ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ по музыкальной литературе среди учащихся музыкального отделения ДШИ (4 класс)

Тычина Татьяна Николаевна

В данном материале вы сможете познакомиться с ПРОЕКТОМ ПРОВЕДЕНИЯ  ОЛИМПИАДЫ по музыкальной литературе среди учащихся музыкального отделения  ДШИ (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект олимпиады60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ

                             ОЛИМПИАДЫ

                      по музыкальной литературе

          среди учащихся музыкального отделения

                                    ДШИ

                             / 1 год обучения /

                                                          преподаватель

                                                                 теоретического отделения

                                                                  МОУ ДОД ДШИ № 1

                           

                                                                   Тычина Т.Н.                    

Данный проект представляет один из вариантов проведения внутришкольной олимпиады в ДМШ и ДШИ среди учащихся 4 класса /7-летнего обучения/ музыкального отделения, изучивших полный курс Слушания музыки и 1 год курса Музыкальной литературы.

Проведение такой олимпиады преследует несколько целей, а именно:

- проверка знаний учащихся;

- мотивация учащихся к овладению дополнительными знаниями;

- повышение интереса к предмету;

- повышение степени успешности в изучении предмета.

Уровень сложности олимпиады можно определить как средний, т.к. задания основаны строго на стандартных знаниях учащихся, установленных  учебной программой.

Форма проведения олимпиады командно-групповая игра с использованием некоторых индивидуальных заданий.

                                                ЗАДАНИЕ 1

В начале соревнования командам предлагается выбрать из предложенных вариантов название своей команде и обосновать свой выбор.

ЛИРА, ОРФЕЙ, ГАРМОНИЯ,

 

                                 

                                             ЗАДАНИЕ 2

   «РАЗМИНКА – МЫ ЗНАЕМ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Стихи-загадки

Я СТОЮ НА ТРЕХ НОГАХ,

НОГИ В ЧЕРНЫХ САПОГАХ,

ЗУБЫ БЕЛЫЕ, ПЕДАЛЬ,

А ЗОВУТ МЕНЯ - …..   /РОЯЛЬ/

     ОН ПО ВИДУ БРАТ БАЯНУ,

     ГДЕ ВЕСЕЛЬЕ, ТАМ И ОН.

     Я ПОДСКАЗЫВАТЬ НЕ СТАНУ –

     ВСЕМ ЗНАКОМ ….. /АККОРДЕОН/

 ГРОМЧЕ ФЛЕЙТЫ, ГРОМЧЕ СКРИПКИ,

 ГРОМЧЕ ТРУБ НАШ ВЕЛИКАН.

 ОН РИТМИЧЕН, ОН ОТЛИЧЕН,

 НАШ ВЕСЕЛЫЙ ….. /БАРАБАН/

     ХОРОВОДОМ МЫ ПОЙДЕМ,

     ПЕСНЮ ГРМЧЕ ЗАПОЕМ,

     ЗАБРЕНЧИТ НАМ, УГАДАЙ-КА,

     ВЕСЕЛУШКА ….. /БАЛАЛАЙКА/

   

ОН ОГРОМНЫЙ, СЛОВНО ШКАФ,

НО СТОИН НЕ НА НОГАХ.

ОН ИМЕЕТ ВАЖНЫЙ БАС

И ЗОВЕТСЯ ….. /КОНТРАБАС/

     ПРИЛОЖИЛ К ГУБАМ Я ТРУБКУ –

     ПОЛИЛАСЬ ПО ЛЕСУ ТРЕЛЬ.

     ИНСТРУМЕНТ ТОТ ОЧЕНЬ ХРУПКИЙ

     НАЗЫВАЕТСЯ - ….. /СВИРЕЛЬ/

КОЛОННА ДА СТЕНА,

К СТУНЕ ЛЕГЛА СТРУНА   /АРФА/

КТО-ТО ВЫШЕЛ – КРУГЛЫЙ, ТОЛСТЫЙ,

СЛОВНО МЕДНЫЙ САМОВАР:

«МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЮ Я ГРУБО,

НО НА ТО И ЕСТЬ Я ….. /ТУБА/

     ВЫШЛА ДУДОЧКА ТОЧЕНАЯ,

     ВСЯ ИЗЯЩНАЯ И ЧЕРНАЯ;

     «Я НА ВЕСЬ ИЗВЕСТЕН СВЕТ,

     А ЗОВЕТ МЕНЯ ….. /КЛАРНЕТ/»

                                             ЗАДАНИЕ 3

Детектив собрал сведения для расследования дела о похищении клавишных инструментов. Подскажи ему, как разложить собранные материалы по папкам. Для этого впиши в пустые кружки на каждой папке номера правильных утверждений.

         Дело №1

         ОРГАН

   О    О

       О    О

         Дело №2

     КЛАВЕСИН

       О    О

       О    О

         Дело №3

   ФОРТЕПИАНО

     О    О

       О    О

  1. Чтобы продлить его звук, используют трели, форшлаги.
  2. Он создан итальянским мастером Бартоломео Кристофори.
  3. По его струнам ударяют деревянные молоточки.
  4. Есть клавиатуры для рук и для ног.
  5. При нажатии на клавишу воронье перо зацепляет струну.
  6. Клавишно-духовой инструмент.
  7. На нем можно играть очень тихо и очень громко.
  8. На нем нельзя играть с яркими динамическими оттенками.
  9. Звук идет по трубам, в которые специальным механизмом нагнетается воздух.
  10. Клавишно-ударный инструмент.
  11. Есть система регистровых переключателей.
  12. Клавишный струнно-щипковый инструмент.

                                             ЗАДАНИЕ 4 - 5

                            ТЕМБРОВАЯ ВИКТОРИНА

Определите звучащие инструменты, найти их изображения на картинках, подписать и поставить номер его звучания.

1. СКРИПКА    /Паганини Кантабиле/

2.  ФАГОТ       / Прокофьев тема Дедушки из «Пети и волка»/

3.  ТРУБА       / Чайковский Неаполитанский танец/

4.  АРФА      / Чайковский Вальс цветов/

5.  КСИЛОФОН  /Эшпай  Танец/

Прослушайте одно произведение из двух пьес  Г.Свиридов Весна и осень /из музыки к повести Пушкина А.С. «Метель». Определите, какие инструменты помогают композитору передать картину весны, а какие – картину осени, кто участвует в исполнении мелодии, подголосков, аккомпанемента.

              ВЕСНА

             ОСЕНЬ

Мелодия – 1.

                   2.  

                   3.

 Аккомпанемент -

Мелодия – 1.

                   2.  

                   3.

 Аккомпанемент –

                                         ЗАДАНИЕ 6

                                               ТАНЦЫ

На плакате изображения, связанные с различными танцами. Необходимо определить: о каком танце рассказывает то или иное изображение, и закрепить на магните название танца под картинкой, обосновав свое решение.

 

                                           ЗАДАНИЕ 7

                             ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ                                             

Реши кроссворд, впиши в горизонтальные строки ответы на вопросы.

                                           ЗАДАНИЕ 8

Вспомни, какую музыкальную форму обозначает каждая схема и подпиши ее название.

а а1    в в1  ________________________

А  В  А  С  А  ________________________

А  А1  А2  А3  А4 _______________________

а а1    в а1  __________________________________

А  В  А  _____________________________

а  а  __________________________________

                                              ЗАДАНИЕ 9

                            Анализ музыкального произведения

Предлагается прослушать небольшое музыкальное произведение – П.Чайковский  Песня жаворонка из «Детского альбома» или «Времен года».

Необходимо определить образ, характер, настроение музыки и средства выразительности.

Участникам предлагается текст с пропусками, в которые надо вставить необходимые слова, термины.

ТЕКСТ

В этом произведении композитор хотел передать музыкой образ________________________________________________________________________________________________________________________________

В этой музыкальной картинке мы почувствовали настроение ___________________________________________________________________________________________________________________________________,

потому что композитор использовал _________________  лад.  

В мелодии пьесы слышны__________________________________________

________________________________________________________________,

она звучит в ________________________ регистре.

Ее звуки движутся_____________________________________________

__________________________________________________________________

Линия мелодии _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Характер пьесы помогают передать____________________________ темп,
______________________________________________ динамика.

В гармонии аккомпанемента слышны _________________________________.

 

В ритме мы заметили__________________________________________

________________________________________________________________

Эта пьеса написана в _______________________________________форме.

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

                                   ЗАДАНИЕ 10

                           «ОПЕРА И БАЛЕТ»

                       ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Отметь значком  слова, относящиеся только к опере, значком ∆ - относящиеся только к балету, значком  – относящиеся и к опере и к балету.

АНСАМБЛЬ                             ИНТРОДУКЦИЯ                                 ПА-ДЕ-ДЕ

АНТРАКТ        КАВАТИНА        ПАНТОМИМА

АПОФЕОЗ        КВАРТЕТ        РЕЧИТАТИВ

АРИОЗО        КОРДЕБАЛЕТ        УВЕРТЮРА

АРИЯ        ЛЕЙТТЕМА        ХОР

ДЕКОРАЦИЯ        ЛИБРЕТТО        ХОРЕОГРАФИЯ

ДИВЕРТИСМЕНТ        МОНОЛОГ        ЭПИЛОГ

ДИРИЖЕР        ОРКЕСТР        ВАРИАЦИЯ

                                    ЗАДАНИЕ 11

                      МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

  /фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского/

  1. УВЕРТЮРА из «Руслана и Людмилы»
  2. ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ из «Щелкунчика»
  3. РОНДО ФАРЛАФА
  4. ПЕРСИДСКИЙ ХОР
  5. ВАЛЬС ЦВЕТОВ
  6. КВАРТЕТ из 1д.
  7. КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ
  8. ПА-ДЕ-ДЕ из 2д. «Щелкунчик»

                                    ЗАДАНИЕ 12

                                   «ОПЕРА И БАЛЕТ»

        Блиц-турнир

  1. Звучание всех инструментов вместе в оркестре называется …. /тутти/
  2. Главный танец 19 века  /вальс/
  3. Какую музыку мы называем «программная»?  /у которой есть  название/
  4. Опера родилась в стране … /Италия/
  5. Балет родился в стране … /Франция/
  6. Какие инструменты имеют эту ноту в своем названии? –демонстрируется нота «ФА»   / фагот, арфа /
  7. Артистка балета  /балерина/
  8. То, что есть в опере, но никогда не бывает в балете   /пение/
  9. В балете – медленный, плавный лирический танец. /адажио/
  10. Самое маленькое построение в музыкальной речи. /мотив/  
  11. Балетный термин, который по-французски означает «развлечение», сюита танцев в балете.   /дивертисмент/
  12. Злая волшебница в опере «Руслан и Людмила»   /Наина/  
  13. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.  /мелодия/  
  14. Сочинитель балетного спектакля. /балетмейстер, хореограф/
  15. Место, где сидит органист. /кафедра/  
  16. Инструмент, названный по фамилии своего создателя  /саксофон/  
  17. Последняя сцена в балете, в которой участвуют все исполнители.  /апофеоз/
  18. Главный ударный инструмент в симфоническом оркестре  /литавры/  
  19. Балеты П.И.Чайковского /»Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»/
  20. Голос исполнителя партии Руслана  /баритон/
  21. Голос исполнителя партии Ратмира  /контральто/
  22. Дополнительное заключение в музыкальной форме  /кода/
  23. Герой балета «Щелкунчик», подаривший Маше Щелкунчика. /Дроссельмейер/
  24. Русский народный танец, который композитор П.Чайковский использовал в «Детском альбоме»
  25. Повторяющаяся тема в рондо  /рефрен/