ПРОЕКТ "В русской горнице"

павленко инна витальевна

Проект "В русской горнице" основанный на русских народных играх и на русском фольклоре, был создан в теснон сотрудничестве со  многими специалистами МБДОУ "Детский сад "Сказка". Проект дал положительные результаты в деле приобщения детей к русской культуре и положительно влияет на развитие личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "В Русской горнице49.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект:  «В русской горнице»

   Автор:  Павленко Инна Витальевна  музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №4 «Сказка» г. Протвино  М.О.

   Актуальность темы:   

    Время, в котором мы живём очень сложное и интересное, темп жизни всё время увеличивается,  нас  окружают компьютеры и самая  различная техника,  они  упрощают наш быт,  делают его приятным и комфортным, человеку всё меньше и меньше приходится работать физически. Наши дети  много времени проводят сидя у телевизора, играя в компьютерные игры, они перестали  собираться во дворах, как это делали их мамы и папы,  бабушки и дедушки.  Забыты  такие весёлые подвижные  игры как «салки»,  «чехарда», «казаки-разбойники», «лапта» и  многие другие.

  А ведь  здоровье – это самое дорогое богатство источник всех благ. Здоровый образ жизни сегодня это требование времени. Сохранение здоровья подрастающего поколения – приоритетное направление государственной политики.

    И в таких условиях хочется по-иному посмотреть на народное творчество,  обратиться к  истокам. Е.В. Никольская (канд. пед. наук, доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета  дошкольной педагогики и психологии МПГУ)  пишет: «С древних времён  народное творчество использовали для воздействия на чувства, волю и мышление человека, с его помощью формировали мировоззрение, нравы, представление о красоте,  адаптировали в социуме.  Музыкально-фольклорное искусство как часть  культуры народа представляет собой особую  художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством  воспитания личности».

    Игра, а в особенности  народная, это  своеобразная школа ребёнка.   Народная игра – это игра, реализующаяся на принципах  добровольности, спонтанности при особых условиях оговорённости.  Народные подвижные игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.  А разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, делают игру более содержательной.

   Особенности народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в  народные традиции:  семейные, трудовые, празднично-игровые и т.д.  Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить в мир  народной культуры, этики, человеческих отношений.

  Тип проекта: долгосрочный (с 1 сентября по 1 июня), познавательный, творческий, групповой.

  Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители, музыкальные руководители.

   Образовательная область: «Познаватальное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художествено-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Проводится на занятиях, в рамках перспективного планирования и как кружковая работа.

   Проблема:  Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа, с русскими народными играми, с хороводными играми?

  Ресурсное обеспечение проекта:

  1.  Нормативно-правовой  ресурс:
  • Согласование проекта с администрацией детского сада;
  • Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

  1. Материально-технический ресурс:
  • Приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий;
  • Создание специальной среды в группе и музыкальном зале детского сада;

  1. Информационный ресурс:
  • Подбор методической и познавательной литературы по теме;
  • Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий;

Цель проекта:  Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре путём знакомства с народными играми и традициями.

Задачи проекта:

  1. Создать систему работы по приобщению детей к русским народным играм и традициям;
  2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми;
  3. Воспитывать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, к народным играм и праздникам.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

Сроки проведения:   сентябрь

Цель: Обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности:

  • Изучение методической литературы, сбор информации из Интернета;
  • Составление перспективного плана работы;
  • Создание специальной среды – «Русской горницы» в саду;
  • Изготовление необходимых пособий (элементы русской избы, маски, атрибуты народных игр)
  • Составление картотеки: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр, игр с пением.

  1. Практический этап

Цель:  Выполнить задачи проекта

Содержание деятельности:  

  • Знакомство детей с народными играми и русскими традициями.

        Содержание деятельности

       Формы организации

         Знакомство детей с русскими  

         народными подвижными играми

         

         Игры на прогулке

       Знакомство детей с русскими

       народными хороводными играми,

       играми с пением и играми малой

       подвижности

         На музыкальных занятиях и  в  

         качестве физ. минуток

 

       Знакомство с русскими народными

       традициями

       - беседы;

       - рассматривание иллюстраций;

       - познавательные минутки;

       - кружок «Соловушки»

       - вечера-досуга

  • Обеспечение условий для самостоятельных игр детей на прогулке и в свободное время;
  • Организация вечеров-досуга: «Осенняя ярмарка», «Потешный хоровод»; «Рождество»; «Как на масленой неделе»;  «Красная горка»;

«Троица: Люблю берёзку русскую»; «В Берендеевом  царстве».

  1. Контрольно-оценочный этап

Цель:   выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшего развития проекта.

Содержание деятельности:

- анализ эффективности проведённой работы;

- презентация проекта.

      Роль родителей в реализации проекта:

  • Буклет русские народные игры;
  • Папка передвижка: «Потешки. Загадки. Песенки»
  • Презентация «Игры наших бабушек и дедушек»
  • Картотека: «Семейные игры»
  • Изготовление костюмов и атрибутов к играм
  • Участие в выставке: «Русские народные игры в картинках».

                Перспективный план

        Месяц

       Тема недели

                Содержание

Октябрь

  1. «В тереме чудесном я живу и к себе гостей я в гости жду»

Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности;

Беседы с детьми о русских народных играх, правилах их проведения;

Беседы с детьми о русской избе, рассматривание иллюстраций по теме.

  1. «На осенний на лужок выходи играть дружок»

Разучивание новых хороводных подвижных игр и игр малой подвижности;

Беседы с детьми и рассматривание репродукций картин:

 «Осенний день» И.Грабарь, «Вечерний звон», «Осень», «Золотая осень. Слободка»  

     И.Левитан,

«Золотая осень» И.Остроухов

  1. «Рябинушка кудрявая»

Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности;

Познавательная минутка «Лечебные свойства рябины»;

Беседы о традициях русского народного праздника

« Рябинник»;

Составление совместно с родителями альбома «Волшебная рябинка»;

  1. «Осенняя

ярмарка»

Разучивание новых хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности;

Беседы с детьми и рассматривание иллюстраций о традиции проведения русских ярмарок, рассматривание репродукции картины

Б. Кустодиева «Ярмарка на Красной площади»;

Изготовление атрибутов к празднику «Осенняя ярмарка»;

Организация праздника «Осенняя ярмарка».

Ноябрь

  1. «Не надобен клад, коли в доме лад»

Ознакомление с жизнью семьи на Руси (интегрированное занятие по книге Е.Р.Железновой с.11);

Рассматривание репродукций рисунка В.Васнецова к пословице «Не надобен клад, коли в доме лад»,  репродукции картин

 И. Пелевина «Кормление ребёнка», Р.Фелицина «На крыльце избы», А.Корзухина «Возвращение из города»;

Организация выставки детского рисунка «Русская семья».

  1. «При солнышке – тепло, при матери – добро!»

Беседа «Русские колыбельные»

(«Баюшки-баю» О.П.Радынова с.7)

Разучивание с детьми колыбельных песенок «Качи,качь»,

«Бай-бай, баиньки»,  «Спи,дитятко, почивай», Ходит сон»;

Беседа-концерт «Народная колыбельная» (О.П.Радынова с.80)

  1. «Делу время – потехе  час!»

Ознакомление с особенностями народно-бытовой музыкальной культуры славян.

Ознакомление с русскими народными инструментами (балалайка , гусли, дудки, трещотки, ложки);

Слушание аудиозаписи «Гусли» В.Витлина; русой народной мелодии «Коробейники»

  1. «Потешный хоровод!»

Вечер-досуга «Потешный хоровод»(Е.Р.Железнова с.49)

Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова к потешкам «Ходит кот по лавочке», «Наша Катя», «Ваня, Ваня – простота» и др.

Рисование по содержанию потешек

Декабрь

  1. «Котик – коток»

Заучивание потешек;

Русские народные игры: «Игра с пояском»,  «Догонялки», «Кот Васька», «Огуречик-огуречик»;

Драматизация сказки «Колосок»

 («Рус. нар. тв-во…» под ред.  А.В.Орловой    с. 13)

  1. «Русские потешки»

Разучивание русских потешек: «Федул и Прошка»;

Знакомство с народными играми:»Как у дяди Трифона», «Горелки», «Тетёрка» (или «Золотые ворота»;

Разучивание загадок о предметах старинной русой утвари;

Игра на русских народных инструментах: ложки, бубен, трещотка, свистульки

(«Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой    с. 16)

  1. «Матрёшечка - терёшечка»

Знакомство с народно-прикладным искусством: «История создания русской Матрёшки»;

Разучивание игр «Карусели», «Заря-заряница», «Прятки»;

Хороводные игры: «Галя по садочку ходила», «весёлая девочка Алена»

Рисование матрёшки по образцу.

(«Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой   с. 49)

  1. «Святки»

Знакомство детей с календарно-обрядовым праздниками «Зимние святки» и «Рождество: Беседа о календарно-обрядовых праздниках»;

Разучивание колядок;

Разучивание игр: «Прялица-кокорица», «В смолу»

(«Рус. нар. тв-во..» под ред. А.В.Орловой     с.70)

Январь

  1. «Рождество»

Организация праздника «Рождество»:

Разучивание колядок; Инсценировка  песни «У Володи на току»;

Игры: «Скакалка», «Жмурки», «Бабки-ежки»; «Башмачник», «Колечко».

(«Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой   с. 79)

  1. «Раз в крещенский вечерок»

Беседа о празднике «Крещение»;

Рассказ о традиции гадания в крещенский вечерок;

Игра «Дед Микита»

Драматизация сказки «Рукодельница и Ленивица».

(«Рус. нар. тв-во…»  под ред. А.В.Орловой   с. 84)

  1. «Песня – душа народа»

Знакомство с народной песней:

-колыбельные;

-лирические;

-хороводные;

-плясовые.

Концерт-беседа «Песня русская моя».

(«Рус. нар. тв-во..» под ред. А.В.Орловой   с. 28-40)

  1. «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут»

Знакомство детей с короткими плясовыми песнями – частушками:

-беседа о частушках;

-разучивание с детьми частушек

-беседа-концерт «Раздайся, народ, меня пляска берёт»

(«Рус. нар. тв-во…»  под ред. А.В.Орловой    с. 40-44)

Февраль

  1. «Мороз не велик, а стоять не велит»

«Зимние забавы» - праздник на улице;

Подвижные игры на улице:

-«Два мороза»

-«Метелица»

-«След в след»

-«Пятнашки на санках»

  1. «Поверья русского народа»

Знакомство детей с древне- русскими народными верованиями:

Беседа о духах природной стихии и жилищ и трансформации этих образов в сказочные персонажи (Баба яга, Леший, Домовой, Кикимора, Водяной, Русалка)

Игры: : «Бабка-ежка», «Жмурки с водяным», «Башмачник», «Русалочки».

(«Серия интегрированных занятий…» Е.Р.Железнова  с. 58)

  1. «Кто таков Иван Пятаков?

Беседа о загадках

Игры в загадки

Игра «Бабка»

(«Тридцать три пирога»  с. 156)

  1. «Масленица»

Организация праздника «Масленица» на улице:

-беседа с детьми о масленой неделе;

-знакомство с обрядовыми песнями Масленицы;

-изготовление атрибутов к празднику;

-разучивание игр: «Тетушка Арина», «Огородник и воробей», «Утка и селезень», «Горелки»;

- разучивание русской народной песни «Блины».

(«Рус. нар. тв-во…»  под ред. А.В.Орловой   с. 89)

Март

  1. «Весна, весна, на чем пришла?»

Беседа о весенних народных праздниках:

 «Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь»

-разучивание народных игр:

«Козлик», «Дедушка Егор», «Петух»

-Хороводная игра «Пройди в воротца»

(«Весенние праздники, игры и забавы»   В.М.Петров   с. 55)

  1. «Чудеса –кудеса»

Фольклорное развлечение для дошкольников

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Хоровод «Веснянка»;

Игра «Весёлые музыканты»

П/игра: «Дедушка Мазай»

(«Весенние праздники, игры и забавы»    В.М.Петров  с. 69)

  1. День рождения леса:

«Жаворонушки»

Заучивание с детьми весенних закличек;

Русский хоровод «Под окном черёмуха»;

Игра «Летает, не летает»

Кукольный спектакль «Как лес обиделся»

(«Весенние праздники, игры и забавы» В.М.Петров  с. 62)

  1. «Благовещение –третья встреча весны»

Весенний праздник «Как Алёна весну искала»

-Весенние заклички;

-Игры:«Смех», «Игра с солнцем»,

«Бабочка и ласточка»;

-хоровод «Верба»

-Хоровод-игра : «Маки-маковочки»

(«Рус. нар. тв-во…» под ред.  А.В.Орловой  с. 124)

Апрель

  1. «Звончатые гусли»

-Беседа о создании народного инструмента - гусли;

-концерт  учеников музыкальной школы (струнные инструменты);

-Слушание записи  ансамбля гусляров «Садко».

(«Рус. нар. тв-во…»  под ред. А.В.Орловой     с. 46)

  1. Весенний заигрыш «Гори, гори, ясно»

Подвижные игры на улице

-«Заинька, выходи!»

-«Как по улице воробышек гуляет»;

-«Кошка и мышки»;

-«Кувшинчики»;

-«Горелки».

  1. «В гости со сказкой»

Организация вечера-досуга:

-Чтение сказки Е.Железновой «Как избушка хозяина нашла»;

-Изготовление атрибутов;

-Показ спектакля детям и взрослым;

(«Рус. нар. тв-во…»  под ред. А.В.Орловой  с. 10)

  1. «Красная горка»

-Беседа о празднике «Пасха» и «Красная горка»

-Игры с крашенками;

-Игра-пляска «Воробушек»;

-Игры: «Золотые ворота», «Святое яичко», «Разноголосица», «Чехарда».

(«Рус. нар. тв-во…» под ред. А.В.Орловой      с. 118)

Май

  1. «Волшебный завиток»

-Знакомство с хохломской, городецкой росписью;

-Знакомство с гжелью;

-Знакомство с росписью дымковской игрушки;

-Рисование элементов росписи по выбору;

-Оформление выставки детских работ.

(«Рус. нар. тв-во…»  под ред.  

А.В. Орловой   с. 52)

  1. «Не просит хлеба ремесло, а само кормит»

Ознакомление с ремёслами на Руси:

-беседа;

-рассматривание репродукций с изображением ремесленников Древней Руси за работой;

-чтение отрывков из книги Н.Серьянинова «Чудеса железа»;

- драматизация сказки Е.Железновой «Кто мосток починил?».

(«Серия интегрированных занятий …»  Е.Железновой  с. 22)

  1. «Весеннее веселье»

Фольклорно-спортивный праздник

Русские народные подвижные

игры и состязания:

-«Нагонялы»;

-«Летучий мяч»;

-«Зевака»;

-«Море волнуется»;

-«Третий лишний»

-«Забегалы»;

-«Охотник» и др.

  1. «Майская сказка»

Организация и показ кукольного спектакля «Майская сказка или Лялин день»

-изготовление атрибутов;

-оформление ширмы рисунками детей

(«Весенние праздники, игры и забавы» В.М.Петров  с. 94)

Июнь

  1. «Лето красное или  

Ярилины игры»

Музыкально – фольклорный вечер-досуга

-хороводная игра «Солнышко-ведрышко»;

-«Горелки»;

-«Игра с солнцем»

-«Солнце и месяц»

  1. «Берёзонька белая,  ходи с нами гулять»

Ознакомление с древнерусскими обрядами, связанными с культом растительности.

-песня «На поляне, на лугу гнулася берёзонька..»

-игра «Колечко»

(«Серия интегрированных занятий …»  Е.Железнова с. 56)

  1. «Троица»

Беседа о празднике «Троица»

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Танец «завалинка»

Хоровод «Ай, да берёза»

Игры: «Кресты», «Перетягивание сети», «Венок»;

Гадание по венкам

(«Рус. нар. тв-во …»  под ред. А.В.Орловой   с. 142)

  1. «В Берендеевом царстве»

Музыкально-спортивный фольклорный праздник

-Подвижные, хороводные игры по желанию детей;

-Танец с платочками;

-Потешки и загадки;

Шуточные состязания: «Зеркало», «Алфавит», «Зевака».

Перспективное  планирование по областям в соответствии с ФГОС

№ п/п

Образовательная

область

Разделы программы

Виды детской деятельности

        Задачи

1.

Познавательное развитие

 

В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается

Ознакомление детей с народными праздниками;

Беседы о народных играх, о русских народных традициях;

Беседы о красоте русской природы;

Рассматривание репродукций картин русских художников.

Прививать интерес и бережное отношение к традициям русского народа, к народным играм, к народным промыслам и игрушкам; Прививать умение видеть и любоваться красотой родной природы.

2.

Социально-коммуникативное развитие

Старший дошкольник входит в мир социальных отношений

Беседы с детьми о русских народных играх, и о правилах их проведения;

Беседы с детьми о русской семье, о русском быте;

Рассказ  об отношениях в семье через потешки , частушки и колыбельные песни;

Беседа о русских ремёслах и об отношении к учению на Руси.

Формировать эстетические чувства к красоте природы;

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми;

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.

3.

Физическое развитие

Растим детей здоровыми, крепкими, жизнера

достными

Русские народные подвижные игры, игры малой подвижности, хороводные игры;

Музыкально-спортивные фольклорные праздники.

Расширять круг знаний народных игр;

Закреплять ранее изученные игры;

Помочь детям через игру понять особенности национальной  культуры людей.

4.

Здоровье-

сбережение

Профилактика и укрепление здоровья дошкольников

Беседы с детьми о лечебных свойствах растений растущих в наших лесах (ромашка, рябина, клюква, брусника, черника и др.)

Укрепление здоровья путём подвижных игр на свежем воздухе.

Укреплять здоровье детей;

Знакомить их с лечебными свойствами растений.

5.

Музыкальное развитие

Ребёнок и музыка

Слушание русских народных песен и мелодий;

Разучивание с детьми народных хороводных игр и игр с пением;

Ознакомление с разными жанрами народной музыки;

Ознакомление с народными инструментами.

Организация музыкальных фольклорных праздников  и вечеров-досуга.

Воспитывать интерес к народной культуре и народной музыке;

Расширять представле

ние детей о народных играх;

Прививать интерес к народным праздникам и русским традициям.

6.

Речевое развитие

Ребёнок и книга

Скороговорки,

Потешки,

Чистоговорки.

Чтение русских народных сказок;

Чтение авторских сказок: А.Лопатина «Волшебная рябина»,

Е.Р.Железновой «Поучительные истории бабушки Пелагеи»;

Заучивание загадок, потешек, пословиц, поговорок, обрядовых песенок-калядок.

Привить интерес к художествен

ной  литературе.

Познакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками.

Добиваться использования пословиц и поговорок в активной речи.

7.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное искусство

Художественная деятельность детей

Рисование элементов русской росписи;

Рисование деревьев берёза, рябина;

Рисование матрёшки по образцу.

Воспитывать бережное отношение к народному искусству;

Проявлять творческие способности у детей;

Развивать умение видеть красоту русской природы.

8.

Коммуникация

Развиваем речь ребёнка

Составление рассказов:

«За что я люблю осень»,

 «Моя любимая игра»,

«Русская берёзка»,

«Чем мне нравится матрёшка».

Рассматривание картин русских художников;

Словесные игры.

Учить составлять небольшой связный рассказ из личного опыта,

составление рассказа по картине.

Обогащать словарный запас,

Учить составлять уменьшительно-ласкательные слова.

9.

Безопасность

Правила безопасности

-Правила безопасности при проведении подвижных игр;

-Правила поведения в лесу

-Правила безопасности при работе с ножницами, иголкой  и бисерной проволокой

Повторить правила безопасности -при проведении подвижных игр;

-при экскурсиях в лес;

При работе с ножницами, иголкой и бисерной проволокой.

10.

Труд

Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду

Изготовление атрибутов к народным праздникам;

Сбор плодов рябины, заготовка красивых осенних листьев;

Изготовление атрибутов к играм и масок.

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать бережное отношение к народным ремёслам;

Прививать интерес к ручному труду.

Перспективный план разучивания народных игр

Месяц

Виды народных игр

                    Название игры

Октябрь

Подвижные

-С кочки на кочку

-Листик к веточке лети

-Солнышко и дождик
-Мышеловка

-Наседка и цыплята

Малоподвижные

-Море волнуется

-Олени и пастух

-Иголка, нитка, узелок

Хороводные

-Хороводная-огородная

-Пошла млада за водой

-Рябинушка

-Капуста

Ноябрь

Подвижные

-Ловишки

-Уголки

-Гуси-гуси

-Зайцы и волк

Малоподвижные

-У дедушки Трифона

-Утеня

-Репка

Хороводные

-Плетень

-Змейка

-Капуста

Декабрь

Подвижные

-Бабка-ежка

-Дедушка рожок

-Кувшинчики

-Кот Васька

-Третий лишний

Малоподвижные

-Заинька, выходи

-Краски

Хороводные

-Прялица-кокорица

-Кружева

-Карусель

Январь

Подвижные

-Дед Мороз

-Два мороза

-След в след

-Пятнашки на санках

Малоподвижные

-Звери, птицы, рыбы

-Разноголосица

-Кто с нами?

-Колечко

Хороводные

-Метелица

-Пройди в воротца

-Тетушка

Февраль

Подвижные

-Жмурки

-Догонялки

-Пятнашки по кругу

-Башмачник

-Дед

-Заинька в неволе

Малоподвижные

-Что это за птица, что это за зверь

-Как по улице воробушек гулял

-Как тебя зовут

Хороводные

-Заря-заряница

-Карусель

-Паучок

Март  

Подвижные

-Дед Мазай

-Золотые ворота

-Горелки

-Бабушка Пыхтелиха

-Король и молодцы

-Жмурки

Малоподвижные

-Роща растёт

-Гуси летят

-Колечко

Хороводные

-Скажи, воробушек

-А  я по лугу

-Ручеёк

Апрель  

Подвижные

-Кошки-мышки

-Солнце и месяц

-Гуси-лебеди и волк

-Охотник

-Жаворонок

-Пастух и стадо

-Ястреб и птицы

Малоподвижные

-Пошёл Козёл на базар

-Русалки

-Малечина-калечина

-У Казани у реки

Хороводные

-Во саду ли в огороде

-Верба-вербочка

-Солнышко-вёдрышко

-Венок

Май

Подвижные

-Мушки

-Ворон

-Филин и пташки

-Пчёлы

-Коршун

-Кресты

-Солнце

Малоподвижные

-Редьки

-Каравай

-Да и нет не говорить, чёрный белый не носить

Хороводные

-Со вьюном я хожу

-Маки-маковочки

-Солнышко

Июнь

Подвижные

-У медведя во бору

-Огуречик, огуречик

-Огородник и воробей

-Чёрный жук

-Ворон

-Пахарь и жнецы

-Пастух и стадо

-Чехарда

Малоподвижные

-Кузовок

-Кривой петух

-Соседи

-Сидит Зайка

Хороводные

-Во поле берёза стояла

-Мы на луг ходили

-В смолу

-Галя по садочку ходила