ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ по музыкальной литературе среди учащихся музыкального отделения ДШИ (4 класс)
В данном материале вы сможете познакомиться с ПРОЕКТОМ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ по музыкальной литературе среди учащихся музыкального отделения ДШИ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект олимпиады | 60 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ по музыкальной литературе среди учащихся музыкального отделения ДШИ / 1 год обучения / преподаватель теоретического отделения МОУ ДОД ДШИ № 1
Тычина Т.Н. |
Данный проект представляет один из вариантов проведения внутришкольной олимпиады в ДМШ и ДШИ среди учащихся 4 класса /7-летнего обучения/ музыкального отделения, изучивших полный курс Слушания музыки и 1 год курса Музыкальной литературы.
Проведение такой олимпиады преследует несколько целей, а именно:
- проверка знаний учащихся;
- мотивация учащихся к овладению дополнительными знаниями;
- повышение интереса к предмету;
- повышение степени успешности в изучении предмета.
Уровень сложности олимпиады можно определить как средний, т.к. задания основаны строго на стандартных знаниях учащихся, установленных учебной программой.
Форма проведения олимпиады командно-групповая игра с использованием некоторых индивидуальных заданий.
ЗАДАНИЕ 1
В начале соревнования командам предлагается выбрать из предложенных вариантов название своей команде и обосновать свой выбор.
ЛИРА, ОРФЕЙ, ГАРМОНИЯ,
ЗАДАНИЕ 2
«РАЗМИНКА – МЫ ЗНАЕМ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Стихи-загадки
Я СТОЮ НА ТРЕХ НОГАХ,
НОГИ В ЧЕРНЫХ САПОГАХ,
ЗУБЫ БЕЛЫЕ, ПЕДАЛЬ,
А ЗОВУТ МЕНЯ - ….. /РОЯЛЬ/
ОН ПО ВИДУ БРАТ БАЯНУ,
ГДЕ ВЕСЕЛЬЕ, ТАМ И ОН.
Я ПОДСКАЗЫВАТЬ НЕ СТАНУ –
ВСЕМ ЗНАКОМ ….. /АККОРДЕОН/
ГРОМЧЕ ФЛЕЙТЫ, ГРОМЧЕ СКРИПКИ,
ГРОМЧЕ ТРУБ НАШ ВЕЛИКАН.
ОН РИТМИЧЕН, ОН ОТЛИЧЕН,
НАШ ВЕСЕЛЫЙ ….. /БАРАБАН/
ХОРОВОДОМ МЫ ПОЙДЕМ,
ПЕСНЮ ГРМЧЕ ЗАПОЕМ,
ЗАБРЕНЧИТ НАМ, УГАДАЙ-КА,
ВЕСЕЛУШКА ….. /БАЛАЛАЙКА/
ОН ОГРОМНЫЙ, СЛОВНО ШКАФ,
НО СТОИН НЕ НА НОГАХ.
ОН ИМЕЕТ ВАЖНЫЙ БАС
И ЗОВЕТСЯ ….. /КОНТРАБАС/
ПРИЛОЖИЛ К ГУБАМ Я ТРУБКУ –
ПОЛИЛАСЬ ПО ЛЕСУ ТРЕЛЬ.
ИНСТРУМЕНТ ТОТ ОЧЕНЬ ХРУПКИЙ
НАЗЫВАЕТСЯ - ….. /СВИРЕЛЬ/
КОЛОННА ДА СТЕНА,
К СТУНЕ ЛЕГЛА СТРУНА /АРФА/
КТО-ТО ВЫШЕЛ – КРУГЛЫЙ, ТОЛСТЫЙ,
СЛОВНО МЕДНЫЙ САМОВАР:
«МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЮ Я ГРУБО,
НО НА ТО И ЕСТЬ Я ….. /ТУБА/
ВЫШЛА ДУДОЧКА ТОЧЕНАЯ,
ВСЯ ИЗЯЩНАЯ И ЧЕРНАЯ;
«Я НА ВЕСЬ ИЗВЕСТЕН СВЕТ,
А ЗОВЕТ МЕНЯ ….. /КЛАРНЕТ/»
ЗАДАНИЕ 3
Детектив собрал сведения для расследования дела о похищении клавишных инструментов. Подскажи ему, как разложить собранные материалы по папкам. Для этого впиши в пустые кружки на каждой папке номера правильных утверждений.
Дело №1 ОРГАН О О О О | Дело №2 КЛАВЕСИН О О О О | Дело №3 ФОРТЕПИАНО О О О О |
- Чтобы продлить его звук, используют трели, форшлаги.
- Он создан итальянским мастером Бартоломео Кристофори.
- По его струнам ударяют деревянные молоточки.
- Есть клавиатуры для рук и для ног.
- При нажатии на клавишу воронье перо зацепляет струну.
- Клавишно-духовой инструмент.
- На нем можно играть очень тихо и очень громко.
- На нем нельзя играть с яркими динамическими оттенками.
- Звук идет по трубам, в которые специальным механизмом нагнетается воздух.
- Клавишно-ударный инструмент.
- Есть система регистровых переключателей.
- Клавишный струнно-щипковый инструмент.
ЗАДАНИЕ 4 - 5
ТЕМБРОВАЯ ВИКТОРИНА
Определите звучащие инструменты, найти их изображения на картинках, подписать и поставить номер его звучания.
1. СКРИПКА /Паганини Кантабиле/
2. ФАГОТ / Прокофьев тема Дедушки из «Пети и волка»/
3. ТРУБА / Чайковский Неаполитанский танец/
4. АРФА / Чайковский Вальс цветов/
5. КСИЛОФОН /Эшпай Танец/
Прослушайте одно произведение из двух пьес Г.Свиридов Весна и осень /из музыки к повести Пушкина А.С. «Метель». Определите, какие инструменты помогают композитору передать картину весны, а какие – картину осени, кто участвует в исполнении мелодии, подголосков, аккомпанемента.
ВЕСНА | ОСЕНЬ |
Мелодия – 1. 2. 3. Аккомпанемент - | Мелодия – 1. 2. 3. Аккомпанемент – |
ЗАДАНИЕ 6
ТАНЦЫ
На плакате изображения, связанные с различными танцами. Необходимо определить: о каком танце рассказывает то или иное изображение, и закрепить на магните название танца под картинкой, обосновав свое решение.
ЗАДАНИЕ 7
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ
Реши кроссворд, впиши в горизонтальные строки ответы на вопросы.
ЗАДАНИЕ 8
Вспомни, какую музыкальную форму обозначает каждая схема и подпиши ее название.
а а1 в в1 ________________________
А В А С А ________________________
А А1 А2 А3 А4 _______________________
а а1 в а1 __________________________________
А В А _____________________________
а а __________________________________
ЗАДАНИЕ 9
Анализ музыкального произведения
Предлагается прослушать небольшое музыкальное произведение – П.Чайковский Песня жаворонка из «Детского альбома» или «Времен года».
Необходимо определить образ, характер, настроение музыки и средства выразительности.
Участникам предлагается текст с пропусками, в которые надо вставить необходимые слова, термины.
ТЕКСТ
В этом произведении композитор хотел передать музыкой образ________________________________________________________________________________________________________________________________
В этой музыкальной картинке мы почувствовали настроение ___________________________________________________________________________________________________________________________________,
потому что композитор использовал _________________ лад.
В мелодии пьесы слышны__________________________________________
________________________________________________________________,
она звучит в ________________________ регистре.
Ее звуки движутся_____________________________________________
__________________________________________________________________
Линия мелодии _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Характер пьесы помогают передать____________________________ темп,
______________________________________________ динамика.
В гармонии аккомпанемента слышны _________________________________.
В ритме мы заметили__________________________________________
________________________________________________________________
Эта пьеса написана в _______________________________________форме.
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 10
«ОПЕРА И БАЛЕТ»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Отметь значком слова, относящиеся только к опере, значком ∆ - относящиеся только к балету, значком ○ – относящиеся и к опере и к балету.
АНСАМБЛЬ ИНТРОДУКЦИЯ ПА-ДЕ-ДЕ
АНТРАКТ КАВАТИНА ПАНТОМИМА
АПОФЕОЗ КВАРТЕТ РЕЧИТАТИВ
АРИОЗО КОРДЕБАЛЕТ УВЕРТЮРА
АРИЯ ЛЕЙТТЕМА ХОР
ДЕКОРАЦИЯ ЛИБРЕТТО ХОРЕОГРАФИЯ
ДИВЕРТИСМЕНТ МОНОЛОГ ЭПИЛОГ
ДИРИЖЕР ОРКЕСТР ВАРИАЦИЯ
ЗАДАНИЕ 11
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
/фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского/
- УВЕРТЮРА из «Руслана и Людмилы»
- ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ из «Щелкунчика»
- РОНДО ФАРЛАФА
- ПЕРСИДСКИЙ ХОР
- ВАЛЬС ЦВЕТОВ
- КВАРТЕТ из 1д.
- КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ
- ПА-ДЕ-ДЕ из 2д. «Щелкунчик»
ЗАДАНИЕ 12
«ОПЕРА И БАЛЕТ»
Блиц-турнир
- Звучание всех инструментов вместе в оркестре называется …. /тутти/
- Главный танец 19 века /вальс/
- Какую музыку мы называем «программная»? /у которой есть название/
- Опера родилась в стране … /Италия/
- Балет родился в стране … /Франция/
- Какие инструменты имеют эту ноту в своем названии? –демонстрируется нота «ФА» / фагот, арфа /
- Артистка балета /балерина/
- То, что есть в опере, но никогда не бывает в балете /пение/
- В балете – медленный, плавный лирический танец. /адажио/
- Самое маленькое построение в музыкальной речи. /мотив/
- Балетный термин, который по-французски означает «развлечение», сюита танцев в балете. /дивертисмент/
- Злая волшебница в опере «Руслан и Людмила» /Наина/
- Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. /мелодия/
- Сочинитель балетного спектакля. /балетмейстер, хореограф/
- Место, где сидит органист. /кафедра/
- Инструмент, названный по фамилии своего создателя /саксофон/
- Последняя сцена в балете, в которой участвуют все исполнители. /апофеоз/
- Главный ударный инструмент в симфоническом оркестре /литавры/
- Балеты П.И.Чайковского /»Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»/
- Голос исполнителя партии Руслана /баритон/
- Голос исполнителя партии Ратмира /контральто/
- Дополнительное заключение в музыкальной форме /кода/
- Герой балета «Щелкунчик», подаривший Маше Щелкунчика. /Дроссельмейер/
- Русский народный танец, который композитор П.Чайковский использовал в «Детском альбоме»
- Повторяющаяся тема в рондо /рефрен/