка | |
Хороводные | -Плетень -Змейка -Капуста | |
Декабрь | Подвижные | -Бабка-ежка -Дедушка рожок -Кувшинчики -Кот Васька -Третий лишний |
Малоподвижные | -Заинька, выходи -Краски | |
Хороводные | -Прялица-кокорица -Кружева -Карусель | |
Январь | Подвижные | -Дед Мороз -Два мороза -След в след -Пятнашки на санках |
Малоподвижные | -Звери, птицы, рыбы -Разноголосица -Кто с нами? -Колечко | |
Хороводные | -Метелица -Пройди в воротца -Тетушка | |
Февраль | Подвижные | -Жмурки -Догонялки -Пятнашки по кругу -Башмачник -Дед -Заинька в неволе |
Малоподвижные | -Что это за птица, что это за зверь -Как по улице воробушек гулял -Как тебя зовут | |
Хороводные | -Заря-заряница -Карусель -Паучок | |
Март | Подвижные | -Дед Мазай -Золотые ворота -Горелки -Бабушка Пыхтелиха -Король и молодцы -Жмурки |
Малоподвижные | -Роща растёт -Гуси летят -Колечко | |
Хороводные | -Скажи, воробушек -А я по лугу -Ручеёк | |
Апрель | Подвижные | -Кошки-мышки -Солнце и месяц -Гуси-лебеди и волк -Охотник -Жаворонок -Пастух и стадо -Ястреб и птицы |
Малоподвижные | -Пошёл Козёл на базар -Русалки -Малечина-калечина -У Казани у реки | |
Хороводные | -Во саду ли в огороде -Верба-вербочка -Солнышко-вёдрышко -Венок | |
Май | Подвижные | -Мушки -Ворон -Филин и пташки -Пчёлы -Коршун -Кресты -Солнце |
Малоподвижные | -Редьки -Каравай -Да и нет не говорить, чёрный белый не носить | |
Хороводные | -Со вьюном я хожу -Маки-маковочки -Солнышко | |
Июнь | Подвижные | -У медведя во бору -Огуречик, огуречик -Огородник и воробей -Чёрный жук -Ворон -Пахарь и жнецы -Пастух и стадо -Чехарда |
Малоподвижные | -Кузовок -Кривой петух -Соседи -Сидит Зайка | |
Хороводные | -Во поле берёза стояла -Мы на луг ходили -В смолу -Галя по садочку ходила |