«Создание психолого-эмоционального комфорта посредством совместной деятельности на занятиях ансамблевого музицирования»

Колк Ольга Николаевна
Цель работы: повышение качества учебного процесса. Задача: создание комфортной среды на занятиях ансамблевого музицирования. Усилить мотивацию учащихся необходимой информацией, способной вызвать активную мыслительную деятельность и удовлетворенность проделанной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_psihologo-emotsionalnogo_komforta.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №271 Красносельского района Санкт-Петербурга

им. П.И.Федулова

«Создание психолого-эмоционального комфорта

посредством совместной деятельности

на занятиях ансамблевого музицирования»

        

  Колк Ольга Николаевна

 Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2014

Цель работы: повышение качества учебного процесса.

Задача: создание комфортной среды на занятиях ансамблевого музицирования.  

Усилить мотивацию учащихся необходимой информацией, способной вызвать активную мыслительную деятельность и удовлетворенность  проделанной работой.

Поиски путей к повышению качества учебного процесса.

Сколько лет существует школа, столько же лет идут поиски рецептов успеха. Во многом успеху способствует комфортная обстановка на уроке. И если организация учебной деятельности направлена на успех – это значит, что учащиеся находятся в комфортной обстановке.

Комфорт (англ.)- поддержка, укрепление.

Комфорт - обстановка, обеспечивающая спокойствие, уют. Психологический комфорт  – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться («Толковый словарь»).

Три составляющих понятия «комфорт»:

1. Психологический комфорт – состояние в процессе жизнедеятельности, которое говорит о состоянии радости, удовольствия, испытываемые при  нахождении в школе. Успешная творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта.

Источником психологического комфорта являются: положительное эмоциональное состояние ученика и учителя; доброжелательные отношения между ними. Как добиться  психологического комфорта на занятии?

  • использовать в работе словесное убеждение;
  • не требовать, а просить;
  • оптимально организовать работу на занятии;
  • не допускать стрессовых ситуаций;
  • использовать эмоциональную разрядку (смена деятельности, улыбка, шутка и т.д.).

Психологический комфорт – ведущая составляющая. Он создает в школе деловую и спокойную атмосферу. Такая обстановка необходима не только для усвоения знаний, но для комфортного физического состояния учащихся.

2. Интеллектуальный комфорт

Это удовлетворение потребности в получении новой информации. Удовлетворенность своей мыслительной деятельностью и ее результатами на занятии. Интеллектуальный комфорт возможен при уровне требований, нагрузке, темпе соответствующим возможностям учащихся. Иначе неизбежны утомляемость, стрессы, ухудшение состояния здоровья.

Как добиться?

  • сменой видов и темпа деятельности (слушание, ответы на вопросы, отработка фрагментов произведения ит.д.);
  • наличие внешнего мотива (оценка, поддержка);
  • разнообразные паузы в работе (переключение внимания, физминутки)

3.        Физический комфорт

Это наличие в учебном заведении всего материального обеспечения, необходимого для обеспечения образовательного процесса и его оптимального использования.

Как достичь физического комфорта?

  • соблюдением нормативов «Санпина»;
  • организацией горячего питания и питьевого режима;
  • организацией двигательной активности на переменах.

В практической деятельности видно, что существует разрыв между возможностями ребенка, его интересами и тем, что может быть им достигнуто. Под влиянием этого разрыва мотивация, которая была вначале, постепенно разрушается. Стремление и готовность научиться, если они были,  исчезают. Один из возможных путей преодоления этих трудностей – комфортное состояние ребенка на занятии. Чтобы учитель был не только человеком, который все знает и умеет, но и человеком, который сотрудничает с ним и поддерживает с ребенком добрые отношения. Совместная деятельность способствует благоприятному психологическому климату на занятии, а успешное выполнение задания доставляет удовольствие.  В процессе работы развиваются не только навыки игры на инструменте, но и:

  •  навыки говорения
  • улучшается качество речи
  •  пополняется словарный запас
  • вырабатывается навык общения в диалоге и так далее.

Не секрет, что традиционный урок – это «театр одного актера», где 90% нагрузки падает на учителя. Если же учащийся чувствует, что он выполнил задание, которое вызывало у него страх, опасение. Он смог! Он – творец, он – герой! Масса положительных эмоций, удовольствие. Ученик уже не объект, а полноправный участник процесса познания. Для раскрытия творческого потенциала учащихся очень важно, чтобы они находились в состоянии комфорта (психологического, интеллектуального, физического). Достичь комфортного пребывания в учебном заведении можно лишь объединив усилия всех составляющих учебного и воспитательного процесса.

        Приведу примеры из моей работы с учащимися.

 Среди моих учеников есть группа детей из 7 класса, их 5 человек. Девочки: Алина,  Мария, Анастасия; мальчики: Никита, Артем. Все дети с разными музыкальными данными, с различной степенью мотивации к занятиям  музыкой. Успехи в общеобразовательной учебной деятельности различные. Внимание и участие родителей также неодинаково. С успехом играть в ансамбле с одноклассником могут пока только трое: Маша и Алина; Маша и Анастасия.

В семье Маши играет на фортепиано мама. Она окончила музыкальную школу по классу фортепиано. В этой семье есть традиция совместного музицирования. Девочке хочется исполнять разную музыку, в том числе и ту, которую когда-то играла ее мама. Маша почти всегда готова к занятию. Маша любит музыку, с удовольствием читает с листа, что позволяет значительно расширить репертуар и облегчает разучивание музыкального произведения. Очень любит играть в ансамбле с одноклассниками и педагогом. Она внимательна. Охотно выступала на конкурсе-фестивале «Серебряный ключ» сразу в двух номинациях: «Сольное исполнение на инструменте», «Ансамбль (фортепиано)». Результат: в каждой номинации  завоеваны дипломы I и соответственно II степени.  Маша принимала участие в концерте для Ветеранов ВОВ и жителей блокадного Ленинграда, выступала на гала – концерте в Константиновском дворце и гимназии. Маша участница олимпиад по различным предметам, заканчивает учебный год с отличными и хорошими оценками.

Алина очень хочет хорошо играть. В семье Алины нет музыкантов, но родители всегда интересуются тем, как обстоят дела, дома устраиваются мини-концерты. Алина не очень дружит с аппликатурой, что создает дополнительные трудности при работе с произведением. Есть некоторая небрежность в работе над текстом. Она предпочитает принести на занятие уже готовое произведение, а не отрабатывать трудные эпизоды в классе. Приходится тратить довольно много времени на устранение ошибок. Любит, чтобы все получалось сразу, очень хочет играть в ансамбле с Машей. Это стимул. Мотивацией в данном случае служит дружба с Машей. Алина участница конкурса-фестиваля «Серебряный ключ», имеет диплом II степени. Принимала участие в концерте для родителей будущих седьмых классов, в ансамбле вместе с Машей исполнили «Песню о бывалом моряке» музыка Дунаевского И.

Никита в начале учебного года неохотно берется за новые произведения. Любимое дело: исполнение ранее выученных произведений наизусть. Страх перед новым текстом был главным. Систематически читая с листа самые простые тексты, удалось убедить его в успешном выполнении и более сложных заданий. Теперь новые тексты воспринимаются спокойно и по-деловому, а не на уровне отрицательных эмоций.  В этом учебном году бывали пропуски по болезни, даже побывал на лечении в больнице. Пришлось назначать ему дополнительные занятия в ансамбле с Анастасией. Хороший контакт, товарищеская поддержка помогли успешному освоению музыкального материала.

Артем любит музыку, особенно ему нравиться разучивать пьесы, написанные в джазовом стиле. Оказалось, что его папа любит такую музыку. Внимание и поощрение со стороны отца явились хорошим стимулом к занятиям. В семье занятиями Артема интересуются все, начиная с мамы и заканчивая дедушкой. Семейные концерты стали традицией, важными видами мотивации в получении знаний, умений и навыков.

Для раскрытия творческого потенциала учащихся очень важно, чтобы они находились в состоянии комфорта (психологического, интеллектуального, физического). Из вышеприведенных примеров моей работы в гимназии видно, что достичь комфортного пребывания в учебном заведении можно лишь объединив усилия всех составляющих: педагогов, родителей, классных руководителей. 

Работа учащихся в ансамбле налагает большую ответственность. Отвечаешь не только за себя, но и за своего партнера, за общее дело. Особенно ответственно подходят ребята к концертам. Мы играем для родителей, выступаем перед одноклассниками, участвуем в благотворительных концертах и концертах для ветеранов. Таким образом, дети участвуют в добрых делах, адаптируются в социуме, чувствуют свою социальную значимость. Для раскрытия потенциала учащихся большую пользу дают внеклассные мероприятия.

Работа в тесном контакте с классным руководителем 7/5 класса Емельяновой Светланой Викторовной дала возможность для проведения с классом, начиная с пятого по седьмой год обучения традиционных весенних концертов. С учащимися были проведены  групповые занятия на темы: «Певческие голоса», «Музыкальная форма: сонатное аллегро». Во время занятий проходит обмен мнениями о прослушанной музыке, дети были активными участниками беседы. Стиль общения доброжелательный и спокойный. Речевая активность учащихся увеличилась, а учителя уменьшилась. Пополнился лексический запас учащихся. Творческие работы детей говорят о понимании музыки. Музыка стала важной частью их досуга.  Хочется отметить о пользе тесной связи и работе с родителями. Интерес, положительные эмоции, заинтересованное отношение родителей – все это является важными видами мотивации в получении знаний, умений и навыков.

Родители учащихся - мои помощники, они участвуют в организации поездок на выступления вне гимназии. Поездки в капеллу, филармонию проходят также с их участием. Совместно празднуем приход Нового года и весны. Их заинтересованность успехами детей, щедрость на похвалу способствует прочной мотивации и развитию творческой личности ребенка.